Проект концепция



Скачать 293,78 Kb.
Дата21.05.2016
Размер293,78 Kb.
#46541


проект

КОНЦЕПЦИЯ

развития воспитательной работы в МГРИ-РГГРУ и реализации задач молодежной политики в период 2015-2017 г.г.


1.ВВЕДЕНИЕ

Студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества, отличаясь высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях, собственным отношением к различным сторонам общественной, социальной и экономической жизни страны, и в недалеком будущем выступят определяющей силой социально-политического, экономического и культурного развития России.

Важными элементами стратегии развития МГРИ-РГГРУ в сфере модернизации и совершенствования системы многоуровневого непрерывного образования являются молодежная политика и воспитательная деятельность, направленные на создание условий для становления профессионально и социально компетентной личности студента, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью.

Целью молодежной политики и воспитательной деятельности МГРИ-РГГРУ является становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации студентов в процессе обучения и дальнейшей профессиональной карьеры, формирование и развитие духовного, профессионального и инновационного потенциала молодежи.

Воспитательная работа в университете строился в соответствии с Программой развития МГРИ-РГГРУ до 2020 года, Концепцией и программой развития воспитательной работы на 2010-1014 годы (утверждены решением Ученого совета МГРИ-РГГРУ 25.10.2010 г). Программой и годовыми планами развития деятельности студенческих объединений на 2012-2014 годы.

В результате осуществления программных мероприятий в период 2010-2014 г.г. в МГРИ-РГГРУ была сформирована эффективная, развивающаяся культурно-воспитательная среда, гармонично дополняющая образовательную, научно-исследовательскую деятельность, позволяющая сформировать высокую корпоративную культуру, обеспечивающую комплексный подход к разработке и реализации в университете основных направлений стратегии государственной молодежной политики.

Новые реалии деятельности высших учебных заведений в условиях модернизации российского образования ставят на повестку дня дальнейшее усиление внимания к воспитанию будущего выпускника образовательного учреждения. Уровень воспитательной деятельности в студенческой среде определяется ролью университета в формировании нового поколения молодых специалистов, определении их жизненных целей и задач в новых условиях развития государства и общества.

Настоящая Концепция разработана на период 2015-2017 г.г. с целью создания в университете единой централизованной системы управления развитием воспитательной деятельности и реализацией задач государственной молодежной политики, эффективной для формирования активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда.

Концепция содержит цели, задачи, основные направления воспитательной работы и молодежной политики; систему организации воспитательной работы, развития и поддержки деятельности студенческих и молодежных организаций и объединений; формы, методы и средства воспитательной деятельности; систему оценки состояния и показатели эффективности работы с молодежью; обеспечение реализации концепции; ожидаемый социальный и воспитательный эффект.
2. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением правительства Российской Федерации № 751 4 октября 2000 года);

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы;

Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года. (29.12.2001 распоряжение №1756-р)

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации  от 12 марта 2008 г.  № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р);

Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы” (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795)


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ (с изменениями на 31 декабря 2014 года);

Проект Федерального закона № 428343-4 "О государственной молодежной политике в Российской Федерации"

Устав МГРИ-РГРУ, решения Ученого совета университета, должностные инструкции и иные локальные нормативные акты университета.


3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Главной целью воспитательного процесса в МГРИ-РГГРУ является подготовка творчески мыслящих и гармонично развитых специалистов, обладающих глубокими профессиональными знаниями и высокими гражданскими качествами.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

Основными задачами воспитательной работы со студентами университета являются:

  • всемерное развитие и сохранение лучших традиций МГРИ-РГГРУ,

направленных на воспитание у студентов представлений об общественной значимости и престижности выбранной профессии;

  • воспитание у студентов сознательного отношения к получению профессиональных знаний и навыков, потребности и умения учиться и трудиться;

  • создание необходимых условий для самореализации и саморазвития студентов;

  • формирование условий для гражданского становления и патриотического сознания студентов, культуры межличностных и межнациональных отношений, толерантности, умения работать в коллективе, потребности в здоровом образе жизни;

  • повышение роли и ответственности органов студенческого самоуправления и молодежных объединений в реализации задач молодежной политики и воспитательном процессе , уровня их реального вклада в образовательную и воспитательную деятельность университета.

Концепция развития воспитательной работы в МГРИ-РГГРУ и реализации задач молодежной политики в период 2015-2017 г.г. опирается на следующие основные определения:

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Федеральный Закон № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.);

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (Федеральный Закон № 273 ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» от 29.12.2012г.);



Государственная молодёжная политика — направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансового-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного расширения возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышения уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочнения ее лидерских позиций на мировой арене ((Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р);

Под воспитанием студентов следует понимать целенаправленную деятельность преподавателей, администрации и общественных организаций МГРИ-РГГРУ ориентированную на создание условий для развития духовности студентов на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.


4,. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
В соответствии с основными документами, действующими в системе образования, принципами воспитательной работы в вузе следует признать:

  • Гуманистический характер воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

  • Защиту и развитие системы образования и воспитания национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

  • Светский характер воспитания.

  • Демократический, государственно-общественный характер управления системой воспитания.

  • Сочетание административного управления и студенческого самоуправления в учебно-воспитательном процессе.

  • Принцип преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания уважительного отношения, любви к России, чувства сопричастности и ответственности за дела в университете;


5. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Выделение направления работы предполагает органическое единство воспитания через учебный процесс и внеучебную деятельность. Ожидаемым эффектом работы по данным направлениям должны стать устойчивая система формирования базовых ценностей у студентов, интегративного характера и личностных качеств.
Профессионально-трудовое направление.

В этом направлении должны формироваться такие социально значимые качества личности студента, как:



  • потребность в общественно значимом труде и ответственность за его результаты.

  • стремление к профессиональному самоутверждению, формирование конкурентно способных качеств, ориентации на успех, на лидерство и карьерное поведение;

  • творческое отношение к профессиональным знаниям в условиях постоянного обновления научной информации.

  • готовность к освоению разнообразных сфер трудовой, профессиональной деятельности.

  • интерес к научно-исследовательской деятельности.

  • обладание знаниями, умениями и навыками, необходимыми для организаторской, управленческой деятельности.

  • владение основами профессиональной этики.

  • понимание взаимосвязи общей и профессиональной культуры.

Для воспитании конкурентоспособного выпускника вуз должен сформировать у каждого студента:

  • систему глубоких знаний в соответствии со стандартом образования;

  • высокую нравственность и этику трудовой деятельности;

  • высокий уровень интеллектуального профессионального и творческого развития личности;

  • осознанное отношение к своим профессиональным обязанностям;

  • индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение учебно-производственных заданий;

  • экологическую ответственность;

  • активный интерес к избранной профессии;

  • организаторские и управленческие умения и навыки работы в учебном и трудовом коллективах.

В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника МГРИ-РГРУ профессионально-трудовое воспитание студентов выступает как специально организованное деканатами, профильными кафедрами, преподавателями и кураторами приобщение студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности в учебном процессе и на практике.. Большую роль в этом направлении играет деятельность Объединенного совета обучающихся (ОСО), студенческого научно-технического общества (СНТО), студенческих советов и других молодежных организаций и объединений.
Гражданско-правовое направление.
Данное направление предполагает работу по воспитанию и развитию у студенческой молодежи:

  • современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей:

  • патриотического отношения к Родине, ее истории, отечественной культуре;

  • уважения национальных и культурных традиций народов;

  • глубокого понимания своего гражданского долга и готовности его осуществления;

  • навыков социального взаимодействия;

  • правовой компетентности;

  • уважительного отношения к закону;

  • органичного соединения правовой и профессиональной культуры;

  • чувства ответственности за экологические последствия своей профессиональной деятельности;

Направление предусматривает активное вовлечение студентов в работу Музейного комплекса МГРИ-РГГРУ, организацию и проведение мероприятий, посвященных памятным датам в истории России, Великой отечественной войны 1941-1945 г.г., истории МГРИ-РГГРУ, проведению экскурсий и экспедиций, организацию поисковой и волонтерской деятельности, оказанию помощи ветеранам войны и труда.
Культурно-нравственное направление
Развитие общей культуры и нравственности студентов способствует формированию:

  • системы нравственных ценностей как основы взаимоотношений между людьми;

  • зрелой самооценки;

  • бережного отношения к окружающей природе;

  • информационной культуры как одной из составляющих общей культуры личности, связанной с социальной природой человека и его разнообразными творческими способностями.

  • культуры речи и внешнего облика;

  • потребности в здоровом образе жизни, отношения к здоровью как социальной ценности,

  • Активной позиции в противодействии негативным проявлениям в молодежной среде, правонарушениям, экстремизму, наркомании;

  • художественного вкуса  культуры труда, досуга и быта,  навыков этикета;

  • потребности в самообразовании и творческой реализации.

  • приобщение студентов, педагогов и сотрудников к культурным ценностям,

Развитие эстетического вкуса, привлечении к активной культурной деятельности, что осуществляется через:

  • развитую гуманитарную сферу - библиотеку, кафедры социально-гуманитарного цикла, учебные кабинеты, выставки и т.п.;

  • организацию выставок произведений искусства и творчества студентов, фотовыставок, выставок книг;

  • организацию посещения музеев, выставок, театров для студентов, проживающих в общежитии ДС «Рудознатцы»;

  • привлечение студентов к работе творческих коллективов Факультета общественных профессий, организации и проведению общеуниверситетских и факультетских мероприятий, знаменательных дат и профессиональных праздников, участию в конкурсах, фестивалях, КВН, художественной самодеятельности;

  • подключение студентов, педагогов и сотрудников к эстетическому

оформлению учебных корпусов, кабинетов, аудиторий, общежития,

территории, к созданию эстетического внешнего облика МГРИ-РГРУ,

проведение конкурсов на лучший дизайн-проект отдельных помещений

университета, кабинетов, аудиторий.



Физическое воспитание и спортивно-оздоровительное направление
Спортивно-оздоровительное направление имеет важное значение для

становления выпускника. Здоровый образ жизни, личная ответственность за

собственное здоровье формируется во многом системой физического

воспитания в университете. Данное направление подразумевает

совокупность мер направленных на:


  • усвоение студентами принципов и навыков здорового образа жизни,

воспитание у них убежденности в необходимости регулярного занятия

спортом и физической культурой;



  • развитие физической культуры будущего специалиста как важного

фактора его гармоничного развития, высокой профессионально-трудовой

активности, эффективной организации здорового образа жизни,

высокопроизводительного труда и творческого долголетия;


  • сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному

формированию и развитию;

  • популяризацию спорта, совершенствование спортивного мастерства

студентов-спортсменов.

Формирование здорового образа жизни в студенческой среде, улучшение и укрепление физического и нравственного здоровья студентов, совершенствование спортивного мастерства осуществляется через:



  • деятельность Спортклуба «Геолог», организующего всю внутреннюю

спортивно-оздоровительную работу и выступления сборных команд

университета;



  • привлечение студентов к активным занятиям в спортивных секциях;

  • проведение общеуниверситетских, межфакультетских спартакиад,

соревнований по различным видам спорта;

  • дальнейшее развитие спортивной базы;

  • участие студентов в межвузовских спортивных, туристических и других оздоровительных мероприятиях;

  • проведение встреч со знаменитыми спортсменами;


6. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ МГРИ-РГГРУ
Управление воспитательной деятельностью и реализацией задач государственной молодежной политики осуществляется на различных уровнях: университет - факультет - кафедра.
На уровне университета

Ученый совет университета определяет стратегию учебного и воспитательного процессов, направленную на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, духовном и культурном развитии, в приобретении высшего образования, квалификации в избранной области деятельности.

Ученый совет выполняет следующие функции:



  • утверждает концепции развития университета, вырабатывает ценностные основы его функционирования, обеспечивает стратегию его деятельности; организует творческое взаимодействие преподавателей и студентов по обеспечению жизнедеятельности университета;

  • поддерживает и развивает учебно-творческие, социально- бытовые инициативы и новаторские идеи членов коллектива университета;

  • координирует деятельность организационных структур вуза; своевременно реагирует на изменения социально-экономических и политических, образовательных условий жизни города и страны; создает фонды обеспечения функционирования воспитательной работы университета (нормативные, кадровые, финансовые).

Ректорат

  • рассматривает и утверждает конкретные воспитательные мероприятия, осуществляет контроль за их исполнением,

  • Ректор, проректоры, деканы принимают участие в общественных мероприятиях и индивидуальных встречах со студентами.

Непосредственное руководство воспитательным процессом осуществляет проректор по учебной и воспитательной работе

  • определяет основные и приоритетные направления воспитательной работы,

  • осуществляет управление и координацию деятельности подразделений воспитательного комплекса университета в реализации настоящей Концепции, программ и планов ее осуществления, а также Программы развития деятельности студенческих объединений «Молодые ученые и специалисты- будущее геологии и недропользования России» и Программы повышения конкурентноспособности будущих специалистов, выпускников МГРИ-РГГРУ «Лидер»;

  • направляет и координирует деятельность подразделений воспитательного комплекса университета, следит за своевременным планированием, координирует планы и мероприятия, контролирует их качество, анализирует полученные результаты.

  • взаимодействует с деканатами, кураторами учебных групп, Объединенным советом обучающихся, другими органами студенческого самоуправления и молодежными объединениями, кураторами учебных групп,.

  • представляет интересы университета в государственных и муниципальных органах власти, учебных заведениях, общественных организациях по вопросам воспитательной работы и молодежной политики,

  • издает распоряжения и дает указания, обязательные для сотрудников подразделений, подчиняющихся проректору по учебной и воспитательной работе ,

  • ведет прием студентов и сотрудников университета, осуществляет руководство составлением годового отчета университета по воспитательной работе и реализации задач государственной молодежной политики в вузе,

  • принимает участие в разработке тематики университетской газеты «Разведчик недр» и официального сайта МГРИ-РГГРУ, организует информационную и просветительскую работу среди общественности посредством средств массовой информации, публикаций, проведения акций и других мероприятий.

  • регулирует и контролирует работу стипендиальной комиссии университета, распределение и использование фонда социальной защиты студентов и средств, выделяемых для организации воспитательной работы;

В состав административных подразделений воспитательного комплекса университета входят Департамент молодежной политики, Факультет общественных профессий (ФОП), Студенческий спортивный клуб «Геолог», подразделения музейного комплекса университета, отдел по связям с общественностью, редакция газеты «Разведчик недр», а также студенческие и молодежные организации и объединения: Объединенный совет обучающихся МГРИ-РГГРУ, студенческие советы институтов и факультетов, общежития ДС «Рудознатцы», университетское студенческое объединение «Волонтеры памяти», Совет иностранных учащихся и клуб интернациональной дружбы, школьный факультет, заместители деканов по воспитательной работе, кураторы академических групп и их помощники

Эти подразделения, совместно с деканатами и кафедрами, обеспечивают разработку и осуществление следующих направлений молодежной политики и воспитательной деятельности:



Департамент молодежной политики:

  • обеспечивает реализацию стратегических приоритетов государственной молодежной политики в МГРИ-РГГРУ.

  • осуществляет разработку и совершенствование нормативной и правовой базы, методического обеспечения работы со студентами и молодежью, подготовку проектов и программ по вопросам реализации государственной молодежной политики, организация работы по их осуществлению;

  • организует и проводит мероприятия, направленные на реализацию задач государственной молодежной политики в рамках ВУЗа;  

  • осуществляет координацию деятельности других структурных подразделений университета, органов студенческого самоуправления и молодежных объединений в сфере молодежной политики;

  • совместно с Объединенным советом обучающихся МГРИ-РГРУ разрабатывает и реализует программу развития деятельности студенческих объединений университета «Молодые ученые и специалисты - будущее геологии и недропользования России»;

  • принимает участие в организации воспитательной работы со студентами, создании организационных и социально-экономических условий для получения образования и творческого развития обучающихся, решении социальных проблем студентов, созданию условий для их правовой защиты и социальной адаптации , профилактики экстремизма, правонарушений и наркозависимости в молодежной среде, проведении мероприятий, направленных на поддержку молодых семей, развитии физической культуры и спорта, студенческого художественного творчества, поддержке талантливой молодежи;

Факультет общественных профессий (ФОП):

  • обеспечивает планирование и организацию культурно-массовой и досуговой работы со студентами в университете;

  • организует набор в творческие студии и объединения, обеспечивает формирование студенческих творческих коллективов.

  • обеспечивает организацию и проведение мероприятий в соответствии с годовым планом общественно-значимых мероприятий университета;

  • осуществляет подготовку методических материалов, обеспечивающих работу студенческих студий и коллективов и творческий процесс.

  • составляет расписания занятий творческих коллективов, обеспечивает контроль за их качеством и ходом проведения. Организует учет посещаемости студентов и анализ результатов работы коллективов и преподавателей.

  • Осуществляет сотрудничество с ВУЗами, организациями и творческими объединениями по организации культурно-массовой и досуговой работы;

Студенческий спортивный клуб «Геолог»:

  • организует всю внутреннюю спортивно-оздоровительную работу со студентами и участие сборных команд университета в соревнованиях;

  • привлекает студентов к активным занятиям спортом, проводит набор студентов для занятий в спортивных секциях;

  • обеспечивает проведение общеуниверситетских, межфакультетских спартакиад, турниров, соревнований по различным видам спорта;

  • разрабатывает и вносит предложения, направленные на дальнейшее развитие спортивной базы;

  • организует участие студентов в межвузовских спортивных, туристических и других оздоровительных мероприятиях, проведение встреч со знаменитыми спортсменами;

  • организует работу по предоставлению платных услуг в области физической культуры и спорта;

Музейный комплекс МГРИ-РГГРУ:

Музейный комплекс МГРИ-РГГРУ создан с целью сохранения и развития традиций университета, обеспечения координации учебной, воспитательной, научно-исторической и просветительской работы со студентами. В комплекс вошли минералогический музей, геолого-палеонтологический музей кафедры региональной геологии и палеонтологии, музей истории МГРИ-РГГРУ, музейное собрание «история науки и техники кафедры общей физики и механики. В канун 65-летия Победы был открыт Мемориальный зал музея истории МГРИ-РГГРУ, в котором представлена экспозиция раскрывающая участие студентов и работников МГРИ в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.



  • осуществляет перспективное и текущее планирование деятельностью музеев, обеспечивает методическое и профессиональное развитие музейного дела.

  • обеспечивает выставочную, экспозиционную, экскурсионную, образовательную, научную и просветительскую деятельность музеев, активное привлечение студентов к формированию фондов и экспозиций, организации поисковой, исследовательской и экскурсионной работы;

  • организует проведение мемориальных, патриотических и учебно-научных мероприятий со студентами;

  • поддерживает постоянную связь с кафедрами и факультетами университета, с другими учебными заведениями, музеями и организациями геологического профиля г. Москвы, России и зарубежных стран.

  • организует просветительскую деятельность музея, выпуск каталогов, проспектов, оформление информационных стендов и сайта, издание исторической и специальной литературы;

Объединенный совет обучающихся МГРИ-РГГРУ (ОСО)

является главным звеном в структуре студенческого самоуправления университета и сформированы в ходе реализации Программы развития деятельности студенческих объединений МГРИ-РГГРУ «Молодые ученые и специалисты- будущее геологии и недропользования России» для координации и управления реализацией программы, активного участия в оптимизации процесса обучения и воспитания, реализации задач молодежной политики, организации плодотворной культурной, спортивной и другой внеучебной деятельности, обеспечения эффективного взаимодействия преподавателей, администрации и студентов.



Целями деятельности Объединенного студенческого совета и советов факультетов являются:

  • формирование активной гражданской позиции студентов, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию;

  • повышение сознательности и требовательности студентов к уровню своих знаний;

  • реализация прав студентов на участие в управлении образовательным учреждением, оценке качества образовательного процесса;

  • защита и представление прав и интересов студентов;

  • разработка предложений по повышению качества образовательного
    и воспитательного процесса с учетом научных, профессиональных и социальных интересов потребностей студентов;

  • содействие органам управления образовательного учреждения в
    организации досуга и быта студентов, в пропаганде здорового образа жизни;

  • информирование студентов о деятельности образовательного учреждения;

  • укрепление межвузовских, межрегиональных и международных связей;

  • содействие реализации общественно значимых молодежных инициатив.

  • участие в реализации государственной основных направлений молодежной политики города Москвы и страны.

Объединенный совет обучающихся:

  • организует и координирует работу всех механизмов студенческого самоуправления университета;

  • поддерживает инициативы студентов по улучшению условий учебы, быта и отдыха;

  • проводит работу со студентами по вопросам успеваемости, посещаемости и учебной дисциплины;

  • проводит общие мероприятия по организации досуга и отдыха студентов;

  • участвует в разработке, обсуждении и принятии решений, затрагивающих интересы студентов;

  • принимает участие в обсуждении порядка использования фонда социальной защиты студентов и стипендиального фонда,

  • выражает и защищает интересы студентов в администрации вуза, в органах государственной власти и местного самоуправления.

Объединенный совет обучающихся МГРИ-РГГРУ (ОСО) наделен широкими полномочиями и реальными возможностями в управлении студенческой жизнью в университете. Председатель ОСО входит в Ученого совета университета. Представители ОСО принимают активное участие в городских и федеральных молодежных проектах, входят в состав совета по молодежной политике Юго-Западного административного округа города Москвы. В университете регулярно проводятся выездные школы студенческого актива.

На уровне инстиуттов/факультетов
Институт/Факультет является основным учебно-научным и административно-хозяйственным структурным подразделением вуза, объединяющим группу родственных по направлениям подготовки специалистов или составу обслуживаемых дисциплин кафедр, научных и учебных лабораторий, кабинетов. Директор института/Декан факультета является главным организатором и вдохновителем воспитательной деятельности в подразделении. Воспитательные функции директора/декана заключаются в координации и планировании воспитательной деятельности факультета, выпускающих и общеобразовательных кафедрах, в решении актуальных воспитательных проблем, в создании и укреплению традиций факультета, в установлении и развитии перспективных связей с учреждениями образования, науки, культуры.

Дирекции институтов/Деканаты факультетов осуществляют основную по объему и практическому содержанию организационно-воспитательную работу со студентами, особенно индивидуальную. Деканаты имеют свои структуры, взаимодействуют с университетскими структурами и активом студенчества.

Для координации и организации воспитательной работы со студентами назначаются заместители руководителей, ответственные за это направление.

Основные функции заместителя руководителя по воспитательной работе:



  • формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и возрождение традиций факультета, вуза;

  • содействие в работе студенческого совета института/факультета и студенческого и студенческих объединений;

  • организация работы по пропаганде и внедрению физической культуры и здорового образа жизни;

  • информационное обеспечение студентов и сотрудников института/факультета через информационные стенды, университетскую и факультетскую прессу и другие средства информации;

  • организация работы кураторов академических групп, в том числе проведение рабочих совещаний и семинаров, направленных на совершенствование воспитательного процесса;

  • разработка предложений и рекомендаций по совершенствовании системы воспитательной работы, ее финансового и кадрового обеспечения, подготовка методической и локальной нормативной документации по организации внеучебной работы со студентами в институте/на факультете;

  • организация внеучебного процесса, связанного с художественно- творческой деятельностью студентов, проведение смотров-конкурсов в институте/на факультете;

  • организация работы предотвращению правонарушений и негативных проявлений в студенческой среде, первичной профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов;

  • организация участия студентов в мероприятиях вузовского уровня, а также организация участия студентов института/факультета в мероприятиях, проводимых городскими, окружными структурами по работе со студенческой молодежью;

  • подготовка предложений по поощрению студентов за активное участие в общественной жизни института/факультета, согласно утвержденным положениям вуза о проведении мероприятий;

  • осуществление взаимосвязи с выпускниками института/факультета, мониторинг их профессионального роста.


На уровне кафедры

Кафедра, осуществляет учебную, методическую, научно-исследовательскую и воспитательную деятельность со студентами посредством создания условий для проявления и развития творческих способностей студентов через их вовлечение в учебно-познавательную, научно-исследовательскую, общественную деятельность.

С целью совершенствования системы качества подготовки специалистов кафедры ставят перед собой задачи, для решения которых необходимы усилия каждого преподавателя. Это, прежде всего, повышение научно-теоретического и методического уровня преподавания; постоянное диагностирование обученности студентов посредством проведения контрольных срезов, аттестации знаний в межсессионный период; индивидуальный подход к каждому студенту с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, помощь студентам-первокурсникам в адаптации к обучению в вузе.

Воспитательная деятельность преподавателя вуза должна быть направлена на решение следующих задач:



  • передачу студентам знаний и опыта предшествующих поколений через организованный процесс обучения и воспитания;

  • постоянный анализ и учет факторов, влияющих на результаты учебно-познавательной и общественно-полезной деятельности студентов;

  • изучение личностных и профессионально-значимых качеств студентов, социально-психологического климата в студенческой группе;

  • формирование студенческого коллектива, выявление статусного положения каждого студента в этом коллективе;

  • создание условий для реализации творческого потенциала каждого студента через его вовлечение в различные виды учебно-познавательной, научно-исследовательской и общественно-полезной деятельности.

За каждой академической группой на основании распоряжения директора/декана по представлению заведующего кафедрой закрепляется куратор из числа преподавателей, имеющих опыт воспитательной деятельности, а также помощник куратора из числа студентов старших курсов, направленный по решению студенческого совета факультета. Их работа должна быть направлена на создание условий для самореализации творческого потенциала каждой личности студента.

Основными направлениями работы куратора являются:



  • знакомство студентов с организацией учебного процесса, Уставом вуза, Правилами проживания в общежитии, Правилами внутреннего распорядка вуза, правами и обязанностями студентов;

  • создание организованного сплоченного коллектива в группе, проведение работы по формированию актива группы и адаптация студентов в новой системе обучения;

  • создание атмосферы доброжелательных отношений между преподавателями и студентами;

  • оказание помощи активу студенческой группы в организационной работе, содействие привлечению студентов к научно-исследовательской работе и развитию различных форм студенческого самоуправления;

  • информирование декана факультета, ведущих преподавателей факультета о запросах, нуждах и настроениях студентов.


7. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ

При оценке результатов состояния воспитательной работы целесообразно рассматривать следующие показатели:



  • глубокое и прочное усвоение знаний и умение применять эти знания, принципы и убеждения в повседневной учебной, научно-исследовательской, общественно-политической и трудовой деятельности;

  • степень стабильности и четкости работы всех звеньев системы

воспитательной работы в вузе;

  • степень участия студентов в работе творческих коллективов, научных исследованиях и разработках;

  • уровень нравственной культуры студентов;

  • уровень морально-психологической атмосферы в студенческих коллективах, отсутствие правонарушений и аморальных поступков.

  • степень участия в управлении учебно-воспитательным процессом и его совершенствованием органов студенческого самоуправления;

  • массовость и качество участия студентов в университетских, окружных и городских мероприятиях в области воспитательной работы и молодежной политики;


8. МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА – ВЫПУСКНИКА

МГРИ-РГГРУ

Студенты, получившие высшее профессиональное образования в МГРИ-РГГРУ, должны обладать следующими характеристиками и компетенциями:



  • активным жизненным потенциалом, высоким уровнем духовного и нравственного развития, научным мировоззрением, качествами и свойствами специалиста, позволяющими максимально проявить себя в труде, занять достойное место в жизни, достигать личные цели, принести пользу обществу и государству;

  • глубокими знаниями и навыками по направлению профессиональной подготовки, смежным областям знаний, фундаментальным и гуманитарным дисциплинам;

  • иметь свою мировоззренческую позицию, нравственные идеалы,

гуманистические ценности, соблюдать общечеловеческие нормы

гуманистической морали;



  • соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке;

  • быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке;

  • обладать способностью к саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;

  • обладать целеустремленностью и предприимчивостью высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового и способностью находить нестандартные решения жизненных проблем, конкурентоспособностью в социально-экономической деятельности, профессиональной и социальной мобильностью;

  • уметь сочетать свои интересы с интересами общества , работать в коллективе, с уважением и вниманием относиться к другим людям, их мнению и интересам;

  • обладать национальным сознанием российского гражданина, высокими гражданскими качествами, патриотизмом, стремлением к преумножению социальной и экономической мощи России и к становлению ее как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.



9. УСЛОВИЯ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ
Реализация указанных задач должна осуществляться системно через учебный процесс, производственную практику, научно-исследовательскую работу студентов, студенческое самоуправление и систему внеучебной воспитательной работы. По всем направлениям воспитательной работы университета возможно использование следующих способов взаимодействия со студентами:

Психолого-педагогическая поддержка заключается в участии профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов и активизации работы кураторов; в методическом руководстве подготовкой проектов и целевых программ студенческих советов и объединений в формировании методических рекомендаций адаптации студентов, в проведении индивидуальных консультации и оказании психологической помощи;

Информационная поддержка заключается в обеспечении широкого доступа в Интернет, организации сайтов, поддерживающих общественно-

значимую деятельность студентов, взаимодействии с молодежными средствами массовой информации (далее по тексту – СМИ), издательской деятельности по вопросам воспитания и молодежной политики:

Научно-методическая поддержка выражается в создании научно-

методических разработок, проведении конференций, круглых столов,

обучающих программ для студентов и преподавателей и т.д., способствующих эффективной реализации воспитательной функции университета;

Организационно-управленческая поддержка ориентирована на конкретный конечный результат при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий. Она предполагает регулярное

изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы, а

также оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах и

факультетах и в университете в целом;.


Для реализации Концепции необходимы следующие предпосылки и условия:

  • приоритет воспитательного аспекта в профессиональной подготовке специалистов;

  • взаимодействие и сотрудничество профессорско-преподавательского состава и студентов университета в организации воспитательной работы;

  • координация действий всех заинтересованных структурных подразделений вуза;

  • осуществление постоянного контроля за организацией воспитательного процесса, корректировка действий субъектов воспитания;

  • внедрение в воспитательную работу лучшего педагогического опыта преподавателей университета и других вузов;

  • развитие социального партнерства в сфере молодежной политики;

  • взаимодействие с органами власти, средствами массовой информации, общественными организациями и учреждениями

  • организация эффективного взаимодействия со средними школами, средними специальными учебными заведениями, иными организациями и учреждениями довузовского образования, а также с выпускниками университета с целью поддержания преемственности поколений и решения задач профориентации.

Концепция воспитательной работы университета может быть реализована при наличии определенных нормативно-правовых, кадровых, организационно-управленческих, программно-целевых, финансовых и материально-технических ресурсов.

Нормативно-правовое обеспечение

Нормативно-правовыми условиями реализации Концепции являются основные положения российского законодательства, нормативные документы Министерства образования и науки РФ, локальные нормативные акты, принятые Ученым советом и утвержденные ректором МГРИ-РГГРУ в соответствующих разделах, связанных с воспитательной работой в вузе.



Кадровое обеспечение

Для реализации Концепции необходимо осуществить качественный подбор и расстановку специалистов и сотрудников подразделений воспитательного комплекса университета, организовать постоянное повышение квалификации работников, занятых в системе воспитания, стимулирование их труда и научных исследований в области воспитательной работы со студентами.



Финансовое и материально-техническое обеспечение

Реализация Концепции воспитательной работы возможна при условии создания соответствующей финансовой и материально-технической основы. Правовой базой этого является действующее российское законодательство, нормативные акты, в том числе университетского уровня, Согласно которым организация воспитательной работы в вузе является обязательной составной частью образовательной деятельности.



Основными источниками финансирования воспитательной работы являются:

  • средства федерального бюджета, при наличии соответствующего финансирования;

  • внебюджетные средства Университета (в т.ч. от коммерческой деятельности и оказания различных видов платных услуг);

  • поступления от спонсоров.

Основные расходы на обеспечение воспитательной работы:

  • Содержание необходимого аппарата управления воспитательной работой, организационно-методическое, материально-техническое обеспечение воспитательной работы всех уровней управления;

  • Финансирование мероприятий, включенных в программу воспитательной работы и ежегодные планы работы университета.

  • Развитие материально-технической базы структурных подразделений социальной сферы.

  • Материальное стимулирование преподавателей и студентов, активно участвующих в воспитательной работе.

  • Поддержка студенческих общественных организаций и инициатив.

Для достижения целей Концепции воспитательной работы и реализации задач государственной молодежной политики в университете используется материально-техническая база МГРИ-РГРУ и его структурных подразделений.
Каталог: student
student -> Маргарита Валерьевна Донцова
student -> А. Г. Свинаренко «20» декабря 2005 г
student -> Концептуализация вымысла в языковом сознании и тексте 10. 02. 19 теория языка
student -> Андрей Александрович Вербицкий Наталья Анфиногентовна Бакшаева Психология мотивации студентов
student -> Актуальность исследования
student -> Учебный курс «Социальная психология»
student -> 1. Определение психологической коррекцииПсихокоррекция
student -> 1. Определение семьи и ее функции Семья
student -> Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология магистерская программа Психическое здоровье 1-ый рецензент Исполнитель

Скачать 293,78 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница