Проект Управление процессом преодоления психологических барьеров в организаторской деятельности педагогов вуза



Скачать 164.26 Kb.
Дата25.04.2016
Размер164.26 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет «Экономики, менеджмента, сервиса и туризма»


Проект

Управление процессом преодоления психологических барьеров в организаторской деятельности педагогов вуза

Выполнил: магистрант 1 курса

Направление: 44.04.04 – Профессиональное обучение (по отраслям)

Магистерская программа «Менеджмент в образовании»

Старовойтова Жанна Александровна



Руководитель проекта:

Шипилина Вероника Васильевна

К.пс.н., доцент кафедры профессиональной

педагогики, психологии и управления

Омск, 2016

Актуальность проекта

Российское образование переживает период перманентного реформирования. Системная модернизация коснулась методологии, инфраструктуры, особенностей управления и финансирования, типологии и содержания образовательных программ, характера образовательного процесса. Изменение направления развития образования по принципу обеспечения «обучения длиною в жизнь», сопровождается расширением числа участников и стейкхолдеров (заинтересованные лица) образовательного процесса, повышением требований к его качеству.

В связи с этим успех реформ в профессиональном образовании напрямую связывается с обновлением требований к педагогу, которые на современном этапе раскрываются в профессиональном стандарте педагога профессионального обучения. В стандарте, в частности, особое значение уделяется оценке готовности педагога высшей школы к управлению как своей научно-исследовательской деятельностью, так и студентов, организации учебно-воспитательного процесса в целом.

Организаторская деятельность выступает одним из важных компонентов педагогического управления, поскольку раскрывает содержательный аспект взаимодействия субъектов образовательного процесса и его социально-психологические особенности. Л.И. Уманский, Н.В. Кузьмина, Л.Н. Лутошкин и другие исследователи по вопросу организаторской деятельности, выделяют базовые организаторские способности педагога:

- способность понимать человека, легко разбираться в его психологических особенностях, в характере, правильно определять уровень его знаний, убеждений, моральных качеств;

- способность в доступной форме представлять учебный материал, чтобы он легко воспринимался и запоминался обучаемыми;

- способность заинтересовать процессом совместной деятельности;


- заражать энтузиазмом, увлекать, вызывать соответствующие эмоции;

- способность убеждать людей, оказывать на них положительное воспитательное влияние (словом и делом, личным примером);

- способность точно распределять нагрузку и время занятий, умело планировать работу;

- способность предвидеть результаты работы, а также ошибки и возможные трудности, в достижении поставленных задач;

- способность к творческой работе;

- способность своевременно и быстро ориентироваться в обстановке, реагировать на то или иное событие в коллективе;

- способность хорошо и сравнительно легко усваивать и своевременно воспроизводить учебный материал, четко и правильно мыслить не только в области теории сообщаемых знаний, но и в отношении связи их с жизнью;

- способность к наблюдательности;

- способность к гибкости и рациональности мышления и действий;

- способность обеспечить хороший психологический климат в коллективе, умение общаться с людьми;

- способность управлять собой;

- высокая способность влиять на других;


- способность руководить коллективом, правильно направлять деятельность.

Такое разнообразие перечисленных организаторских способностей подчеркивает сложность и нестандартизируемую специфику профессиональной деятельности педагога. Несомненно, важное значение для эффективности и успешности организаторской деятельности педагога имеют его личностные и индивидуальные особенности, которые выступают внутренними регуляторами поведения, выбора решения организационных задач, принятия управленческих решений.

В этом смысле на повышение эффективности организаторской деятельности все большее влияние оказывают психологические факторы, к которым относятся и психологические барьеры личности педагога. В психологической литературе отмечается, что психологические барьеры оказывают не только отрицательное воздействие на деятельность, но и выступают ресурсами для саморазвития и «акме» личности, способствуют ее успешности.

Проблема успешности профессиональной деятельности раскрывается в концепции акмеологии управления (труды А.А. Деркач, В.Г. Зазыкина). Идеи акмеологии управления сводятся к обоснованию условий и технологий личностно-профессионального развития и саморазвития, развития целостной самости, которая проявляется в способности личности к постоянному обновлению самосознания, самореализации в профессиональной деятельности, развитии коммуникации, готовности к продуктивным инновациям. Главная задача акмеология управления заключается в выявлении и плодотворном использовании личностных ресурсов педагогов для достижения успеха в профессиональной деятельности. При этом эффективность и успешность организаторской деятельности педагога рассматривается в данном исследовании как непрерывный процесс принятия и реализации решений организационных задач. Успешность их решения достигается готовностью педагога эффективно и оптимально использовать личностные ресурсы, такие как например, талант, способности, физическое и психическое здоровье и т.д.

Проблема проекта заключается в обосновании и реализации акмеологических условий и практического инструментария (технологий, методов акмеологического управления) для преодоления негативных психологических барьеров и актуализации психологических барьеров, выступающих ресурсами развития личности, способствующих повышению эффективности организаторской деятельности педагогов вуза.

Цель проекта – обосновать и реализовать организационно-психологических условий для актуализации психологических барьеров, стимулирующих, способствующих личностно-профессиональному развитию педагогов кафедры и повышению эффективности их организаторской деятельности.

Проектная гипотеза заключается в предположении, что если будут:

- выявлена связь психологических барьеров, стимулирующих личностно-профессиональное развитие педагога высшей школы, и высокими показателями базовых характеристик их организаторской деятельности,

- реализованы организационно-психологические условия личностно-профессионального развития педагогов (наличие богатой событийной среды, инновационно-ориентированная модели корпоративного обучения и т.д.),

то это отразится на эффективности организаторской деятельности педагогов вуза.

Идея проекта основывается на положениях о том, что:

1. Психологические барьеры стимулируют личностно-профессиональное развитие педагога высшей школы. К базовым психологическим барьерам относятся:



  • когнитивные (рефлексивное мышление, осознанное поведение, ориентированное на саморазвитие),

  • смысловые (недооценка гуманистического смысла своей деятельности, отсутствие интереса к своему предмету и к своему делу),

  • эмоциональные,

  • тактические (нарушение элементарных правил обучения, отсутствии социальной ответственности),

  • барьеры в общении.

  • барьеры к инновационной деятельности.

2. Существует зависимость между особенностями проявления психологических барьеров и показателями различных характеристик организаторской деятельности педагога высшей школы. К таким характеристикам относятся:

- когнитивные (знание педагогом своих личностных, лидерских, коммуникативных, организаторских, креативных способностей);

- индивидуально-личностные (наличие адекватной профессиональной самооценки, потребность и способность к личностному самоизменению, конструированию личностно-развивающей среды, ценностно-смысловой поиск индивидуального способа организации управленческой деятельности),

- эмоциональные (способность к саморегуляции психологических состояний и поведения, к достижению гомеостатической согласованности психофизиологических и эмоциональных состояний, потенциалов личности),

- деятельностные (готовность к сотрудничеству, продуктивному взаимодействию в решении организационных задач, готовность к самоопределению, самореализации и самоидентификации в профессиональной деятельности, потребность к профессионально-карьерном развитии).

3. Психологическими условиями личностно-профессионального развития педагогов являются:

- профессиональная рефлексия в диалоге со всеми участниками педагогического процесса,

- развитие самосознания посредством профессионального экспериментирования,

- активное включение в профессиональное взаимодействие с учащимися и установкой на процесс и результат деятельности.

Организационные условия:

- планирование и развитие профессиональной карьеры,

- профессиональное сотрудничество с коллегами, находящимися на разных уровнях профессионализма,

- рефлексивно-акмеологическое взаимодействие заведующего кафедрой и профессорско-преподавательского состава кафедры на основе проблематизации профессиональной компетентности преподавателей вуза,

- реализация серии акмеологических тренингов программно-целевой направленности,

- реализация акмеологического консультирования (это индивидуальная работа с педагогами, связанная с оказанием им помощи в достижении собственных вершин профессиональной деятельности, педагогического мастерства, формирования и реализации Я-концепции),

- стажировки (в том числе зарубежные).

Ожидаемые результаты от проекта:

- выработка педагогами индивидуальной стратегии преодоления психологических барьеров, мешающих их личностно-профессиональному развитию,

- обоснование и реализация на кафедре единых акмеологических технологий активизации психологических барьеров, стимулирующих, способствующих личностно-профессиональному развитию педагогов,

- повышение качественных и количественных показателей организаторской деятельности в соответствие с системой стимулирования в вузе (например, активное и инициативное участие в грантах, мероприятиях всероссийского и международного уровня, результативность и продуктивность научно-исследовательской деятельности и т.д.).

Для достижения цели и желаемых результатов выделены следующие задачи:

1. Выявить проблемные зоны профессионально-личностного развития педагогов, определить комплекс психологических барьеров личности педагогов.

2. Обосновать взаимосвязь положительно и негативно влияющих психологических барьеров личности педагогов на эффективность их организаторской деятельности.

3. Разработать план разработки и реализации проекта.

4. Подобрать методики для оценки эффективности организаторской деятельности педагогов вуза в соответствие с выделенными показателями.

Сущность проектного предложения

Методологическая база проекта представлена следующими подходами:

- личностно-деятельностный подход в представлении о структуре и содержании психологических барьеров педагога (Леоньтев А.Н., Кузьмина Н.В, Р.Х. Шакуров, А.К. Маркова)

- акмеологический подход в представлении об успешности педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А.А.Реан).

Теоретическая основа:

- теоретические идеи организаторской деятельности педагога (В.В. Крысько, Е.М. Павлютенков, С.В. Сарычев, В.С. Лазарев, Е.П. Симонов),

- концептуальные положения о рефлексивном управлении (Г.П. Щедровицкий, И.С. Ладенко, В.А. Лефевр),

- психолого-педагогические концепции о закономерностях личностно-профессионального развития учителя (Ф.Н. Гонобоин, А.А. Деркач, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина),

- теории, раскрывающие структуру и содержание психологических барьеров (Б.Д. Парыгин, Л.И. Божович), их роль, конструктивное влияние на выполняемую деятельность (Р.Х. Шакуров, А.К. Маркова, НА. Подымов),

- концептуальные идеи формирования акмеологической направленности личности (А.А.Деркач,Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Г.В.Рева и др.).

- концепции профессионального управления и менеджмента в образовании (И.И.Калина, С.В.Кульневич, О.Г.Прикот, Н.В.Смирнова, Р.Х.Шакуров, Л.А.Шипилина и др.).

Участники проекта:

- заведующая кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления,

- преподаватели кафедры,

- исполняющий обязанности по организации методической работы на кафедре,

- социальные партнеры кафедры (педагоги профессионального обучения, желающие принять участие в проекте - из колледжей, вузов, работающие по специальности выпускники),

- студенты, обучающиеся по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)».

Этапы разработки проекта.

Проект рассчитан на 2 года – с 2015 по 2017 год.

Поскольку акмеологическое управление ориентировано на профессионально-личностное развитие педагогов в процессе проектирования особой образовательной среды вуза – акмеологической*, то этапы реализации проекта будут соответствовать этапам проектирования такой среды.

* Акмеологическая среда - это образовательное пространство вуза, характеризующееся установкой преподавателей и студентов на успех, высокие результаты, творческий поиск, формирование престижа профессии педагога. Основными тенденциями развития акмеологической среды вуза являются: взаимопроникновение (конвергенция) внешней и внутренней составляющей образовательной среды вуза; зависимость динамики акмеологической среды от информационно-технологической составляющей; гармонизация личностных, социальных и национальных смыслов в структуре, организации и содержании профессионально-личностного роста педагогов высшей школы.

Этапы:


1. Диагностический этап: выявить проблемные зоны профессионально-личностного развития педагогов, определить комплекс психологических барьеров личности педагогов, определить взаимосвязь положительно и негативно влияющих психологических барьеров личности педагогов на эффективность их организаторской деятельности.(декабрь 2015 г. – апрель 2016 г)

2. Проблемно-целевой этап предполагает целеполагание, осуществляемое на основе согласованного самоопределения педагога, выделение предпосылок самоопределения, формирование совокупности предположений о путях и способах достижения поставленной цели, выбор наиболее перспективных гипотез, выявление показателей движения к поставленной цели. (май 2016 г. – ноябрь 2016 г.)

3. Содержательно-деятельностный: выработка организационно-технологической схемы достижения поставленной цели, проведение инновационных лекций, акмеологических тренингов на самомотивирование, саморазвитие, ознакомление с акмеологическими технологиями. (декабрь 2016 г – март 2017 г.)

4. Рефлексивно-оценочный: осуществление рефлексии и перепроектирование с последующей реализацией, согласно данной схеме, выявление степени достижения целей обучения и развития, удовлетворённости реализованных обучающих мероприятий, мотивации преподавателей к саморазвитию; внесение корректив в процесс развития. (апрель 2017 г – июнь 2017 г.).

План реализации проекта

Этап

Содержание

Сроки

Методы и методики измерения

Ответственные

Диагностический

  • выявить проблемные зоны профессионально-личностного развития педагогов,

  • определить комплекс психологических барьеров личности педагогов,

  • определить взаимосвязь положительно и негативно влияющих психологических барьеров личности педагогов на эффективность их организаторской деятельности.

декабрь 2015 г. – апрель 2016 г

Тест «Доминирующие мотивы профессионального самосовершенствования» (Л.Г.Лаптев)

Методика изучения психологических барьеров в деятельности учителя Н.А. Подымова; Методика изучения влияния психологических барьеров на педагогическую деятельность Т.И. Шамовой; Опросник психического состояния учителя А.О. Прохорова

«Самоорганизация педагога при решении актуальной профессиональной проблемы» (А.С. Огнев, Л.В. Абдалина), «Способность педагога к саморазвитию» (Е.И. Рогов), «Мотивация достижения и одобрения» (Д. Краун, Д. Марлоу), «Самоэффективность» (Маддукс и Шеер), «Ваш творческий потенциал» (Т.В. Морозова), «Выявление уровня ситуативного / надситуативного мышления педагога» (М.М. Кашапов), «Смысложизненные ориентации личности» (Д.А. Леонтьев)


Исполняющий обязанности по организации методической работы на кафедре


Проблемно-целевой

1.Определение направлений в деятельности кафедры:

- поведение методических семинаров по проблеме,

- разработка критериев эффективности организационной деятельности преподавателей кафедры,

- составление программы личностно-профессионального развития педагогов кафедры,

- разработка индивидуальных планов акмеологического саморазвития.


май 2016 г. – ноябрь 2016 г.

**- акмеометрия;

- акмеография



Исполняющий обязанности по организации методической работы на кафедре,

преподаватели, соц. Партнеры, студенты





Содержательно-деятельностный

- Реализация программы тренингов, проведение обучающих занятий,

- Реализация акмеологического сопровождения в разработке индивидуальной стратегии по преодолению психологических барьеров, мешающих организационной деятельности педагогов.

- Разработка методических рекомендаций по активизации психологических барьеров, стимулирующих личностно-профессиональное развитие педагогов

- Реализация индивидуального коуч-консультирования по корректировке и обновлению планов и программ саморазвития педагогов.



декабрь 2016 г – март 2017 г.

**анализ акмеологических инвариантов;

- акмеигротехника

- акмеологическое консультирование,

- ведение дневника саморефлексии



Исполняющий обязанности по организации методической работы на кафедре,

преподаватели, соц. Партнеры, студенты





Рефлексивно-оценочный

- Осуществление рефлексии и перепроектирование с последующей реализацией, согласно данной схеме,

- Выявление степени достижения целей обучения и развития, удовлетворённости реализованных обучающих мероприятий,

- Мотивации преподавателей к саморазвитию;

- Внесение корректив в процесс развития

- Диагностика выходного уровня как обобщающего показателя личностно-профессионального развития


апрель 2017 г – июнь 2017 г.

**- акмеометрия + перечень методик, используемых на 1 этапе

- экспертные оценки,

- прямое и косвенное наблюдение,

- самонаблюдение,

- анализ продуктов деятельности,

- психологические методы: рефлексивное слушание, идентификация, актуализация, концентрация, обратная связь, резюмирование, эмпатия и др.



Исполняющий обязанности по организации методической работы на кафедре,

преподаватели, соц. Партнеры, студенты




**- акмеометрия - построение комплексных рейтинговых оценок преподавателей и студентов по ряду профессиональных показателей;

- акмеография - построение моделей разных видов профессиональной деятельности (к примеру, акмеограмма педагога включает профессионально важные качества личности, востребованные в педагогической деятельности и педагогическом общении);

- анализ акмеологических инвариантов - того общего, что характеризует самых лучших профессионалов;

- акмеигротехника - технологии, ориентированные на активизацию резервных возможностей личности, критического и эвристического мышления, интенсификацию профессионального саморазвития.

Риски реализации проекта:

- Педагогические: отсутствие мотивации педагогов, студентов (обучающихся по направлению «Профессиональное обучение») к волонтерскому, добровольному участию в проекте (проект основан на самоорганизации участников), отсутствие готовности к психологической работе над барьерами в педагогическом коллективе (это требует открытости и рефлексии).

- Организационно-управленческие: соответствие цели, направлений работы педагогического коллектива кафедры с целью и содержанием проекта.

Эффекты:

Педагогические - успешность организаторской деятельности педагогов вуза проявляется в следующем:

- готовность к стратегическому (визионерскому) мышлению (умения оценивать имеющиеся ресурсы, определять контекст видения, разрабатывать альтернативы и выбор видения) – когнитивный эффект,

- развитие и реализация индивидуального типа лидерства, способности к нововведениям – индивидуально-личностный эффект,

- определение и реализация адаптивного копинг-поведения и личносного стресс-менеджмента- эмоциональный эффект,

- наличие программно-целевого планирования в развитии профессиональной карьеры, реализация взаимодействия и сотрудничества в решении организационных задач.



Список литературы:

  1. Деркач А. А., Селезнёва Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности механизма развития. М., 2006. 496 с.

  2. Забродин, Ю.М.,Зазыкин, В.Г., Зотова, О.И. и др. Проблемы психологии труда и профессии[Текст]/Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин, О.И. Зотова//Психологический журнал, М.:Педагогика, 1981,№2, с.4-7.
    Кузьмина, Н.В.Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения[Текст]/Н.В.Кузьмина,- М.: Высшая школа, 1990.-119с.

  3. Кузьмина Н. В., Пожарский С. Д., Паутов Л. Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. СПб. ; Коломна ; Рязань, 2008. 366 с.

  4. Маркова, А.К.Психология труда учителя[Текст]/А.К. Маркова,- М.: Просвещение, 1993.-190с.

  5. Педагогическая акмеология: коллективная монография / под. ред. О. Б. Акимовой; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. 251 с

  6. Перекрестова Т. С. Акмеологический подход как основа повышения качества профессионально-педагогического образования // Вестн. Костромского гос. ун-та. Сер. Акмеология образования. Гендерная психология. 2007. № 6. С. 194-199.

  7. Подымов Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности. Монография. М.: Прометей, 1998. - 239 с.

  8. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: Учеб. пособие. Курск: Изд-во КГГТУ, 1996

Каталог: sites -> default -> files -> files
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики
files -> Философско-антропологические парадигмы и их роль в развитии образования
files -> Философия техники
files -> Сетевое взаимодeйствие в системе повышения квалификации педагогических кадров
files -> Педагогическая система формирования этнотолерантной компетентности старших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Программа итоговой государственной аттестации выпускников к ооп от № по направлению 040100. 62 Социология
files -> Курдюкова Наталья Анатольевна кандидат психологических наук, доцент, зав кафедры социальной психологии ноу впо «мпсу»; предназначена программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница