Проект регионального ресурсного центра «Ресурсный центр технической профориентации и социализации подростков



Дата22.02.2016
Размер42.7 Kb.
ТипАнализ
Проект регионального ресурсного центра

«Ресурсный центр технической профориентации и

социализации подростков (в том числе состоящих на профилактических учетах)»

Авторский коллектив:

Шишкин В.В. – директор ГПОУ СПТ

Волощук Л.В. – заместитель директора по производственному обучению

Мелихова Н.А. – юристконсульт ГПОУ СПТ

Концепция проекта

Ключевая идея проекта

Настоящий проекта является следствием не развитой системы профориентации и социализации подростков в республике.

Проект разработан в целях создания единого системного подхода в формировании системы социализации и технической профориентации подростков в РК.

Всесторонне развитая профориентационная работа организованная с подростками – залог успеха работы профессиональной образовательной организации и высоких качественных показателей студентов. Не выполнение государственного задания влечет за собой кадровый «голод» в различных областях экономики, не эффективное использование финансовых средств, выделенных в рамках госзадания на подготовку специалистов.

Отсутствие развитой и организованной системы профессионального самоопределения влечет за собой повышение показателей незанятого населения (подростков), увеличение показателей правонарушений несовершеннолетних (подростковая преступность) на фоне употребления алкогольной продукции и наркотических веществ.

Анализируя результаты обучения студентов, которые посещали кружки технического творчества вовремя учебы в школе, можно сделать следующие выводы: раннее профессиональное самоопределение, отсутствие трудностей при освоении профессии, высокий уровень сформированности профессиональных компетенций, активное участие в профессиональных мероприятиях техникума, Республики и России, высокие результаты ИГА и повышенные квалификационные разряды, успешное трудоустройство.



Продукт

Создание и организация работы структурированной системы социализации и технической профориентации подростков. Результатом работы центра является подросток, ориентированный на получение профессиональных компетенций в различных областях экономики; социально адаптированная к потребностям общества личность.



Актуальность

В Республике назрела необходимость совершенствования взаимодействия в рамках партнерства в системе профессиональной ориентации и социализации, организованной между ее участниками: образовательные организации, общественные организации, органы власти в системе образования и учреждениями социальной защиты, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение общедоступной технической профориентации подростков, в том числе находящихся в социально опасном положении.

Проект разработан в целях реализации общей стратегии модернизации системы образования, а также Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы и приоритетным национальным проектом «Образование», стратегией развития РК до 2020 года, стратегией В.М. Гайзера по социально-экономическому развитию РК « От мечты к реальности – 10 лет пути», распоряжения главы РК от 23.07.14г. и т.д.

ГПОУ «СПТ» более 35 лет осуществляет подготовку специалистов по направлению «Автомобили». Учреждение располагает достаточно развитой материально-технической базой и квалифицированными, творческими педагогическим кадрами. На протяжении последних 5-ти лет студенты и мастера производственного обучения становятся победителями и призерами Республиканских и Всероссийских олимпиад профессионального мастерства.



Республиканский конкурс профессионального мастерства по профессии «Автомеханик» среди обучающихся СПО:

2008 год - Ипатов Артем – 1 место

2010 год – Новоселов Дмитрий – 1 место

2012 год – Рочев Егор - 2 место

2013 год - Охримчук Василий - 2 место

2014 год - Тумкин Влад – 1 место



Всероссийская олимпиада профессионального мастерства по профессии «Автомеханик» среди обучающихся профессиональных образовательных организаций:

2008 год – Ипатов Артем – 2 место

2010 год – Новоселов Дмитрий - призер олимпиады, победитель номинации

2013 год – Охримчук Василий – 2 место

2014 год – Тумкин Влад – призер олимпиады, победитель номинации

Республиканский конкурс мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций «Мастер года»:

2010 год – Кутькин –Северьянов Дмитрий Олегович, мастер п/о по профессии «Автомеханик» - 2 место.

В учреждении проводится систематизированная плановая профориентационная работа, включающая в себя: долгосрочные состоявшиеся взаимосвязи с общеобразовательными учреждениями, привлечение представителей различных отраслей экономии и правоохранительных органов, издание полиграфической профориентационной продукции, распространение профориентационной информации через средствами массовой информации.

В учреждении созданы условия для профессионального консультирования и психологической поддержки обучающимся.

Накопленный и имеющийся опыт работы учреждения позволяет реализовать настоящий проект по формированию системы социализации и технической профориентации подростков РК.

Что и для кого?

Возрастная группа от 12-16 лет. Подростки, в том числе и трудные.



Каким образом?

1. Создать и организовать работу центра социализации и технической профориентации

2. Обеспечить социально-психологическое сопровождение подростков

3. Укрепить материально-техническую базу в рамках реализации образовательных программ профессиональной ориентации подростков

4. Организовать партнерские (договорных ) отношения между участниками системы социализации и технической профориентации подростков

5.Разработать и реализовать рабочие образовательные программы элективных курсов, профильной подготовки, предпрофессиональной подготовки.

Время - 2014-2017 годы.

Ресурсы: Образовательные организации (школы, гимназии, лицеи, СПО), общественные организации (союз молодежи, волонтерское движение и т.д.), органы власти в системе образования и соцзащиты , учреждениями социальной защиты( детские дома, интернаты, приюты, центры социальной помощи), органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (МВД, ГИБДД)




1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

Основными задачами и направлениями деятельности республиканского ресурсного центра являются:



  • Создание и организация работы центра социализации и технической профориентации подростков

  • Формирование социально-психологическое сопровождения подростков

  • Совершенствование и расширение материально-технической базы в рамках реализации образовательных программ профессиональной ориентации подростков

  • Организация договорных партнерских отношения между участниками системы социализации и технической профориентации подростков

  • Разработка и реализация рабочих образовательные программ элективных курсов, профильной подготовки, предпрофессиональной подготовки

Основные цели деятельности РРЦ – формирование системы социализации и технической профориентации подростков в РК.

При решении этих задач РРЦ обеспечивает:



  • Разработка нормативно-правовой базы, форм документов, договоров, заявлений, отчетной документации, создание на официальном сайте рубрики о центре

  • Создание координационного совета из числа участников (партнеров) РРЦ

  • Разработать развивающие коррекционные программы

  • Разработка совместного плана мероприятий между участниками центра по социализации и профориентации подростков

  • Заключение договоров по плану совместной деятельности

  • Подборка и анализ существующего инструментария и систематизация методик для реализации поставленных целей

  • Профессиональная ориентация путем организации консультирования, тестирования и опросов

  • Подбор кадрового потенциала

  • Подготовка учебно-производственных лабораторий, автодромов

  • Закупка авто-мототранспортных средств, инструментов и приспособлений, конструкторских лабораторий, расходных материалов

2. АКТУАЛЬНОСТЬ

В современных экономических условиях образование является одной из самых важных сфер человеческой деятельности. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах во многом определяет перспективы и эффективность экономического и культурного развития страны. При этом важное значение для подготовки квалифицированных специалистов и рабочих кадров имеет развитая система профессиональной ориентации, которая будет отвечать социальному заказу по подготовке подрастающего поколения к самостоятельной трудовой деятельности в условиях, когда к профессиональным навыкам работника предъявляются повышенные требования.

В 21 –веке правит техника, умение ею пользоваться, потребность быстро адаптироваться к технике и новым технологиям, ведет к развитию гармоничной, общественно активной, многогранно развитой личности.

Создания настоящего центра является следствием потребности региона в кадровом обеспечении рабочими и служащими технической направленности, повышения престижа отрасли.

В Республике назрела необходимость совершенствования взаимодействия между органами и учреждениями образования и системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по устранению причин и условий, способствующих противоправному поведению подростков в целях обеспечения профессионального самоопределения путем получения дополнительного и предпрофессионального образования подростков, в том числе находящихся в социально опасном положении.

На сегодняшний день в регионе актуальна проблема подростковой преступности и вызывает тревогу распространенность преступлений несовершеннолетних, связанных с употреблением алкогольной продукции, большинство причин безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних кроются в неорганизованном свободном времени подростков, отсутствием доступной (бесплатной и расположенной в шаговой доступности) и удобной (рационально распределенной с учетом учебного времени необходимого на получение подростком основного общего образования) инфраструктуры дополнительного образования детей.

Одним из направлений деятельности центра является создания единого системного подхода в педагогическом аспекте по решению вопросов укрепления правосознания и культуры граждан в области дорожного движения и работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма подростков, а также на обеспечение досуговой занятости несовершеннолетних с целью уменьшения показателей правонарушений несовершеннолетних.

Центр устойчив к потребностям общества и его требованиям, может своевременно адаптироваться к его изменениям с учетом проблем и новшествам, поскольку является следствием технического развития общества, отвечает интересам подрастающего поколения, внедрением новых технологий.

Проект подготовлен с использованием следующих нормативных актов: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжение Правительства РК от 24.07.2014 N 264-р «О Концепции обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми на 2014 - 2017 годы», Постановление Правительства РК от 24.01.2014 N 26 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками», Распоряжение Главы РК от 23.07.2014 N 199-р «О реализации решения координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Коми по вопросу о состоянии подростковой преступности», Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы и приоритетным национальным проектом «Образование», стратегия развития РК до 2020 года, стратегия В.М. Гайзера по социально-экономическому развитию РК « От мечты к реальности – 10 лет пути».
Ожидаемые результаты

На локальном уровне:

В результате работы центра планируется достижение высоких показателей по приему граждан в рамках контрольных цифр государственного задания.

Поступающих в учреждение, будут владеть первоначальными техническими навыками, четким пониманием будущей профессии (специальности), с умениями быстро адаптироваться к новым технологиям и технике.

Подростки, участвующие в деятельности центра, будут направлять свою энергию в социально-позитивном направлении. Ресурсный центр даст им возможность социального и научного творчества, реализации исследовательских проектов, организует их досуг и общение, что позволяет говорить о центре как средстве профилактики девиантного поведения.

Педагогические работники смогут получать от центра методические рекомендации по организации воспитательного процесса, а также от профессиональных кадров региональных ресурсных центров.

Будет обеспечено повышение квалификации руководителей и педагогических работников и иных специалистов задействованных в работе центра.



На республиканском уровне:

Планируется повышение уровня профориентационной работы среди молодежи.

Планируется удовлетворение потребности региона в специалистах различных областей экономики.

Распространение учебно-методических материалов по профориентационной работе и профилактике девиантного поведения подростков, программ дополнительного образования в целях обеспечения подростковой занятости.

Организация в регионе соревнований, конкурсов, олимпиад.

Проведение аналитико-диагностических мероприятий: тестирования, анкетирования, обработки статистических данных и результатов проводимой профориентационной работы в регионе.

Доступ населения, не имеющие отношения к образованию и проживающих в данном регионе через сайт учреждения, средства массовой информации, печатную продукцию к информационным ресурсам по видам

На российском уровне:

Формирование, развитие и поддержка инфраструктуры и ресурсного обеспечения функционирования Единой образовательной информационной среды.

Оказание консультационных услуг по внедрению новейших информационных технологий в учебный процесс и управление образованием.

Участие в создании всероссийского банка электронных учебных материалов.

3. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА.

2014-05.2015г Диагностико-проектировочный этап


  1. Мониторинг и выявление потребности в ресурсном центре в РК;

  2. Анализ профориентационной работы в субъекте, определение приоритетных направлений подготовки по техническим направлениям;

  3. Установление деловых контактов с образовательными организациями, общественными организациями, органами власти в системе образования и учреждениями социальной защиты, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  4. Оформление документации, регламентирующей деятельность центра;

  5. Разработка и утверждение сводного плана проекта;

  6. Подача заявки в Республиканский совет на организацию республиканской инновационной площадки организацией-соискателем.



06.2015 – 08.2017г. Модернизационный. Опытно-внедренческий этап
1. Создание информационной и методической базы, сбор материалов, представленных в различной форме;
2. Разработка рабочих образовательной программы, профориентационной программы, предпрофессиональной программы для обеспечения ресурсного центра;
3. Создание системы сетевого взаимодействия путем информационного обмена с образовательными организациями;

4. Разработка перечня образовательных услуг в области профориентационной работы на базе ресурсного центра;


5. Техническое и информационное обслуживание учреждений образования
6. Апробация модели регионального взаимодействия учреждения и общеобразовательных организаций в сфере досуговой занятости подростков через систему дополнительного образования, путем реализации дополнительных общеобразовательных программ:

6.1 общеразвивающие:

- возрастная группа учащихся 10-12 лет (развитие способностей для технического творчества и конструирования): начальное техническое моделирование; автомоделизм;

- возрастная группа учащихся 12 - 14 лет (основы законодательства в сфере дорожного движения, первая помощь при дорожно-транспортном происшествии, устройство транспортных средств, техническое обслуживание, профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения): багги; скутеры; квадроциклы; мотокросс (кольцевые гонки); картинг.

6.2. предпрофессиональные образовательные программы:

- возрастная группа учащихся 14-16 лет (удостоверение на право управления транспортным средством категории «М»)



09.2017 – 12.2017г. Оценочно-координационный этап

Отчет работы:



  1. Проведение мониторинга и подведение результатов деятельности центра;

  2. Анализ профориентационной работы путем обработки результатов приема в профессиональные образовательные организации;

  3. Анализ влияния работы центра на воспитание правосознание подростков, имеющих девиантное поведение и состоящих на учете в учреждениях социальной защиты, органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  4. Выработка предложений и рекомендаций по организации и проведению технической профориентации и социализации подростков в субъекте.

09.2016-12.2017.  Дессиминационный этап (распространение инновационного опыта деятельности центра)

  1. Проведение семинаров, круглых столов с представителями профессиональных образовательных организаций, учреждений социальной защиты по организации воспитательной, психолого-педагогической, профориентационной работы, по реализации предпрофессиональных и профессиональных образовательных программ;

  2. Изготовление печатных и электронных методических материалов (буклетов, брошюр, видеоролики) по организации воспитательной, психолого-педагогической, профориентационной работы, по реализации предпрофессиональных и профессиональных образовательных программ размещение методических материалов на сайте техникума;

  3. Размещение информационно-методических материалов на сайте техникума, проведение вебинаров.

2. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В РК

Профориентационная система рассматривается как комплекс взаимодействия между ее участниками: образовательные организации, общественные организации, органы власти в системе образования и учреждениями социальной защиты, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение общедоступной технической профориентации подростков, в том числе находящихся в социально опасном положении.



Функции РЦ входит:

- организация работы центра социализации и технической профориентации подростков;

- формирование социально-психологическое сопровождения подростков;

- совершенствование материально-технической базы в рамках реализации образовательных программ профессиональной ориентации подростков по направлению «Автомобили»;

- установление долгосрочных договорных партнерских отношения между участниками системы социализации и технической профориентации подростков;

- разработка и внедрение рабочих образовательные программ элективных курсов, профильной подготовки, предпрофессиональной подготовки;

- централизация накопленного опыта работы, создание базы данных по профориентационной деятельности в образовательных организациях;

- распространения опыта воспитательной работы с подростками, имеющих девиантное поведение и состоящих на учете в учреждениях социальной защиты, органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- изучение и внедрение российского и международного опыта работы по технической профориентации и социализации подростков.

3. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО РЕ-СУРСНОГО ЦЕНТРА


Формировании образовательной базы данных через: мониторинг образовательных программ профессиональной ориентации подростков; анализ наличия и разработок проектов учебно-методических материалов по вопросам реализации программ профессиональной ориентации, разработка методических материалов по реализации технического творчества, организация и проведение занятий и семинаров по применению полученного опыта в системе общего и профессионального образования, внедрение технологий сетевого дистанционного взаимодействия. Важным аспектом деятельности РЦ, в целях распространения опыта, является проведение мероприятий, таких как конференции, семинары, мастер-классы, видеоконференции, семинары и выставки по тематике направлений деятельности РЦ, создание и технологическое сопровождение вкладки на официальном сайте ГПОУ «СПТ».

Безусловно, РЦ должен взять на себя оказание методической, консультативной и технической поддержки образовательных организаций и учреждениями социальной защиты по внедрению новейших достижений в области технической профориентации и социализации подростков.

4. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ЦЕНТРА

Структурное подразделение ГПОУ «СПТ».



  1. СТРУКТУРА РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

В составе ресурсного центра планируется деятельность по следующим направлениям:

- Образовательная деятельность;


- Профориентационная деятельность;
- Воспитательная деятельность (социализация).

Для оперативного руководства деятельностью ресурсного центра назначается руководитель центра.



  1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:


Образовательная деятельность:

1. Реализация общеразвивающих и предпрофессиональных программ;



  1. Сбор, систематизация и хранение базы учебных, методических и информационных материалов;
    3. Мониторинг результатов обучения в форме конкурсных и иных открытых мероприятий;




Профориентационная деятельность:

1. Разработка совместного плана мероприятий между участниками центра по профориентации подростков

2. Заключение договоров с участниками центра по плану совместной деятельности

3. Профессиональная ориентация путем организации консультирования, тестирования и опросов

4. Разработка методических материалов по организации технической профориентационной работы
Воспитательная деятельность (социализация):

1. Разработка совместного плана мероприятий по социализации подростков между участниками центра

2. Выявление проблем дивиантного поведения в процессе образовательной деятельности;

3. Разработка индивидуальных рекомендаций и предложений по социализации подростков с учетом их индивидуальных особенностей развития и возраста;


4. Совместная работа с образовательными организациями и законными представителями подростков по реализации рекомендаций и предложений по социализации подростков;
5. Разработка и проведение мероприятий с участием обучающихся образовательных организаций по социализации подростков (по отдельному плану).

6. Разработка и проведение мероприятий с участием общественные организации (союз молодежи, волонтерское движение и т.д.), органы власти в системе образования и соцзащиты , учреждениями социальной защиты( детские дома, интернаты, приюты, центры социальной помощи), органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (МВД, ГИБДД) (по отдельному плану).
Каталог: upload -> docs -> deiatelnost -> innovacionnaia deiatelnost -> resursnye centry
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика
docs -> Галимзянова ильхамия исхаковна
docs -> Студентов в профессиональном образовании
docs -> Цинарева Тамара Алтыбаевна Формирование педагогических команд как средство повышения кадрового потенциала вуза
docs -> К инновационной деятельности
docs -> Статья «Методика организации самостоятельной работы студентов, отвечающая современным требованиям фгос 3-го поколения»
docs -> Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
docs -> Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
innovacionnaia deiatelnost -> Программа опорно-методической площадки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница