Профессиональная подготовка будущих психологов и социальных работников



Скачать 19,04 Kb.
Дата16.05.2020
Размер19,04 Kb.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Развитие современной социально-экономической ситуации привели к увеличению численности людей, остро нуждающихся в социальной и психологической поддержке, в связи с чем, заметно возросла востребованность работников социальной сферы, ориентирующихся в профессиональной деятельности на духовно-нравственные ценности, где важную роль в рассмотрении проблемы профессионального становления играет профессиональная подготовка, которая представляет собой систему организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая формирование у личности профессиональной направленности знаний, навыков, умений и профессиональной готовности к такой деятельности. Осуществляется в рамках обучения в педагогических вузах, университетах и на факультетах повышения квалификации.

Проблемы профессионального становления специалиста социальной работы изучают В.Г. Бочарова, С.И. Григорьев, P.M. Куличенко, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов, Е.И. Холостова, и др.). Профессионально-этическое становление будущего специалиста по социальной работе рассматривают Ю.Н. Галагузова, Г.П. Медведева, Н.Б. Шмелева и др.; формирование профессионально-ценностных ориентаций у будущих психологов и социальных работников исследуют С.А. Коваль, И.Ю. Менщикова и др. Как отмечает российский исследователь С.А. Власов, ценности играют очень важную роль в формировании личности, выполняя при этом две основные функции: являясь основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, а также дать оценку; ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в обществе, а также стремление к достижению определенных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности [1].

В своем исследовании ученый С.В. Симонова выделяет следующие показатели сформированности духовно-нравственных качеств специалиста социальной работы: сформированность знаний в области духовно-нравственной сферы; усвоение навыков, а также умений социального взаимодействия с клиентом с учетом этического кодекса психолога и социального работника; соответствие поведения духовно-нравственным знаниям, а также убеждениям; возможность личностно-профессионального самоопределения, а также самовоспитания и саморазвития [6].

Мы полностью согласны с мнением С.А. Коваль, что профессионально-ценностные ориентации непосредственно связаны с высоким уровнем осознания личностью профессионально-педагогических ценностей, с отношением к ним как к личностным смыслам самоосуществления в профессии, а также с проявлением ценностей в профессиональной деятельности. Так, ученый определяет следующие организационнопедагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего психолога и работника социальной сферы: включение будущего работника социальной сферы в самостоятельный информационный поиск в процессе его информирования во взаимосвязи с самоинформированием активизирует его ценностное сознание; создание проблемно-развивающей среды в процессе обучения и самообучения способствует субъективации и принятию профессиональных ценностей. А также формированию у него ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности; организация рефлексии и саморефлексии принятия ценностей обеспечивает соотнесение идеально-ценностных представлений со сложившимся профессиональным опытом, а также способствует формированию установки на преобразование профессиональной деятельности в соответствии с ценностными ориентирами её развития [3].

Как отмечает ученый Н.С. Розов, "ценностное сознание - максимально широкое, плюралистичное в сферах религиозных, идеологических, социальных, культурных, экономических, национальных и пр. твердо стоит на страже общезначимых ценностей - витальных и гражданских прав человека, а также всех необходимых условий (политикоправовых, экологических и социально-экономических) для обеспечения этими правами современного и всех будущих поколений людей.

Это и позволяет говорить о ценностном сознании как глобальной этике новой исторической эпохи. Именно на ценности должно опираться современное образование - мост, переводящий людей в новую эпоху" [5, с. 98].

Исследователь Е.М. Ефимова рассматривает аксиологический подход как методологическую основу формирования социальной устойчивости профессионала. При этом в качестве приоритетной задачи профессионального образования аксиологический подход выдвигает раскрытие ценностей как сущностных сил личности, ее нравственного, интеллектуального, творческого потенциала, являясь фактически связующем звеном между познавательным, а также практическим отношением к миру (теорией и практикой) [2]. По мнению О.Л. Осадчук, Е.Г. Галянской, аксиологический подход обеспечивает признание, а также реализацию в педагогическом процессе ценностей человеческой жизни. При этом ставит задачу включения в содержание образования опыта ценностного отношения к миру [4]. В своем диссертационном исследовании И.Ю. Меншикова профессиональные ценности в социальной работе определяет как общественные значения явлений, а также факторов действительности, принятые специалистами по социальной работе; устойчивые этические представления данных специалистов об оказании помощи клиенту. Так, исследователь рассматривает формирование профессиональных ценностей у будущих специалистов социальной сферы как специально организованный в высшем учебном заведении образовательный процесс, направленный на становление устойчивых этических представлений личности об оказании помощи клиенту специалистом по социальной работе, а также выраженный в количественно-качественных личностных преобразованиях [8].

Мы полностью согласны с позицией известного ученого В.А. Сластенина, что аксиологический подход в системе вузовской профессиональной подготовки ориентирует на развитие творческого потенциала личности студента, зависимости духовного богатства, а также ценностных ориентиров его личности и деятельности [7].

На наш взгляд, при профессиональной подготовке будущих психологов и социальных работников с позиции аксиологического подхода необходимо учитывать такие положения: аксиологический подход позволяет рассматривать процесс развития духовной культуры студентов направления подготовки "Социальная работа" через ценностно-смысловые отношения личности к своей профессиональной деятельности; ориентирует на развитие творческого потенциала и профессиональных ценностей будущих социальных работников.

Дальнейшие исследования планируется проводить в решении других проблем профессиональной подготовки будущих психологов и социальных работников. И аксиологический подход имеет особое значение в формировании профессиональноценностных ориентаций студентов направления подготовки "Социальная работа" в процессе обучения в высших учебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власов С.А. Аксиология современной российской системы образования / С.А. Власов // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - №1. - 2012. - С. 87−93.

2. Ефимова Е.М. Аксиологический подход как методологическая основа формирования социальной устойчивости профессионала / Е.М. Ефимова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sgu. ru/files /nodes /63395/

3. Коваль С.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе его профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Светлана Александровна Коваль. - Красноярск, 2006. - 211 с.

4. Осадчук О.Л. Современные методологические подходы к исследованиям педагогических процессов / О.Л. Осадчук, Е.Г. Галянская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 3-3. - С. 463−467.

5. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования / Н.С. Розов. - Новосибирск: Изд-во Новосибирский гос. университет, 1993. - 162 с.

6. Симонова С.В. Формирование духово-нравственных качеств социального работника как аспект социального образования: дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 / Стелла Владимировна Симонова. - Тамбов, 2003. - 152 с.



7. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр "Академия", 2003, - 185 с. 8. Менщикова И.Ю. Формирование профессиональных ценностей у будущих специалистов по социальной работе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Инесса Юрьевна Менщикова. - Курган, 2008. - 227 с.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница