Профессиональная идентичность на этапе кризиса становления молодого специалиста



страница1/3
Дата11.02.2016
Размер380 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи



ГИНИАТУЛЛИНА ЕЛЕНА ИГОРЕВНА
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НА ЭТАПЕ КРИЗИСА СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Специальность 19.00.03 –психология труда,

инженерная психология, эргономика

(психологические науки)
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва – 2012


Работа выполнена в лаборатории психологии труда Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии Российской академии наук (ИП РАН)


Научный руководитель: доктор психологических наук,

Ермолаева Елена Павловна
Официальные оппоненты:

Иванова Елена Михайловна

доктор психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова






Бессонова Юлия Владимировна кандидат психологических наук,

научный сотрудник лаборатории инженерной психологии и эргономики Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии Российской академии наук (ИП РАН)





Казанский (приволжский) федеральный университет
Ведущая организация:

Защита диссертации состоится « 2 » апреля 2012 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 002.016.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии РАН по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, д.13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии Российской академии наук (ИП РАН)

Автореферат разослан « 28 » февраля 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук

Андреева Е.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Работа посвящена исследованию взаимосвязи особенностей профессиональной идентичности и кризисов становления молодого специалиста на завершающем этапе обучения в вузе и в период послевузовской адаптации. Этот период является судьбоносным в профессиональной биографии и в большинстве случаев связан с переживанием кризиса выпускника, от исхода которого зависит профессиональный выбор, определяющий путь человека в рамках или вне полученной специальности. По существующей психологической типологии кризисов этот кризис относится к категории нормативных, успешный выход из которых означает переход на следующую стадию развития (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Ю.П. Поваренков, Д. Сьюпер, Э.Э. Сыманюк, А.Р.Фонарев и другие). Исследование кризиса не может быть проведено без анализа идентичности профессионала, поскольку по определению Э. Эриксона любой кризис становления личности связан с разрушением прежней идентичности и формированию новой (Эриксон, 2006).

Однако при исследовании профессиональных кризисов проблема их взаимосвязи с профессиональной идентичностью до сих пор практически не рассматривалась. В известных работах зарубежных и отечественных психологов профессиональная идентичность рассматривалась либо в контексте формирования идентичности как Я–концепции у студентов в процессе обучения в ВУЗе (Шнейдер, 2003, 2004), либо как структурный компонент личности (Завалишина, 2005), либо как свойство или показатель профессиональной пригодности (Бодров, 2001), либо как элемент социальной идентичности (Иванова, 2007), либо как критерий успешной профессионализации личности (Поваренков, 2000). Но непосредственно с проблемой профессиональных кризисов, особенно кризиса выпускника, профессиональная идентичность не связывалась.

Мы рассматриваем идентификационные аспекты профессиональных кризисов с позиции концепции социальной реализации профессионала (Ермолаева, 2008), в которой структура профессиональной идентичности представлена тремя компонентами: инструментальным (владение профессиональным инструментарием); индивидуальным (индивидуальная ценность профессии и Я-концепция профессионала) и социальным (соответствие профессионала социальным запросам относительно качества выполняемой им профессиональной деятельности). В контексте перечисленных структурных компонентов идентичности возникновение кризиса профессионального становления выпускников вуза можно рассматривать как следствие расхождения социальных требований к профессионалу, индивидуальных притязаний и усвоенных в ходе обучения знаний, умений и навыков.

Специфика диссертационной работы это исследование проблемы взаимосвязи структурных компонентов профессиональной идентичности с возникновением, протеканием и преодолением профессионального кризиса на завершающем этапе обучения и в период первичной адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности.



Цель работы заключается в анализе структурных компонентов профессиональной идентичности на этапе кризиса выпускника и молодого специалиста (1-4 года после окончания ВУЗа).

Предмет исследования – структура профессиональной идентичности и степень ее сформированности.

Объект исследования – профессиональный кризис на этапе завершения обучения и в период послевузовской адаптации.

Гипотезы исследования:

  1. Профессиональный кризис выпускников ВУЗа взаимосвязан с несинхронным формированием структурных компонентов профессиональной идентичности. Исход профессионального кризиса проявляется в выборе профессионального пути в рамках или вне полученной специальности, решающая роль в котором принадлежит профессиональной идентичности.

  2. На этапе кризиса выпускника профессиональная идентичность имеет универсальную структуру, характерную для этой стадии профессионализации, и специфические особенности, связанные с профильными и региональными факторами.

Задачи исследования:

  • проанализировать теоретические и эмпирические исследования по профессиональной идентичности и профессиональным кризисам,

  • разработать и проверить на работоспособность авторские исследовательские методики, направленные на изучение профессионального кризиса и профессиональной идентичности на ранних этапах становления профессионала,

  • выявить содержание нормативного профессионального кризиса на этапе завершения обучения,

  • определить степень сформированности профессиональной идентичности и ее структурных компонентов на ранних стадиях профессиогенеза,

  • установить взаимосвязи между нормативным профессиональным кризисом и степенью сформированности профессиональной идентичности на этапе обучения у выпускников, через 2 и 4 года после окончания ВУЗа у молодых специалистов.

  • определить степень влияние региональной и профильной специфики на формирование профессиональной идентичности и характер протекания нормативного профессионального кризиса.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют:

  • методологические позиции деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна (принцип единства сознания и деятельности),

  • теоретические положения, разработанные К.А. Абульхановой (личность как субъект жизненного пути, исследование личности невозможно без учета контекста жизни данной личности),

  • методологические положения субъектного подхода А.В. Брушлинского (методологическая триада «субъект – деятельность – социум»),

  • научные принципы системного подхода, разработанные в трудах Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, В.Д. Шадрикова (рассмотрение объекта исследования как системы, принципы открытости, иерархичности, множественности, структуризация).

Теоретическими основаниями исследования являются:

  • представления о профессиональном становлении личности как субъекта деятельности в отечественной психологии: стадиальность профессионального развития, переживания профессиональных кризисов, формирование профессиональной идентичности (В.А. Бодров, Е.М. Борисова, Л.Г. Дикая, Д.Н. Завалишина, Е.П. Ермолаева, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Ю.П. Поваренков, А.Р. Фонарев, Л.Б. Шнейдер, Э.Ф. Зеер),

  • представления о перманентной смене стадий профессионального развития личности и прохождение через кризис как необходимое условие перехода на следующую стадию профессионального развития (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Ю.П. Поваренков, Э.Ф. Зеер),

  • представления о структуре и фазах кризиса разработанные Л.С. Выготским в рамках проблематики психического развития личности,

  • фундаментальные работы в области психологии идентичности и кризисов в процессе развития личности зарубежными психологами: работы J.E.Marcia о статусе идентичности, работы Э.Эриксона о формировании идентичности и необходимости переживания личностью кризисов для развития,

  • представления о трехкомпонентной структуре профессиональной идентичности и особенностях формирования профессиональной идентичности в процессе становления профессионала (Е.П. Ермолаева).

В исследовании были применены следующие методы: теоретический анализ литературных источников по проблематике диссертационного исследования; лонгитюдные и сравнительные методы исследования профессиональных нормативных кризисов, становления и преобразования профессиональной идентичности (наблюдение, структурированное интервью, тестирование); количественные и качественные методы обработки данных (математико-статистический анализ данных, контент-анализ); интерпретационные методы.

Математико-статистический анализ. Математико-статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки данных Microsoft EXCEL XP. Применялись методы математической статистики: критерий углового преобразования Фишера (позволяет сделать вывод о наличии/отсутствии статистически значимых различий между качественно определяемыми признаками), t-критерий Стьюдента (оценивает различия величин средних значений в выборках по исследуемым показателям).

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе ВУЗов г. Москвы и г. Магадана на протяжении 2005-2009 года. Общий объем выборки составил 164 человека.

Лонгитюдное исследование длилось в течение 5 лет, за которые было сделано 3 среза. Первоначально выборка лонгитюда составила 40 студентов 4 и 5 курсов очной формы отделения психологии Северо-Восточного Государственного Университета (бывший СМУ) г. Магадана, из них 35 девушек и 5 юношей в возрасте от 19 до 22 лет, получающих первое высшее образование. Во всех этапах приняли участие 12 девушек. Первый этап был проведен весной 2005 года на студентах, далее через 2 года (лето 2007) и через 4 года (лето 2009) на молодых специалистах.

Сравнительное исследование было проведено в период с сентября по декабрь 2007 года на базе вузов двух городов – Москвы и Магадана на реально сложившихся учебных группах. Общий объем выборки составил 124 студента 5-х курсов дневного обучения, из них в г. Москве – 87 студентов: 36 психологов, 16 юристов, 35 экономистов. В г. Магадане – 37 студентов: 12 психологов, 14 юристов, 12 экономистов.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на вышеописанные методологические принципы, теоретическим анализом по данной проблематике, адекватностью выбранных методов поставленным целям и задачам исследования, применением современных методов математико-статистической обработки данных, сочетанием качественного и количественного анализа результатов.

Новизна результатов исследования. Впервые в отечественной психологии проведено комплексное лонгитюдное исследование взаимосвязи профессиональной идентичности и профессионального кризиса выпускника. Показано, что нормативный кризис профессионального становления выпускников вуза в социономических профессиях является следствием расхождения социальных требований к профессионалу, индивидуальных притязаний и усвоенных знаний, умений и навыков, - и выступает в форме внутреннего конфликта между индивидуальной и операциональной составляющими профессиональной идентичности личности.

Теоретическая значимость. Получены доказательства обусловленности профессионального кризиса выпускника гетерохронным характером формирования структурных компонентов профессиональной идентичности в процессе обучения. На момент завершения обучения наиболее сформирован операциональный компонент идентичности и наименее социальный. Степень сформированности индивидуального компонента является индикатором успешного преодоления профессионального кризиса выпускника.

Практическая значимость. Использованный комплекс методов исследования создает основу для стандартизации психодиагностической процедуры многофакторной оценки профессиональных типов, которая может иметь прикладное значение для структур, занимающихся трудоустройством и профессиональной адаптацией молодых специалистов.

Научные положения, выносимые на защиту:

  1. Профессиональный кризис у выпускников соотносится с несинхронным формированием разных структурных компонентов профессиональной идентичности и проявляется в переживании внутреннего конфликта между индивидуальным и операциональным компонентами идентичности.

  2. Переживание профессионального кризиса характерно для студентов со сформированным позитивным отношением к получаемой профессии и намерением профессионально реализоваться по специальности.

  3. На момент завершения обучения профессиональная идентичность характеризуется: трехкомпонентной структурой, инвариантной профильной и региональной специфике; содержательными особенностями, связанными с профильной спецификой; общим уровнем, обусловленным влиянием регионального фактора.

  4. Степень сформированности компонентной структуры профессиональной идентичности определяет реальную ориентацию на выбор сферы занятости после завершения профессионального обучения и влияет на успешность при профессиональной адаптации даже в условиях ограниченного выбора рабочих мест по полученной специальности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии труда Института Психологии РАН (Москва, 2005 - 2011 г.г.); на заседании кафедры психологии Северо-Восточного Государственного Университета (бывший СМУ), (Магадан, январь 2008); выступления с докладами в рамках научных конференций: общероссийская межвузовская конференция молодых ученых «Психология – наука будущего» (Москва, 2008), международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007», «Ломоносов-2008», «Ломоносов-2011» секция «Психология» (Москва, 2007, 2008, 2011 г.г.); Основные результаты исследования отражены в публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Текст рукописи иллюстрирован 17 таблицами и 4 рисунками. Список литературы содержит 147 наименований, из которых 27 на иностранных языках. Общий объем диссертации 203 страница, из них 20 страниц приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обоснована актуальность проблемы исследования, выделены цель, задачи, предмет и объект исследования, сформулированы гипотезы, положения, выносимые на защиту, научная новизна и практическая значимость исследования.

В Главе 1 «Теоретический анализ феноменов идентичности и кризиса в процессе профессионального становления личности» представлен теоретический анализ проблематики профессионального развития и профессиональной идентификации личности в зарубежных и отечественных научных работах.

В разделе 1.1 рассматриваются вопросы профессиональной идентичности и идентификации в зарубежных и отечественных исследованиях.

Представлен обзор традиционно анализируемых зарубежных исследований по вопросам сущности и структуры идентичности. Рассмотрены следующие подходы: психоаналитический (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, А. Ватерман), символический интеракционизм (Дж. Мид, И. Гоффман, Р. Фогельсон, Ю. Хабермас), когнитивно-ориентированный (Г. Тэджфел, Дж. Тэрнер, Г. Брейкуэлл), экзистенциально-гуманистический (Э. Фромма, К. Роджерса, В. Франкла, А. Маслоу) и нарративный (Д. Макадамса, Г. Херманса, А. Гидденса, Р. Харре). Сравнительный анализ показал, что, несмотря на заметные различия в понимании сущности идентичности, можно отметить ряд характерных особенностей: природа идентичности рассматривается через категории тождества, целостности и соответствия самому себе в различные периоды жизни; развитие идентичности происходит через преодоления кризисов, т.е. разрушение старой структуры и формирование новой. Также многие ученые отмечают наличие у личности двух идентичностей – социальной и личностной – и, что Я-идентичность формируется как баланс между ними.

Анализ зарубежных исследований по проблематике определения сущности и процесса формирования профессиональной идентичности (М. Аргайл, Дж. Соненфилд, Р. Финчман, П. Родес, С. Джошел и др.) позволил выделить ряд общих тенденций: профессиональная идентичность формируется в ходе профессионализации личности и напрямую зависит от особенностей взаимодействия с профессиональным сообществом; профессиональная идентичность регулирует профессиональное поведение человека и зависит от усвоения и принятия профессионалом норм и правил профессионального сообщества.

В известных исследованиях отечественных психологов профессиональная идентичность рассматривалась с различных позиций: как интегральная характеристика субъекта труда (Завалишина, 2005), как элемент профессионального самосознания (Шнейдер, 2004), как показатель профессиональной пригодности (Бодров, 2001), как составляющая социальной идентичности (Иванова, 2007), как критерий успешной профессионализации личности (Поваренков, 2000). Центральное место профессиональная идентичность занимает в концепции социальной реализации профессионала (Ермолаева, 2008), где реализация профессионала анализируется через систему идентификационных отношений «человек – профессия - общество», позволяющую отобразить диспозицию человека и его профессии в обществе, определить персональные стратегии и социальные формы реализации.

Однако, несмотря на многочисленные исследования и серьезный интерес ученых к данной проблематике, на современном этапе развития психологической науки единого понимания сущности, структуры, функций и места профессиональной идентичности в идентификационной структуре личности не сложилось.

В разделе 1.2. рассмотрены исследования проблем профессионального развития личности в аспекте профессиональных кризисов.

Представлен краткий анализ основных направлений концепций профессионального развития личности в зарубежной психологии: дифференциально-диагностическое направление (Siefert, 1977; Cattell, 1970); психоаналитическое направления (Moser, 1963; Bordin, 1974); теории решений (Д. Тидеманом и О'Харой, работы X. Томэ и Г. Рис); теории развития, (Гинцберг,1994, Сьюпер, 1957); типологическое направления (J. Holland, 1966).

И в отечественной психологии: профессионал–генетические теории (Л.М.Митина, 1997; А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, 2003; А.Т. Ростунова, 1984; В.Е. Орел, 2005) и онтогенетические (Т.В. Кудрявцев, 1983, 1985; А.Е. Климов, 1996; А.К. Маркова, 1996; Ю.П. Поваренков, 2000, 2002; Э.Ф. Зеер, 2003). Анализируя данные теории, можно выделить три линии профессионального развития личности, в которых ведутся исследования: линию операционального освоения деятельности (приобретение умений и навыков, исполнительского мастерства), линию социализации (формирование профессиональных ценностей, вхождение в профессиональное сообщество) и линию личностного развития в профессии (профессиональное самоопределение, профессиональное самосознание, формирование профессиональной мотивации, профессиональной активной позиции личности, личностный профессиональный рост).

Для большинства отечественных и зарубежных теорий, описывающих профессиогенез личности, характерно дробление данного процесса на специфические этапы, различающиеся задачами и условиями между собой. При этом переход с одной стадии на другую связан с качественной перестройкой определенных сфер личности и изменение отношений/взаимоотношений личности с окружающим миром. По мнению большинства ученых, эти переходы сопровождаются различными конфликтами, которые в свою очередь порождают кризисы. Несмотря на то, что такие взгляды на профессиональное развитие являются доминирующими в отечественной психологии (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Э.Ф. Зеер, Ю.П. Поваренков и другие), проблематика именно профессиональных кризисов изучена недостаточно.

Наиболее полная и современная типология кризисов личности предложена Э.Ф. Зеером, который выделяет: а) ненормативные кризисы, обусловленные случайными событиями, трудно предсказуемые и сугубо индивидуальные; и б) нормативные кризисы, являющиеся этапными и необходимыми для полноценного развития личности, к которым относятся и профессиональные кризисы (Зеер, 2003). Возникновение очередного нормативного профессионального кризиса свидетельствует о качественной перестройке психики человека, появлении новообразований, переходе на более высокий уровень развития и связано с изменениями «смысловых структур профессионального сознания» (Зеер, Сыманюк, 1997).

В разделе 1.3. представлена проблема соотношения профессиональной идентичности и профессионального кризиса на ранних этапах профессионализации личности.

Обобщая теоретический обзор литературы по проблемам профессиональной идентичности и кризисов, был сделан вывод об их взаимообусловленности и сформулированы следующие концептуальные позиции данного исследования:



  • профессиональная идентичность это сложный психосоциальный феномен, который имеет структурное строение, формируется в процессе профессиогенеза личности, сам процесс формирования структурных компонентов происходит гетерохронно и сопровождается разрушением старой идентичности с последующим формированием новой.

  • «Кризис … неизбежный поворотный пункт, критический момент, после которого развитие повернет в ту или иную сторону, используя возможности роста, способность к выздоровлению и дальнейшей дифференциации» (Эриксон, 2006).

  • Периодическая смена стабильных и критических периодов взаимодействия специалиста с профессией и прохождение им через кризис необходимы для перехода на следующую стадию профессионального развития. Однако степень выраженности, характер протекания и последствия переживания кризиса сильно варьируют (Зеер, 2003, Климов, 2004, Вачков, Пряжников, 2004, Завалишина, 2005).

  • Переживание конфликтов, обуславливающих профессиональный кризис, локализуется на трех уровнях: мотивационном (потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального развития и др.); когнитивно–деятельностном (переживание неудовлетворенности содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности и др.); поведенческом (противоречия в межличностных отношениях, неудовлетворенность социально-профессиональным статусом и др.).

  • Взаимосвязь профессиональной идентичности и нормативного профессионального кризиса на завершающем этапе обучения и в ходе послевузовской профессиональной адаптации включает следующие аспекты: формирование профессиональной идентичности начинается на этапе обучения в вузе (Кениг, 2010, Шнейдер, 2004), сформированная профессиональная идентичность способствует более успешной профессионализации (Ермакова, 2007), профессиональная идентичность выступает фактором профессионального успеха (Яшина, 2007).

В Главе 2 «Лонгитюдное исследование структурных компонентов профессиональной идентичности в соотнесении с кризисом профессионального становления выпускников ВУЗов» представлены результаты и обсуждение лонгитюдного исследования, направленного на изучение формирования структурных компонентов профессиональной идентичности в зависимости от наличия или отсутствия переживания профессионального кризиса на ранних этапах профессионализации личности.

В разделе 2.1 обоснована актуальность лонгитюдного этапа исследования, сформированы задачи, описана схема организации исследования, характеристики выборки, обосновывается выбор и апробация методов.

Поскольку нас интересовали изменения структуры профессиональной идентичности, связанные непосредственно с фактором времени, был применен методический прием схемы организации исследования на одной и той же группе испытуемых, направленный на установление интраиндивидуальных различий личности, находящейся в разных стадиях профессионализации.

В качестве основного метода анализа данных был выбран качественный, поскольку он позволяет проводить индивидуальный и сравнительный анализ данных путем выявления их содержательного контекста. Тенденции поведения, выделенные на основе совмещения контент-анализа материалов интервью и экспертной оценки их достоверности можно считать вполне легитимным результатом для реальных условий, не доступных для исследования другими методами.

Для исследования взаимосвязи профессионального кризиса и идентичности были использованы авторские методики: 2 варианта структурированного интервью, а также включенное наблюдение и экспертная оценка для верификации данных предоставляемых респондентами.

Первый вариант интервью для старшекурсников ВУЗа, направленный на выявление индикаторов и стратегий преодоления профессионального кризиса выпускника и параметров «модели хорошего специалиста-психолога», а также для определения целей обучения по профессии «психолог», ожиданий и представлений от получаемой профессии, принятия себя как психолога, построение профессиональных планов по специальности и выявления отношения к получаемой профессии. Данный вариант содержал 32 взаимосвязанных открытых вопросов.

Второй вариант интервью для молодых специалистов включал 16 вопросов, которые были и в первом варианте, кроме вопросов направленных на выявление профессионального кризиса.

Для выпускников проводилось включенное несистематизированное наблюдение, поскольку исследователь являлся участником данной реальной группы и непосредственно лично взаимодействовал с респондентами. Для молодых специалистов проводилась экспертная оценка коллегами по работе и начальниками об успешности исследуемых сотрудников.

В разделе 2.2 представлены результаты исследования профессионального кризиса выпускников по первому этапу лонгитюда, направленного на установление переживания профессионального кризиса и определения сформированности компонентов профессиональной идентичности у студентов на завершающем этапе обучения в ВУЗе. Факт переживания профессионального кризиса прослеживался по следующим индикаторам:



  • «внутренний» индикатор отражает неудовлетворенность собой как специалистом и включает: неуверенность в себе как специалисте, неудовлетворенность собственными знаниями, умениями и навыками и сомнения в правильности выбора профессии;

  • «внешние» индикаторы включают: неудовлетворенность организацией практики в вузе, качеством обучения, недовольство отдельными и/или большинством преподавателями, неудовлетворенность неразвитостью инфраструктуры психологических услуг в г. Магадане.

Анализ удельного веса индикаторов профессионального кризиса показал следующее: «внутренний» индикатор (1шкала) «неудовлетворенность собой как специалистом» является ведущим переживанием данного кризиса. Содержательно данная шкала представляет собой противоречие между требованиями к специалисту–психологу как профессионалу и представлениями о себе как специалисте, т.е. конфликт между операциональным и индивидуальным компонентами профессиональной идентичности.

Другие доминирующие переживания, составляющие профессиональный кризис, обобщены и представлены остальными шкалами. Так, шкалы 2,3 и 4 относятся к когнитивно-деятельностному уровню. А шкала 5 относится к мотивационному уровню профессионального кризиса (по терминологии Э.Ф. Зеера) (рис. 1).

Рис. 1. Удельный вес индикаторов профессионального кризиса.

Примечание: ось значений показывает количество человек, демонстрирующих наличие индикатора. Ось категорий показывал индикаторы профессионального кризиса (шкалы).


Анализ стратегий преодоления профессионального кризиса показал следующее:

  • активная позиция субъекта (работа по специальности, взаимодействие с более опытными коллегами, посещение тренингов, семинаров, самообразование по получаемой специальности) - 53% (8 студентов);

  • пассивная позиция субъекта (нет собственной активности, пассивность, безразличие, «смирение») - 13% (2 студента);

  • стратегия преодоления не ясна (хаотичные, несистемные действия, направленные на преодоление профессионального кризиса) – 34% (5 студентов).

Далее мы раздели выборку на основании наличия факта переживания профессионального кризиса: 1 группа – факт переживания нормативного профессионального кризиса установлен (15 человек, 37,5 % студентов) и 2 группа - факт переживания нормативного профессионального кризиса не установлен (25 человек, 62,5 % студентов).

Был проведен сравнительный анализ 1 группы и 2 группы по следующим категориям: отношение к получаемой профессии, представления о профессии, цель обучения и профессиональные планы респондентов. Для определения достоверности различий, был применен критерий углового преобразования Фишера (см. таблица 1).


Таблица 1. Сравнительный анализ 1 и 2 группы по категориям.


Категории сравнения

Качественный признак

группа 1/ группа 2

Значимость различий

Отношение

к профессии



Позитивное

ϕ эмп. = 3,42

Значимы, при р≤0,01

Негативное

ϕ эмп. = 3,94

Значимы, при р≤0,01

Представления

о профессии



Адекватные

ϕ эмп. = 2,16

Значимы, при р≤0,01

Неадекватные

ϕ эмп. = 2,16

Значимы, при р≤0,01

Цель обучения

Получить диплом о высшем образовании

ϕ эмп. = 4,68

Значимы, при р≤0,01

Для личностного развития

ϕ эмп. = 2,82

Значимы, при р≤0,01

Профессионально самореализоваться

ϕ эмп. = 6,48

Значимы, при р≤0,01

Профессиональные планы

Связаны с получаемой специальностью

ϕ эмп. = 1,2

Не значимы

Не связаны с получаемой специальностью

ϕ эмп. = 3,68

Значимы, при р≤0,01

Нет четких планов

ϕ эмп. = 0,61

Не значимы

Характерные особенности 1 группы: позитивное отношение к профессии, адекватные представления о профессии, цель обучения – профессиональная самореализация. Для 2 группы характерно: негативное отношение к профессии, преобладание формальных целей обучения, отсутствие планов по получаемой специальности, а также у отдельных респондентов сформирован неадекватный образ профессии.

В разделе 2.3. представлены результаты лонгитюдного исследования по этапам и группам.

Сравнительный анализ данных интервью по категориям, выделенными в структурированном интервью, с цитатами из записей бесед респондентов (данные 2007 и 2009 годов) показал, что из 12 респондентов, которые прошли все этапы лонгитюдного исследования, нормативный профессиональный кризис пережили 10 респондентов. Однако позитивно преодолеть данный кризис и остаться в профессии удалось только 7 респондентам, мы их назвали «приверженцы». Другую группу составили трое респондентов, которые негативно пережили кризис выпускника и двое, которые вообще не переживали данный кризис, мы их назвали «мигранты», так как все они ушли из профессии.

Среди параметров, которые были использованы для сравнения данных 2-ого и 3-его этапа лонгитюдного исследования (2007, 2009), приведем результаты по параметру модель «хорошего специалиста-психолога», как наиболее информативного.

Параметр модель «хорошего специалиста-психолога», включает две группы признаков:

а) операциональный (наличие навыков, умений и знаний по полученной специальности), индивидуальный (стремление профессионально совершенствоваться, желание стать хорошим специалистом, позитивное отношение к полученной профессии, сформированная профессиональная позиция) и социальный (осознание степени сложности и ответственности профессиональной деятельности психолога, понимание и принятие профессиональной этики психолога) компоненты профессиональной идентичности – это ядерная структура модели;

б) индивидуально-личностные характеристики (опыт по специальности, личностные качества, которыми должен обладать хороший специалист психолог, соответствие квалификационным требованиям профессии) - это дополнительные параметры модели.

Сравнительный анализ «моделей хорошего специалиста-психолога» «приверженцев» и «мигрантов» по трем этапам лонгитюда позволил определить влияние профессиональной идентичности на выбор профессионального пути в рамках или вне полученной специальности в ВУЗе (рис. 2).
Рисунок 2. Сводные данные трех этапов лонгитюда по параметрам модели хорошего специалиста-психолога в группе «приверженцы» и «мигранты».

«Приверженцы» «Мигранты»





Каталог: engine -> documents
documents -> Социальная психология
documents -> Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности
documents -> Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия
documents -> Межгрупповые различия в отношении к табакокурению
documents -> Субъектные и личностные характеристики женщин с травматичным опытом искусственного прерывания беременности 19. 00. 13 психология развития, акмеология
documents -> Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
documents -> Модель психического детей-сирот 19. 00. 13 «Психология развития, акмеология»
documents -> Часть I. Духовный интеллект  2009 г. Г. В. Ожиганова
documents -> Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи
documents -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница