Профессиональный отбор водителей



Скачать 92.67 Kb.
Дата25.04.2016
Размер92.67 Kb.
http://www.uraltourism.ru/
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР ВОДИТЕЛЕЙ

Люди различны по своим индивидуально-психологическим особенностям, а следовательно, по психофизиологическим возможностям при управлении автомобилем. Дисциплинированный, старательный водитель в сложной дорожной ситуации может допустить ошибку в управлении автомобилем, если его психофизиологические возможности ограничены. Этот недостаток обычно не проявляется в простых условиях вождения автомобиля. В сложных условиях он может иногда компенсироваться опытом водителя. Но когда дорожная обстановка требует от водителя максимального использования его возможностей в правильном и точном восприятии, в распределении и переключении внимания, в быстрых, точных реакциях и волевых действиях, одного опыта может оказаться недостаточно и водитель допустит ошибку, т. е. в создавшейся ситуации он не будет способен найти правильное решение. Возникает дорожно-транспортное происшествие.

Для правильной оценки действий водителя, анализа и заключения о причинах дорожно-транспортного происшествия необходимо знать его психофизиологические особенности, которые следует рассматривать как составную часть мастерства вождения автомобиля. К сожалению, такой анализ иногда проводится лишь с позиций «нарушил» или «не нарушил» правила движения. Водитель может быть наказан, но потенциальная возможность последующих происшествий по этой причине не исключается.

Профессиональный отбор кандидатов в водители следует осуществлять не только по состоянию здоровья, но и по данным психофизиологического обследования. Установлено, что по вине водителей, которые допускают много нарушений, происходит в 5 раз больше дорожно-транспортных происшествий, чем по вине водителей, редко допускающих ошибки.

Лица, предрасположенные к дорожно-транспортным происшествиям, могут быть выявлены специальными методами психофизиологического обследования. Такие обследования проводятся в ряде стран и включают оценки психомоторных реакций, дневного и ночного зрения, координации движения, способности определять скорость движения и др. В Австрии было проведено 4282 психофизиологические экспертизы на пригодность водителей к управлению автомобилем. Оказалось, что полностью пригодны к управлению автомобилем 78,5% водителей, временно непригодны 13,4% и полностью непригодны 8,1%. Общий процент признанных непригодными к управлению автомобилем — 21,5%.

Результаты психофизиологических обследований водителей свидетельствуют о необходимости проведения профессионального отбора.

Однако отбор желающих получить профессию водителя по данным психофизиологических обследований встречает ряд трудностей. Следует учесть, что оценка профессиональных способностей должна базироваться не только на разностороннем обследовании психических процессов, но и на изучении особенностей личности. Кроме того, эти данные могут изменяться под влиянием различных факторов. Поэтому делать предсказания о способностях человека к управлению автомобилем по данным однократного психофизиологического обследования очень трудно. Заключение о непригодности к управлению автомобилем может быть дано лишь при значительном отклонении показателей от установленных норм в результате ряда обследований.

Ю. С. Боровер, возглавляющий работу по изучению методов профессионального отбора, и ряд отечественных психофизиологов, работающих в области автомобильного транспорта, считают, что обучаться и выполнять работу водителя может каждый здоровый человек. Поэтому в основе профессионального отбора должны лежать принципы не отбора к профессии водителя, а подбора к работе на автомобилях различного назначения в зависимости от индивидуально-психологических качеств будущих водителей.

Психофизиологические особенности человека наиболее полно можно изучать при обучении, в частности при формировании профессиональных навыков, в соответствии с качествами, определяющими способности курсанта к управлению автомобилем.

Изучение психологических особенностей водителя в процессе его деятельности должно проводиться прежде всего с целью решения вопроса о характере его работы: работа в городе или на междугородных перевозках, тип автомобиля, время суток, продолжительность рабочей смены, важность задания.

Следует учитывать, что отрицательные психологические особенности водителя могут компенсироваться другими качествами и проявляться лишь в сложных дорожных ситуациях, поэтому целесообразны периодические обследования водителя с использованием специальных тренажеров, с имитацией различных аварийных ситуаций. Умение действовать в сложной дорожной обстановке должно явиться основным критерием в оценке мастерства водителя. Такую проверку целесообразно проводить после длительных перерывов в работе (после болезни, отпуска), в течение которых происходит незаметная для водителя деавтоматизация выработанных профессиональных навыков в управлении автомобилем. Эта проверка также необходима при переходе на работу на специализированные автомобили (пожарные, оперативные, скорой помощи).

Важную роль в формировании мастерства вождения автомобиля играют свойства личности водителя.



ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЯ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для правильного понимания индивидуально-психологических особенностей водителя недостаточно изучения отдельных психических процессов, необходимо также знание психических свойств, характеризующих человеческую личность, т. е. интересов, способностей, темперамента и характера.



Личность — это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. Человек не рождается с готовыми психическими свойствами или качествами. Они развиваются в процессе его жизни и деятельности.

Важнейшее значение в формировании личности имеют мировоззрения и нравственные черты характера человека, которые мобилизуют его личные качества и направляют их для достижения поставленной цели. Для того чтобы изучить направленность человека, необходимо установить, каковы мотивы его действий, его интересы.



Интересы — это отношение человека к предметам или явлениям жизни, стремление познать их, овладеть ими. Интересы людей различают по направленности, т. е. по тем целям, которые преследуются интересами, по широте и устойчивости.

Характеризуя личность водителя, необходимо знать, как он относится к своей профессии, другим видам деятельности, общественной работе, общественно-политическим вопросам, как использует свое свободное время, устойчивы ли его интересы и т. д.



Способности -— психологические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

Способности не врождены, они формируются в процессе жизни и деятельности человека.

Способности человека к профессиональной деятельности водителя автомобиля в основном определяются следующими качествами:

хорошее физическое развитие, выносливость, ловкость и хорошая координация движений;

легкость образования двигательных навыков;

высокая степень развития функции органов чувств, в особенности органов зрения, слуха и мышечного чувства;

скорость и точность психомоторных реакций;

быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений;

широкое распределение, быстрая переключаемость и устойчивость внимания;

хорошая зрительная память, высокая степень готовности памяти;

настойчивость, решительность, смелость;

склонность к технике, техническое мышление, интерес к профессиональной работе водителя;

эмоциональная устойчивость, самообладание, дисциплинированность;

инициативность, сообразительность.



Темпераментом называют свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Темперамент проявляется в эмоциональной возбудимости и общей подвижности человека. Различают четыре вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Типичные представители каждого из темпераментов характеризуются следующими особенностями.



Сангвиник — человек быстрый, подвижный, с быстрой сменой настроений, которые не оставляют в его сознании глубокого следа, быстро меняющиеся эмоциональные состояния находят отражение в речи, мимике, жестах. Сангвиник легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, если эти задачи не особенно трудные и серьезные. Тяготится однообразием работы. В своих решениях поспешен. Легко входит в общение с другими людьми. Отличается бодростью и способен поддержать бодрое настроение в коллективе.

Холерик — человек с сильной, быстрой реакцией и с сильными, быстро загорающимися чувствами, которые имеют яркое внешнее проявление, иногда порывист, эмоционально очень возбудим, вспыльчив, склонен к бурным эмоциональным вспышкам. Человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки и захватывают его целиком. Для холериков типичны большая активность и энергия. Холерик меньше других боится опасности, решителен, инициативен, действует с большим эмоциональным подъемом.

Флегматик — человек медлительный, уравновешенный, спокойный, смена эмоциональных переживаний происходит у него медленно, переживания находят чрезвычайно слабое внешнее выражение, его невозможно вывести из себя, мимика и жесты однообразны, невыразительны, речь медленная, лишенная живости, не сопровождается выразительными движениями. Прежде чем что-либо сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, принятые решения выполняет спокойно и неотступно, с трудом переключается на другой вид деятельности.

Меланхолик — человек со слабой реакцией, для него типична медленная смена настроений, как у флегматика, но его переживания характеризуются большой глубиной и длительностью. Чувства и настроения меланхолика однообразны, но очень устойчивы; его чувства находят слабое внешнее выражение. Меланхолик тяжело переживает трудности жизни, нередко замкнут, необщителен, его движения медлительны, однообразны, сдержанны. Этот темперамент отличается нерешительностью, пассивностью, вялостью.

Темперамент людей отличается большой стойкостью. Однако он может изменяться под влиянием воспитания и условий жизни.

Особенности темпераментов различно влияют на работоспособность водителей и на их утомление. Так, например, холерик, для которого характерна высокая степень эмоциональной возбудимости, при управлении автомобилем будет утомляться сильнее флегматика, которому свойственно спокойное отношение к делу. Холерик исключительно активен. Но недостаточные усидчивость и выдержка, бессистемность в работе снижают его качества как водителя, особенно в дальних рейсах. Сангвиник хорошо проявляет себя в водительской профессии, но нередко переоценивает свои возможности, легко отвлекается, требует повышенного контроля в работе. Уравновешенность, спокойствие флегматика благоприятно проявляются в работе водителя, но не в сложной дорожной обстановке. Решения и действия флегматика обычно замедленны. Менее пригоден для деятельности водителя меланхолик, для которого типичны колебания, нерешительность и другие особенности, отрицательно сказывающиеся в работе водителя. Однако исследования показали, что среди водителей, часто попадающих в дорожно-транспортные происшествия, относительно большой процент лиц с чрезмерно высокой эмоциональной возбудимостью.

Чистые темпераменты среди людей встречаются редко. Обычно мы наблюдаем сочетание отдельных черт различных темпераментов. Совокупность этих черт может приближать человека к представителям того или другого темперамента.



Характер — совокупность наиболее устойчивых психических черт личности данного человека, проявляющихся в его действиях и поступках. Характер формируется в деятельности человека, в процессе воспитания и обучения.

Однако нельзя отрицать и значения высшей нервной деятельности в формировании характера.

Устойчивые психические свойства или черты характера позволяют с известной вероятностью предвидеть поведение человека.

Если человек в отдельных случаях проявил смелость, решительность, то это еще не значит, что эти черты присущи его характеру, так как отдельные проявления этих качеств могут оказаться нехарактерными (они ему не свойственны, и ожидать их проявления от этого человека постоянно нельзя).

Если поступки человека объясняются не столько его желаниями и стремлениями, сколько влиянием внешних обстоятельств, то в этом случае говорят, что человек бесхарактерный.

Черты характера человека лучше всего рассматривать по следующим четырем группам.

К первой группе относятся черты характера, выражающие общее отношение человека к явлениям и событиям жизни, например принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм и пр.

Вторая группа включает черты, в которых выражается отношение человека к другим людям: общительность или замкнутость, откровенность или скрытность, чуткость или черствость, доверчивость или подозрительность.

К третьей группе относятся черты характера, выражающие отношение человека к труду, к своему делу: трудолюбие или леность, аккуратность или небрежность, инициативность или косность, любовь к преодолению трудностей или боязнь их и пр.

Четвертая группа объединяет черты, выражающие отношение человека к самому себе: высокая требовательность или самоуспокоенность, застенчивость или кичливость, самокритичность или зазнайство, скромность или самомнение и пр.

Характер человека многогранен, но он не представляет собой простую сумму отдельных психических черт. Эти черты находятся в сложном сочетании, причем некоторые из них являются ведущими. Ведущие черты характера влияют не только на выбор человеком профессии, но также и на его работу.



Успех во всякой деятельности определяется всеми чертами личности, ее направленностью, способностями, темпераментом и характером. Специальные исследования показали, что водители, работающие без аварий, по сравнению с водителями, допускающими значительное количество нарушений, характеризуются не только высокой степенью дисциплинированности, но также уравновешенностью, рассудительностью, более широким умственным кругозором, находчивостью и другими положительными чертами. Не случайно говорят, что человек управляет автомобилем так, как он живет.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница