Проект «Подадим друг другу руки»



Скачать 204.32 Kb.
Дата22.02.2016
Размер204.32 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления №35»

Проект

«Подадим друг другу руки»

(формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста)



Автор: воспитатель

МБДОУ «Детский сад ПО №35»

Герасимова.


Северск 2014


Автор проекта: Герасимова Людмила Пантелеевна
Место работы: МБДОУ «Детский сад ПО № 35», г. Северск, Томская область.
Тема: «Формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста».
Предметное направление: социально - личностное
Целевая аудитория: дети 5 - 6 лет, педагоги, родители.
Номинация Фестиваля: долгосрочный проект.
Участники: часто болеющие дети, воспитатели, родители.

Пояснительная записка
Актуальность. Роль нравственного развития личности в настоящее время имеет немаловажное значение в связи падением значимости духовных ценностей в современном мире, переориентацией взрослого населения и представителей подрастающего поколения на потребительское отношение к происходящему. Если провести историческое сравнение, то100 лет назад в России жили люди намного более духовно богатые, нежели наши современники. В каждой семье были традиции передаваемые из поколения в поколение, истории рассказываемые мамами своим подрастающим дочкам. В обществе в целом существовала общепринятая иерархия ценностей о обеспеченное будущее. В настоящее время в подсознании многих людей преобладает ценностный вакуум и стяжательская ориентация.

Встает закономерный вопрос о том можно ли как то остановить духовное падение общества и формировать положительные ценности, руководствующие людьми многими столетиями и позволяющие обществу, где мы живем, развиваться а не падать в бездну непонимания и растраты.

Очень остро проблема недостатка знаний о законах нравственного развития стоит перед воспитателями, занимающимися детьми дошкольного возраста. С какого возраста детям доступно усвоение нравственных норм? Какие методы наиболее эффективны для формирования нравственных качеств? В каком направлении происходит нравственное развитие личности? Каковы критерии и нормативы нравственного развития? Для ответов на эти вопросы необходимы исследования, отвечающие самым серьезным стандартам. Научных исследований в области нравственного развития дошкольников насчитывается пока еще очень немного не только в отечественной, но и в зарубежной психологии.

В данном проекте предлагается один из способов решения проблемы. Предполагаем, что ценностный уровень надо начинать формировать в дошкольном возрасте, как в тот сенситивный период, который подвержен закладке устойчивых стереотипов и паттернов поведения. Немаловажное значение имеет восприятие взрослого человека, будь то родитель или педагог дошкольного образовательного учреждения как эталона для подражания, как идеала несущего «доброе, вечное, мудрое».

В рамках проекта «Подадим друг другу руки» (формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста) мы стремимся решить поставленные проблемы.

Степень разработанности проблемы. Труды И.Ф. Исаева, П.Г. Саморуковой, С.А. Козловой, Л. Волобуевой, Е. Авиловой, В.С. Мухиной, Р.С. Буре посвящены рассмотрению различных аспектов нравственности.

Проблемы ценностного понимания жизни рассматривались с трудах А.Маслоу, В.Г.Морогина, Рокича, В. Фанталовой и т.д. Точки зрения перечисленных специалистов позволяют расширить границы понимания заявленной темы, познакомится в разными классификациями и периодизациями раскрывающими различный структурные элементы, половозрастную динамику изучаемых компонентов, а также опыт отечесвтенных и зарубежных ученых в формирующей и сопровождающей деятельности.

Вопросами формирования психологического и социального пола личности занимались многие известные психологи и педагоги. К числу наиболее известных из них относятся З.Фрейд Сандра Бэм, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, И.В.Дубровина, Р.В.Овчаровва и т.д.

Вопросами влияния игр – драматизации на формирование нравственности занимались А.П. Усова, Р.И. Жуковская, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Л.В. Артемова, Н.С. Карпинская, Л.П. Стрелкова, З. Колесникова, А.И. Матусик.

Цель проекта: формирование основ нравственного сознания у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:



  1. Теоретическое изучение заявленной темы посредством анализа отечественной и зарубежной литературы раскрывающей концептуальные и практико-ориентированные аспекты изучаемых явлений.

  2. Формирование организационного плана исследования, определение методов и методик, обеспечивающих развитие нравственных качеств личности ребенка; формирование у дошкольников нравственного отношения к окружающему; возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

  3. Составление детализированного план мероприятий для разных целевых групп в рамках заявленной темы. Подборка методических материалов

  4. Организация и проведение формирующего этапа проектной деятельности направленного на воспитание нравственности у детей дошкольного возраста (системы знаний о своем поле и своей половой принадлежности; ценностной иерархии).

  5. Оценка эффективности проведенных мероприятий через динамическое отслеживание выделенных критериев. Анализ полученных результатов, прогноз дальнейшего развития проекта

Объект проектной деятельности: динамика нравственного сознания дошкольников.

Предмет проектной деятельности: влияние воспитательной деятельности на формирование основ нравственного сознания дошкольников (изменение частоты представлений детей о нравственных качествах, поступках и мотивах поведения в различных нравственных ситуациях)

Решая задачи нравственно-этического воспитания в ходе проектной деятельности, каждый педагог строит свою работу в соответствии с особенностями детей на основе следующих принципов воспитания:



  • принцип культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры);

  • принцип расширения связей ребенка с окружающим миром (обогащения общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей);

  • принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка (создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций через сопереживание и прогнозирование развития ситуаций);

  • принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимальный учет его психологических возможностей, способностей и интересов;

  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

  • непрерывность и преемственность педагогического процесса.


Ресурсы_проекта_«Подадим_друг_другу_руки»_(формирование_нравственного_сознания_у_детей_дошкольного_возраста)'>Таблица 1 – Ресурсы проекта «Подадим друг другу руки» (формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста)




Ресурсы

Краткий перечень

1.

Материально-технические

  • детская мебель,

  • игрушки для сюжетных игр,

  • двигательные игрушки,

  • деревянные напольные конструкторы

  • музыкальный центр,

  • фотоаппарат,

  • музыкальный зал в ДОУ,

  • отдельная игровая площадка (на улице)

2.

Кадровые

  • воспитатели,

  • педагог-психолог,

  • учитель – логопед,

  • музыкальный руководитель,

  • зам. заведующей по ВМР

3.

Информационные

  • Методическая копилка ДОУ.

  • Интернет-ресурсы:

http://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=init&trd=9351 – телеканал «Мать и дитя»

http://planetadetstva.net/vospitatelam/prazdniki/roditelskij-forum-pogovorim-o-nravstvennosti.html - интерне журнал «Планета детства»

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota - социальная сеть работников образования

4.

Нормативно-правовые

  • Устав ДОУ,

  • должностные инструкции,

  • аналитические материалы (планы и отчеты, основная общеобразовательная программа)


Этапы реализации проекта «Подадим друг другу руки» (формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста): подготовительный, основной и заключительный.

Таблица 2 - Поэтапный план реализации проекта «»




Вид деятельности

Сроки

Планируемые результаты

Ответственные

  1. Подготовительный этап

1.1

Изучение методической литературы по теме исследования: рассмотрение понятий «нравственность», «ценностная иерархия». «психологический пол личности», «формы и методы взаимодействия», «частоболеющие дети».

май

Определение базовых понятий, систематизированный накопленный теоретический материал

воспитатели

1.2

Формирование методологического аппарата проекта

май

Определение цели, задач, объекта, предмета и гипотезы проектного исследования

воспитатели

1.3

Подготовка публикации по результатам теоретического исследования

июнь

Печатная работа


воспитатель

1.4

Обсуждение проекта на педагогическом совете ДОУ, внесение дополнений и изменений. Создание творческой группы из числа педагогов и специалистов ДОУ

июль

Утверждение проекта.

Творческая группа мотивированная на участие в проекте



творческая группа педагогов и специалистов ДОУ

1.5

Представление проекта на родительском собрании, обсуждение цели и задач. Создание творческой группы из числа родителей.

июнь -

Творческая группа мотивированная на участие в проекте

творческая группа родителей воспитанников

1.6

Составление плана-графика реализации проекта и определение ответственных лиц

июль

План-график

воспитатели

2.Основной этап

2.1

Подготовка информационных кейсов в рамках заявленной темы, и пошаговое представление информации на сайте образовательного учреждения, информационных стендах в группе.

август

Методическая папка, стенд

воспитатели

2.2

Знакомство родителей всех воспитанников группы в ходе родительского собрания с проектом

сентябрь

Мотивация участников на реализацию проекта

творческая группа родителей и педагогов

2.3

Динамическое исследование особенностей развития нравственного сознания детей дошкольного возраста (наблюдение за детьми, беседа с родителями)

октябрь

Количественная и качественная характеристика особенностей развития нравственного сознания частоболеющих детей дошкольного возраста

педагог-психолог,

воспитатели



Мероприятия для родителей

2.4

Консультации с привлечением специалистов ДОУ (педагога-психолога, медицинских работников, учителя – логопеда):

  • «Добро и зло»,

  • «Ум без сердечности, знание без нравственности…»,

  • «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную»,

  • «Спят усталые игрушки, книжки спят…»,

  • «Нравственное воспитание детей»

сентябрь

Повышение информированности родителей. Методическая разработка (см. Приложение 1)

воспитатели

2.5

Просмотр тематических мультипликационных фильмов способствующих формированию нравственного сознания:

  • «Кот Леопольд и мыши»,

  • «День рождения кота Леопольда»,

  • «Волшебник Изумрудного города»,

  • «День рождения ослика Иа»,

  • «Гуси-лебеди»,

  • «Лиса и журавль»,

  • «Теремок»,

  • «Волк и семеро козлят»,

  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

  • «По щучьему веленью»,

  • «Конек-Горбунок»,

  • «Кот, петух и лиса»,

  • «Морозко»,
    «Двенадцать месяцев»,

  • «Антошка»,

  • «Малыш и Карлсон»,

  • «Крокодил Гена и Чебурашка»,

  • «Дудочка и кувшинчик»,

  • «Цветик семицветик».

сентябрь январь

Совместное детско-родительское мероприятие

творческая группа родителей и педагогов

2.6

Конкурс детского рисунка

«Если добрый ты…,это хорошо…»



январь

Развитие творческой активности детей и их родителей

творческая группа родителей и педагогов

2.7

Тематическая семейная выставка «Моя семья – моя радость»

февраль

Фотовыставка

Воспитатели, родите

2.8

В условиях творческой мастерской подбор сказок, пословиц, поговорок, музыки пропагандирующих нравственные ценности

октябрь – декабрь

Подборка произведений (см. Приложение 7)

воспитатели




Мероприятия для детей

2.9

Изучение представлений детей о нравственных качествах (по методике Г.А. Урунтаевой), а также изучение представлений о нравственных ценностях в процессе чтения сказки «Заюшкина избушка» с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали (А.Д. Кошелева)

сентябрь

Определение уровня развития нравственного сознания детей, выявление проблемных зон

Педагог-психолог, воспитатели

2.10

Формирование знаний и представлений о нравственном поведении посредством рассматривания иллюстраций, картин, скульптур в музеях, спектаклей в театре.

октябрь-декабрь

Формирование знаний и представлений о нравственном поведении

воспитатели

2.11

Чтение художественных произведений с моделями нравственного поведения мальчиков и девочек:

  • Сухомлинский В.А. «Почему Олечка не сорвала цветок?»,

  • Кузнецова А.«Мы поссорились»,

  • Гайдар А. «Чук и Гек»,

  • Ушинский К.Д. «Умей обождать»,

  • Барто А. «Помощница».

август - ноябрь

Знакомство с литературными прооизведениями, формирование нравственного сознания

воспитатели

2.12

Этические беседы

  • «Что значит быть настоящим мальчиком или девочкой»,

  • «Как должен вести себя мальчик или девочка в той или иной ситуации»

декабрь - февраль

Прояснение этических позиций детей, формирование нравственного сознания

воспитатели

2.13

Формирование полоролевого поведения, формирование взаимоотношений между мальчиками и девочками через сюжетные игры для отработки элементов поведения:

  • «Азбука настроения»,

  • «Школа улыбок»,

  • «Подари улыбку»,

  • «Заколдованный ребёнок»,

  • «На что похоже моё имя»,

  • «Если бы ты превратился в животное, то в какое?»,

  • «Угадай, что я хочу тебе сказать!»,

  • «Запомни моё лицо»,

  • «Фотограф»,

  • «Закончи предложение» («Я радуюсь, когда..», «Я волнуюсь, когда…», «Я плачу, когда…», «Угадай моё настроение», «На что похоже радостное (грустное) настроение?»),

  • «Произнеси своё имя с разной интонацией»,

  • «Заупрямились – успокоились»,

  • «Все мы разные»,

  • «Наши добрые поступки»,

  • «Подбери правильно»,

  • «Не попади в беду на дороге»

сентябрь - ноябрь

Определение полоролевых позиций детей, формирование нравственного сознания

воспитатели

2.14

Сюжетно- ролевые игры способствующие формированию трудовых обязанностей обусловленных полом (исторически сложившиеся традиции мужского и женского труда):

  • «Школа Мальвины – хорошие манеры»;

  • «Сказка про трех поросят на новый лад»;

  • «Что увидел Незнайка»

октябрь, декабрь

Формирование навыков трудового поведения дошкольников. Методические разработки (см. Приложение 5, 6)

воспитатели

2.15

Организация и проведения месячников досуговой деятельности по следующим направлениям:

  • для девочек это танцы, домоводство, рукоделие;

  • для мальчиков это тренажеры в физкультурном зале, легкая атлетика, техническое моделирование

октябрь – декабрь

Развитие творческих способностей воспитанников, изучение и закрепление полоролевых стереотипов поведения

воспитатели

2.16

Игры-драматизации разыгранные по художественным произведениям, сюжет которых помогает дошкольникам усвоить нравственные ценности

ноябрь - январь

Становление навыков ИЗО деятельности, укрепление нравственных ценностей

воспитатели

2.17

Беседы на темы:

  • «Что такое дружба?»,

  • «Каким должен быть настоящий друг?»,

  • «Какие бывают привычки»,

  • «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Расскажи о себе»,

  • «Что я умею делать хорошо»,

  • «Наши отношения»

май

Прояснение детских позиций, формирование нравственного сознания

воспитатели




Мероприятия для педагогов

2.18

Круглый стол для педагогов «Духовно-нравственная культура педагога как социальная проблема»

октябрь

Обмен мнениями, повышение профессиональной компетентности

воспитатели

2.19

Составление каталога художественной литературы способствующей формированию нравственного сознания дошкольников

январь

Каталог

воспитатели

2.20

Открытое занятие по теме «С каким человеком приятно общаться?»

февраль

Конспект открытого занятия

воспитатели

2.21

Семинар-практикум для педагогов по нравственному развитию детей в период дошкольного детства

март

Повышение компетентности педагогов

воспитатели




Семинар-практикум для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений по теме «Влияние интернет-ресурсов на нравственное воспитание дошкольников»

апрель

Повышение компетентности педагогов. Методическая разработка

(см. Приложение 2)



воспитатели




Консультация для педагогов «Формирование социального и психологического пола личности в дошкольном возрасте»

май

Повышение компетентности педагогов. Методическая разработка

(см. Приложение 3)



воспитатели

3.Заключительный этап

3.1

Представление итогов реализации проекта на педсовете;

июнь

Представление опыта

воспитатели

3.2

Оформление видеоролика «Наши добрые дела»;

июль –

Распространение опыта

воспитатели

3.3

Подготовка пакета документов для участия в конкурсе методических разработок

июль

Конкурсный пакет документов

воспитатели


Ожидаемый результат
Результат – эффект:

  1. Повышение педагогической компетенции в рамках заявленной темы.

  2. Развитие нравственных качеств личности ребенка.

  3. Формирование у дошкольников нравственного отношения к окружающему.

  4. Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.


Результат – продукт:

1. Консультации для родителей по теме «Нравственное воспитание детей».

2. Конспект семинара- практикума для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений по теме «Влияние интернет-ресурсов на нравственное воспитание дошкольников».

3. Конспект консультации для педагогов по теме «Формирование социального и психологического пола личности в дошкольном возрасте».

4.Тематический план образовательной деятельности в рамках проекта «Подадим друг другу руки»( формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста).

5.Конспект занятия «Сказка про трёх поросят на новый лад».

6. Конспект занятия «Поможем незнайке стать вежливым».

7. Конспект занятия «Что видел Незнайка».

8.Картотека пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности.


Конечный продукт проекта «Подадим друг другу руки» (формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста) будет оформлен в виде тематического планирования образовательной деятельности в рамках проекта (см. Приложение 4), и ряда других методических продуктов представленных в Приложении.

Также стоит отметить, что в наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.

В ходе решения задач, поставленных перед работой, изучены сущность, формы и методы воспитания нравственного поведения дошкольников.

Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.



Критерии оценки эффективности реализации проекта «Подадим друг другу руки»

(формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста). В качестве критериев мы выделяем:


Диагностический инструментарий: в исследовании применялось наблюдение, формирующий эксперимент, анкетирование родителей, беседа, диагностические методики Г.А. Урунтаевой и А.Д. Кошелева.

Прогноз возможных негативных последствий: в случае редкого посещение дошкольного образовательного учреждения ребенком в силу высокой частоты заболеваемости возможна минимизация педагогического воспитательного воздействия на территории ДОУ. Следовательно педагоги предоставят семье памятки, рекомендации по формированию нравственного сознания детей: подборки дидактических и сюжетно-ролевых игр, каталог художественных произведений и видематериалов.
Список использованной литературы


  1. Буре Р.С., Воробьева М.В., Давидович В.Н. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М., 2004

  2. Волобуева Л., Авилова, Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева [Текст]: Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание.- 2007.-№3.- с. 88-91.

  3. Губанова Н. Педагогические возможности игры - драматизации // Детский сад от А до Я. 2008. №4. С. 28-35.

  4. Дурова Н.В. Очень важный разговор. – М., Мозаика-Синтез, 2000

  5. Истоки. Базис развития ребенка дошкольника / под. ред. Н.А. Парамоновой, Г.А. Алиевой, Т.В. Антоновой // М.- 2003. 335 с.

  6. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.-160 с.

  7. Кокуева Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М., 2005.

  8. Колесникова З. Игрушечный театр: 3. Колесникова // Игра и дети.-2007.-№6.-с.13 -15.

  9. Курочкина, И. В. О культуре поведения и этикете /И. В. Курочкина // Дошкольное воспитание.- 2003.- №11.- с. 61-65.

  10. Лопатина А., Скребцова М.В. Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003.

  11. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки о семье. – М.: «Амрита-Русь», 2004.

  12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., АРКТИ, 2005.

  13. Мельникова, Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм / Н. Мельникова // Дошкольное воспитание.- 2006.- №10.- с. 82-85

  14. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека: В. Минаева, Л.П. Стрелкова // Дошкольное воспитание.-2003.-№2.-с. 13-20.

  15. Петрова, В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: книга для воспитателя дет. сада / В. И. Петрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 80 с.

  16. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М., АРКТИ, 2005.

  17. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М., АРКТИ, 2005.

  18. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений: Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. -2003.- №9.- с. 68-74.

  19. Формирование нравственного здоровья дошкольников./ Под ред. Кузнецовой Л.В., Панфиловой М.А. – М.: Сфера, 2003.

  20. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2004

Каталог: files -> file
file -> Минобразования РФ от 27. 06. 2003 n 28-51-513/16
file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
file -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
file -> Обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики
file -> Методические рекомендации по организации работы со студенческой группой. Предназначено для кураторов академических групп, специалистов, организующих воспитательную работу в вузах
file -> Мотивация материалы рекомендаций для педагогов Мотивация учебной деятельности
file -> Семья в психологической консультации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница