Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег.
Правильно говорят, что найти своё признание – это значит найти счастье в жизни. Радость и удовлетворение дает только любимый труд, и тот, кто не испытывает любви к детям, не имеет право браться за работу педагога. Детей не обманешь. Ведь любить – это значит понимать, верить в человека, быть готовым что-то простить, искренне переживать неудачи, радоваться успехам. Ребенку важно знать, что его любят. Тогда он готов свернуть горы, тогда ему все по плечу.
Настоящий педагог, прежде всего, должен любить детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети. Учитель не должен быть несправедливым, недобрым, жестоким человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость. Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. Настоящему учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения. Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Педагог должен знать методологию преподаваемого предмета, владеть общими дидактическими принципами и владеть знаниями свойств детской натуры, с которой ему приходиться иметь дело. Педагог должен обладать свойствами субъективного характера которое заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Сюда же можно включить педагогический такт, педагогическую самостоятельность и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии. Педагог должен быть беспристрастным, внимательным, чутким особенно к слабым ученикам, добросовестным, стойким, самокритичным. Он должен обладать подлинной любовью к детям.
Профессиональная культура педагога тесно связана с его профессиональной компетентностью. Компетентность – это индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Каким должен быть современный педагог?
1. Доброжелательным и чутким;
2. разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их потребности и интересы;
3. иметь высокий уровень интеллектуального развития;
4. иметь широкий круг интересов и умений;
5. быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением детей;
6. иметь живой и активный характер;
7. обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
8. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
9. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
Профессия учитель ко многому обязывает: от внешнего вида до поведения. В течение 5- 6 часов в день учитель находится под прицелом внимательных десятков глаз. Нужно быть безупречным во всем. Хочешь, чтобы твои ученики были честными, трудолюбивыми, ответственными, культурными, внимательными, добрыми, отзывчивыми, – будь сам таким. Настоящий учитель – это тот, кто, не считаясь со временем, посвящает себя выбранному делу, забывая о себе, ставя на второй план собственную семью. Настоящий учитель должен уметь признавать свои ошибки, уметь извиниться перед ребенком, если понял, что был не прав, сделал поспешные выводы.
В наше время профессия учителя не считается престижной, однако набор в педагогические вузы не уменьшается, причем многие выпускники школ выбирают эту профессию сознательно.
У профессии учителя есть свои плюсы: ты всегда можешь быть уверен в том, что каждый день в твоей жизни будет неповторимым. Ведь перед тобой не сухие цифры, факты, отчеты, перед тобой дети, живые, искрометные, непредсказуемые. И приятно видеть, как из несмышленых, не знающих жизни малышей они превращаются в умных, взрослых, опытных людей. Огромное удовлетворение испытываешь, осознавая, что вложена в этот результат частичка твоей души, твоего труда. А это ли не радость в жизни!
|