Проект Тема: «Как люди на Руси жили» Направление проекта: социально исследовательский Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и их родители Сроки реализации проекта: две недели



Дата14.02.2016
Размер53 Kb.
Отдел детских дошкольных учреждений

Комитета по управлению образованием

Администрации муниципального района

«город Краснокаменск и Краснокаменский район»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

№ 2 «Золотая рыбка»


Проект

Тема: «Как люди на Руси жили»

Направление проекта: социально - исследовательский

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и их родители

Сроки реализации проекта: две недели

Руководитель проекта:

Михалевская В.А. – воспитатель

по познавательному развитию


г. Краснокаменск, 2013 г.
Пояснительная записка:

Актуальность: В связи с изменением в социально – экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства. Поэтому необходим поиск современных подходов к социализации дошкольников, организации нравственно - патриотического воспитания в детском саду, т.к. дошкольное детство – время, когда в ребенке закладываются базовые основы и способности познания, общения и деятельности. Данный проект соответствует современным концептуальным основам социализации, формированию представлений о Родине, развитию патриотических чувств.

Постановка проблемы: Содержание проблем и обоснование необходимости их решения проектным методом.

SWOT – анализ



S (Сильные стороны внутренней среды)

- высокий творческий потенциал педагогов, родителей МАДОУ;

- широкие возможности предметно – развивающей среды МАДОУ


W (Слабые стороны внутренней среды)

- оторванность от исторических корней вследствие чего, отсутствие в семьях традиций, ритуалов, типов гендерного поведения, отражающих быт русского народа; незнание и неумение родителей передать идентификационные коды детям, несущие историческое наследие русского народа;

- отсутствие в обиходе предметов русских народных промыслов.


O (Возможности внешней среды)

- богатство и разнообразие традиций русского народа и народной культуры (праздники, народные игры, обряды, народные игрушки)



T (Угроза опасности и риски внешней среды)

- географическая удаленность от общественно – исторических центров русского народа, отсутствие образцов русской архитектуры, традиционного крестьянского быта;

- недоступная ориентированность средств массовой культуры на детей дошкольного возраста



Проблема: слабости внутренней и внешней среды препятствуют естественному формированию у детей понятий о русских народных традициях, обычаях связанных с русским бытом, свободному проявлению творческих способностей ребенка.

Новизна: заключается в деятельном подходе к формированию понятий о русских народных традициях, русском быте, особенностях воспитания мальчиков и девочек на Руси на основе реконструкции малых фольклорных форм, игрового фольклора, русских народных сказок с использованием макетирования, создания предметов и их декорирования по мотивам русских народных промыслов.

Практическая значимость: получение детьми первичных представлений о культуре русского народа. Обогащение предметно - развивающей среды группы, развивающего центра «Калейдоскоп». Приобретение детьми и взрослыми опыта игрового общения. Повышение заинтересованности родителей к трансляции культурного опыта детям, возможное внесение в семью национальных традиций.

Предмет проекта: организация опыта по формированию у детей старшего возраста понятий о русских народных традициях, русском быте.

Тип проекта: коллективный, практико - ориентированный, среднесрочный.

Цель проекта: воспитание интереса у детей к «прошлому родной страны», культуре Русского народа, организация опыта детей через исследование русского фольклора, традиций, русского быта, русской архитектуры.

Задачи проекта:

1. Вызвать у детей интерес к прошлому родной страны, формировать представления о культуре Русского народа.

2. Развивать исследовательскую активность детей средствами проектного метода: умение принимать и выдвигать познавательные задачи, выдвигать предположения, отбирать способы действий, действовать по плану, анализировать, делать выводы, взаимодействовать с детьми и взрослыми; при работе с «информационным полем» по теме: сравнивать и выделять предметы быта, костюмы, изделия народных промыслов, игрушек, архитектурные формы, характерные для русского народа; создавать декоративное изображение по мотивам русских народных промыслов, создавать постройки, макеты, отражающие старинный стиль характерный для русской деревни. Стимулировать речевое творчество детей в процессе игрового общения на основе малых фольклорных форм, р.н. сказок.

3. Воспитывать бережное отношение к ценности русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору, собственным творческим работам и работам других детей.



Результат:

  • Приобретение детьми социального опыта в исследовании культурных традиций русского народа.

  • Обогащение предметно - развивающей среды.

  • Повышение заинтересованности родителей к трансляции культурного опыта детям, возможное внесение в семью национальных традиций.


Критерии и способы оценки результатов:

Критерии:

- ребенок имеет первичные представления о культуре русского народа, называет основное население России - русским народом, узнает национальный костюм и называет детали одежды, выделяет особенности быта русского народа в прошлом: «русские крестьяне жили в деревянной избе, где есть «красный угол», «русская печь»;

- узнает и называет кухонную утварь: самовар, чугунок, чашка, половик, ухват; предметы обихода: коромысло, лохань, ушат, рушник, умывальник; мебель: лавка, лежанка;

- выделяет особенности старинной архитектуры: изба, ворота, колодец, ворот, крыльцо, конек, наличники;

- использует в свободной игровой деятельности, игровом общении малые фольклорные формы: заклички, песенки, прибаутки, небылицы, загадки, поговорки, пословицы, игровой фольклор: молчанки, жмурки, горелки, прятки;

- демонстрирует знание р.н. сказок в сюжетных, народных, хороводных, театрализованных играх;

- понимает ценность, самобытность и красоту музейных экспонатов: предметов старины, народных игрушек;

- видит и подражает при создании декоративной композиции стилевым особенностям народных декоративно – прикладных промыслов: городецким, дымковским, гжельским, хохломским;

- придает своим постройкам, макетам стилевые особенности старинной русской архитектуры, беря за образец иллюстрации Ю.Васнецова, В.Конашевича: избушка с наличниками и коньком, колодец, ворота, церковь.



Методы: наблюдение за играми детей, анализ развивающей среды, анализ продуктов детского творчества, беседа с детьми, беседа с родителями.

Источники информации: русские народные сказки, потешки, песенки, пословицы, поговорки, игры - путешествия, беседы по картинам, рассматривание репродукций, иллюстраций, модель «Русская изба», экскурсия в библиотеку, экскурсия в мини – музей «Русская изба», просмотр мультфильмов, сказок.

Руководитель проекта: Михалевская Вера Александровна, воспитатель I категории.

Участники: педагоги МАДОУ, дети и их родители

Участники проекта: дети старшего возраста группы № 6 и их родители.

Предполагаемый продукт:

- макет «Русская изба»: деревянная изба, мебель, печь – изготовлена родителями; убранство русской избы: посуда, одежда, куклы, предметы быта результат совместной деятельности детей и воспитателя;

- продукты детского творчества: силуэты «Прялки» украшенные узорами по мотивам городецкого промысла;

макеты избушек, предметов быта из бумаги картона, подручных материалов; «посуда», для кукол вылепленная из теста; творческие игры детей с данными атрибутами, с использованием игрового фольклора;

Сроки реализации проекта: две недели
Этапы реализации проекта:
Сетевая «паутинка» проекта

Построить макет русской избы с родителями.

Рассматривание изготовление, украшение предметов быта по мотивам русского народного творчества

Сюжетно – ролевые игры, народные, дидактические игры, реконструкция обрядов по мотивам русского фольклора

Знакомство с родной страной, русским бытом, русскими народными традициями, фольклором.

Экскурсия в библиотеку, чтение заучивание русского фольклора, просмотр мультфильмов,,р.н.сказок беседы по ним.

Реконструкция народных традиций, игр, бытовых действий (выпечка, рукоделие, изготовление предметов обихода,) в семье детьми и родителями

План проекта

Этапы проекта

Задачи


Интеграция

образ. областей

Совместная деятельность взрослого и детей (с учетом преемственности педагогов, интеграции образовательных областей)

Формы и методы



Организация разв. среды для сам. деятельности детей (центры активности группы, помещения МАДОУ)

Взаимодействие с родителями (социальными партнерами: библиот. ДОУ, спорткомплексы и др).

I Этап. Целеполагание. Вводный.


Социализация

  1. Ознакомление с опытом работы других педагогов по данной проблеме, через изучение нормативно – правовой базы, методической литературы.

  2. Разработка целей проекта.

Подбор материала и оборудования

Подбор материала для ознакомления родителей

II Мотивационный этап: Вызвать у детей интерес к теме проекта, желание включиться в проектную деятельность, определить цель и составить «паутинку» проекта с детьми

Познание, Социализация, Коммуникация, Чтение художественной литературы

НОД "Путешествие по Русской избе" по образовательной области «Социализация» - Формы: проблемная ситуация, выдвижение гипотезы детьми, сюрпризный момент, беседа, создание «паутинки» проекта.

Ситуации общения в ходе сюжетных игр.

Чтение художественной литературы: знакомство с малыми фольклорными формами, игровой фольклор (пословицы, поговорки, считалки и т.д.)

Игровая ситуация «Путешествие в музей «Русской избы» (с использованием медиопроектора)




В развивающем центре «Калейдоскоп»: «Русская изба», подготовка тематической выставки. Подготовка картинок – символов для создания «паутинки»

Размещение в группе «Информационного поля по работе над проектом «Как люди на Руси жили», внесение «паутинки» проекта.

С родителями педагогами и детьми оформление экспозиции в мини – музее «Русская изба».


Размещение на информационном стенде, «Паутинку проекта» разработанную детьми

Консультирование (папки-раскладушки, передвижки) «Приобщение ребенка к русским традициям», (сайт) «Роль куклы в воспитании дошкольников»

Опрос «Наши семейные традиции»;

«Какие интересные материалы по теме есть в семье»



III Познавательный этап:

Обогащение представлений детей по теме, развитие познавательных умений по самостоятельному добыванию знаний, обогащение словаря детей, развитие коллективных форм сотрудничества.



Познание, Социализация, Коммуникация, Чтение художественной литературы, художественное творчество, Труд

НОД «Как строили дом на Руси». Формы и методы: показ, беседа, наблюдение, исследовательская деятельность.

Экскурсия в детскую библиотеку.

Чтение художественной литературы: знакомство с малыми фольклорными формами, игровой фольклор (пословицы, поговорки, считалки и т.д.), р.н.с. «Морозко», «Каша из топора», «По щучьему велению».

Беседа «Русский быт в русском фольклоре» по иллюстрациям Ю. Васнецова, В. Конашевича и др.

Дидактические игры: «Народы мира», «Народы России», «Архитекторы», «Лото»;

Презентация на мульти – медиа. Мини – проектов «Когда бабушка и дедушка были маленькими…»



В кабинете: Макет «русская изба», «Скотный двор», «Русская деревня», игрушки для обыгрывания, предметы изготовленные руками детей.

В группе пополнение информационного поля проекта тематической выставкой художников иллюстраторов Ю. Васнецова, В. Конашевича; новыми материалами разработанными вместе с родителями (мини – проекты «Когда бабушка и дедушка были маленькими они играли…», фотоколлаж «Как жили мои бабушки и дедушки», выставка продуктов детского творчества



Домашнее задание: оформление фотоколлажа «Как жили мои бабушки и дедушки»,

Просмотр мультфильмов и кинофильмов по мотивам р.н.с. «Никита Кожемяка», «По щучьему велению», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Семь Семионов», «Хаврошечка»

Мини – проекты «Когда бабушка и дедушка были маленькими они играли…»


III - Продуктивный и творческий этап: Формировать и активизировать у детей проявления эстетического отношения к русскому народному творчеству, понимание некоторых особенностей декоративно – прикладного творчества, совершенствовать изобразительную деятельность детей умение использовать полученные занятия по теме в самостоятельных и коллективных замыслах, изобразительно – выразительные и технические умения.

Художественное творчество, Труд, Коммуникация,

Чтение художественной литературы,Музыка, Познание



НОД. «Лепим посуду» /техника тестопластика/ по образовательной области «Художественное творчество»

НОД. "Мы рисуем русскую прялку" (декоративное рисование) по образовательной области «Художественное творчество».

Конструктивная д-ть: Конструирование из тематического конструктора «Сказочная изба».

Игровая и театрализованная деятельность детей с использованием макета «Русская изба»:

Организация СРИ, творческие игры –реконструкции р.н. сказок «Морозко», «Каша из топора», «По щучьему велению»; малых фольклорных форм, игрового фольклора - с использованием предметов изготовленных детьми: самодельных кукол, кукол в русских народных костюмах, игрушек и предметов изготовленных по мотивам народных промыслов.

Игровое общение: «В какие куклы играли наши прапрабабушки».

Ситуативное общение: придумывание дразнилок, использование игрового фольклора, малых фольклорных форм в режиме дня.

Народные игры: «Жмурки», «В углы», «Горелки», «Городки», «Масло»;

Дидактические игры: «Найди пару (по мотивам р.н. промыслов», «Укрась узором пару (по мотивам р.н. промыслов)», «Узнай и назови (по мотивам р.н. праздников)»;

Музыкально – дидактические игры: «Узнай на чем играю» (ложки, дудочка, погремушка, гармошка…)

Хороводные игры: «Гори – гори ясно…», «Жаворонок», «Кострома»


В группе пополнение информационного поля проекта новыми материалами разработанными вместе с родителями (мини – проекты «Когда бабушка и дедушка были маленькими они играли…», фотоколлажи «Как жили мои бабушки и дедушки», выставка продуктов детского творчества.


Домашнее задание разучивание, сочинение и обыгрывание малых фольклорных форм (о мальчиках и девочках, труде и лени, о предметах) и игрового фольклора (считалки, скороговорки, прятки, жмурки, дразнилки).
Консультирование (папки-раскладушки, передвижки) «Приобщение ребенка к русским традициям», (сайт) «Роль куклы в воспитании дошкольников»


IY -Итоговый этап:

Развивать у дошкольников интерес к познавательно – исследовательской деятельности, умение обобщать, анализировать, делать выводы, рассуждать. Умение группового взаимодействия с детьми и взрослыми в процессе подготовки презентации, развлечения, способствовать проявлению творческих способностей.



Познание, Социализация, Коммуникация, Чтение художественной литературы,

художественное творчество, Труд



Итоговая беседа «Как люди на Руси жили» Формы, методы: игровая ситуация, рассматривание «паутинки» проекта, подтверждение гипотезы, рефлексия.

Развлечение (по мотивам р.н. фольклора): «В гости к Хозяюшке», «Весенние посиделки»

Презентация «Как люди на Руси жили»

Оформление фоторепортажа по теме недели и результатам детской поисковой деятельности, деятельности взрослы в фойе группы, на сайте МАДОУ в рубрике «Наш дневник».

В группе пополнение информационного поля проекта новыми материалами разработанными вместе с родителями (мини – проекты)

СРИ игрушками и атрибутами для обыгрывания р.н.с. предметами детской продуктивной деятельности

Экспозиция в мини – музее «Русская изба».


Участие в подготовке и проведении развлечения, презентаций.


Методическое обеспечение проекта:

Ресурсы (приложение): конспекты Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: "Путешествие по Русской избе" по образовательной области «Социализация»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: «Лепим посуду» /техника тестопластика/ по образовательной области «Художественное творчество».

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: " Как строили дом на Руси " по образовательной области «Социализация», «Художественный творчество».

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: "Мы рисуем русскую прялку" (декоративное рисование) по образовательной области «Художественное творчество».

Консультации для воспитателей: «Русские народные календарные игры», «Игры и забавы на Руси. Хороводы»,

«Ознакомления с традициями и обычаями через народные игры»;



Консультация для родителей: «Роль куклы в воспитании дошкольников», «Приобщение детей к народным традициям»
Материально – техническое обеспечение: «Путешествие в музей «Русской избы» презентация для мультимедиа, Оформление фоторепортажа по теме недели и результатам детской поисковой деятельности в фойе группы, на сайте МАДОУ в рубрике «Наш дневник»; Мини – проекты «Когда бабушка и дедушка были маленькими..»; фотоколлаж «Как жили мои бабушки и дедушки».

Учебно – методическое обеспечение:

  1. Т.И. Бабаева. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.-528 с.

  2. Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Л.С. Римашевская Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учебно – методическое пособие /науч.редакторА.Г. Гогоберидзе - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.- 256 с.

  3. О.А. Ботякова. Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам ДОУ. СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.- 112с., ил.

  4. Л.В. Иванцова. Народные и обрядовые праздники: сценарии, действо, посиделки, кукольный спектакль. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2009. – 272 с.

  5. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  6. Л.С. Куприна. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/авт. сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др.- 3-е изд., перераб. и дополнено - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001. – 400 с. Ил.

  7. Лыкова И.А.. Москва: ООО Карапуз - Дидактика, 2008 гИзобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.

  8. С.И. Мерзлякова, Е.Ю. Комалькова. Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Гусли звончатые. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 56 с.: ноты.

  9. Рыжова Н.А.Мини– музей в детском саду /Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка – Пресс, 2008. – 256 с.


Методический паспорт
Название: макет Русская изба

Адресация: Рекомендуются к использованию в детских творческих играх, исследованиях

Назначение: организация опыта по формированию у детей старшего возраста понятий о русском быте.

Цель: воспитание интереса у детей к «прошлому родной страны», культуре Русского народа, организация опыта детей через исследование русского быта, традиций, русской архитектуры.

Задачи:

  1. Вызвать у детей интерес к прошлому родной страны, формировать представления о культуре Русского народа. Развивать исследовательскую активность детей, осуществлять совместный поиск проблем и решений.

  2. Стимулировать речевое творчество детей в процессе игрового общения на основе малых фольклорных форм, р.н. сказок. Побуждать проявлять фантазию, способность к импровизации в процессе театрализованных, сюжетных, режиссерских игр.

  3. Воспитывать бережное отношение к ценности русского наследия.

Реализация:

  • Данный макет рекомендуется в организации опыта освоения по образовательным областям «социализация», «художественное творчество», «труд», «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы» детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;

  • Для развития и обогащения игрового взаимодействия взрослых и детей, используются методы: проблемно – практических, проблемно – игровых ситуаций, сюжетные игры, игры – фантазирования, игры – путешествия;

  • В группе вместе с педагогом дети на основе инсценирования, сюжетных игр, игр – фантазирования русского фольклора, реконструируют традиции, поведение в быту в процессе игры могут использоваться макеты «Скотный двор», «Русская деревня», тематические коврики, тематический конструктор, игрушки, предметы изготовленные детьми: куклы Кувадки, штоковые куклы - «папа», «мама», «ребенок», посуда из теста, коврики сплетенные из ниток, бумаги и др.


Сценарий сюжетной игры «Горница»:

Где ты, брат Иван

- В горнице

- А что делаешь?

- Помогаю Петру!

-А Петр, что делает?

- Да на печи лежит!

4 ребенок. (Девочка прядет и говорит)

Позолоченная прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется

Хозяюшке работа любая нравится. Звучит р.н. «Прялица»

5 ребенок. А я тычу – потычу! (девочка имитирует вышивание на пяльцах)

В носик стальной,

В носик стальной-

Хвостик льняной.

Хвостик нитяной

Тяну – тяну за собой,

Сквозь холст проходит, узор выводит!

- Что наши девчата делают?

- Шьют, да поют.

- А Матушка?

- Порет да плачет!

6 ребенок. (Девочка качает тряпичную куклу приговаривая)

Байки – побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Стали в дудки играть,

Стала Катя засыпать.

7 ребенок. (Мальчик подходит к печи руки греет, или на печь указывает)

Ой, ты, печка – сударыня,

Помоги нам боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатства принеси.

- Сынок, сходи за водицей на речку

- Брюхо болит

(Хозяйка встает, берет ведра)

Как для вас, моя семья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина

Два корыта киселя

Пятьдесят пирогов – не найти едоков!

- Сынок! Иди кашу есть!

- Раз Мать велит – надо идти!

Дети откладывают дела, идут, садятся к столу, деревянными ложками стучат, приговаривают: Попили, поели - шу полетели.

(Машет на детей, они берут жаворонков, игрушку с птичками «выбегают из избы»)


Рекомендованные произведения к играм: малые фольклорные формы, р.н. сказки «Колобок», «Никита Кожемяка», «По щучьему велению», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Семь Семионов», «Хаврошечка» и др.

Перспективы развития проекта:

- создание проекта с детьми по данной теме на этапе подготовительной к школе группы в 2013- 2014 году;

- пополнение развивающей среды предметами старины, декоративно - прикладного искусства
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница