Проектная деятельность в доу слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед»



Скачать 240.63 Kb.
Дата21.05.2016
Размер240.63 Kb.
Проектная деятельность в ДОУ

Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В Новое время этот термин связывается с понятием «проблема».

В этимологическом словаре проект как проблема «может означать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идей, отказывается от своего частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве». Именно такое толкование проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.

В последнее время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.


Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:


  • обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

  • обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

  • реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

  • помнить, что ребенок — активный участник педагогического процесса;

  • привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

  • обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии — кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации. В дошкольном образовании использование метода проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, начиная с младшего возраста, в ДОУ планируются и реализуются ролево-игровые и творческие проекты, что подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.


Классификация и виды проектов

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:



  • исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.);

  • ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;

  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;

  • творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты. Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

  • комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

  • межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

  • творческие, например «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

  • групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

  • индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

  • исследовательские, например «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Другими признаками классификации являются:

  • состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

  • продолжительность: краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели; средней продолжительности – 1–3 месяца; долгосрочный – до 1 года (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Цели и задачи проектного метода

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.



Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

  • развитие познавательных способностей;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие творческого мышления;

  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Внедрение проектного метода в ДОУ

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:



  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

  • комплексные блочно-тематические занятия;

  • интеграция: частичная или полная;

  • метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

Работа в данном направлении реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов. Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства. Поэтому внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации работы с педагогическими кадрами. Это могут быть следующие методы и формы работы: семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс; беседы, диспуты, практикумы, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов. Например,

  1. Консультации по темам:

  • Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников;

  • Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников;

  • Виды проектов и использование их в разновозрастных группах;

  • Создание пространственной среды в группе;

  • Участие родителей в проектной деятельности.

  1. Семинары-практикумы:

  • Метод проектов в дошкольном образовании;

  • Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста;

  • Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс;

  • Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе;

  • Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности;

  • Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения.

  1. Тренинг: Участие в проектной деятельности.

  2. Конференция: Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства.

Внедрение проектного метода в системе ДОУ позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность:

  • экспериментировать, синтезировать полученные знания;

  • развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:

  1. Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности.

  2. Приобщать детей к процессу познания.

  3. Формировать различные представления.

  4. Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты.

  5. Побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

  6. Совершенствование психических процессов:

  • формирование эмоциональной заинтересованности;

  • знакомство с предметами и действиями с ними;

  • развитие мышления и воображения;

  • речевое развитие.

  1. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • осознание поставленной цели;

  • овладение различными способами решения поставленных задач;

  • способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;

  • поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

  1. Физическое развитие:

  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

  • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (например, ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

  1. Социальное развитие: формирование способов общения (например, вернисаж «Моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»).

  2. Познавательное развитие:

  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы).

  1. Эстетическое развитие:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

  • овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки» и др.).


Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:

  1. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

  2. Развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование.

  3. Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности.

  4. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

  5. Формирование предпосылок учебной деятельности:

  • произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

  • потребности в создании собственной картины мира;

  • навыков коммуникативного общения.

  1. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • выявить проблему;

  • самостоятельно искать нужное решение;

  • выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

  • самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

  1. Социальное развитие:

  • развитие самопознания и положительной самооценки;

  • овладение способами внеситуативно-личностного общения;

  • высокий уровень коммуникативной компетентности;

  • осознание функций речи (например, проект «Моя семья», групповые проекты «Познай себя»).

  1. Физическое развитие:

  • развитие осознанного отношения к своему здоровью;

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;

  • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

  1. Познавательное развитие:

  • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

  • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (например, клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», «Богатыри земли русской»).

  1. Эстетическое развитие:

  • углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

  • овладение различными видами художественной деятельности;

  • развитие способностей к эстетической оценке.


План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

  2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).

  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

  4. Составление плана-схемы проекта.

  5. Сбор, накопление материала.

  6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

  7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов включают:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

  • в каких источниках можно найти информацию;

  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

  1. Выполнение проекта – практическая часть.

  2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

  • освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

  • объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Реализацией проектов в дошкольном учреждении руководит проектный совет, целью которого является создание условий для инновационных процессов в ДОУ. Задачами проектного совета являются: руководство образовательными проектами, утверждение или экспертиза, а так же контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику ДОУ. Этапы работы над проектом можно представить в виде таблицы.

Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу.


1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.



2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.


5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.



3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.

10.Презентация.



8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.


Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Заключение

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Познакомились с опытом работы дошкольного учреждения по организации проектирования. Воспитатели научили детей собирать информацию, дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить. Проект закончился мероприятием. После завершения проекта, качественно изменился стиль общения взрослого с ребенком, активными участниками образовательного процесса стали родители. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.



Кроме того, организация деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.
Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница