«Проектный метод как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста»



Скачать 106,24 Kb.
Дата24.04.2016
Размер106,24 Kb.
«Проектный метод как средство формирования

познавательного интереса к математике у детей

старшего дошкольного возраста».
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения.

В своё время И.М.Сеченов говорил о «прирожденном и крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую действительность.

Каждый дошкольник - маленький «учёный», с радостью и удивлением, узнающий что-то новое, ещё неизвестное. Задача воспитателя и родителей помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Вместе с общим развитием ребенка значительно расширяется и круг его интересов. Одним из ценнейших свойств развивающегося и познающего мир человека является стремление к узнаванию нового. Каждый ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается сделать самостоятельные умозаключения.



Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая целенаправленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами. (Гамезо М.Т.)

Субъективно интерес проявляется в эмоциональном фоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интерес — важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащении интеллекта в целом, его отсутствие делает жизнь ребенка несодержательной. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка — мышлением, восприятием, волей, памятью, эмоциями. У каждого ребенка интерес играет большую роль в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, поведения, стремлении к добыванию знаний. (Коджаспирова Г.М.)

В дошкольном возрасте интерес проявляется в расположенности ребенка к познавательной деятельности. На начальном этапе интерес - это стремление ознакомиться с предметами как можно полнее, выделить их внешние свойства и

признаки; позднее ребенок пытается «проникнуть вглубь», узнать и проследить связи и отношения между предметами и явлениями. Так постепённо интерес к предметам перерастает в познавательный интерес в собственном смысле, в желание узнать, понять и объяснить окружающий мир. Развитие интереса идёт по разным направлениям и характеризуются постепенным усилением его действенности, активности, устойчивости, глубины и направленности.

Формирование интереса происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания детей при целенаправленном руководстве педагогом. Какую бы учебно-воспитательную задачу не решал педагог, он одновременно содействует возникновению детских интересов и их развитию: от неустойчивых к устойчивым, от поверхностных, к более глубоким.



Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Она «оттачивает» ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит

логике. Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения

с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Современный, достаточно сложный этап развития общества определяет

направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одним из важнейших направлений в этой области является формирование познавательного интереса к математике у детей дошкольного и школьного возраста. Этому вопросу уделяли внимание педагоги: Л.И.Божович, З.А.Грачёва, Т.И.Ерофеева, Т.Н.Игнатова, П.Г.Сирбиладзе, А.А.Смоленцева, А.А.Столяр, А.Михайлова, М.Монтессори, Г.И.Морозова, И.И.Щербина, Г.И.Щукина и многие другие.

З.А.Михайлова указывала, что обучение дошкольников математике, основанное на интересе, вызывает активность, положительное эмоциональное отношение, способствует развитию личности.

Н.Г.Белоус, Р.Л.Березина, Л.Н.Вахрушева, Е.П.Гуменнйкова, Т.И.Ерофеева, З.А.Михайлова, Е.В.Соловьева и другие отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.

Согласно мнению Л.Н.Вахрушевой, «познавательный интерес к математике» - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к математике, проявляющиеся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.


Познавательный интерес — ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П.Архипова, Н.А.Беляева, Л.И.Божович и др.) подлинный познавательный интерес является основой деятельности, так как:

- интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;

- развивает и повышает качество мыслительной деятельности,

активность в учении, благоприятствует формированию способностей;

- создаёт более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

Формирование у дошкольников интереса к обучению является одним из путей повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении (Михайлова З.А.).

Познавательный интерес дошкольников во многом связан с тем, понимает ли он, зачем ему нужны те или иные знания, связаны ли они с его практической деятельностью. Чем в большей степени новый материал связан с субъективным опытом ребенка, тем интереснее он для него.

Т.И.Ерофеева отмечала, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (илине способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.



Формирование элементарных математических представлений должно осуществляться на основе эмпирических методов, проблемно-поисковых ситуаций. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление эвристических находок и успехов детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми (взгляды, жесты, мимика)-таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников. Следует так организовывать познавательную деятельность детей, чтобы она способствовала их развитию. Взрослые должны направлять проявления детской активности, а также создавать такие ситуации, в которых дошкольники ощущали бы радость открытий. Эта тема актуальна для дошкольного учреждения, так как большинство воспитанников имеют низкий уровень развития математических представлений. Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Таким образом, формированию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно -ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.



Метод проектов - система обучения, в которой знания и умения приобретаются в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Исходный лозунг основателей проектного обучения: "Все из жизни, все

для жизни". Поэтому проектный метод предполагает изначальное использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрейд в своей книге "Проектный метод" под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные

умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбор информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление; развивают познавательный интерес к различным областям знаний и видам деятельности.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта

лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к самостоятельной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно - поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

После анализа программы "Успех" учитывая опыт работы по разделу "Познавательное развитие", нами были разработаны долгосрочные проекты: "Путешествие в царство чисел", "Геометрическое царство", "Царство арифметики", для формирования познавательного интереса к математике и повышения уровня освоения детьми математических представлений.

Основная цель деятельности - формирование познавательного интереса к математике и математических представлений воспитанников.

Основной метод - проектный с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:



  1. формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о

числах и цифрах;

  1. формирование представлений о геометрических фигурах ;

  2. формирование представлений о арифметических задачах и способах их решения;

  3. развитие познавательных способностей;

  4. творческих способностей;

  5. творческого воображения, мышления;

  6. коммуникативных навыков.

В каждом проекте определены цели, задачи ,формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений, с учетом требований программы "Развитие" и индивидуальных представлений ребенка.

Работа по формированию познавательного интереса и элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста начинается с выявления уровня их знаний по разделу программы, уровня их интересов к математике, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа проводилась в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций. На основе методики выявления уровней достижений воспитанников по программе "Успех" и воспользовавшись методикой Л. Н. Вахрушевой по определению "показателей и критериев уровней познавательного интереса к математике у старших дошкольников". Опираясь на её исследования, мы разработали диагностическую карту по выявлению познавательного интереса к математике у детей.

Реализация проектов строится на следующих принципах: системности, доступности, научности, учета индивидуальных особенностей, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Работа по проектам органично занятий ориентируются на то, что в основе любой деятельности независимо от предметной организации лежат мотивы желания, потребности, интереса, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных, с развитием элементарных математических представлений, невозможно решать только в рамках детского сада, знания полученные в ходе занятий, игр нужно закрепить, расширить. Поэтому необходим тесный контакт с родителями. Родители воспитанников - наши единомышленники. Они понимают, что для полноценного, осмысленного, действенного усвоения элементарных математических представлений ребенок должен не просто усвоить, но обязательно видеть их применение в реальной жизни. Разные требования, предъявляемые к детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду, и даже агрессию.

Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы развития элементарных математических представлений, формирования познавательного интереса к математике у детей используя метод проектов, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме.



В ходе реализации разработанных проектов выявилось, что нестандартная организация образовательного процесса является более результативной, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются в ходе целенаправленной работы. У них проявляется стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать себя в разных ее видах: рисовании, театрализованной, художественно - речевой. Воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развивается познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Дети не только приобретают новые знания, но применяют их на практике. Было достигнуто главное - дети не вписалась в педагогический процесс детского сада. При отборе содержания только приобретают определенные знания, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в различных жизненных ситуациях. Проектный метод в деятельности ДОУ на практике показывает свои преимущества и эффективность.





Каталог: servisy -> meropriyatiya -> faily ishodniki
faily ishodniki -> Современные тенденции развития образования. Поиск новых взглядов и мировоззрений на современное образование
faily ishodniki -> «Конфликт и выход из него»
faily ishodniki -> Маоу сош №35 г. Томска Музейно-педагогическое геоэкологическое образование в школе: от концепции к практике в г. Томске
faily ishodniki -> Сколько себя помню, я всегда хотела быть учителем, педагогом. Сейчас я понимаю, что другого будущего у меня и быть не могло, так как выросла я в семье педагогов
faily ishodniki -> Мастер-класс «Во сне и наяву» в рамках проведения «Арктического форума – 2015»
faily ishodniki -> Реферат секрет возникновения арабских чисел Лазарев Михаил Сергеевич 2
faily ishodniki -> Задача для педагога. Реализация технологий индивидуального подхода включает
faily ishodniki -> Факторы развития способностей и личностных качеств одарённых детей
faily ishodniki -> «Проектирование как способ развития способностей ребенка в начальной школе»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница