Проект программы социальной интеграции детей с овз «Я в большом мире»



Скачать 202.7 Kb.
Дата10.02.2016
Размер202.7 Kb.
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С овз
«Я в большом мире»

Санкт-Петербург

2014 г.

Проект «Я в большом мире»
В рамках инклюзивного образования формируется подход, учитывающий индивидуальность и различные потребности в обучении у каждого ребенка. Инклюзивное направление нацелено на повышение эффективности образования и создание гибкой системы, учитывающей особенности образовательной программы, образовательной деятельности учащихся, психолого-педагогические аспекты подготовки педагогических кадров, создание в образовательном учреждении особой атмосферы взаимопонимания и сотрудничества (единомышленниками должны быть все участники образовательного процесса и дополнительный персонал), существенные изменения материально-технической базы.

Инклюзивное образование предполагает совместный поиск возможностей для всех детей быть вместе, раскрытие возможностей каждого ученика, учитывает потребности учеников и учителей, создавая специальные условия и поддержку, необходимые для достижения успеха. Важными составляющими инклюзивного образования являются:



  • создание особой философии инклюзивного образования;

  • принятие каждого ученика (с ограниченными возможностями здоровья и без) как уникального члена коллектива и его посильная активность;

  • четкое планирование деятельности в соответствии с целями;

  • сотрудничество администрации, учителей, родителей, детей.

К сожалению, в российских школах (первый опыт инклюзивного образования был представлен в Дании, Великобритании, США, Германии и других странах) существуют серьезные препятствия для подобного начинания. Это и архитектурная недоступность школ, и отсутствие специальных помощников учителя, и практика признания детей с ограниченными возможностями здоровья необучаемыми, и отсутствие информации о проблемах инвалидов, должной социальной поддержки, социальное одиночество детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

Проект носит название «Я в большом мире» не случайно: его участники – дети с ограниченными возможностями здоровья – обучались бы на дому или в специализированных учебных заведениях, не имея контакта с внешним миром, городской средой, своими сверстниками, самим институтом общеобразовательной школы. Мы планируем в рамках трех направлений (психолого-оздоровительного, социально-коммуникативного и направления сетевого взаимодействия) разработать программу социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, включающую систему компенсационной терапии, общение, поездки по городу, знакомство с праздничной и повседневной жизнью петербуржцев в условиях научно-методического сопровождения и взаимодействия с большим количеством социальных партнеров.

Дети с ограниченными возможностями учатся в специальных школах, или обучаются на дому, теряя контакт с внешним миром, отправляются в интернат, где живут в условиях изоляции от обычной жизни. Одно из основных образовательных учреждений, которое работает с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, - школа № 584 «Озерки», признает, что проблема социальной интеграции таких детей остается одной из самых острых. Именно поэтому учащиеся школы «Озерки» принимали участие в проекте «Мой Питер» (Интернет-путеводитель по Петербургу), который поддерживался музеем Анны Ахматовой и общеобразовательными учреждениями Санкт-Петербурга. Это была попытка освоения городского пространства, которая стала кратковременной из-за отсутствия финансирования, но принесла замечательные плоды и дает нам сегодня возможность говорить о востребованности подобной работы и сотрудничать со школой «Озерки».

Анализ потребностей населения микрорайона школы, проведенный в 2009 г. совместно со специалистами отдела образования Невского района, показал, что существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо практически в каждом образовательном учреждении развивать направление инклюзивного образования (оно должно быть «в шаговой доступности», что важно для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата). Анкетирование родителей детей с ОВЗ показало, что не в меньшей степени, чем в образовательной интеграции, они заинтересованы в социальной интеграции.

Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо перемещаться по городу в комфортных условиях. Они должны знать большой мир: музеи, театры, стадионы, культурно-просветительские учреждения. Они должны иметь возможность посещать все те места, где бывают и обычные дети: магазины, кафе, кинотеатры. Они должны иметь свободу. Эту свободу мы планируем подарить с помощью школьного автобуса и программ изучения городской среды, общения детей друг с другом, с учителями, родителями и с новыми людьми, которые могут стать значимыми взрослыми.

Существуют и еще две очень важные причины необходимости внедрения проекта. Это забота о родителях детей с ограниченными возможностями здоровья (без инклюзивной школы их борьба за особого родного ребенка превращается в настоящий кошмар) и огромный воспитательный потенциал самого проекта для детей без особых потребностей, обучающихся совместно. Инклюзивное образование предполагает не просто посещение школы детьми с ограниченными возможностями здоровья, а совместное обучение разных детей. И это дает здоровым детям очень много. Опрос, проведенный среди родителей учеников таких детей, обучающихся в инклюзивном классе, показал, что они и их дети полностью поддерживают идею инклюзивного образования после года совместного обучения и даже видят в этом массу позитивных факторов, например, возможность общения, развития толерантности, ориентацию на часто очень высокий интеллектуальный уровень детей с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование.

Таким образом, проект вызван к жизни как внешними, так и внутренними потребностями образовательного учреждения, социума микрорайона, общества.
Целью проекта «Я в большом мире» является создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения, социальной коммуникации и инфраструктуры для эффективной социальной интеграции на базе одного образовательного учреждения в условиях социального партнерства и взаимодействия с семьями учащихся.
Основные задачи:


  1. Проектирование и реализация комплексной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей направления психотерапии, ориентированные на комплексное творческое развитие личности.

  2. Проектирование и создание системы социальной коммуникации и возможности участия школьников в праздничной и повседневной жизни города, района, совместной творческой деятельности в классе и группах.

  3. Проектирование и создание системы сетевого взаимодействия, включающей научные учреждения, образовательные учреждения, учреждения культуры и спорта, тренинговые центры, общественные организации, зарубежных партнеров.

  4. Изменение школьной инфраструктуры: предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья возможности полного освоения образовательного пространства школы (пандусы, поручни на всех этажах, подъемник для бассейна, оснащение санузлов).

  5. Разработка и реализация программы освоения пространства района и города всеми детьми инклюзивных классов с помощью школьного автобуса.

  6. Разработка и реализация программ повышения квалификации всех сотрудников ОУ.

  7. Разработка бизнес-плана проекта и сметы расходов для финансового обеспечения.

  8. Реализация проекта.

  9. Подведение итогов проекта и обработка результата.

  10. Прогноз развития проекта, основных эффектов, рисков и возможностей, достигаемых в условиях реализации проекта.


5. Новизна проекта:

Наша школа является единственным в городе общеобразовательным учреждением с углубленным изучением английского языка, которое внедряет инклюзивное (интегративное) образование. Невелик и российский опыт инклюзивного образования в целом: почти отсутствует нормативная база, выполнено лишь несколько диссертационных исследований (ни одного из них – в Санкт-Петербурге), поэтому во многом при реализации проекта планируем опираться на зарубежный опыт.

Чаще инклюзивное образование развивают специализированные коррекционные школы, школы компенсирующего обучения, учреждения дошкольного образования (группы «Особый ребенок»). Мы предлагаем модель полноценного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе общеобразовательной школы. При условии эффективности наш проект может стать примером и алгоритмом для других образовательных учреждений.


6. Результат проекта:

Мы предлагаем проект, который может быть отнесен к направлению «современная образовательная инфраструктура, развитие инклюзивного образования», но фактически, он затрагивает и развитие педагогического потенциала, и новое качество образования, и здоровьесбережение, и поддержку талантливых детей.

Результатами проекта могут стать:

1. Инновационный образовательный продукт в форме описания модели инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении (методические рекомендации, пособие для администрации школ, учителей), включающий:



  • программа социальной интеграции детей с ОВЗ;

  • пособие для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • пакет нормативных документов (уставных документов и локальных актов);

  • материалы мониторинга и диагностических исследований;

  • публикации участников проекта в форме книги или раздела сайта образовательного учреждения;

  • презентационные материалы и видеофильмы.




    1. Социально-педагогические исследования социальной интеграции учащихся с ОВЗ на основе мониторинга и диагностических исследований, в т.ч. и диссертационные.

    2. Клубная деятельность (клуб родителей детей с ограниченными возможностями здоровья).

    3. Создание единого информационного пространства по проблемам социальной интеграции детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге и России.

Важным условием для реализации проекта «Я в большом мире» является изменение школьной инфраструктуры. На сегодняшний день уже адаптированы к потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья первый и второй этажи школы (пандусы при входе в школу и откидные пандусы на лестницах, санузлы, школьная столовая, работает бассейн, который посещают все дети начальной школы и дети с ограниченными возможностями здоровья (кроме учащегося-колясочника, так как нет специального подъемника). Для быстрой эвакуации школьников в случае экстренной ситуации, закуплены коляски.

Классный руководитель инклюзивного класса прошел специальную подготовку. Учитель физкультуры этого класса, который ведет занятия и в бассейне, является дипломированным специалистом по адаптивной физкультуре. Работает большое количество развивающих кружков, секций, танцевальная студия. Для работы в инклюзивном классе приглашен специалист по танцам на колясках.

В Санкт-Петербурге работает коалиция «Образование для всех» и проект TASIC-IBBP «Установление партнерских отношений - путь к инклюзивному образованию», стартовавший в 2008 году. Проект осуществляется в рамках сотрудничества Европейского союза и Российской Федерации в пяти регионах страны - Архангельске, Москве, Санкт-Петербурге, Ухте и Томске и направлен, прежде всего, на то, чтобы изменить существующее общественное мнение о том, что дети с ограниченными возможностями не могут учиться в обычных школах, если на то есть желание родителей. Инклюзивное (включенное) образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детсада, школы, молодым людям - учиться в вузах. Россия в этом году должна ратифицировать Конвенцию ООН о правах инвалидов, где в статье 24 указано, что «государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях».

Наша школа активно сотрудничает и с коалицией «Образование для всех», и принимает участие в проекте. Кроме того, мы работаем с большим количеством общественных организаций: региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» (родительские группы), общественной организацией «Мы вместе», общественной организацией инвалидов по слуху «Ардис». Начали сотрудничество с учебным центром «Intellect» из Эстонии по направлению «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Ресурсы:

1. Материально-технические (имеющаяся школьная инфраструктура: пандусы, оборудование санузлов, столовой, кафе, ботанический сад, оранжерея, Зал боевой славы, литературная гостиная, бассейн, актовый зал, оборудование для организации гончарной мастерской, песочной терапии, пальчикового театра, танцев и т.д., ресурсы других организаций (центра иппотерапии, музыкальной терапии, арттерапии, дельфинария, песочной терапии и пр.). Необходимы дополнительные ресурсы: школьный автобус, откидные пандусы, поручни и оснащение санузлов 3 – 4 этажей, медиавизор, подъемник для бассейна с электроприводом.

2. Кадровые ресурсы (опытные учителя, прошедшие специальную подговку, имеющие необходимую квалификацию для работы в инклюзивном классе, специалисты дополнительного образования, сотрудники специализированных центров терапии, служба сопровождения проекта, в т.ч. воспитатели классов, логопед, психолог, социальный педагог).

3. Партнерские ресурсы (представители научных и общественных организаций, зарубежных учебных и общественных организаций).

4. Информационные (СМИ: школьный сайт, общий информационный портал по проблемам инклюзивного образования (в разработке), сайт образовательного пространства района, информационный портал района, электронные и печатные СМИ района, в т.ч. и отдельных образовательных учреждений, научно-методические издания и информационные ресурсы партнерских организаций).
Участники проекта:

Получатели услуг - учащиеся с ОВЗ и их родители;

Все учащиеся школы и их родители;

Администрация, учителя, непедагогические сотрудники ОУ;

Специалисты центров терапии;

Партнеры из научных и общественных организаций, СМИ, зарубежные партнеры.


Механизм стимулирования деятельности педагогического коллектива в реализации проекта

  1. Материальное стимулирование за счет бюджетного финансирования

  2. Возможность повышения квалификации и приобретения инклюзивной компетентности.

  3. Возможность участия в научной деятельности и создания диссертационного исследования.

  4. Повышение эффективности обучения учащихся.

  5. Повышение репутационных и имиджевых показателей школы.

Основные направления:

1. Психолого-оздоровительное

2. Социально-коммуникативное

3. Сетевое взаимодействие

Таблица 1

Рабочий план реализации проекта


Направления работ

Содержание работ

Предполагаемые результаты

1. Психолого-оздоровительное

  1. Арттерапия (центр арттерапии)

  2. Песочная терапия (Детский центр «Инфант»);

  3. Пальчиковый театр;

  4. Гончарная мастерская;

  5. Дельфинотерапия (дельфинарий);

  6. Иппотерапия (оздоровительный конный центр «Солнечный остров»);

  7. Бассейн (в ОУ);

  8. Музыкальная терапия (СПб центр музыкальной терапии)




В соответствии с программой по каждому направлению предполагается план занятий. Часть занятий происходит на выезде (арттерапия, дельфинотерапия, иппотерапия, музыкальная терапия), часть – непосредственно в ОУ (посещение бассейна, работа в гончарной мастерской, пальчиковый театр). Для выездов необходим школьный автобус. Школьники будут участвовать в занятиях вместе с представителями школьной службы сопровождения. Планируется открытие кабинета песчаной терапии в ОУ. Частота и количество мероприятий будет определено после ознакомительного этапа проекта, когда будет выявлено количество желающих и возможности участников (психологические, физические и социальные).

Результатом участия школьников в различных направлениях психотерапии должно стать оздоровление, комплексное развитие личности, развитие креативности, снятие стресса, тревожности, внутри- и межличностных конфликтов, продуктивное общение в условиях психотерапии. В этой сфере не существует возрастных, медицинских или психологических ограничений, все зависит только от желания самого участника. Косвенный результат – повышение успешности каждого участника, эффективности обучения школьников.

2. Социально-коммуникативное

  1. Мастер-классы актеров театра и кино (при участии Анастасии Мельниковой);

  2. Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу (школьный медиавизор);

  3. Автобусные экскурсии по городу, знакомство с праздничной и повседневной жизнью города (школьный автобус)




Планируются встречи с актерами театра и кино, мастер-классы. Школьникам крайне важно общаться с интересными людьми, которые могут стать для них значимыми взрослыми. Почему это необходимо делать в форме мастер-классов – это одна из наиболее активных форм взаимодействия, в данном случае, с талантливым человеком.

Виртуальные экскурсии будут происходить по программе «Мой мир», в рамках которой дети будут работать с видеоматериалами, книгами, материалами сети Интернет, создавать свои проекты на основе наблюдений, поездок, общения. В этом наша школа продолжит развитие опыта школы «Озерки» в рамках проекта «Мой Питер».

Автобусные экскурсии по городу и посещение городских объектов предполагает тесное общение школьников и родителей, учителей, создание индивидуальных и групповых работ в рамках проекта «Мой мир»


Результатом должны стать: повышение социальной активности, социальной подвижности, развитие наблюдательности, коммуникативных навыков, продуктивное общение, разработка индивидуальных и групповых проектов, создание печатных, презентационных и иных материалов, возможно, школьного интерактивного путеводителя «Мой мир».

Предполагается развитие медиакомпетентности участников проекта.



Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение проекта

История проекта

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

В 2008 году в Санкт-Петербурге в рамках форума «Социальный Петербург: новые решения. 2008» состоялся круглый стол «Создание в Санкт-Петербурге механизма всесторонней государственной поддержки инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей с инвалидностью, в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях», участники которого сформулировали пакет предложений по развитию инклюзивного образования в России и Санкт-Петербурге.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 - 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Астраханской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях, в Москве и Санкт-Петербурге.

Российская педагогика предпринимает шаги, направленные на эволюционные изменения в образовании, связанные с включением детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения (Л.И.Аксёнова, И.М. Бгажнокова, Н.С. Грозная, Л.Н. Давыдова, И.В. Искрук, В.В. Коркунов, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Л.М. Шипицина и др.).

Нормативной базой являются:


  • Конституция Российской Федерации;

  • Саламанкская декларация в рамках действий по образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, принятая Всемирной конференцией по образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья: «доступность и качество», Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года.

  • Конвенция ООН «О правах ребенка», (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).

  • Конвенция ООН «О правах инвалидов», принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)».

  • Закон Санкт-Петербурга «О доступности образования лицам с ограниченными возможностями здоровья», 2003 г.

  • Письмо Министра Образования РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями и детьми –инвалидами», протокол заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 февраля 2008 г. № 26, раздел III, п. 5.

  • Адресная социальная городская программа «Доступная среда», которая призвана решать вопросы архитектурной доступности учреждений, в т.ч. образовательных.

  • Письмо главы администрации района № 15-179 от 17 июня 2009 г.

  • Локальные акты ОУ.

Научно-методическое сопровождение

Инклюзивное образование является очень тонкой областью, главным, как и в медицине, и в образовании в целом, здесь является принцип «Не навреди!». Важным условием успешного осуществления проекта «Окно в большой мир» станут научные рекомендации и сотрудничество с научными учреждениями, среди которых особое место занимают:



    1. Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга;

    2. РГПУ им. А.И. Герцена (факультет коррекционной педагогики);

    3. СПбАППО (кафедра специальной (коррекционной) педагогики);

    4. СПбГУ (психологический факультет);

    5. СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта (факультет адаптивной физкультуры).

В самом ОУ уже работает служба сопровождения инклюзивного образования, которая будет выполнять и сопровождение проекта. В состав службы входят представители администрации, учителя, инициативные родители, руководители программ дополнительного образования.
Научной основой проекта «Окно в большой мир» являются следующие работы:

  1. Банч, Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе / Г. Банч ; пер. с англ. Н. Грозной и М. Шихиревой. – М. : Прометей, 2005.

  2. Движение за права инвалидов: международный опыт / под ред. В. К. Шаповалова ; пер. с англ. Т. В. Ткаченко. – Ставрополь : Сервисшкола, 2004.

  3. Ильина О.М. Правовое обеспечение инклюзивного образования // Актуальные проблемы защиты прав человека: материалы Международной научно-практической конференции. Архангельск: Поморский университет, 2009.

  4. Ильина О.М. Конституционное право на основное общее образование и гарантии его реализации детьми-инвалидами в Российской Федерации, Саратов: 2010.

  5. Интегративные тенденции современного специального образования / под ред. Н. Н. Малофеева. – М. : Полиграф сервис, 2003.

  6. Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика / под ред. В. К. Шаповалова. – М. : Муравей, 2006.

  7. Комплексная реабилитация инвалидов : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. Т. В. Зозули. – М. : Издательский центр «Академия», 2005.

  8. Мельник Ю.В. Социально-психологические основы инклюзивного образования. – Ставрополь: Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки», «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2008.

  9. Олейников А. Инклюзивное образование: бутовский вариант // Первое сентября, 2006, № 16.

  10. Пер Ч. Гюнваль От «Школы для многих» к «Школе для всех» // Дефектология, 2006, № 2.

  11. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки . Астрахань: 2008 г.

  12. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.

  13. Шинкарева, Е. Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями и его реализация в Российской Федерации : Историко-правовое исследование : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

  14. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. Май 2003.  № 5.

  15. Публикации представителей нашего ОУ (мы не можем их привести по условиям анонимности материалов) – 6 публикаций по проблемам инклюзивного образования.


Методическое обеспечение и сопровождение

Методическое обеспечение и сопровождение осуществляется за счет ресурсов образовательного учреждения, методического консультирования на базе научных учреждений, деятельности службы сопровождения проекта в ОУ.

Важнейшим условием эффективности результатом проекта является разделение философии социальной интеграции всем коллективом школы, учащимися, родителями всех учеников, посильное участие в проекте всех, при учете следующего обстоятельствва: этот проект – не единственный в школе, он один из ряда важных направлений, внимание к которым не будет ослаблено из-за реализации проекта «Окно в большой мир».

Осуществлять проект будут представители службы сопровождения проекта, классные руководители инклюзивных классов, учитель физической культуры, руководители направлений дополнительного образования, родители учащихся, психолог, логопед, социальные партнеры, представители научных и общественных организаций.


Рисками при осуществлении проекта могут стать:

Отсутствие понимания между участниками проекта (решение – пропедевтическая деятельность).

Отсутствие сетевого взаимодействия (решение – детальная разработка сетевого взаимодействия и его возможностей).

Отсутствие финансирования проекта в рамках конкурса (решение – финансирование за счет бюджета и внебюджетного финансирования, грантовой деятельности и средств общественных организаций).

Отсутствие видимых эффектов при реализации проекта (решение – мониторинговые исследования в ходе проекта).
10. Основными формами представления результатов будут:


  • программы, реализуемые в рамках проекта по отдельным направлениям работы с учащимися;

  • программы повышения квалификации педагогических кадров для работы в условиях инклюзивного образования;

  • модель сетевого взаимодействия в рамках социальной интеграции и его алгоритм;

  • рекомендации для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и материалы клубной деятельности;

  • алгоритм организации инклюзивного образования;

  • пакет нормативных документов;

  • материалы мониторинга и диагностических исследований;

  • публикации участников проекта в форме книги и раздела сайта образовательного учреждения;

  • презентационные материалы и видеофильмы.

Все вышеуказанное будет представлено в промежуточных и итоговых публичных отчетах, выступлениях на семинарах, заседаниях педагогического совета, родительских конференциях, на сайте ОУ и отражено на сайте НМЦ района.
Мы имеем основание полагать, что проект будет востребован в школах Санкт-Петербурга, так как (это было указано выше), в городе остро стоит проблема полноценного образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в рамках проекта будет разработан целый ряд документов, программ, пособий, рекомендаций и моделей, которые могут быть использованы образовательными учреждениями, не считающими себя инклюзивными, но имеющими опыт интегрированного образования или необходимость обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важным направлением нашего проекта является привлечение родителей, поэтому опыт такой работы будет востребован многими ОУ города.



Психологи утверждают, что каждый человек – уникален, индивидуален, а понятие «норма» является весьма относительным. Поэтому наш проект может быть реализован в любой школе, где есть потребность учащихся и учителей в индивидуализации образования. Механизм адаптации образовательной среды к ученику, отраженный в аналитических материалах проекта, будет полезен всем. Приведенные далее правила и принципы могут быть реализованы в любом образовательном учреждении.

Правила инклюзивной школы


  • Все ученики равны в школьном сообществе

  • Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня

  • У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей

  • Обучение является эффективным.

  • Работники, вовлеченные в процесс обучения, имеют соответствующую подготовку, облегчающую процесс социальной интеграции учащихся.

  • Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика

  • Семьи активно участвуют в жизни школы

  • Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности и возможности.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:


  • Подходит для всех учеников – не только для учеников с инвалидностью

  • Средство приспособления к широкому кругу возможностей ученика

  • Способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения

  • Применимость ко всем составным частям программы и способам деятельности в школе, классе, обществе.

  • Обязанность всех работников, вовлеченных в процесс обучения – активное участие в программе.

  • Цель - повышение успешности каждого ученика.

Обычный учитель может быть успешен в условиях инклюзивного образования при условии, если:


  • он достаточно гибок,

  • ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы,

  • он уважает индивидуальные различия,

  • он может слушать и применять рекомендации других членов команды,

  • он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе,

  • он согласен работать с другими учителями в одной команде,

  • он обладает необходимой инклюзивной компетентностью и готов повышать ее уровень.

Результаты инклюзии:


  • У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.

  • Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов.

  • Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны, чтобы ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка.

  • Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика.

  • Появляются возможности для обобщения и передачи навыков.

  • Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков.

  • Существуют стандартные и действенные процедуры оценки эффективности обучения (в условиях маркетинговой модели управления и системы управления качеством образования.

В заключение:

Не существует показателей, с помощью которых мы могли бы измерить уровень гуманизма, сострадания, доброты людей, общества. Но есть отношение к слабым, беззащитным, старикам, детям, инвалидам, детям-инвалидам... Откроем окно в большой мир! Сделаем мир лучше!



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница