ПРОЕКТ
Резолюция
по итогам III краевой научно-практической конференции в рамках деятельности федеральной стажировочной площадки
«Современные образовательные технологии в организации учебно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В III краевой научно-практической конференции в рамках деятельности федеральной стажировочной площадки «Современные образовательные технологии в организации учебно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» приняли участие более 150 человек, в том числе специалисты управлений образованием, ответственные за работу с детьми-инвалидами, заместители директоров коррекционных образовательных учреждений, представителей высших учебных заведений края.
Кроме того, участниками конференции стали представители Автономной некоммерческой организации «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ», научно-образовательного центра «Социальная защита детей и молодежи» МГГУ им. М.А. Шолохова из Москвы и Италии, делегации Республики Адыгеи, Ростовской области.
Организаторы конференции - министерство образования и науки Краснодарского края и Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования.
Обсудив подходы к решению актуальных проблем обучения и воспитания, а также инклюзивного образования и комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в образовательных учреждениях Краснодарского края,
отметив наличие в образовательных учреждениях Краснодарского края интересного опыта внедрения инновационных технологий обучения и воспитания, а также успешной реализации современных моделей социализации детей с ОВЗ, в том числе по направлениям деятельности федеральной стажировочной площадки,
подведя итоги работы и рассмотрев предложения участников работы секций по направлениям «Современные подходы к организации трудового обучения, профессиональной подготовке и трудоустройству учащихся с ограниченными возможностями здоровья», «Реализация системно-деятельностного подхода в специальном образовании», «Современные модели организации инклюзивного образования детей-инвалидов», «Инновационные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья», «Возможности информационно-коммуникативных технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья», «Инновационные подходы в организации и содержании дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»,
участники конференции приняли следующую резолюцию:
-
Деятельность федеральной стажировочной площадки по теме «Социализация детей с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта)» положительно влияет на социализацию умственно отсталых детей.
Предлагается:
-
продолжить работу по апробации и совершенствованию инструментария «Критерии социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»;
-
продолжить ведение мониторинга «Социализация детей с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»;
-
провести курсы повышения квалификации для педагогических работников коррекционных образовательных учреждений VIII вида по теме стажировочной площадки;
-
обобщить опыт стажировочной площадки и опубликовать его в сборнике научно-методических материалов.
2. Учитывая положительный опыт регионов Российской Федерации по введению в специальных (коррекционных) учреждениях элективных курсов в период предпрофильной подготовки учащихся, способствующих правильному выбору направления трудового обучения и дальнейшему успешному жизнеустройству, представляется актуальным создание условий для включения элективных курсов в образовательную деятельность специальных (коррекционных) учреждений Краснодарского края.
В связи с этим предлагается:
1) определить возможности введения элективных курсов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Краснодарского края;
2) разработать методические рекомендации по введению элективных курсов;
3) провести семинар-совещание для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и учителей трудового обучения по введению элективных курсов в систему предпрофильной подготовки учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
3. В целях совершенствования системы трудового обучения и обеспечения условий для дальнейшего трудоустройства выпускников рекомендуется:
1) активно внедрять в практику трудового обучения образовательные технологии, способствующие формированию у учащихся общетрудовых умений, мотивации к труду и освоению профессии, дифференциации и индивидуализации процесса обучения, коррекции познавательной сферы и развитию личности учащихся;
2) в каждом специальном (коррекционном) образовательном учреждении формировать базу данных о возможностях трудоустройства и профессионального образования выпускников;
3) включать в программу новые профили трудового обучения в соответствии с потребностями рынка труда.
4. Реализующиеся на основе системно-деятельностной методологии процессы модернизации отечественного образования в полной мере относятся и к неотъемлемой его части – специальному образованию.
Широко внедряющиеся в массовом образовании новые разработки и технологии организации процесса обучения на основе системно-деятельностного подхода можно адаптировать к условиям специального образования детей с ОВЗ. В связи с этим предлагается:
1) обобщить и опубликовать педагогический опыт реализации системно-деятельностного подхода в содержании процесса обучения детей в системе специального образования Краснодарского края;
2) провести семинар по опыту реализации системно-деятельностного подхода в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I – VIII видов.
5. В крае развивается инклюзивное образование детей-инвалидов. Вместе с тем есть определенные проблемы в организации такой модели обучения: отсутствие подготовленных специалистов по инклюзивному образованию различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, недостаточность условий безбарьерной среды для организации инклюзивного образования, недостаточная готовность общества (прежде всего родителей и педагогов) к включению детей-инвалидов в общеобразовательную школу.
В соответствии с вышеизложенным предлагается:
1) организовать муниципальные ресурсные центры для развития инклюзивного и интегрированного образования детей с ОВЗ;
2) каждому муниципальному органу управления образованием разработать план мероприятий по развитию инклюзивного образования, в том числе создание безбарьерной среды, в соответствии с потребностями детей с ОВЗ;
3) разработать методические рекомендации по совершенствованию системы психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения учащихся в условиях инклюзивного образования;
4) организовать подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов для инклюзивного образования детей с ОВЗ.
6. Участниками конференции было отмечено, что в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать специализированные или адаптированные компьютерные программы (главным образом диагностические, развивающие и обучающие). Эффективность их применения зависит от профессиональной компетенции педагога системы специального образования, умения использовать новые возможности данного средства обучения и включать их в систему учебно-воспитательной работы. Для более эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в специальном образовании предлагается:
1) создать модель компьютеризации образовательного процесса, разработку на ее основе принципиально иной системы предметной и методической подготовки, адекватной современным требованиям социума и перспективам развития средств информационно-компьютерных технологий;
2) обобщить и опубликовать опыт использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в специальной (коррекционной) школе.
7. Участниками конференции было подчеркнуто, что дополнительное образование – составная часть образовательной системы края, показатель реализации прав детей на реализацию потребностей в развитии.
Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья является важной составляющей прав ребенка на образование. Для дальнейшего расширения условий для развития личности ребенка с ОВЗ, мотивации к познанию и творчеству; обеспечивающей эмоциональное благополучие ребенка, профилактику асоциального поведения; укрепления психического и физического здоровья ребенка с ОВЗ предлагается:
-
расширить перечень дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ в каждом образовательном учреждении, в том числе дистанционных;
-
обобщить и опубликовать опыт реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ, в том числе в рамках инклюзивного образования;
-
направить усилия руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений и образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование, на расширение образовательной среды за счет партнерства с близлежащими учреждениями дополнительного образования муниципалитета, в том числе управлений культуры и физической культуры.
Поделитесь с Вашими друзьями: |