Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 92 «Веснушка»
Проект
по профилактике нарушения осанки
«Осанка – залог здоровья»
Разработали:
Воспитатели группы №4 «Теремок»
Колчанова И.В., Салманова Р.А.
Актуальность темы.
Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования.
Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Только 10 % процентов детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются неуспевающими не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Осанка формируется в процессе роста ребенка. Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности: сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции. Слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормального функционирования других систем организма.
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата – не только задача физического воспитания, но и важнейший момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов.
Из всего этого очевидно, что в условиях детского сада необходимо уделять большое внимание работе по профилактике нарушений осанки, общему укреплению организма. Именно поэтому актуально стала разработка проекта. Воспитание современного здорового ребенка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны здоровые, уверенные в своих силах, активные и всесторонне развитые личности.
Цель
Создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, правильного взаиморасположения всех частей тела, профилактика нарушений осанки, общее укрепление организма.
Задачи
- Воспитывать дисциплинированное и сознательное отношение детей к фиксации правильного положения тела.
- Укреплять мышечный корсет и совершенствовать координацию движений как необходимое условие для правильного положения тела.
- Воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотип правильной походки.
- Совершенствовать двигательные навыки ребенка.
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, чувство уверенности в себе.
Сроки реализации:
Программа долгосрочная, рассчитана на год с августа по май.
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатель по физкультурно-оздоровительной работе (руководитель), воспитатели старших групп, родители.
Пути реализации
1 этап, теоретический
01.08. - 15.08.
- определение проблемы
- определение цели и задачи
2 этап, подготовительный (разработка проекта)
15.08. - 30.08.
- определение методов работы;
- подбор методической литературы, конспектов занятий, иллюстративного материала.
- подбор физкультурного оборудования
- проведение предварительной работы с родителями;
- составление перспективного плана мероприятий.
3 этап, практический
(выполнение проекта)
1.09 - 15.05.
- организация практической работы с детьми;
- формирование устойчивого интереса, положительного отношения дошкольников к здоровому образу жизни
- развитие основных физических качеств;
- работа над формированием навыков правильной осанки, правильной походки, дыхания;
- воспитание волевых качеств, внимания, самоконтроля, ответственности.
- работа с родителями воспитанников: наглядное информирование, открытые просмотры, консультации.
4 этап, заключительный (аналитический)
15.05. – 31.05.
- подведение итогов реализации проекта
- анализ достижения поставленной цели и получаемых результатов
- обобщение результатов работы, формулировка выводов
Предполагаемый результат
- Укрепление здоровья ребенка в целом, снижение общей заболеваемости
- Приобретение навыков красивой правильной осанки, укрепление мышечного корсета.
- Приобретение навыков правильной походки.
- Развитие физических качеств (координация движений, ловкость, выносливость)
- Формирование осознанной потребности в занятиях физкультурой в домашних условиях.
Материально – техническое обеспечение
- физкультурный зал
- оборудование (мячи, скакалки, кубы, гимнастическая стенка, гимнастические палки, ленты, мешочки с грузом, индивидуальные массажные коврики, большие гимнастические коррекционные мячи (фитболы), обручи, корригирующие и дорожки, мячи-массажеры, природный материал, наклонная доска, лесенка, ребристые доски )
- музыкальный центр
- фонотека
Методическое обеспечение
1. «Коррегирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада» - Автор-составитель М.Н,Клюева Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2007г.
2. Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы. - Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005.
3 «Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет» Автор-составитель Е.И.Подольская Волгоград «Учитель» 2013г.
4. Гимнастика для детей 5-7 лет. Авторы-составители Л,Г. Верхозина, Л.А. Заикина «Учитель» Волгоград 2013 г.
5. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства. Дошкольное воспитание № 1 / 2004.
6. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание № 5 / 2004.
7. Панкратова И. В., Юдина И. И. Растим здоровое поколение // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004.
Перспективный план
Сентябрь
Дата
|
Занятия
|
Задачи
|
Содержание
|
Оборудование
|
Сентябрь
2 сентября
9 сентября
|
Занятие 1
«Что такое правильная осанка»
|
1. Провести беседу о правильной осанке
2.Проверить осанку в различных исходных положениях при выполнении упражнений.
|
1. Беседа о правильной осанке.
2. Проверка осанки у стены.
3. Комплекс упражнений из положения лежа.
4..Игра «Веселые котята»
|
Ортопедические мячи
Мячи-массажеры
|
Сентябрь
16 сентября
23 сентября
|
Занятие 2
«Береги свое здоровье»
|
1. Разучивание
комплекса упражнений для формирования правильной осанки.
2. Укрепление
мышц спины и брюшного пресса.
|
Проверка осанки у
стены, ходьба с сохранением осанки.
Комплекс упражнений из положения лежа на спине и на животе.
Игра «Ловкие жучки»
(с ортопедическими мячами)
4.Игра на расслабление «Фея сна»
Проверка осанки у опоры и без нее.
|
Ортопедические мячи.
Палочка для Феи.
фонограмма спокойной музыки
|
Взаимодействие с семьей:
Консультация «Что такое нарушение опорно-двигательного аппарата»
Предложить родителям обратить внимание на позу ребенка при ходьбе.
октябрь
Дата
|
Занятия
|
Задачи
|
Содержание
|
Оборудование
|
30 сентября
7 октября
|
Занятие 3
«Путешествие в страну Спорта и Здоровья»
|
1.Совершенствование навыка правильной осанки в положении лежа при различных движениях рук и ног с использованием гимн. палки.
2.Укрепление мышц спины и брюшного пресса.
3.Формирование стереотипа правильной походки.
|
1. Проверка осанки у стены,
различные виды ходьбы с сохранением правильной осанки.
2. Комплекс упражнений с гимнастическими палками.
Игра «Выпрями ноги»
3. Игра-релаксация «Усни-трава»
Массаж стоп мячами-массажерами.
|
Мячи-массажеры
Обручи
Гимнастические палки
Фонограмма спокойной музыки.
|
14 октября
21 октября
|
Занятие 4
«Почему мы двигаемся?
|
1.Формирование стереотипа правильной осанки и походки.
2. Укрепление мышц спины и брюшного пресса.
3. Проверка осанки в различных исходных положениях при выполнении упражнений.
|
1.Проверка осанки у
стены, разные виды ходьбы с сохранением осанки.
2.Комплекс упражнений из положения лежа на спине, на животе, на боку, стоя на четвереньках.
Игра «Гуляющие черепахи»»
Проверка осанки у опоры и без нее.
|
Гимнастические палки
2 стойки
Длинная веревка
|
Ноябрь
Дата
|
Занятия
|
Задачи
|
Содержание
|
Оборудование
|
28 октября
11 ноября
|
Занятие 5
«Здоровые ножки»
|
1. Проверка осанки в различных исходных положениях при выполнении упражнений.
2. Укрепление мышц спины и брюшного пресса.
3.Формирование стереотипа правильной походки
|
1. Проверка осанки у стены,
различные виды ходьбы с сохранением правильной осанки.
2. Комплекс упражнений с гимнастическими палками.
Комплекс упражнений на укрепление мышц спины и брюшного пресса.
Игра «Найди правильный след»
3. Массаж стоп мячами-массажерами.
Проверка осанки у стены.
|
Мячи-массажеры
Гимнастические палки
Следы
Фонограмма спокойной музыки.
|
18 ноября
25 ноября
|
Занятие 6
«Путешествие в страну Шароманию»
|
1.Совершенствование навыка правильной осанки в различных положениях при выполнении упражнений.
2.Укрепление мышечного корсета.
3.Профилактика плоскостопия с помощью «дорожки здоровья».
|
1.Коррекция осанки без опоры и у опоры. Разные виды ходьбы с сохранением осанки.
2.Комплекс упражнений на укрепление мышечного корсета.
Игра «Ель,елка, елочка»»
Упражнение на расслабление тела на ортопедическом мяче.
3.Игра-релаксация «Воздушные шарики»
Проверка осанки у опоры и без нее.
|
Гимнастические палки
2 стойки
Длинная веревка
|
декабрь
Дата
|
Занятия
|
Задачи
|
Содержание
|
Оборудование
|
2 декабря
9 декабря
|
Занятие 7
«Будь здоров»
|
1. Продолжение обучению правильной ходьбе в сочетании с дыханием.
2. Обучение правильному выполнению упражнений с гимнастической палкой.
3.Укрепление мышц спины и брюшного пресса.
|
1. Проверка осанки у опоры и без нее.
Различные виды ходьбы с гимнастической палкой.
Игра «Ходим в шляпах»
2. Рассказать, в каком положении должны находиться голова, плечи, спина и т.д. при разных положениях.
|
Гимнастические палки
Следы
Мешочки с песком
Большие мячи.
|
16 декабря
23 декабря
|
Занятие 8
Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка»
|
1.Развитие координации движений, формирование стереотипа правильной осанки.
2.Обучение правильному выполнению упражнений с мячами.
3.Укрепление мышечного корсета.
|
1.Коррекция осанки без опоры.
Разные виды ходьбы с сохранением осанки.
2.Комплекс упражнений с мячами.
.Игра «Ловкие жучки» с ортопедическими мячами
3. Ходьба скрестным шагом вперед-назад. Самовытяжение стоя у гимнастической стенки, проверка осанки.
|
Ортопедические мячи
Фонограмма спокойной музыки
|
Взаимодействие с семьей.
Предложить родителям побеседовать с детьми о положении различных частей тела при ходьбе, стоянии, сидении, о правильной постановке стоп при ходьбе.
январь
Дата
|
Занятия
|
Задачи
|
Содержание
|
Оборудование
|
13 января
20 января
|
Занятие 9
«Мы сильные»
|
1. Укрепление мышц верхнего плечевого пояса.
3.Обучение массажу рук и ног.
|
1. Проверка осанки у опоры и без нее.
Массаж рук и ног мячами- массажерами, упражнения для стоп.
Различные виды ходьбы, прыжков, перешагивания, ходьба по массажным коврикам, канату и т.д.
2. Комплекс упражнений с гантелями..
Ходьба и ползание на животе по скамейке.
Игра «Снежинки»
|
Гимнастические скамейки, канат, массажные коврики разной жесткости, следы, обручи, модули, ребристые доски.
Гантели
Мячи-массажеры.
|
27 января
3 февраля
|
Занятие 10
«По ниточке»
|
1.Разучивание комплекса упражнений с ортопедическими мячами.
|
1. Проверка осанки у опоры и без нее.
3.Различные виды ходьбы, прыжков, перешагивания, ходьба по массажным коврикам, канату и т.д.
2.Игровые упражнения с ортопедическими мячами (отбивание, прокатывание, толкание головой)
3. Ходьба по канату с мешочком на голове различными способами.
|
Ортопедические мячи
Фонограмма спокойной музыки
|
Взаимодействие с семьей. Беседа «Влияние динамической и статистической нагрузок на организм»
февраль
Дата
|
Занятия
|
Задачи
|
Содержание
|
Оборудование
|
10 февраля
17 февраля
|
Занятие 11
«Я здоровье берегу -быть здоровым я хочу»
|
1.Укрепление мышечного корсета.
2. Укрепление мышц стопы с помощью «дорожки здоровья»
3.Закрепление упражнений с большими гимнастическими мячами.
|
1. Проверка осанки у опоры и без нее.
Массаж рук мячами- массажерами в движении, массаж стоп.
Ходьба по «дорожке доровья».
2. Комплекс упражнений
с большими гимнастическими мячами.
3. Игра малой подвижности «Восточный официант»
|
Канат, массажные коврики разной жесткости, следы, обручи, модули, ребристые доски.
Большие гимнастические мячи
Мячи-массажеры.\
|
24 февраля
3 марта
|
Занятие 12
«Будь здоров»
|
1.Воспитание сознательного и активного отношения к важности правильного положения тела.
2.Тренировка силовой выносливости мышц.
3.Формирование стереотипа правильной походки.
|
1. Коррекция осанки у опоры и без нее.
Различные виды ходьбы с сохранением правильной осанки.
2. Комплекс упражнений без предметов.
3. Ходьба по «дорожке здоровья» с мешочком на голове.
|
Ортопедические мячи
Фонограмма спокойной музыки
«Дорожка доровья»
|
Взаимодействие с семьей:
Оформить папку-передвижку «Как не пропустить нарушение осанки»
март
Дата
|
Занятия
|
Задачи
|
Содержание
|
Оборудование
|
10 марта
17 марта
|
Занятие 13
«Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка»
|
1.Тенировка удержания правильной осанки при различных двигательных действиях.
3. Обучение упражнениям на гимнастической стенке.
2. Укрепление мышц спины и брюшного пресса.
|
1.Коррекция осанки у опоры и без нее.
Разные виды ходьбы с гимнастической палкой на плечах.
2.Комплекс упражнений с гимнастическими палками.
3.Игра малой подвижности «Замри»
Упражнение на коррекцию осанки «Веселая елочка» Укрепление мышц спины и брюшного пресса.
|
Гмнастические
палки
Мячи-массажеры.\
|
24 марта
31 марта
|
Занятие 14
«Ловкие ребята»
|
1.Совершенствование координации движений.
2. Обучение упражнениям на гимнастической стенке.
3. Рзвитие гибкости и подвижности позвоночника.
|
1. Различные виды ходьбы с сохранением правильной осанки.
2. Упражнения у гимнастической стенки.
Принятие правильной осанки у опоры с исправлением ошибок.
|
Фонограмма спокойной музыки
«Дорожка доровья»
|
Взаимодействие с семьей.
Познакомить родителей с п/и «Веселые елочки».
Обратить их внимание на положение различных частей тела ребенка.
апрель
Дата
|
Занятия
|
Задачи
|
Содержание
|
Оборудование
|
7 апреля
14 апреля
|
Занятие
15
«Незнайка в стране здоровья»
|
1. Продолжение формирования навыков стереотипа правильной осанки.
3. Обучение правильному выполнению упражнений с мячами.
2. Тренировка силовой выносливости
мышц спины и брюшного пресса.
|
1.Коррекция осанки у
опоры и без нее.
Массаж рук и ног мячом-массажером.
Ходьба, катая массажный мячик ладонями.
2.Комплекс упражнений с мячами.
Игра «День и ночь»
3.Игра для расслабления «Усни трава»
Ходьба с правильной осанкой с мешочком на голове.
Массаж спины друг друга мячами массажерами.
|
Мячи-массажеры.
Мячи
Мешочки с песком.
Фонограмма спокойной музыки
|
21 апреля
28 апреля
|
Занятие 16
|
1.Контрольнй опрос по пройденным темам.
2. Укрепление мышечного корсета.
|
1. Проверка осанки.
Различные виды ходьбы с сохранением правильной осанки.
2. Упражнения на тестирование мышц спины и пресса, подвижности позвоночника.
Эстафеты с ортопедическими мячами (прокатывание, отбивание, ведение и др.)
Игра «Гусеницы»
3. Упражнения на восстановление дыхания,
Проверка осанки у опоры и подведение итогов.
|
Ортопедические мячи
Фонограмма спокойной музыки
|
май
Дата
|
Занятия
|
Задачи
|
Содержание
|
Оборудование
|
5 мая
12 мая
|
Занятие 17
«Поиграем»
|
1Развитие ловкости и координации движений.
2.Укрепление мышечного корсета.
3.Закрепление стереотипа правильной походки.
|
1.Коррекция осанки у
опоры и без нее.
Массаж рук и ног.
2. Игра-эстафета «Переложи предмет»
3.Упражнение на коррекцию осанки «Веселая елочка»
Заключительная беседа об осанке.
|
Мячи- массажеры.
Мячи
Фонограмма спокойной музыки
|
15-31 мая
|
| -
Проанализировать результаты анкетирования.
-
Обобщить результаты и
подвести итоги работы
-
Сделать выводы.
|
Провести анкетирование родитетй.
Подведение итогов.
|
Анкеты
|
Взаимодействие с семьей.
Анкетирование на тему «Ваше мнение о работе проекта «Мы стройные»
Поделитесь с Вашими друзьями: |