Проект «Политехническое образование в городской школе как условие реализации фгос»



Скачать 405.05 Kb.
Дата10.02.2016
Размер405.05 Kb.



Проект

«Политехническое образование в городской школе

как условие реализации ФГОС»
Автор проекта: Тимофеева Надежда Константиновна

Разработчики: Иванова Ирина Михайловна, Халтанова Екатерина Семеновна.




  1. Анализ социокультурной ситуации.

Актуальность проекта определяется внешними вызовами (образовательная политика государства и региона, общественные вызовы) и факторами внутреннего развития школы (концепция, образовательные проекты и программы).

Внешние вызовы

  1. Социальные «вызовы», заключающиеся в востребованности компетентностного образования человека в современном мире. Речь идет о том, что необходимо формирование компетенций, обеспечивающих возможность выбора и самоопределения в ситуациях неопределенного будущего, компетенций эффективного взаимодействия и коммуникации, компетенций профессионализации, социализации. Эти «вызовы» диктуют необходимость перехода школы от выполнения задач передачи прошлого опыта, знаний и формирования способов социальной адаптации подрастающего поколения к выполнению задач компетентностного образования, то есть осуществления таких форм совместной деятельности, которые обеспечивали бы высокую социальную мобильность, личностную зрелость, конкурентноспособность каждого выпускника школы.

  2. Направления модернизации современного образования (Комплексный проект модернизации образования, инициатива Президента РФ «Наша Новая школа», внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения) требуют разработки компетентностно-ориентированного содержания образования, разработки специальных программ, методик компетентностного обучения, реально обеспечивающих формирование деятельностных и коммуникативных компетенций; компетенций проектирования, умения решать задачи, работать с текстом, проектировать совместную деятельность, умение работать в группах, выбирать и определять индивидуальные образовательные траектории.


Анализ ситуации: внутренние причины

Школа расположена в Сайсарском округе, который занимает среди других округов города Якутска 2 место по территории, 3 место по числу жителей и 2 место по количеству частных домов. В микрорайоне школы находится детский центр «Айхал», библиотека им. Маяковского, других учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, театров - не имеется. В округе находятся 4 общеобразовательные школы: МОБУ СОШ № 14, МОБУ СОШ № 20, МОБУ СОШ № 25 и МОБУ СОШ №18.



  1. Соотнесение запросов к школе, как общеобразовательному учреждению микрорайона, и фактических результатов показывают:




Запрос

Положительные результаты деятельности

Проблемы в деятельности, «болевые точки»

Обеспечение здоровья учащихся

  1. Горячее питание школьников;

  2. Диспансеризация школьников;

  3. Спортивные секции;




  1. Рост заболеваемости учащихся, соответствующий общероссийским тенденциям;

  2. В некоторых семьях отсутствует мотивация здорового образа жизни.

Обеспечение занятости детей – запрос: родители, местные власти (гл. образом – правоохранительные)

  1. Занятость детей и подростков в каникулярное время;

  2. Вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность;

  3. Оказание помощи семье в воспитании детей, вовлечение родителей в совместную деятельность.

  1. Содержание и цели образовательных программ значительно шире, чем родительский запрос, следовательно, недопонимание родителями значимости данных видов деятельности, недостаточная их поддержка.

  2. Недостаточная инициативность родителей в совместных проектах школы.

Усвоение детьми общеобразовательной учебной программы запрос: родители, органы управления системой образования

1.Рост успеваемости и качества знаний школьников;

2.Программы психолого-педагогического сопровождения одаренных и слабоуспевающих школьников;



3. Программы предшкольной подготовки первоклассников.

1. Большинство родителей не могут оформить заказ на содержание и результат обучения в связи с индивидуальными образовательными запросами семьи и способностями ребенка.

Обеспечение высоких учебных достижений, подготовка к поступлению в ВУЗы запрос: родители, органы управления системой образования

  1. В старшей школе введено профильное обучение;

  2. Ежегодно в школе есть призеры городских, республиканских и российских конкурсов и олимпиад;

  3. От 80 до 90% уч-ся поступают в ВУЗы по окончании школы;

  4. Исследовательские и учебные проекты старшеклассников;

  5. Сотрудничество с ведущими ВУЗами страны (СВФУ им. М.К.Аммосова, Томский политехнический университет, МГТУ им. Н.Э. Баумана)

  1. Общее количество участников олимпиад относительно общего числа учащихся школы невелико;

  2. Высокие показатели движения учащихся.




Развитие способностей ребенка

запрос: родители, педагоги школы

  1. Предметные кружки, факультативы, спецкурсы;

  2. Интегрированные курсы по отраслям промышленности;

  3. Психологические тренинги;

  4. Расширение сфер самореализации за счет расширения сфер совместной деятельности уч-ся через программу духовно-нравственного воспитания «Культурное наследие народов РС (Я)».

  1. Тенденция снижения уровня познавательных способностей у поступающих в школу детей;

  2. Многие родители недооценивают роль дополнительного образования в развитии способностей детей;

  3. Отсутствие платных образовательных услуг по дополнительному образованию.

Развитие компетентностей учащихся

запрос: педагоги школы

  1. Использование педагогических технологий компетентностной парадигмы (модульное обучение (И.П.Третьяков, Ю.А.Чошанов) и мониторинг качества обучения (Дж. Блум), проектный метод обучения, метод коллективных творческих дел и др.);

  2. Обеспечение вариативности обучения; ( по системе, по языку)

  3. Развитие практики социального проектирования

  1. Недостаточное понимание данного подхода частью родителей;

  2. Стремление родителей получить формальную отметочную оценку успешности их детей.

Развитие самостоятельности и активности учащихся

запрос: педагоги школы

  1. Школьное самоуправление «Шанс»;

  2. Развитие навыков самостоятельной деятельности;

  3. Проектная деятельность учащихся;

  4. Школьные традиции;

  5. Проектный способ организации воспитательной работы

  1. В учебном процессе сфера самостоятельности ограничена учебными проектами;

  2. Недостаточно отработанная программа индивидуальной траектории развития ученика.




  1. 50,4% учащихся – мальчики, что желают выбрать в будущем техническое направление.

  2. 3,9% обучающихся – это дети-инвалиды, дети – сироты и дети, находящихся под опекой.   В школе обеспечивается успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Учитываются возрастные особенности школьников, организовано вариативное обучение на начальной, основной и старшей ступени, оказывается психолого-педагогическое сопровождение и социальная поддержка этих детей.



  1. Проблематика проекта.

Таким образом, в социальном окружении школы можно выделить следующие проблемы:

1.Микрорайон школы неблагополучен в экономическом, экологическом, социальном, культурном отношении;

2.Существует проблема организации досуга детей и подростков;

3. Растет количество малообеспеченных, многодетных, неполных семей;

4.Множество социальных проблем в семьях;

В этих условиях анализ исследования социальных запросов родителей школы показывает, что они ориентированы не только на получение детьми полноценного, качественного общего образования, но и на получение политехнического образования. Родители ставят на первый план развитие способностей ребенка, особенно во внеучебное время, обучение к труду, организацию трудовой деятельности учащихся, профессиональную подготовку, получение начального профессионального образования, что могло бы способствовать решению проблем с занятостью, профориентацией, с будущим трудоустройством, решением материальных затруднений.

В систему поставлены следующие направления работы:

- профильное обучение ;

- профессиональная подготовка обучающихся по специальностям «Столяр», «Резчик по дереву и бересте», «Ювелир», «Швея», «Водитель легкового автотранспорта категории В», «Парикмахер»;

- профориентационная работа и реализация метапредметной области для 1-11 классов по пяти интегрированным проектам: «Легкая промышленность», «Пищевая промышленность», «Деревообрабатывающая промышленность», «Добывающая промышленность», «Транспорт»;

- воспитательная система школы, которая реализуется по программе «Культурное наследие РС(Я)»;

- создано Некоммерческое Партнерство «Развитие образовательных учреждений с политехнической направленностью», объединяющее 26 образовательных учреждений, 5 центров технического творчества республики, 2 предприятия ООО «Айгуль», Центр предпринимательства малого и среднего бизнеса, 3 кафедры СВФУ им. М.К. Аммосова;

- СОШ №14 им. М.П. Бубякиной является координационным центром Партнерства и Всероссийской программы «Шаг в будущее».

Учитывая особенности социума нашей школы, понимая важность политехнического образования в деле воспитания и социализации личности учащихся, как условие реализации ФГОС, школа ставит перед собой социально - значимую задачу: повышение качества образования, развитие функциональной технологической грамотности и проективных умений учащихся в построении профессиональной карьеры, т.е. способности учащихся быстро осваивать различные технологические средства, адаптироваться к различным видам деятельности и проектировать свое личностное и профессиональное развитие в процессе построения своей жизнедеятельности, индивидуальной траектории развития.




  1. Философские основания.

Концептуальная идея реализации политехнического образования в условиях действия новых федеральных государственных образовательных стандартов состоит в создании информационно-образовательного пространства внутри школы и в системе сетевого взаимодействия учреждений общего муниципального, начального профессионального образования, высшего учебного заведения как ресурсного центра профессиональной ориентации, подготовки молодежи к трудовой деятельности, социальной адаптации выпускников школ в современных рыночных отношениях.

Политехническое образование и воспитание включает:

  • представления о технологическом аспекте современной научной картины мира как совокупности фундаментальных понятий о техносфере, способах получения и обработки материалов, энергии, информации, социально-техническом проектировании окружающей среды;

  • технологический системный способ мышления.

направлено

  • на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства и овладение практическими навыками обращения с орудиями труда, машинами и механизмами,

  • на формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии,

  • на развитие профессионального самообразования учащихся,

  • на всестороннее развитие личности.



  1. Психологическая концепция.

Цель психологического сопровождения в школе - создание условий для психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, оказание помощи подростку в профессиональном самоопределении. Сущность профессионального самоопределения заключается в нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности. В настоящее время смысл выбираемой профессии для подростков является зачастую находится не в самой трудовой деятельности, а в благах получаемых за эту деятельность (уровень зарплаты, престижность и т.д.), что, к сожалению, может в будущем привести к отсутствию интереса в профессиональной деятельности и психологическому кризису.

Основные направления деятельности:

  • Психолого-профориентационное исследование, способствующее раннему выявлению природных задатков, способностей, склонностей, актуализации процесса профессионального и личностного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния;

  • Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса, потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных и жизненно-важных задач;

  • Оказание психологической помощи, направленной на разрешение психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.


Для реализации этих направлений деятельности в школе разработана поэтапная программа по психолого-педагогическому сопровождению учащихся:

1 этап. Адаптационный период -1 классы.

Цель: Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации первоклассников в условиях общеобразовательного учреждения.

Психодиагностической оценке в рамках этого этапа подлежат общая ориентация детей в окружающем мире, отношение ребенка к обучению в школе, процессы внимания, памяти, мышления и речи ребенка, а также его мотивация учения, достижения успехов и некоторые базисные личностные черты.



2 этап. Пропедевтический этап углубленного изучения отдельных предметов (2-4 классы).

Цель: Раннее выявление способностей, склонностей обучающихся начальных классов. Психодиагностика детей, проводимая с помощью комплекса методик, решает следующие задачи:

• Выясняется, как развивается данный ребенок;

• Своевременно выявляются имеющиеся у него задатки и способности;

• Выясняются причины отставания ребенка в учебе или причины плохого воспитания

Пропедевтический (подготовительный) этап предполагает формирование общей готовности младших школьников к профессиональному самоопределению через введение художественно-творческой деятельности, приобщение детей к участию в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной, трудовой деятельности, организацию встреч с представителями разных профессий, развитие коммуникативных навыков и трудовое воспитание младших школьников в соответствии с психофизиологическими и индивидуальными особенностями, природосообразностью, со склонностями, способностями, где основополагающим доминантом является желание и мотив самого ребенка и его родителей.

3 этап. Этап поисковой направленности (5-7 классы).

Цель: Формирование индивидуально- личностных особенностей, интересов, способностей, склонностей, природных задатков и общественных ценностей, связанных с профессиональными намерениями, расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях.

Целью психодиагностической работы является выявление психологических аспектов возникновения проблем у школьников, склонностей, способностей и природных задатков содействие учащимся в решении актуальных задач развития обучения социализации: трудности в обучении, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы во взаимоотношениях и конфликты со сверстниками, учителями, родителями, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками через проведение общего скрининга.

4 этап. Предпрофильное обучение - этап развития профессионального самосознания (8 - 9 классы).

Цель: Формирование психического новообразования «выбор профессии», определение профессиональных интересов, возможного типа профессии, формирующихся личностных качеств, особенностей познавательной сферы

Начиная с 8 - го класса обучение ведется по четырем основным направлениям: математическому, естественно - научному, гуманитарному и технологическому. Распределение обучающихся по предпрофильным классам, а также составление индивидуального учебного плана проходит с участием родителей, классных руководителей, учителей – предметников, родителей и психолога.

Набор в 8-е классы проводится по методике, хорошо зарекомендовавшей себя в предыдущих учебных годах, с обязательным привлечением психологической службы. Рекомендации психологической службы, данные диагностики эффективны при установлении преемственности звеньев образовательного учреждения, в конечном счете - в реализации потенциальных возможностей самых разных категорий детей.

5 этап. Профильное обучение - этап уточнения социально-профессионального выбора (10-11 классы).

Цель: формирование у учащихся готовности к осознанному профессиональному выбору, осознанию себя как личности в сфере профессиональной деятельности, и на начальном этапе социально-профессиональной адаптации для тех старшеклассников, которые получают рабочие специальности.

Психолого-педагогическое сопровождение 10-11 классов (заключительный цикл). К моменту окончания школы ученик 11 класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие «психологической готовности» предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в профессиональной карьере и в будущей семейной жизни.



Структура деятельности психолого-педагогического сопровождения

личности ученика МОБУ СОШ №14 г. Якутска




  1. Содержание образования.

Основной замысел проекта в развитии образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени, объединении «интеллектуально-педагогических, информационных и технологических ресурсов», создании условий для получения качественного образования, для полноценного саморазвития и развития личности.

Образовательные задачи:

  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды

образовательного учреждения;

  • построение учебного материала и выбор методов обучения (педагогической технологии), максимально стимулирующих познавательную активность учащегося, обеспечивающих ему возможность самостоятельно раскрывать действия законов на практике;

  • максимальное увеличение в учебном процессе удельного веса практических занятий, нацеленных на освоение технологии формирования обще-учебных умений и навыков;

  • ознакомление с общенаучными принципами технологических циклов производства;

  • создание и разработка сквозных программ по основополагающим предметам (математика, экология, раннее изучение физики, иностранный язык)

  • формирование умений работать в телекоммуникационных сетях, пользоваться компьютерными программными средствами и продуктами, работать с информационными массивами, как в бумажном, так и в электронном вариантах, читать и переводить с иностранного языка на русский физические и технологические тексты;

  • обеспечение участия школьников в общественно-производительном трудом;

  • создание условий для осознанного выбора профессии через реализации; предпрофильного, профильного, профессионального обучения и интегрированные курсы по отраслям промышленности.

Формируя организационно-функциональную модель, педагогический коллектив школы исходил из того, что главная задача – ориентация образовательной деятельности и самой структуры образовательного процесса на предоставление учащимся возможности проектировать свое будущее и формировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора, на воспитание таких качеств как:



Личностные качества:

  • Формирование здорового образа жизни;

  • Формирование общечеловеческих идеалов, нравственных норм поведения;

  • Культура общения в коллективе на уровне деловых личностных отношений;

  • Социально-трудовая адаптация;

Предметные и метапредметные качества:

  • Предметные результаты освоения профильных курсов должны быть

ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым курсом, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности;

  • Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего

(полного) общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики

изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать сформированность экономического и технологического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;



  • Обшетрудовые политехнические и технологические навыки;

  • Формирование УУД;

  • Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской проектной деятельности;

  • Владение умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

  • Владение навыками познавательной рефлексии действий и мыслительных процессов;

  • Способность к построению индивидуальной образовательной траектории;

  • Освоение систематических знаний и способ действий;

  • Способность к саморазвитию, самоопределению;

  • Познавательно-трудовая активность;

  • Профессиональное самоопределение в условиях рынка труда и профессий;

  • Готовность к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

Структура основной образовательной программы устанавливает требования к определению целей общего, политехнического и технологического образования школьников в системе сетевого взаимодействия ОУ общего, профессионального образования и высших учебных заведений.

Определяет основные цели политехнической, технологической подготовки для каждой ступени общего образования и профессиональной ориентации, направленные на профессиональное самоопределение и социальную адаптацию школьников.



Содержание образования

  • включает общие положения, содержащие интегральное описание содержания общего, политехнического и технологического образования школьников без дифференциации по учебным предметам.

  • предполагает системную интеграцию политехнического и технологического образования через отражение в содержании всех общеобразовательных предметов

  • технологические знания об инвариантных способах и средствах преобразования окружающей действительности дополняются знаниями о применении в практической деятельности основ научных знаний, полученных при изучении учебных предметов естественнонаучного (окружающий мир, физика, химия, биология, география) и гуманитарного циклов.



Модель формирования результатов политехнического образования в городской школе как условие реализации ФГОС.

Предметные: Метапредметные:

-интегрированные проекты

-профильное обучение; по отраслям промышленности;

-предпрофильное обучение; -профессиональная подготовка;

-углубленное изучение отдельных -дополнительное образование

предметов со 2 класса;

-спецкурсы, факультативы;

-сотрудничество с ведущими
вузами России (малые академии).

Личностные:
-по программе «Культурное наследие

народов РС(Я);

-через детское самоуправление «Шанс»;

-детские проекты.



Особенности организации образовательного процесса.

  1. Предметная область.

  1. На основании взаимодействия предметных дисциплин как по вертикали (создание сквозных программ, принцип преемственности учебных курсов на различных ступенях обучения и т.д).

  2. В системе ранней пропедевтической подготовки воспитанника к выбору профиля старшей школы (углубленное изучение предметов со 2 класса);

  3. Профильное обучение (физико-технический, естественный, гуманитарный, технологический).

  4. Сотрудничество с ведущими вузами: СВФУ им.М.К.Аммосова, МГТУ им.Н.Э.Баумана, Научно-исследовательский Томский политехнический университет.

Взаимодействие в вузами осуществляется по следующим направлениям:

  • проведение углубленной довузовской подготовки учащихся (МИА);

  • организация и проведение предметных олимпиад школьников, содействие в подготовке к ним школьников (СВОШ, «Открытая межвузовская олимпиада, проводимая вузами Томской области (ОРМО)», СФО «Будущее Сибири»);

  • участие в проведении научно-исследовательской работы учащихся и осуществление при необходимости научного руководства;

  • привлечение к участию в научных конференциях проводимых Университетами;

  • оказание научно-методической помощи учителям-предметникам (в форме проведения семинаров, индивидуальных консультаций, курсов повышения квалификации);

  • предоставление возможности использования новейших дистанционных методов обучения;

  • совместные мероприятия по профориентационной работе.

  1. Предпрофильная подготовка в школе старших подростков. Цель: создание условий для обучения старших подростков образовательному выбору, образовательному проектированию.

Поэтому в 8-9-х классах:

  • на уроках учащимся предлагается выбор: заданий разных уровней трудности; способов их выполнения; форм представления результатов выполнения заданий, способов анализа и рефлексии организации совместной деятельности и ее результатов;

    • учащимся предоставляется разнообразие предметных кружков, что создаёт дополнительные возможности для выбора и знакомства с разными предметными областями, с разными способами организации совместной деятельности;

    • обучающиеся совершают профессиональные пробы, что обеспечивает успешность подготовки к выбору профильного направления своего дальнейшего образования в старшей школе;

  • особое внимание уделяется развитию проектных компетенций, поэтому при организации образовательной деятельности в школе старших подростков созданы условия разработки и реализации детьми разных форм проектной деятельности и, помимо учебных проектов, дети начинают выполнять социальные проекты, для них организуется социальная практика. Поэтому для организации социальных проектов в школе разработаны интегрированные проекты «Пищевая, Деревообрабатывающая, Добывающая, Легкая промышленности как культурное наследие народов РС(Я)», «Культурное наследие народов РС(Я)», в котором дети: а) проявляют свои социальные инициативы; б) оформляют и представляют замыслы социальных проектов; в) осваивают разные роли в процессе их выполнения; г) приобретают навыки проектной деятельности; д) рефлексируют и выделяют специфику самого проектного способа как особого способа организации совместной деятельности.

  1. Сотрудничество с Центрами дистанционного образования для подготовки обучающихся к олимпиадам и научно-практическим конференциям по следующим предметам:




параллели

Предмет, наименование организации, представляющие услуги ДО, адрес в сети интернет

Формы организации ДО (дистанционные курсы, сетевые олимпиады, дистанционные образовательные проекты)

2 – 9 классы

Математика, mir-konkursov.ru

Дистанционная олимпиада «Эрудит»

2-10

Математика, Инновационный институт продуктивного обучения СЗО РАО, http||конкурс – кенгуру.pф

Конкурс – игра «Кенгуру»

2-10

Русский язык, www.rm.kirov.ru

Языкознание для всех «Русский медвежонок»


Примерная структура предметной области
Предметная область

прпред

Вариативные компоненты

Базовые компоненты

Учебная деятельность

Учебные, элективные курсы (предпрофильные)
Учебные курсы
Модули

(внутрипредметные и межпредметные)

Модули

(предметные и межпредметные)


Проектная деятельность

Зкспериментальноисследовательская деятельность

Практикумы и практики

Практикумы и практики

Тренинги

Образовательные экскурсии

Самостоятельная работа учащихся

Содержание предметной области


Этапы

Вариативная часть (углубленное изучение предметов)

Внеучебная деятельность

1 этап. Адаптационный ( 1 класс)

-

Внеурочая деятельность (кружки конструирования, моделирования)

1 этап. Пропедевтика ( 2-4 классы)

«Математика»

«Русский язык»



Предметные кружки, ориентированные на технологическое образование.

2 этап. Этап поисковой направленности ( 5-7 класс)



Математика

Русский язык

Биология


проекты, предметные кружки, кружки по интересам, исследовательская деятельность

3 этап. Предпрофильное обучение - этап развития профессионального самосознания (8 - 9 классы).

Математика

Русский язык

Биология ( экология)

Раннее изучение химии



Научно-исследовательская работа

Кружки по выбору



4 этап. Профильное обучение - этап уточнения социально-профессионального выбора (10-11 классы).


Углубленное изучение предметов по профилям (русский язык и литература, математика и физика, биология и химия),

Спецкурсы,

учебные практики (производственная практика), проекты, исследовательская деятельность

Профессиональная подготовка по специальностям:

«Ювелир», «Столяр»,

«Швея», «Парикмахер»

«Водитель категории «А» и «В».


Довузовская подготовка (МИА);

Предметные олимпиады и консультации («Открытая межвузовская олимпиада, проводимая вузами Томской области (ОРМО)», СФО «Будущее Сибири»);

Дистанционное обучение;

Участие в НПК;





Часы регионального и школьного компонентов могут использоваться для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, образовательных учреждениях профессионального образования в режиме сетевого взаимодействия.


  1. Метапредметная область.

Метапредметное обучение преследует следующую цель:

Освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, знакомство с предметными областями, в которых в первую очередь развиваются теоретические и экспериментальные исследования; отслеживание связи теоретических основ всех наук с жизнью и подготовка учащихся к выбору будущей профессии.



Метапредметные результаты.

Задачи метапредметного обучения:

  1. Раскрыть научные основы общеобразовательных наук и основных направлений развития технологий.

  2. Способствовать овладению учащимися практическими умениями и навыками исследования явлений и процессов.

  3. Способствовать формированию умений и навыков решения задач технологического содержания.

  4. Показать метапредметную связь при изучении на уроках различных разделов по общеобразовательным предметам, занятиях курсов по выбору и элективных курсах.

  5. Способствовать развитию творческого воображения, умения изобразить графически технический объект.

  6. Способствовать подготовке к дальнейшей учебе в СУЗах, ВУЗах и непосредственной работе на производстве.

Метапредметное обучение


Технологическая область

Фундаментальная область
Робототехника

Интегрированные уроки


Профессиональная подготовка

Проведение практикумов

Экскурсии на предприятия

Элективные курсы по выбору

Научно-исследовательские проекты учащихся

Предметные кружки




Интегрированные проекты

«Пищевая промышленность», «Деревообрабатывающая промышленность», «Добывающая промышленность», «Легкая промышленность».


Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки. Интегрированные уроки обладают большими педагогическими возможностями. На таких уроках ученики получают многогранные знания про объект изучения, у них формируется умение переносить знания с одной области знаний в другую. Суть таких уроков состоит в объединении усилий учителей разных предметов для его подготовки и проведении, а также в интеграции знаний про определенный объект изучения.

Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин.

Наглядно межпредметные связи можно проследить на примере интеграции химии с биологией и географией, для чего мы использовали метод построения матриц связи.



Пример политехнического компонента в программном материале

по математике в 5-7 классах.

Примерная программа по обучающему проекту «Промышленности Якутии» по математике и физике разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника умения учиться.

В школе изучение предметов точных наук имеет особое значение в развитии школьника, фундаментом продолжения обучения в ССУзах и ВУЗах, а также необходимым для применения в жизни.

Изучение политехнического компонента в курсах программы по математике, физике, информатике направлено на достижение следующих целей:

-повышение интереса к предмету и отдельно конкретной теме;

- стремление использовать математические, физические, информационные знания в повседневной жизни;

- формированию способности к интеллектуальной и практической деятельности;

- способность анализировать с точки зрения математической характеристики и физических явлений;

- уметь устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

- строить алгоритм решения практических задач и уметь применять его в жизни;

- определить логику решения практической и учебной задачи;

- умение моделировать – решать практические и учебные задачи;

- умение планировать, контролировать, корректировать

- умение использовать модели, схемы, таблицы, диаграммы для решения задач.

В примерной программе по обучающему проекту «Промышленности Якутии» включены следующие темы: «Добывающая промышленность», «Пищевая промышленность», «Деревообрабатывающая промышленность», « Легкая промышленность», «Транспорт».


Политехнический компонент в программном материале математики

класс

Темы уроков

Политехнический компонент по проекту

«Промышленности Якутии»



5 класс

1.Сложение и вычитание натуральных чисел.

2.Умножение и деление натуральных чисел.

3.Сложение и вычитание смешанных чисел.

4.Проценты.

5.Круговые диаграммы.


Практико-ориентированные задачи на тему «Деревообрабатывающая промышленность»;

Задачи практического характера на тему «Легкая промышленность», «Пищевая промышленность»;

Проценты на тему «Якутские блюда» ;

Столбчатые и круговые диаграммы на тему «Продукции предприятий города Якутска».



6 класс

1.Сложение, вычитание дробей с разными знаменателями. 2.Сложение и вычитание смешанных чисел.

3.Нахождение дроби от числа.

4.Нахождение числа от дроби.

5.Пропорции.

6.Прямая и обратная пропорциональные зависимости. 7.Решение уравнений.


Задачи практического характера на тему «Легкая промышленность», «Пищевая промышленность»;

Задачи на тему «Транспорт»;

Задачи на уравнения по теме «Добывающая промышленность»;

Задачи на сплавы алмазной промышленности.



7 класс

1.Решение задач с помощью уравнений.

2. Решение задач с помощью систем уравнений.

3. Прямая пропорциональность.


Задачи практического характера на составление уравнений по теме «Легкая промышленность», «Пищевая промышленность»;

Задачи на уравнения по теме «Добывающая промышленность»;

Задачи на сплавы алмазной промышленности Якутии.

Интеграция предметов – реализация политехнического образования. Проведение интегрированных уроков по циклам: биология – химия – математика – физика – география. Например: «Биохимические и физико-биологические аспекты фотосинтеза», «Полезные насекомые», «Витамины – высокомолекулярные соединения», … «Якутская лошадь (математика, якутский язык), «Якутские узоры» (ИЗО, ЯНК, технология).




  1. Личностная область реализуется через:

-проект «Культурное наследие народов РС(Я)»;

-детское самоуправление «ШАНС»
Инновационными особенностями образовательного процесса являются:

  1. Введение углубленного изучения отдельных предметов (математика, русский язык) со 2-го класса.

  2. Широкий спектр разноуровневых и интегративных модулей, внеурочных занятий, предметных кружков.

  3. Реализация педагогических технологий личностно-ориентированного подхода, ИКТ-технологий, проектной деятельности.

  4. Профессиональная подготовка по специальностям «швея», «столяр», «ювелир», «резчик по дереву и бересте », «парикмахер», «водитель легкового автомобиля категории В» с выдачей свидетельства государственного образца.

  5. Внедрение метапредметных интегрированных курсов «Пищевая, Добывающая, Деревообрабатывающая, Легкая промышленности как культурное наследие народов РС(Я)».

  6. Работа Центра профессиональной карьеры старшеклассников.

  7. Сотрудничество с Центрами дистанционного образования.

  8. Развитие системы «Школа-ССУЗ-предприятие», «Школа-ВУЗ».

Инновационная деятельность как системообразующий элемент образовательного процесса школы выступает в роли универсального развивающего механизма и позволяет более успешно решать задачи, поставленные образовательной программой. Такая организация образовательного процесса удовлетворяет интересы и запросы обучающихся, их родителей, что придает ему политехнический характер. Таким образом, образовательная модель учитывает интересы общества и личности.

Информационно-техническое обеспечение.

С целью мотивации обучающихся к повышению качества образования, освоению инженерно-технических профессий, к продуктивному участию к научно-практической конференции, на базе школы работает программа по «Работотехники», Лего-парк, Технопарк, «Сетевой город», приобретаются современные оборудования с программным обеспечением.

Задачи:


  • Расширение современных представлений школьников в содержании, формах и методах осуществления научно-технического прогресса.

  • Открытие перспективных направлений содержания учебной деятельности на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования школьников в сфере науки, техники и технического творчества.

  • Повышения уровня конструкторско-технологической деятельности школьников, что способствует повышению уровня их готовности к социальному и профессиональному самоопределению в сфере техники и производства.

В школе приобретено:

  • Программное обеспечение для создания локальной внутренней сети или открытой сети интернет;

  • сайт ОУ;

  • электронные (цифровые) образовательные ресурсы;

  • кабинет «Автодело» с

-автотренажером;

- радиоуправляемыми машинами.



  • Кабинет технологии с

-производственными швейными машинами с частично программированным управлениям;

-вышивальными машинами с программным обеспечением.



  • Кабинет физики с

-AFC-лабораториями;

-планетарием.



  • Кабинет биологии с

- AFC-лабораториями;

-интерактивным микроскопом.



  • Кабинет химии с

- AFC-лабораториями

  • Кабинет математики с

- электронным тест-опросником

  • Кабинет русского языка с

-электронными книгами

  • Кабинет технологии с

-программными устройствами

  • Информационно-методический кабинет с

-мобильными ноутбуками;

-нетбуками;

-документоулавливателем.

Профессиональное развитие педагога в школе.

Успех развития принципиально новой образовательной системы в рамках школы зависит и от того, как организовано непрерывное педагогическое образование и система повышения квалификации учителей, т.е. фактически речь идет о содержании, формах и организации методической работы.

По требованию нового Федерального государственного образовательного стандарта меняется содержание образования: на первый план выходит не учебный предмет, а компетенции как культурно выработанные обобщенные способы действия, например, способы универсальных учебных действий. Поэтому трудности педагога перемещаются из узко-методического пласта (как добиться лучшего усвоения детьми предмета) в деятельностный: как организовать учебную деятельность на уроке. Это означает, что с целью повышения квалификации становится изменение педагогической деятельности в сторону открытости, обращенности к ребенку, а содержанием – формирование педагогических компетенций (деятельностных, рефлексивных, коммуникативных и др.)

Целью повышения квалификации является формирование субьекта педагогической деятельности, который:

-рефлексирует, т.е. анализирует собственную деятельность;

-проблематизирует, т.е. вычленяет проблемы в собственной деятельности;

-формирует задачи собственной деятельности.

В школе образовано общее смысловое научно-методическое пространство, объединяющее всех педагогов. Совместная работа учителя и методиста. Методист – это педагог, работающий в школе, хорошо владеющий методикой деятельностного подхода в обучении, прошедший подготовку в научно – методических центрах. Его задача – помогать учителю в освоении конкретного учебного содержания.



  • Коллективное проектирование урока. Это форма совместно-распределительной педагогической деятельности, в котором педагоги учатся конструировать, разворачивать, анализировать, проблематизировать учебные ситуации. Учебная деятельность за счет коллективной мыследеятельности.

  • Общешкольные семинары. Эти семинары могут быть разными по типу: теоретическими, проблемными, научно-методическими, семинарами-практикумами и др.

  • Подготовка методической «продукции». Это аналитические материалы (отчеты, в которых отслеживается успешность ребенка и продвижение в учебной деятельности), методические разработки уроков, стать с описанием конкретного опыта.

В ходе формирования учебно-профессиональной позиции, у учителя можно выделить следующие стадии:

-осознание собственных профессиональных ценностей и оснований педагогической деятельности;

-преобразование профессиональных стереотипов, анализ собственной профессиональной недостаточности;

-опробование себя в новом содержании педагогической деятельности;

-выстраивание образа самого себя в своей профессиональной деятельности относительно образовательной системы.

Каким должен быть учитель «нового типа», владеющий принципиально новой педагогической технологией? Основной задачей такого учителя является не передача знаний учащимся (а именно этому учили педагогов в институте, именно это они умели делать), а организация собственной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала.

Квалификационные характеристики учителя «нового типа»:

-способность к построению особой коллективно-распределенной формы учебной деятельности;

-знания о закономерностях групповой деятельности, уровнях групповой организации, способах разрешения конфликтов, формах общения;

-способность выстраивания учебного предмета в виде универсальных учебных задач, несущих понятийное содержание;

-знания психологических закономерностей и механизмов построения учебной деятельности развития ребенка; владение системой педагогических методов, позволяющих решать учебные задачи в ситуации совместной коллективной деятельности;

-владение теоретическим содержанием той предметной области, которая позволяет выстраивать учебную деятельность;

-владение современными педагогическими технологиями, в том числе ИКТ-технологиями.

В соответствии с вышесказанным, педагогическая деятельность превращается в вариант исследовательской деятельности, в которую педагог может внести нечто новое, открытое в ходе процесса саморазвития.




Формы методической работы





Формирование субъектно-исследовательской позиции учителя





семинары


Коллективный проект

Консультации методиста

самообразование

Повышение квалификации




  1. Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап : 2010-2011 годы. Теоретическое обоснование состояния проблемы, ее осмысление в научно-педагогической литературе, разработка основных положений формируемой педагогической системы, определение содержания и организационно- педагогических условий успешного действия педагогической системы, разработка локальных актов.

2. Формирующий этап : 2012-2013 годы. Моделирование и оперативная экспертная оценка функционирования подсистем, разработка показателей - индикаторов эффективности реализации проекта, включение в инновационную деятельность всех звеньев педагогической системы, корректировка, регулирование их взаимодействия, воплощение проектов в действие.

3.Обобщающий этап: 2013-2014 год. Статистическая обработка итогов, анализ и обобщение результатов реализации проекта по всем направлениям, подготовка и выпуск научно - методических материалов.




  1. Предполагаемы результаты:

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Контрольно-измерительные материалы:

При организации мониторинга результатов



  • обращается внимание на анкетирование участников образовательного процесса,

  • отслеживаются общие образовательные успехи учащихся,

  • уровень их достижений,

  • уровень сформированности предметных компетенций после окончания начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.

По результатам освоения элективных курсов оценка достижений учащихся по различным направлениям деятельности осуществляется в форме Портфолио.

Основными параметрами, проверяемыми при оценке качества профессиональной подготовки школьников по специальной технологической и профессиональной подготовке, являются содержательные элементы деятельности, указанные в квалификационной характеристике по профессии (специальности).

Согласно данным характеристикам разрабатываются материалы для проведения квалификационного экзамена.

Система оценивания результатов образовательной деятельности.

1.Предметные результаты:

-технология мониторинга по Д.Блуму, российские авторы ..

-промежуточная, итоговая, государственная аттестация;

-проведение контрольных срезов, тестов, зачетов;

-школьные, муниципальные и региональные диагностические контрольные работы;

-оценка ключевых компетенций;

-олимпиады (предметные, СВОШ, «Открытая межвузовская олимпиада, проводимая вузами Томской области (ОРМО)», СФО «Будущее Сибири»).

2. Метапредметные результаты:

-защита творческих проектов, исследовательских работ;

-участие в выставках, конкурсах;

-выдача свидетельств профессиональной подготовки;

3. Личностный результат:



-портфолио личностных достижений ученика (индивидуальная траектория);

- технология мониторинга по Д.Блуму;


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница