«Проектирование как способ развития способностей ребенка в начальной школе»



Скачать 67.84 Kb.
Дата22.04.2016
Размер67.84 Kb.
«Проектирование как способ развития способностей ребенка в начальной школе»

Т.И. Киргизова

МБОУ «СШ №8», г. Новый Уренгой, ЯНАО
В данной статье рассматривается теоретическое и практическое значение проектной задачи как одной их новых форм учебного проектирования в начальной школе, обеспечивающей продуктивное обучение учащихся.

Учебное проектирование - учебно-познавательная, творческая, практическая деятельность учащихся и учителя, имеющая общую цель и направлена на достижение общего результата деятельности.

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у детей умения самостоятельно добывать новые знания, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивают инициативу, самоконтроль и самооценку. Это предполагает обновление содержания образования, поиск новых подходов к организации учебного процесса. Решение этих педагогических проблем и обусловливает актуальность позиций продуктивного образования, которое строится на организации условий для приобретения учащимися собственного опыта посредством практической деятельности, нацеленной на создание нового образовательного продукта, личностно-значимого результата.

Продуктивное обучение отличается от развивающего качественно новой задачей: развитие не только ученика, но и содержания его образования, которое связывается в ходе активной деятельности самого ученика. Ученик становится субъектом, конструктором и продуктом своего собственного образования. Он организатор своих знаний, проектировщик этапов саморазвития. Чем больше степень включения ученика в конструирование собственного образования, тем полнее оказывается его индивидуальная самореализация, тем выше результат самообучения.

Цель учебного проектирования - формирование психологических условий, способствующих развитию: устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся; продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться; навыков самоконтроля и саморегуляции; коммуникативных навыков. Предоставить ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию, научить их самостоятельно решать при этом возникающие проблемы.

Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения [2].

В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является ключевым. Переход к целостной педагогической технологии в образовании на основе деятельностной педагогики позволит перейти на более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса, сформировать доброжелательную обстановку в классе, повысить самооценку и коммуникативную компетентность школьников. Благодатной почвой для этого является решение проектных задач. В ходе этой деятельности через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение результата («продукта»), и в процессе учебного сотрудничества происходит качественное самоизменение (ребенка) группы детей. Главная особенность подобного обучения – создание учениками личностной образовательной продукции: интеллектуальных открытий – изобретений и конструкций, стихов, задач, правил, поделок, сочинений, проектов и т.п. Деятельность учащихся не ограничивается рамками обычного учебного задания, дети вольны придумывать, фантазировать, такие занятия имеют творческую составляющую. Тематика проектных задач адекватна интересам и возможностям детей. Каждое занятие содержит вкрапления игры, развлечения и одновременно поиска. Особенно полюбились детям занятия по темам: «Танец марионеток» - постановка театрализованного действия, «Осенний лес» - создание макета отдельных природных территорий, «Аллея настроения» - создание масок – знаков под разное настроение, «Сочиняем вместе» - сочинение стихотворений с заданными словами-рифмами, «Театр сказок» - постановка русских народных сказок, «Мир глазами животных» - передача художественного образа путем перевоплощения и т.п. Не менее интересны учащимся проектные задачи, являющиеся «пищей для ума», которые волнуют ум и душу ребенка, формируют мотивацию учения и рождают радость открытия: «Путешествие в Сообразилию», «Город Признакус», «Космические секреты», «Что могут обозначать слова», и т.п. Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности заданий помогает детям заниматься с интересом, быть активными и внимательными.

При организации учебного проектирования целесообразно обеспечить такую полноту форм совместности, при которой вход в учебную деятельность будет открыт детям с самыми разными личностными ориентациями и ценностями: не только познавателям, но и коммуникантам, фантазерам, практикам, эстетам… Для этого учебный процесс младшего школьника следует представить сплавом разных форм сотрудничества, построенных взрослым с точным знанием его ингредиентов и их пропорций[4].

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников формируются следующие способности:


  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы – модели, выделяя все существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других);

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать результат – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).

Итог решения каждой проектной задачи рассматривается в двух аспектах. Во – первых, это реальный «продукт» (текст, схема, макет прибора или результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Во – вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

Использование проектных задач в образовательном процессе принципиально носит групповой и исключительно практический характер.

Работая в группах, учащиеся самостоятельно ставят совместную цель (на занятие), распределяют роли, обсуждают способы действий, выбирают пути решения проблем поискового характера, создают проект, оценивают полученный результат и свою деятельность в группе, представляют «продукт» (защищают проект). Групповая форма позволяет детям получить эмоциональную и содержательную поддержку, попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса, раскрыть детскую индивидуальность. Дети, увлеченные решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания и коммуникативные навыки. Занятия помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.

Какова роль учителя в этом процессе? Она претерпевает кардинальное изменение. Учитель перестает быть посредником в передаче абстрактного знания, а становится консультантом, наставником, поддерживающим ученика в достижении продуктивности образовательной и практической деятельности; наблюдателем постепенного формирования учебного сотрудничества.

Эффективность обучения педагог может проследить, анализируя уровень воспитанности учащихся. Как показывает опыт, наиболее существенные изменения уровня развития учащихся произошли в следующих личностных проявлениях: способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке), в умении слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, умении проявлять инициативу при поиске способов решения задачи, предприимчивости и дисциплинированности.

В продуктивном обучении мерой продукта является ученик со своими интересами, опытом и образовательными целями, а самим продуктом – выполненный им реальный проект, завершенная работа. В этом смысле подобное обучение противостоит результативности обучения в традиционной школе с ее ориентацией на доминирование теоретико-познавательных продуктов, социальных и информационных критериев (стандартов). Единственный критерий продуктивности – наличие самостоятельного, творческого продукта деятельности конкретного ученика (группы учащихся), а не соответствие идеальному усредненному уровню образованности.



Литература

1. А.Г. Каспаржак, К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова Российское школьное образование: взгляд со стороны. Вопросы образования 2004. №1. С. 190 – 231 [статья]

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008.

3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.- 176 с. – (Стандарты второго поколения).



4. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность? // Вопросы психологии. – 1988. - №5. – С. 75.
Сведения об авторе

Киргизова Тамара Ивановна, учитель начальных классов

Муниципальное образовательное учреждение

«средняя школа №8»

г. Новый Уренгой ЯНАО

Российская Федерация
Каталог: servisy -> meropriyatiya -> faily ishodniki
faily ishodniki -> Современные тенденции развития образования. Поиск новых взглядов и мировоззрений на современное образование
faily ishodniki -> «Конфликт и выход из него»
faily ishodniki -> Маоу сош №35 г. Томска Музейно-педагогическое геоэкологическое образование в школе: от концепции к практике в г. Томске
faily ishodniki -> Сколько себя помню, я всегда хотела быть учителем, педагогом. Сейчас я понимаю, что другого будущего у меня и быть не могло, так как выросла я в семье педагогов
faily ishodniki -> Мастер-класс «Во сне и наяву» в рамках проведения «Арктического форума – 2015»
faily ishodniki -> Реферат секрет возникновения арабских чисел Лазарев Михаил Сергеевич 2
faily ishodniki -> Задача для педагога. Реализация технологий индивидуального подхода включает
faily ishodniki -> Факторы развития способностей и личностных качеств одарённых детей
faily ishodniki -> «Проектный метод как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница