Профессиональная ориентация учащихся в классах естественнонаучного профиля



Скачать 150.05 Kb.
Дата15.02.2016
Размер150.05 Kb.
ТипЗадача
Ю. А. Чурляев

учитель географии МБОУ СОШ

с углубленным изучением

отдельных предметов

78 г. Воронеж



Профессиональная ориентация учащихся

в классах естественнонаучного профиля

(на примере преподавания географии)
Актуальность. Правильно выбранная профессия способствует достижению более высоких показателей в трудовой деятельности, лучшему эмоциональному настрою, осуществлению всех жизненных планов.

Задача создания системы специализированной подготовки (профильного и предпрофильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

В настоящее время в наибольшей степени актуальна проблема профориентационного информирования, консультирования, подбора, профессионального становления и адаптации как комплексного процесса, направленного на подготовку подрастающего поколения к трудовой деятельности.

Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема развития интереса учащихся к профессии в процессе преподавания общеобразовательного предмета и преемственной связи между общим и профессиональным образованием.

Географические знания являются важным компонентом многих профессий и специальностей. Они формируют мировоззрение, логику научного мышления, интеллектуальный и профессиональный кругозор, главные положения в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста. Географические знания о ведущих сферах народного хозяйства, основных видах труда и массовых профессиях позволяют учащимся правильно сопоставить свой выбор профессии с потребностями экономического региона в кадрах.

Содержание курса географии предполагает преемственную связь между школьным и профессиональным образованием с целью приобретения знаний, умений и навыков, которые необходимы в различных профессиях, где приходится учитывать географическую сторону дела. У учащихся складывается целостное представление о природе, человеке, обществе и мире профессий в современных условиях.

Развитие профессионального интереса учащихся обеспечивается не только основным содержанием географического курса, но и большим числом практических работ, применением информационно-коммуникативных технологий, реализацией межпредметных связей и интеграционным подходом. Содержание курса рассматривается в качестве носителя информации о видах труда и профессиях. Все это подчеркивает профориентационную направленность курса географии и составляет важную основу для развития и стабилизации профессионального интереса учащихся.

Изучение и анализ литературы позволили выявить существенные недостатки в решении проблемы, которые объясняются наличием ряда противоречий социально-экономического, организационно-педагогического характера между:

- возрастающими требованиями к специалистам в новых социально-экономических условиях и уровнем их подготовки к профессиональной деятельности в процессе преподавания географии;

- существующей системой учебно-воспитательного процесса и необходимостью усиления внимания к профессиональной ориентации в процессе преподавания различных дисциплин;

- имеющейся системой профессиональной ориентации учащихся и необходимостью ее моделирования с широким использованием инновационных технологий.

Выявленные противоречия позволили сформировать проблему исследования. К 14-16 годам многие учащиеся еще не могут определить сферу своей будущей профессиональной деятельности. В связи с этим существенно возросла значимость разработки теории, методологии и технологии, системы формирования интереса к профессии средствами учебных дисциплин: географии, математики, биологии, химии и других.



Новизна заключается в том, что разработана педагогическая модель преемственных связей развития профессиональных интересов учащихся, как важного условия профессиональной ориентации учащихся.

В результате проведенного исследования теории и практики выделена совокупность педагогических условий по развитию и стабилизации профессиональных интересов при обучении географии, которые составили основу нашей опытно-экспериментальной работы: рассмотрение географии как основы развития профессиональных интересов учащихся к в учебном процессе школы; раскрытие своеобразия отражения законов природы; приближение содержания географии к особенностям различных профессий; развитие умения облекать географию в жизненные ситуации; сближение географических методов с методами, применяемыми на практике; реализация связи географии с другими науками, смежными предметами; ознакомление учащихся с профессиональной деятельностью человека через содержание предмета, практических работ, упражнений; привлечение примеров из области точных наук, профессиональной практики человека.

Естественно-географические науки призваны обеспечить многие элементы профессионального кругозора и создают психолого-педагогические предпосылки для развития, стабилизации профессиональных интересов учащихся.

Профессиональные интересы, умения и навыки, сформированные на занятиях по географии, классифицированы по различным признакам: функциональному, характеру деятельности, научным принципам, лежащих в основе деятельности.

Географические знания являются важным компонентом в любой профессии и специальности. Выявлено, что занятия по географии, направленные на развитие интереса к профессии, обладают значительным потенциалом при выборе учащимися будущей сферы деятельности. На таких занятиях можно не только решать задачи профессионального ориентирования, но и повысить качество географического образования.

Основу предлагаемой технологии развития профессиональных интересов учащихся составляет педагогическая модель, которая дает представление о технологическом процессе. Технология имеет определенную последовательность от первого до четвертого уровня, включает различные приемы формы и методы характерные для каждого уровня и направлена на гарантированное достижение поставленной цели.

Модель имеет четыре уровня, которые представляют собой подсистемы, системы развития и формирования профессиональных интересов преемственных связей.

Содержательная структура педагогической модели включает цель, четыре уровня развития, в которых реализуется учебный процесс, внеучебная работа и НИР. Каждый блок имеет четкое направление деятельности и свою специфику (см. рис. 1).

Модель подразделяется на 4 БЛОКА и включает IV УРОВНЯ.

БЛОК - 1 – это весь учебный процесс преподавания естественнонаучных дисциплин.

В БЛОКЕ - 2 мы развиваем профессиональное мышление. Вершина этого блока сужается к III уровню (окончание вуза)

БЛОК - 3 здесь мы развиваем интерес к профессиям географической направленности (треугольник, вершина которого начинается на Iом уровне, в 6 классе), а основание лежит у IIIего уровня (т. к. ученик к этому уровню имеет широкое представление о мире профессий, и должен определить для себя профильный класс или другое учебное заведение).

Рис. 1

Модель развития интереса старшеклассников

к профессиям естественнонаучной направленности

на основе географических знаний

Применение географических знаний в учебном процессе

Развитие интереса к профессиям естественнонаучной направленности



Цель: создание психолого-педагогических условий для развития интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности на основе географических знаний




I этап (9 класс)

Диагностика интересов учащихся

к будущим профессиям




II этап (10 класс 1 полугодие)

Развитие и корректировка интересов старшеклассников к будущим профессиям




III этап (10 класс 2 полугодие)

Ориентирование старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности




IV этап (11 класс)

Стабилизация интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности

БЛОК 1 - учебный процесс преподавания

естественнонаучных дисциплин

БЛОК 2 – внеурочная деятельность, элективные курсы.

БЛОК 3 – использование географических знаний,

которые дают представление о различных профессиях;

БЛОК 4 – профессиональная ориентация.

БЛОК - 4 профессиональная ориентация. Этот БЛОК пересекается с БЛОКОМ – 3. Основание треугольника, т. е. профессиональную ориентацию мы начинаем на III уровне (в 9 классе), а вершина треугольника заканчиваем на IV уровне (в 11 классе). К этому времени ученик должен определить свою будущую сферу деятельности.

На первом уровне создаются благоприятные условия в 6 - 7 - 8 классах для проявления профориентационных интересов, способностей и дарований, создаются педагогических условий для развития интереса профессиональных интересов учащихся.

На втором уровне осуществляется развитие, корректировка, формирование профессиональных интересов, профессионального ориентирования учащихся 9 классов.

Здесь активизируется познавательная активность, формируются профессиональные намерения, способности, высоконравственное мировоззрение личности как субъекта. По окончании 9 класса определенная часть учащихся принимает решение получить профессиональное образование.



На третьем уровне осуществляется профессиональная ориентация и продолжается формирование профессиональных интересов и развитие географического мышления учащихся 10 - 11 классов, колледжей, училищ. По окончании 11 класса учащиеся более осознанно принимают решение о своем профессиональном будущем: определенная часть выпускников поступает в вузы, другая в техникумы, третья трудоустраивается на работу.

На четвертом уровне осуществляется стабилизация профессиональных интересов, становление и адаптация профессиональных намерений, профессионализация учащейся молодежи в качестве студентов. Этот период рассчитан на активную самостоятельную познавательную деятельность, приобретение определенных профессиональных знаний, умений и навыков, в формировании личности и профессионального становления.

Каждый уровень имеет свои особенности. На I уровне осуществляется практическая и краеведческая направленность изучения предмета, используется метод контекстного обучения, в ходе которого происходит знакомство с основными направлениями человеческой деятельности. На II уровне применяются проектные и проектно-исследовательские технологии, на III и IV уровнях используются информационно-коммуникативные технологии.

Учебный процесс по географии опирается на традиционные и включает не традиционные формы уроков. К ним относятся следующие группы:

1. Проведение традиционных уроков по географии, в ходе которых происходит знакомство с миром профессий, проявляются и развиваются профессиональные интересы, выполнение географических заданий с практическим, профессиональным содержанием.

2. Проведение нестандартных уроков: "Профессия моих родителей"; "Моя будущая профессия - эколог", "Профессии, которые мы выбираем"; "Пресс конференция - "Профессии будущего", "Союз географии с другими профессиями и средствами производства", "География на рабочем месте", "Урок - аукцион", "Уроки взаимного обучения", и т.д.

3. Проведение уроков-походов с выполнением профессиональных функций каждым учеником.

4. Проведение уроков основанных на краеведческом материале.

5. Конкурсы кроссвордов и уроки соревнований.

6. Написание рефератов, докладов, выступлений по предмету, о профессиях родителей, о своей будущей профессии и ее роли, об истории географии.

7. Включение в уроки элементы диагностики способностей и дарований.



На I уровне создаются благоприятные условия в 6 - 8 классах для раннего проявления профессиональных интересов, способностей и дарований.

На этом уровне используется метод контекстного обучения, усиливается практическая и краеведческая направленность географического образования, в ходе которых осуществляется знакомство с основными направлениями человеческой деятельности.

Профессиональная ориентация в процессе преподавания географии осуществляется по пяти направлениям:

1. Человек и природа. Растения, животные, биологические процессы - ландшафтный дизайнер, пчеловод, повар, лесник, рыбовод, топограф, зоотехник, дрессировщик.

2. Человек и техника. Машины, механизмы, энергия, технические системы - слесарь, токарь, сварщик, машинист, радиомеханик, конструктор, инженер, технолог.

3. Человек – человек. Люди, группы, коллективы - продавец, врач, медсестра, официант, журналист, учитель, юрист.

4. Человек – знак. Языки, коды, цифры, карты, чертежи, тексты - аналитик, швея, программист, секретарь-референт, бухгалтер.

5. Человек - художественный образ. Произведения литературы, художественные образы - фотограф, маляр, парикмахер, ювелир, модельер, артист, скульптор, дизайнер.

Примеры тем уроков, которые развивают у учащихся интерес к профессии: "План и карта" - в процессе изучения происходит знакомство с профессиями чертежника, художника, фотографа; "Ориентирование" – шофера, экскурсовода; "Природопользование" - менеджера по окружающей среде, коммерсанта; "Региональная география" – экономиста, бизнес-представителя, технического менеджера, курьера; "Гидросфера" - рыбака, моряка, подводника, океанолога, бурильщика; "Климат" – врача, комбайнера, животновода, агронома; "География культуры и населения" – миротворца, дипломата, библиотекаря.

В качестве примера практической и краеведческой направленности изучения предмета могут использоваться уроки-походы, задача которых - взаимодействие теории и практики. На таких уроках школьники учатся анализировать особенности природы и хозяйственную деятельность людей, учащиеся «вживую» изучают различные географические объекты, как настоящие профессионалы. Для проведения уроков-походов была написана и издана книга «Краеведческий подход в обучении географии», в которой дается методика проведения уроков и профессиональные задания для учащихся.

На II уровне осуществляются формирование, развитие и корректировка профессиональных интересов, профессиональное ориентирование учащихся 9 классов; повышается познавательная активность, формируются профессиональные намерения, способности.

Здесь применяется комплексный подход в обучении географии. В соответствии с личностно-ориентированными технологиями основой формирования профессиональных интересов является проектно-исследовательская деятельность учащихся, так как она предоставляет возможность моделировать конкретную жизненную ситуацию, в которой учащиеся играют роли, связанные с теми или иными профессиями.



На III уровне осуществляется профессиональная ориентация, продолжается формирование профессиональных интересов и развитие географического мышления учащихся 10 - 11 классов.

На этом уровне используются технологии информационно-коммуникативные и проблемного обучения, учебные геоинформационные системы (ГИС). Применение профессиональных деловых проектов при обучении географии способствует развитию творческого поиска. Проблемы, которые учащиеся решают с профессиональной точки зрения, могут быть различными: перенаселение планеты, глобальное потепление и др. Применение разработанных нами и изданных проверочных материалов и тестов позволило подводить итоги, используя технологический прием личностно-ориентированного обучения. Школьники сами ставили себе оценку, которая должна отразить степень усвоения материала, что способствовало формированию адекватной самооценки способностей, соотношению поставленных целей со своими возможностями, формированию ответственности за свои поступки.



На IV уровне осуществляется стабилизация профессиональных интересов, становление и адаптация профессиональных намерений, профессионализация учащейся молодежи. Этот период рассчитан на активную самостоятельную познавательную деятельность, приобретение определенных профессиональных знаний, умений и навыков.

Развитие интереса учащихся к профессии в процессе преподавания географии основывается на следующих положениях:

1) формирование профессиональных интересов на научной основе, что предполагает осмысление основных положений развития современного производства, ведущих отраслей хозяйства, проектирование собственного профессионального интереса;

2) профориентационный материал в географических курсах знакомит учащихся с массовыми профессиями на предприятиях, в организациях, расположенных в непосредственной близости от учебных учреждений с учетом потребности данного региона в кадрах; на основе этого материала учащиеся решают практические задачи;

3) деятельность по развитию профессиональных интересов опирается на информацию о профессиях родителей, родственников, соседей и т.п;

4) развитие профессиональных интересов при изучении естественно-географических дисциплин осуществляется на основе реализации информационно-рецептивного, репродуктивного, проблемного изложения, эвристического, исследовательского методов;

5) развитие профессионального интереса оказывает всестороннее влияние на развитие личностных качеств;

6) формирование педагогической модели развития профессиональных интересов способствует поступательному непрерывному развитию и формированию профессиональных интересов от низкого типа устойчивости до высокого типа устойчивости;

7) развитие профессионального интереса должно осуществляться на основе имеющихся потенциальных способностей человека.

Перед проведением эксперимента было разработано тематическое планирование, способствующее развитию интереса к определенной области знаний. Учебный материал был распределен таким образом, что на I уровне изучались фундаментальные основы географии, а на II и III уровнях осуществлялся комплексный подход при изучении предмета. В планирование включили большой ряд практических работ, направленных на развитие интереса к профессии: «Размещение предприятий», «Анализ статистических данных», «Характеристика дорожных магистралей, угольных бассейнов» и др.

Для каждого занятия были определены тип и форма проведения. Значительную роль в развитии интереса к профессии в процессе преподавания географии играет проведение учебных занятий с использованием технологий коммуникативного, проблемного, модульного обучения; информационных, проектно-исследовательских, игровых. В рамках этих технологий ученики выполняют функции экономиста, менеджера, аналитика, климатолога, агронома, эколога, геолога, гидролога и др.

Учебные занятия с применением инновационных технологий сформированы педагогической практикой и отличаются своей личностно-ориентированной направленностью. Они способствуют развитию интереса к профессии, позволяют перейти на качественно новый уровень развития профессиональных интересов в процессе преподавания географии, и в зависимости от формы и методов проведения выполняют следующие функции: передачи географической информации и выражения смысла; понимания; побуждения, целенаправленного овладения знаниями и умениями; эмоционального удовлетворения; развития и формирования личности. Личностно-ориентированные учебные занятия по географии дают положительные результаты и имеют большие возможности для развития профессионального интереса учащихся.

Таким образом, в процессе преподавания географии осуществляется профориентационное информирование, консультирование учащихся (на I и II уровнях модели) и подбор, профессиональное становление, адаптация (на III и IV уровнях) как комплексный процесс, направленный на подготовку подрастающего поколения к трудовой деятельности.

Совершенствование системы развития профессионального интереса учащихся в процессе преподавания географии обеспечивают разработанные дидактические и методические материалы, приведенные в списке литературы.



Результативность. У учащихся 10-11 классов актуализируется проблема профессионального самоопределения.

Следует подчеркнуть, что при окончании школы 17 % выпускников контрольных классов и 32 % экспериментальных поступили в вузы. Естественнонаучные факультеты соответственно избрали 3 % и 13 % учащихся. Это говорит о создании педагогами благоприятных психолого-педагогических условий в процессе преподавания предмета, что способствовало развитию профессиональных интересов.

34 % выпускников контрольных и 38 % экспериментальных классов после окончания 9 класса поступили в средние специальные учебные учреждения (колледжи, техникумы, училища).

7 % выпускников контрольных классов реализовали свои профессиональные интересы и намерения на профессиональных курсах, среди экспериментальных классов - 2 %.

Следовательно, сформированность профессиональных интересов в экспериментальных классах гораздо выше, что подтверждает эффективность внедрения педагогической модели.

Достаточно высок показатель соответствия способностей профессиональным интересам и намерениям. Он составляет соответственно 97% и 60%. Наблюдается и "высокий тип устойчивости" профессиональных интересов (91% и 77%).



В результате исследования разработаны и внедрены в практику дидактические и методические материалы направленные на развития профессионального интереса учащихся, которые позволяют оптимизировать урочную и внеурочную деятельность при профессиональной ориентации учащихся. Учебные материалы (тематическое планирование, справочные материалы, пособие для проверки знаний, тесты, практические задания, геоиформационные технологии, уроки-походы, краеведческий материал, ролевые уроки) помогают планировать, обучать, осуществлять контроль и обеспечивают дальнейшее совершенствование системы развития профессионального интереса учащихся.
Каталог: private office -> application -> info application -> uploads
uploads -> Исследовательская работа по теме: «Жизненные ценности и ориентиры современной молодёжи»
uploads -> Что такое деньги
uploads -> Креймер Оксана Александровна учитель русского языка и литературы
uploads -> «Сила слова»
uploads -> В мире существует одна невидимая сила. Она является одновременно оружием и лекарем души. Она способна менять окружающий мир. Это сила слова
uploads -> Исследовательская работа по теме: «Музыкальная символика в «Токкате и фуге ре минор»
uploads -> -
uploads -> Разработчик
uploads -> Юлия Юрьевна Горст педагог-библиотекарь
uploads -> Конкурс исследовательских работ «Эврика 2015» секция «математика»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница