Профессиональные предпочтения выпускников современного вуза



Дата10.02.2016
Размер5,14 Mb.
#164
Профессиональные предпочтения выпускников

современного вуза

С.Б. Коваль, И.В. Молочкова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Участие России в Болонском процессе создало предпосылки для приближения системы высшего профессионального образования (ВПО) по форме к западной модели с целью вхождения в европейское образовательное пространство. А это обозначает, что в соответствии с подписанным 18.05.2007 года министрами образования стран-участниц Болонского процесса Лондонским коммюнике, основными ориентирами для ВПО выступают:


  • ориентация на студента через разработку индивидуальных образовательных траекторий;

  • мобильность преподавателей, студентов и выпускников;

  • изменение рамок квалификации; разработка новых систем обеспечения качества;

  • партнерство и сотрудничество с работодателями в рамках обновления образовательных программ и переориентации на результаты обучения.

Вместе с тем, происходящим изменениям в сфере современного производства, разных форм бизнеса сопутствуют изменения в сфере управления человеческими ресурсами. Они включают в себя переход к широкой профессиональной ответственности специалиста, гибкому выбору пути профессионального развития, ответственности самих работников за собственное развитие, а также к активному поиску обратной связи руководителей с подчиненными. Таким образом, основным направлением развития кадрового менеджмента в перспективе является формирование, эффективное управление и преумножение социального и человеческого капиталов как решающих факторов достижения конкурентных преимуществ организации [5].

В 2008 году по инициативе регионального центра содействия трудоустройству выпускников, функционирующего на базе Южно-Уральского государственного университета, при поддержке Главного управления по труду и занятости, Министерства образования и науки Челябинской области, было проведено социологическое исследование, посвященное выявлению проблем профессиональной подготовки выпускника вуза для регионального рынка труда. В исследовании приняли участие 1923 выпускника 13-ти вузов Челябинской области, а также представители 160-ти промышленных предприятий региона.

Одной из задач исследования стало изучение профессиональных предпочтений выпускников вузов, что позволит учесть гуманитарную составляющую социально-экономических отношений при разработке стратегии совершенствования процесса профессиональной подготовки и системы содействия трудоустройству выпускников вузов.

Практический аспект осуществленного исследования проявился в попытке разработки конкретных рекомендаций по повышению качества профессиональной подготовки и совершенствованию системы содействия трудоустройству выпускников вузов.

В соответствии с поставленными задачами, анализ результатов анкетирования позволил выявить профессиональные намерения выпускников вузов по поводу их дальнейших планов в области образования.

Оказалось, что большинство выпускников (68%) предполагает остановиться на достигнутом уровне специалиста, каждый четвертый из опрошенных хотел бы продолжить образование в магистратуре или аспирантуре, а 4% – в будущем поступить в докторантуру. Если исходить из убеждения о том, что обычно претендуют на дальнейшее обучение в магистратуре, аспирантуре и докторантуре люди, склонные к научно-исследовательской и педагогической деятельности, то можно считать этот факт благоприятным следствием образовательной деятельности вузов, в которых создаются предпосылки для самореализации выпускников в области науки и педагогической практики.

Что касается дальнейших планов трудоустройства выпускников (рис. 1), то анализ результатов позволил условно разделить респондентов на три группы:

1 группаПолностью определились с будущим местом работы (15%) студентов. При ответе на вопрос анкеты «Куда Вы планируете утроиться на работу после окончания обучения в вузе?» они указывали название конкретного предприятия, организации или учреждения (например, ЧТПЗ, Мечел, Метран и т.д.).

Рис. 1. Определенность представлений выпускников вузов

о будущем месте работы
2 группаЧастично определились с будущим место работы (61%). Это основная масса выпускников вузов, которые пока нечетко представляют, где будут или хотят работать, но уже выделяют для себя некоторые приоритеты в профессиональном выборе. Самыми распространенными ответами в этой группе были: «Пойду работать по специальности; туда, где хорошо платят; туда, где есть возможность карьерного роста; буду заниматься частным бизнесом; пойду работать в госструктуру».

3 группаНе определились с будущим местом работы 24% респондентов, то есть каждый четвертый выпускник вуза сегодня либо не представляет, где будет работать после окончания учебы, либо вообще еще не задумывался об этом.

Безусловно, в современной социально-экономической ситуации развития нашего общества самыми конкурентоспособными являются студенты первой группы, тогда как большинство выпускников (2 и 3 группа) неизбежно столкнутся с трудностями на рынке труда, если им не будет оказана соответствующая поддержка в области жизненного самоопределения и проектирования индивидуальной траектории профессионально-личностного развития.

Известно, что проблемы профессионального и личностного развития человека напрямую зависят от особенностей его самосознания, которое позволяет будущему специалисту составить представление о себе как о профессионале, о своей профессиональной позиции, о предполагаемых результатах (целях) труда.

Структуру их профессиональных целей выпускников составили три категории целей: материально-прагматические, личностно-творческие и духовно-нравственные.

Психологическую основу профессиональных целей составляют жизненные ценности, отражающие те направления самореализации, которые представляют особую значимость для человека. В данном случае были обнаружены следующие особенности целевых установок выпускников, связанные с предполагаемыми результатами профессиональной деятельности:



  • материально-прагматические цели наиболее ярко представлены в общей структуре и среди них на первом месте находится «материальное благополучие» (92,3%), на втором месте – «карьера» (80,3%), третью позицию занимает «повышение социального статуса» (51,5%);

  • содержание личностно-творческих целей выпускников отражается их стремлением к «самореализации» (71,6%) и «самосовершенствованию» (71,6%);

  • цели духовно-нравственного порядка имеют самую маленькую долю в общей структуре, тем не менее, каждый четвертый выпускник вуза хочет «принести пользу обществу», каждый пятый хочет добиться «общественного признания», а каждый десятый – «известности».

Осознание профессиональных целей как предполагаемых результатов деятельности оказывает определяющее влияние на профессиональную позицию, которую человек занимает в системе отношений с другими людьми, основываясь на своих взглядах, установках, диспозициях, убеждениях. Анализ результатов позволил выявить ее особенности с точки зрения разной степени активности в предполагаемой профессиональной ситуации.

Поскольку в профессиональной позиции на поведенческом уровне проявляются установки личности, постольку мы можем предполагать, что преобладающим в данной выборке является тип субъектной, или активно-продуктивной позиции, которая характеризуется готовностью студентов проявлять



  • ответственность (88,6%);

  • инициативность (70,1%);

  • самостоятельное принятие решений (59,3%);

  • наличие собственного мнения (55%).

Наряду с этим, несмотря на высокую готовность к инициативному, активному поведению, выпускники демонстрируют понимание, что в условиях профессиональных отношений от них потребуется также качества, характеризующие уже позицию объектную, или подчиненную, такие как

  • дисциплинированность (73,3%);

  • исполнительность (69,1%).

При этом они не очень стремятся к независимости (24,2%), и практически не значима для них необходимость четко следовать инструкциям (12,6%), послушность (3,95%), внушаемость (3,6%).

В целом можно констатировать, что выявлена благоприятная тенденция преобладания активной позиции у будущих субъектов профессиональной деятельности, связанная, в первую очередь, с принятием ответственности за свое будущее на самих себя.

Характерно, что по данным исследования 2005 года [2] подавляющее большинство учащихся ПТУ, ССУЗов и ВУЗов также заявили о своей активной позиции: они считают, что добиться успеха в жизни можно, только упорно работая, не боясь ответственности и риска, проявляя активность, гибко меняя свое поведение в зависимости от ситуации.

Исследование представлений выпускников о профессионально важных качествах (ПВК) специалиста показало, что в общей структуре этих представлений ведущее положение занимают функционально-ролевые качества, связанные с эффективностью выполнения операционального состава профессиональной деятельности, в частности, это такие качества как ответственность (83,5%) и трудолюбие (73,4%).

Выделяя функционально-ролевые ПВК, каждый второй студент считает, что это должны быть исполнительность, дисциплинированность, работоспособность, организованность, а каждый пятый отмечает, что в профессиональной деятельности не обойтись без аккуратности.

Второе место в структуре ПВК выпускников вузов занимают качества, связанные с интеллектуальной развитостью. Среди них самое большое количество выборов выпало на долю знания своего дела (63,3%), а самыми незначимыми оказались широта кругозора (22,3%) и любознательность (10,2%).

В данном случае мы можем наблюдать один из неблагоприятных эффектов, проявляющийся в упрощенном взгляде на личность профессионала, «урезанного» до функциональной роли узкого специалиста в какой-то области деятельности и лишенного возможности полноценного диалога с представителями смежных специальностей, осуществить который позволяет именно широта кругозора человека.

В содержание анкеты был включен список из 28 ПВК, респондентам предлагалось выбрать из них не более 10-ти, по их мнению, самых важных для дальнейшей профессиональной деятельности. Заметная дифференциация качеств по количеству выборов позволила разделить их на три группы ПВК: важнейшие, важные и второстепенные.

К важнейшим ПВК были отнесены качества, названные более чем 70% опрошенных:


  • ответственность;

  • трудолюбие;

  • знание своего дела.

Важные качества, составившие вторую группу, которые можно оценить как полезные и необходимые, были выбраны более чем половиной респондентов:

  • работоспособность;

  • дисциплинированность;

  • исполнительность;

  • организованность.

Все эти качества взаимосвязаны и в совокупности отражают функционально-ролевой характер профессиональных установок выпускников, проявляющийся в высоком уровне требовательности к себе и готовности демонстрировать адаптивную модель профессионального поведения [1].

То, что такая готовность у выпускников присутствует, подтверждает анализ данных, при котором было обнаружено, что собственно личностные качества, отражающие сущность человеческого характера, были отнесены к второстепенным, поскольку привлекли внимание менее половины респондентов:



  • интеллектуальная развитость;

  • инициативность;

  • лидерство;

  • общительность;

  • энергичность;

  • креативность;

  • сообразительность;

  • стремление к материальному благополучию;

  • предприимчивость;

  • порядочность.

В то же время, готовность демонстрировать адаптивную модель профессионального поведения предполагает ориентацию молодого специалиста на готовые правила, приказы, инструкции, нормы, которые постепенно закрепляются в деятельности в виде готовых образцов, шаблонов, стереотипов. В своем профессиональном становлении такой специалист проходит три этапа:

  • адаптация;

  • профессионализация;

  • стагнация [1].

Адаптивная модель профессионального поведения является неконструктивной на всех этапах профессионального онтогенеза, поскольку ведет не только к нарушению всех систем жизненных отношений человека, но и к снижению эффективности работы предприятия, организации или учреждения, а в ситуации разворачивания инновационных процессов порой сводит на нет все усилия руководителей по проектированию инновационной профессиональной среды.

С этой точки зрения осознается необходимость создания условий в современном вузе для становления и развития профессионального самосознания студентов, позволяющего, благодаря механизмам рефлексии, осознавать собственные мотивы, действия, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать результаты своего труда.

В то же время, проблема выбора будущего места работы выпускниками вузов, с точки зрения психологической науки, связана с проблемой субъективной значимости труда, основными составляющими которой выступают: субъективный смысл трудовой деятельности, мотивацию, место труда в жизни человека, основные роли в трудовой деятельности [4].

В структуре мотивационных предпочтений выпускников при выборе будущего места работы (рис. 2.) три группы предпочтений имеют примерно равную выраженность, но, несмотря на это, материально-техническое обеспечение труда занимает главенствующее положение, а на последнем месте находится четвертая группа предпочтений при выборе работы – возможности самореализации личности.

Качественный анализ данных позволил внутри каждой группы выделить мотивационные предпочтения, оказывающие определяющее влияние на выбор выпускниками будущего места работы.

Рис. 2. Структура мотивационных предпочтений выпускников вузов

при выборе будущего места работы


      1. Материально-техническое обеспечение труда.

В данной группе предпочтений лидирующую позицию занимает хорошая базовая зарплата, о желании получать которую заявили 73% респондентов. Одновременно с этим, каждый второй выпускник при выборе будущего места работы ориентируется на четкие пути карьерного роста и ожидает премии за достижения в работе. Каждый третий ждет оплаты сверхурочного времени, технического оснащения рабочего места, финансовой поддержки повышения квалификации, а также хороших дополнительных льгот и привилегий.

2. Условия работы в коллективе предполагают создание дружественной рабочей атмосферы (61%), а почти для половины респондентов важной является возможность комбинировать профессиональную и личную жизнь, а также поддержка руководством их личностного развития.

При этом не являются определяющими выбор будущего места работы следующие условия:



  • возможность контакта с людьми;

  • социальная значимость работы;

  • возможность проявить себя как лидер;

творческое динамичное окружение на работе.

3. Репутация предприятия на рынке труда.

Эта группа предпочтений не имеет ни одного показателя, который бы набрал более 60% выборов. В то же время они дифференцируются на предпочтения средней и низкой значимости.

Каждого второго выпускника при выборе места работы интересует, есть ли на предприятии социальные гарантии (соцпакет), насколько сильно финансовое положение предприятия, а также какова репутация компании на рынке труда.

При этом практически не важно, есть ли на предприятии вдохновляющее высшее руководство и насколько интересные/оригинальные товары или услуги оно производит.



4. Возможности самореализации личности.

В данной группе мотивационных предпочтений половину респондентов интересует возможность профессионального обучения и развития, а каждого четвертого – гибкий график работы и возможность путешествий.

Анализ результатов позволил обнаружить противоречие между декларируемыми целевыми установками, позициями студентов и их мотивационными предпочтениями, определяющими реальный выбор будущего места работы. В частности, это касается такого личностного качества как ответственность.

Когда речь шла об идеальной модели специалиста в области его целей и ПВК, 88,6% и 83,5% респондентов соответственно отметили это качество как значимое. В ситуации же проявления движущих мотивов выбора работы, высокий уровень ответственности уже не является для студентов столь привлекательным, поскольку получил всего 14% выборов. Другими словами, можно предположить, что выпускники вузов сегодня «знают», что молодой специалист должен быть ответственным, но при этом не проявляют реального стремления к высокому уровню ответственности в профессиональной деятельности.

В заключение анализа данных о профессиональных предпочтениях выпускников вузов возникает также вопрос о том, каким образом в условиях вуза студенты получают информацию о потенциальном месте работы и какие источники для них были бы предпочтительны (рис. 3).

Рис. 3. Реальные и предпочитаемые источники получения информации

о трудоустройстве выпускниками вузов
Оказалось, что основная масса студентов вузов узнает о потенциальном месте работы от друзей и семьи (70%), а также от знакомых в организации, на предприятии. Почти половина респондентов черпает информацию из Интернет-ресурсов через объявления и рекламу, а также из статей в газетах, журналах.

Практически не играют роли в решении информационных задач по проблемам трудоустройства организуемые службами занятости ярмарки вакансий и презентации фирм в вузах, а также общественные студенческие организации.

В то же время, в три раза больше студентов хотели бы узнавать о потенциальном месте работы через презентации фирм в учебном заведении, а также через отдел практики и трудоустройства и студенческие организации в вузе. Выпускники выражают также желание гораздо меньше пользоваться информацией от семьи, друзей и знакомых в организации или учреждении.

В данном случае наши данные согласуются с результатами, полученными в исследовании 2005 года, проведенном коллегами из УрСЭИ АТиСО. Оказалось, что более 70% учащихся челябинских ПТУ, ССУЗов и ВУЗов при своем трудоустройстве обращаются за помощью к знакомым и родственникам [2].



К сожалению, профессиональные учебные заведения играют в их трудоустройстве незначительную роль, хотя работа в учебных заведениях в данном направлении ведется как со стороны Центров содействия трудоустройству, так и общественных студенческих организаций. Зачастую учащиеся не владеют этой информацией и иногда даже не знают о существовании подобных структур в своем учебном заведении.

Выводы

  1. Неопределенность жизненных планов, связанных с будущей профессиональной деятельностью свойственна большинству выпускников вузов Челябинской области. Они неизбежно столкнутся с трудностями на рынке труда, если им не будет оказана соответствующая поддержка в области жизненного самоопределения и проектирования индивидуальной траектории профессионально-личностного развития еще на этапе обучения в вузе.

  2. В содержании структуры профессиональных целей выпускников вузов в качестве доминирующих выделяются их стремление к материальному благополучию, карьере, самореализации и самосовершенствованию, что отражает тенденцию формирования в российском обществе ценностей прагматического и индивидуально-личностного характера.

  3. Профессиональная позиция выпускников вузов характеризуется готовностью к ответственности, инициативности, дисциплинированности и исполнительности.

  4. Профессионально важные качества личности специалиста, доминирующие в идеальной модели выпускников вузов: ответственность, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, исполнительность, организованность.

  5. Осознается необходимость в условиях вузовского обучения создавать психолого-педагогические условия для формирования в сознании будущего специалиста модели профессионального саморазвития, предполагающей ориентацию не только на внешние требования профессии, но и на внутреннюю среду личности, содержание которой составляет ценностно-смысловая организация жизненного мира человека. Иначе говоря, необходимо создавать условия для становления и развития профессионального самосознания студентов, позволяющего, благодаря механизмам рефлексии, осознавать собственные мотивы, действия, поступки, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать результаты своего труда.

  6. Определяющими выбор будущего места работы мотивационными предпочтениями выпускников вузов являются:

    • хорошая базовая зарплата;

    • дружественная рабочая атмосфера;

    • социальные гарантии (соцпакет).

  7. Основными источниками получения информации о потенциальном месте работы для выпускников вузов выступают друзья, семья или знакомые в организации, учреждении. Предпочитают же студенты в качестве таких источников рассматривать презентацию фирм в учебном заведении и отдел трудоустройства в вузе, что позволяет осознать необходимость совершенствования работы Центров содействия трудоустройству выпускников в высших учебных заведениях.


Литература

  1. Митина, Л.М. Профессиональное и личностное развитие человека в новых социально-экономических условиях/ Л.М. Митина // Вопросы психологии. – 1996. – № 4. – С. 28–38.

  2. Проблемы молодежного рынка труда: региональный аспект: материалы социологического исследования (Челябинская область, 2004–2005 гг.) / Т.Г. Калугина, С.И. Кубицкий, Л.Э. Пробст и др. – Челябинск: УрСЭИ АТиСО, 2005. – 152 с.

  3. Проблемы профессиональной подготовки выпускника современного вуза для регионального рынка труда: монография / С.Б. Коваль, И.В. Молочкова, И.В. Сидоров, А.Н. Лымарь, Т.Е. Ефимова, В.В. Тимофеева, М.В. Молодцов; под ред. Т.Г. Калугиной, А.И. Сидорова, Л.П. Шушарина. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – 91 с.

  4. Пряжников, Н.С. психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.

  5. Требования работодателей к системе профессионального образования. Е.М. Авраамова, И.Б. Гурков, Г.Ю. Карпухина и др.; под ред. Т.Л. Клячко, Г.А. Краснова. – М.: МАКС Пресс, 2006. – 150 с.

Данные об авторах:


Ф.И.О.: Коваль Сергей Борисович

Место работы: Южно-Уральский государственный университет, Региональный центр содействия трудоустройству выпускников

Должность: директор

Ученая степень, звание: кандидат технических наук, доцент

Почтовый адрес: 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76

E-mail: ksbumu@susu.ac.ru

Телефон, факс: 8(351)267-94-15
Ф.И.О.: Молочкова Ирина Владимировна

Место работы: Южно-Уральский государственный университет, кафедра психологии развития

Должность: доцент

Ученая степень, звание: кандидат педагогических наук, доцент

Почтовый адрес: 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, дом 79, кв. 514

E-mail: ksbumu@susu.ac.ru



Телефон: 89630803203


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница