Профессиональная компетентность преподавателя



Скачать 47,39 Kb.
Дата20.05.2016
Размер47,39 Kb.
Ю.Ю. Мингалёва
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Учитель живет, пока учится.

К.Д. Ушинский



В современном стремительно развивающемся обществе все больше и больше возрастает потребность в профессионально компетентных преподавателях. Возрастают требования к качеству подготовки преподавателей и качеству их деятельности. А какие качества преподавателя могут указывать на то, что он является профессионально компетентным? Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным?

Таким образом, актуальным в настоящее время в профессионально-педагогическом формировании учителя является изучение такого феномена как "профессиональная компетентность". Проблема определения профессиональной компетентности учителя является объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами и т.д. В настоящее время в отечественной педагогической науке нет однозначного подхода к определению этого понятия.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой даётся следующее определение профессиональной компетентности учителя – «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».

А.К. Маркова компетентным считает такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств, с другой. А.К. Маркова, рассматривая профессиональную компетентность, выделяет следующие ее виды: специальная, личностная, индивидуальная, социальная.

Несомненный интерес вызывает точка зрения отечественных ученых и педагогов И.А. Зимней, Г.В. Селевко, В.А. Сластенина и других. Они трактуют "компетентность" как феномен, который основывается на знании, интеллектуально и личностно обусловленном опыте, единстве теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

С точки зрения Э.Ф. Зеера, компетентность предполагает не столько наличие у специалиста объёма знаний и опыта, сколько способность актуализировать накопленные знания и умения в жизненный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций. В данном случае важна готовность и способность применения этих знаний в зависимости от ситуации.

Н.В. Кузьмина определяет понятие «компетентность», как способность педагога превращать специальнось, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется. Н.В. Кузьмина выделяет следующие виды компетентности:

  • специальная и профессиональная компетентность (в области преподаваемой дисциплины);

  • методическая компетентность (в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся);

  • социально-психологическая компетентность (в области процессов общения);

  • дифференциально-психологическая компетентность (в области мотивов, способностей, направленности учащихся);

  • аутопсихологическая компетентность или рефлексия педагогической деятельности (в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности).

В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен, с одной стороны, постоянно учиться, заниматься самообразованием, а с другой стороны, самореализовываться в педагогической деятельности. В процессе самореализации педагог вступает в отношения присвоения - отдачи. Педагог, самореализуясь, самоосуществляясь, не просто функционирует в обществе, а вкладывает себя в его ценности, в учеников. Педагог в системе образования - саморазвивающаяся личность, которая при помощи постоянной работы над собой совершенствует свои профессиональные и личностные качества. Наиболее полная характеристика профессионально значимых качеств учителя дана В.А. Сластениным: «Учитель не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждающей человека в человеке».

Профессиональная компетентность любого преподавателя должна быть комплексной. Можно рассмотреть профессиональную компетентность учителя иностранного языка, которая представляет собой единство таких ее составляющих, как ключевая, базовая и специальная компетентность. Под ключевыми подразумеваются те компетентности, которые необходимы для любой профессиональной деятельности. Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной). Специальная компетентность, с одной стороны, отражает специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности, с другой стороны, она рассматривается как реализация ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета. Таким образом, компетентность учителя иностранного языка представляет собой специальную профессиональную компетентность.

Структура специальной компетентности учителя иностранного языка складывается из следующих компонентов:

  • коммуникативной компетенции (профессионально-ориентированное владение иностранным языком);

  • лингвистической компетенции (предполагающей владение знаниями основных теоретических положений о языке как общественном явлении, его связи с мышлением, культурой народа, о возникновении и развитии языка);

  • лингвострановедческой компетенции (знание о культуре страны изучаемого языка, ее истории и современных проблемах развития, а также о жизни, быте, играх, популярных книгах, песнях, фильмах и умение использовать эти знания при отборе содержания обучения);

  • лингвометодической компетенции (знание возрастных особенностей развития обучаемых, закономерностей их физического и психического развития).

В настоящее время важную роль играет непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

«Новый учитель» должен владеть методическими, психологическими и языковыми знаниями и успешно применять их в обучении, в том числе и иностранному языку.

Выходные данные автора: Мингалёва Ю.Ю.- преподаватель иностранного языка Уральского технологического колледжа (г. Заречный)
Каталог: teoria
teoria -> Тематика курсовых работ и вкр теория и методика экологического образования детей
teoria -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория организации» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
teoria -> I. теория социализма 3 Социализм и Россия 3
teoria -> Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) сдм. В. 05 Теория и практика педагогических измерений
teoria -> Как основа педагогического
teoria -> Образ современного учителя в представлении студентов педагогического вуза


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница