Профессиограмма и психограмма преподавателя высшей школы, выделить профессионально важные качества, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в вузе
Профессиограмма и психограмма преподавателя высшей школы, выделить профессионально важные качества, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в вузе
1. Статус ВУЗа как научного и учебного центра,
2. Готовность ВУЗа к саморазвитию,
3. Сплоченность педагогического коллектива на основе современных концепций образования,
4. Педагогический потенциал лиц, входящих в данный ВУЗ,
5. Владение преподавательским составом новыми технологиями,
6. Уровня профессиональной культуры преподавателей.
Последний фактор является системообразующим и одновременно выступает в качестве критериального показателя развития и саморазвития ВУЗа.
В современной ВУЗовской педагогике росту профессионального мастерства преподавателя придается большое значение, поскольку в нем проявляются важнейшие стимулы активности студенчества, и он выступает потенциалом роста ВУЗа.
Только в психологии имеется ряд работ по педагогической рефлексии деятельности преподавателя ВУЗа, где рассматриваются отдельные показатели педагогической культуры преподавателя ВУЗа, требования к личности преподавателя, его профессиональной компетентности.
В той или иной мере определились некоторые общие позиции по анализу и оценке деятельности преподавателя ВУЗа, которые включают:
· Высший показатель профессиональной культуры преподавателя, т.е. гармоническое сочетание его преподавательской и научно-исследовательской деятельности;
· Соотношение теории фактологии, знания и опыта, взаимосвязь знаний, умений и навыков при ведущей роли знаний;
· Качество работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии соединять их соответственными авторскими методиками;
· Мастерство преподавателя, напрямую связанное с его способностью мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать ее как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы;
· Отношение преподавателя к своему труду, зависящее от его общей культуры, владения универсальными знаниями, а также ориентации на новую парадигму вузовского образования, включающей в себя переход к многовариантной системе образования, реализацию личностно-ориентированного образования, использование рынка образовательных услуг, системного подхода в инновационных процессах и др.
В целом наука подходит к тому, что целостная личность преподавателя ВУЗа является основным фактором роста его профессиональной культуры (Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин) .
Как коллеге, преподавателю ВУЗа свойственны коллегиальность, опытность, принципиальность, самокритичность и требовательность к себе.
Высшее образование служит обновлению культуры, поэтому так важны качества личности преподавателя как новатора: чувство нового, восприимчивость к новому, способность к творчеству, потребность в обновлении своего дела в целом.
Все блоки личностных характеристик преподавателя ВУЗа выходят на одни и те же интегративные качества, которые и выступают основными объектами анализа и оценки его преподавательской деятельности.