Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья



Скачать 361,89 Kb.
Дата10.02.2016
Размер361,89 Kb.
#297


ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  1. Общие положения

Государственные гарантии Российской Федерации (далее - РФ) на достойную жизнь и свободное развитие человека обеспечиваются рядом нормативных правовых документов.

Согласно Конституции, основными социальными задачами РФ являются поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7), защита прав человека, в том числе права на образование (ст. 43, 45), под охрану государства поставлено здоровье граждан (ст. 41), а также действует запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55).

Концепцией реформирования системы специального образования (от 09 февраля 1999 г. № 3/1) определены основные направления, одним из которых является «создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения, на всех ступенях, во всех типах и видах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов)».

В связи с принятием РФ Конвенции о правах инвалидов и дальнейшей ее ратификацией, осуществляется работа по анализу и разработке первоочередных мероприятий по ее реализации. Одним из приоритетных направлений является развитие вариативных организационных моделей образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ).

В законопроекте «Об образовании» одной из государственных гарантий реализации права на образование в РФ является «получение качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе на основе специальных педагогических подходов, оказания ранней коррекционной помощи, посредством создания условий для инклюзивного и интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует получению образования определенного уровня и направленности, а также их социальному развитию» (ст.5 п.4).

В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» одним из направлений развития системы образования определено направление «Равные и разные», основополагающим принципом которого является обеспечение равных прав на образование и включение детей в социокультурную среду.

Стратегическое направление «Равные и разные» включает потенциальные ресурсы, которые может использовать (и частично использует) система образования Санкт-Петербурга в целях реализации государственных задач и общественного запроса на развитие качества и доступности образования. Данное направление связано с решением основных проблем организации обучения детей с ОВЗ:

- недостаточно разработанной нормативно-правовой базой, обеспечивающей совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников в образовательных учреждениях;

- отсутствием системы ранней диагностики и выявления детей с ОВЗ для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка;

- неподготовленностью педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в условиях совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников в образовательных учреждениях.



Настоящая Концепция опирается на ряд нормативных документов:

  • Декларацию прав ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН
    от 20 ноября 1959 года;

  • Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1960 года;

  • Декларацию о правах умственно отсталых лиц, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года;

  • Декларацию о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года;

  • Конституцию Российской Федерации от 12.12.1993;

  • Конвенцию о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года;

  • Конвенцию о правах инвалидов, принятую резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года;

  • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года;

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1;

  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ;

  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (в ред. постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617);

  • Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

  • Федеральную целевую программу развития образования на 2011 - 2015 годы;

  • Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге» № 11-1 от 31.01.2003 г;

  • Закон Санкт-Петербурга об общем образовании№ 381-66;

  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2010 №750 «О Плане мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге»;

а также инструктивных писем Министерства образования и науки РФ:

  • от 16.04.2001 N 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»;

  • от 16.01.2002 г. № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии дошкольных образовательных учреждениях»;

  • от 18.04.2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 февраля 2008 г. № 26, раздел III, п. 5»).

Концепция призвана обеспечить повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти, образовательных учреждений, общественных организаций по направлению создания условий для увеличения доступности образования детей с ОВЗ в различных организационно-педагогических условиях и обеспечения их качественного образования.

Настоящая Концепция определяет принципы взаимодействия всех заинтересованных лиц в целях обеспечения реализации и удовлетворения образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Реализация настоящей Концепции позволит воплотить в практике образовательных учреждений Санкт-Петербурга основной принцип направления «Равные и разные» стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»: дополнение принципа «доступность качества» принципом «качество доступности».

В настоящей концепции используются следующие понятия и термины:



Инклюзия – это процесс увеличения степени участия каждого ребенка в академической и социальной жизни образовательного учреждения, а также процесс уменьшения степени изоляции учеников во всех процессах, происходящих внутри школы и социально-культурной среде города.

Инклюзивное образование – процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка.

Интеграция — процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

Интегрированное образование - организация обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными, с учетом их психофизических особенностей.

Индивидуальная программа реабилитации - комплекс оптимальных видов, форм, объемов, сроков реабилитационных мероприятий с определением порядка и места их проведения, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и способностей конкретного лица к выполнению видов деятельности, определенных в рекомендациях медико-социальной экспертной комиссии;

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - человек, имеющий физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Особые образовательные потребности (нужды) – это потребности детей, которые по той или иной причине затрудняются получить образование, включая детей с физическими и умственными недостатками детей, испытывающих постоянные или временные трудности для получения образования, связанные с социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми, географическими или другими факторами.

Психолого-медико-педагогическая консультация - государственная организация образования, осуществляющая диагностику, психолого-медико-педагогическое обследование и консультирование детей и подростков в целях установления показаний на социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку, определения вида и формы образования, составления индивидуальной программы реабилитации.

Психолого-медико-педагогическая помощь (сопровождение) - оказание помощи населению в области обследования психического здоровья, диагностики психических нарушений и решения проблем обучения, воспитания и лечения детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Реабилитация – применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью восстановления утраченного здоровья, социального и психологического статуса.

Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Психолого-педагогическая реабилитация - система психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование способов овладения знаниями, умениями и навыками, оказания психологической помощи, в частности относительно формирования самоутверждения и надлежащей самооценки лицом своих возможностей, усвоение правил общественного поведения путем осуществления системной учебно-воспитательной работе.

Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимые при активном участии семьи.

Сопровождение - метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. При этом – под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Социальная адаптация - активное приспособление детей с ОВЗ к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе.

Специальные (коррекционные) образовательные учрежденияобразовательные учреждения для детей с ОВЗ, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
2. Анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на развитие системы образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге

Стратегический анализ факторов развития системы образования Санкт-Петербурга, проведенный Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, позволил выделить основные благоприятные возможности и потенциальные угрозы, преимущества и недостатки, содержащиеся как во внешней, так и внутренней среде Санкт-Петербурга для включения лиц с ОВЗ в образовательный процесс.



Факторы внешней среды, влияющие на развитие системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Благоприятные возможности

Потенциальные угрозы

  • обеспечение оптимальных условий для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка: сложившаяся эффективная система специального (коррекционного) образования:

- специальные (коррекционные) школы;

- специальные (коррекционные) школы-интернаты;

- школы надомного обучения.


  • развитие вариативных организационных моделей образования детей с ОВЗ:

- общеобразовательные учреждения, в которых есть специальные (коррекционные) классы;

- общеобразовательные учреждения, в которых дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками;



  • учет состояния здоровья учащихся при определении учебной нагрузки, режима занятий;

  • воспитание и обучение детей с ОВЗ, страдающих заболеваниями, перечень которых утвержден Правительством Санкт-Петербурга, индивидуально на дому;

  • формирование дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по ранней диагностике и коррекции нарушений развития у детей, оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства, с учетом опыта инновационной деятельности образовательных учреждений;

  • формирование новой образовательной среды образовательного учреждения: включение образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с ОВЗ в адресные программы оснащения образовательных учреждений учебным оборудованием и комплексного капитального ремонта.

- отсутствие нормативных документов, обеспечивающих совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников в образовательных учреждениях;

  • отсутствие механизма обеспечения финансового, психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;

  • отсутствие нормативного обеспечения и механизмов учета образовательных потребностей и запросов обучающихся в зависимости от вида нарушения здоровья

  • неготовность педагогических коллективов общеобразовательных школ к работе с детьми с ОВЗ.

  • неготовность родителей детей с ОВЗ принимать адекватные решения в отношении своего ребенка.





Факторы внутренней среды, влияющей на развитие системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья



п/п

Факторы внутренней среды

Преимущества Санкт-Петербурга

Недостатки Санкт-Петербурга



Геополити-ческое положение

  • второй по величине город России с развитой инфраструктурой

  • территориальная удаленность специального (коррекционного) образовательного учреждения от места проживания семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ



Культурная сфера

  • центр исторического, культурного, литературного наследия;

  • реализация многими музеями, центрами программ для детей с ОВЗ

  • отсутствие возможности полноценного использования культурного наследия в развитии ребенка, обучающегося индивидуально на дому



Общество

  • достаточно высокий образовательный и культурный уровень;

  • декларация гуманистических ценностей




  • недостаточный уровень толерантности;

  • недостаток информации о положении и проблемах лиц с ОВЗ;

  • недостаточность механизмов поддержки родителей, воспитывающих больных детей, детей с проблемами в развитии



Образова-тельное учреждение

  • развитая сеть образовательных учреждений, в том числе специальных (коррекционных);

  • принцип личностно-ориентированного подхода в системе специального (коррекционного) образования;

  • достаточно высокий уровень профессиональной компетентности педагогов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;

  • наличие в учреждении образовательной среды, учитывающей особенности психофизического развития учащихся, способствующей их максимальной социализации и интеграции в общество;

  • наличие внутри образовательных учреждений дополнительных образовательных услуг

  • недостаточность системы дополнительного образования для детей с ОВЗ;

  • недостаточное материально-техническое обеспечение образовательных учреждений специальным оборудованием;

  • недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;

  • отсутствие преемственности в обучении детей с раннего возраста до получения ими профессионального образования.





Семья

  • широкие возможности для получения медико-психолого-педагогической помощи

  • нарушение психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, как следствие ее распад и формирование деструктивных типов семейного воспитания;

  • непринятие ребенка с ОВЗ членами семьи;

  • отсутствие возможности у одного из родителей работать, что связано с необходимостью постоянного ухода и присмотра за ребенком, обучающимся на дому;

  • социальная дезадаптация родителей, дисоциализация детей.



Социальные службы

- формирование программ поддержки семьи с ребенком с ОВЗ

  • отсутствие системы сопровождения детей с ОВЗ после окончания образовательного учреждения

Анализ сочетаний внешних и внутренних факторов возможностей для развития системы образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге позволяет сделать следующий вывод.

Международная известность и авторитет, высокий образовательный и культурный уровень граждан, приверженность жителей демократическим ценностям позволяют образовательному пространству Санкт-Петербурга интегрироваться в мировое и европейское образовательное пространство и организовать эффективное обучение детей с ОВЗ с целью их успешной социальной адаптации и интеграции в обществе. Кроме того, анализ сочетаний внешних и внутренних факторов позволяет с учетом имеющихся проблем, не позволяющих детям с ОВЗ в настоящее время полноценно и в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребенка включаться в образовательную среду сформировать цели и задачи настоящей Концепции.


  1. Цель, принципы и задачи системы образования детей с ОВЗ

в Санкт-Петербурге

Цель концепции: создание условий для образования детей с ОВЗ в системе образования Санкт-Петербурга.

Формирование современной системы образования в Санкт-Петербурге для детей с ОВЗ базируется на следующих принципах:


  • признание ценности человека, независимо от его возможностей и достижений;

  • признание потребности, прав и необходимости обучения для каждого ребенка;

  • междисциплинарный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями;

  • индивидуальный подход в определении цели воспитания и обучения ребенка с ОВЗ;

  • межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных исполнительных и законодательных органов государственной власти, социальных институтов, образовательных учреждений, заинтересованных лиц с целью оптимизации процесса образовательной интеграции детей с ОВЗ);

  • социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе).

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:



  • анализ востребованности организационных моделей образования детей с ОВЗ;

  • разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;

  • развитие сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников;

  • развитие системы ранней диагностики и выявления детей с ОВЗ для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка;

  • разработка программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;

  • создание безбарьерной образовательной среды;

  • создание и укрепление межведомственного взаимодействия по оказанию индивидуальной реабилитационной поддержки каждому ребенку с ОВЗ;

  • разработка финансового механизма организации образовательной деятельности ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении, с учетом необходимого объема финансирования его особых потребностей.




  1. Организационные модели образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге

Главным стратегическим вектором по формированию условий для образования детей с ОВЗ в системе образования Санкт-Петербурга является создание такого единого образовательного пространства для гетерогенной группы детей, в котором имеются разные образовательные маршруты для каждого участника.

Концепция представляет собой документ, задающий ориентиры формирования такого пространства в условиях сложившейся в Санкт-Петербурге системы образования. Назначение этого документа: определение ориентиров для разработки программы развития различных организационных моделей образования детей с ОВЗ с целью обеспечения возможности выбора родителями детей указанной категории наиболее предпочтительной.

С учетом позиции родителей и объективных данных комплексной психолого-медико-педагогической диагностики (для детей, имеющих статус инвалида, - медико-социальной экспертизы) городская система образования должна располагать таким набором форм организации образовательной работы, которые располагаются в широком диапазоне от специальных (коррекционных) образовательных учреждений до образовательных учреждений, обеспечивающих образование ребенка с ОВЗ в среде нормально развивающихся сверстников.

Учитывая многоаспектные возможности обучения детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге, в данной концепции предусматриваются следующие организационные модели образования детей с ОВЗ:



  1. обучение, воспитание и квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ дошкольного возраста в группе компенсирующей или комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения;

  2. обучение и воспитание детей с ОВЗ в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;

  3. обучение и воспитание детей с ОВЗ в специальном (коррекционном) классе общеобразовательного учреждения;

  4. обучение и воспитание детей с ОВЗ в общеобразовательном классе совместно с нормально развивающимися сверстниками;

  5. обучение и воспитание детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам в общеобразовательном классе совместно с нормально развивающимися сверстниками;

  6. обучение и воспитание детей с ОВЗ на дому по индивидуальным образовательным маршрутам, обеспечивающим включение в социокультурное пространство образовательного учреждения;

  7. образование детей с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования детей.



  1. Комплексные мероприятия по реализации задач настоящей Концепции

5.1. Нормативно-правовое обеспечение

  • анализ нормативных правовых документов, регламентирующих обучение детей с ОВЗ в условиях различных организационных моделях образования в других регионах России, а также их опыта работы правоприменительной практики;

  • разработка нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих обучение ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении совместно с нормально развивающимися сверстниками в Санкт-Петербурге (финансовый механизм, кадровое обеспечение обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении совместно с нормально развивающимися сверстниками и Порядок организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении совместно с нормально развивающимися сверстниками);

  • обеспечение межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти по организации обучения ребенка с ОВЗ;

  • обеспечение взаимодействия различных типов и видов образовательных учреждений по организации обучения ребенка с ОВЗ.

5.2. Создание безбарьерной образовательной среды:

  • формирование программ по созданию безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в образовательные учреждения, а также по обеспечению организации образовательного процесса детей с ОВЗ специальными техническими средствами;

  • формирование комфортной психологической среды, позволяющей ребенку с ОВЗ комфортно чувствовать себя в любых организационно-педагогических условиях.

5.3. Раннее выявление и комплексная помощь ребенку с ограниченными возможностями в развитии:

  • выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования;

  • включение в образовательные программы дошкольных образовательных учреждений программ раннего вмешательства, обеспечивающих непрерывное комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

5.4. Программно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях:

  • разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребенка с ОВЗ;

  • разработка методических материалов, электронных, аудио и видео материалов, учитывающих специфику нарушения в развитии ребенка с ОВЗ.

5.5. Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих образование ребенка с ОВЗ:

  • формирование служб внутреннего психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении;

  • развитие служб внешнего сопровождения ребенка с ОВЗ, включающих специалистов районных, городских центров психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров, специальных (коррекционных) учреждений образования, учреждений здравоохранения;

  • сопровождение родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс этих детей через формирование программ специального обучения родителей и педагогов;

  • поддержка и помощь в работе общественных организаций, решающих вопросы организации инклюзивного образования.

5.6. Профессионально-трудовая подготовка лиц с ограниченными возможностями в развитии:

  • создание системы непрерывного образования, в том числе профессионального образования, для детей с ОВЗ.

6. Формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья:

  • создание позитивного отношения общества к лицам с ОВЗ через формирование комплексных социальных программ, направленных на признание права ребенка с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества;

  • реализация социальных проектов в СМИ и др

7. Кадровое обеспечение:

  • подготовка предложений для включения в программы педагогических вузов специального курса, подготавливающего будущего педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях совместного образования с нормально развивающимися сверстниками;

  • подготовка кадров в условиях перехода ВУЗов на государственные стандарты III поколения (бакалавриат, магистратура) по направлениям подготовки 050700 – «Специальное (дефектологическое) образование», 050400 – «Психолого-педагогическое образование»;

  • организация и проведение курсов профессиональной переподготовки по специальности «Специальная педагогика»;

  • проведение курсов повышения квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ и их индивидуального сопровождения.

8. Обеспечение качества образования детей с ОВЗ:

  • разработка системы мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ;

  • разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процессов включения ребёнка с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду;

  • моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды.

9. Научное сопровождение инклюзивного образования

  • проведение фундаментальных и прикладных психологических, педагогических, социологических научных исследований развития вариативных организационных моделей образования ребенка с ОВЗ.

  • организация деятельности опытно-экспериментальных площадок по данному направлению и обеспечение внедрения результатов инновационной деятельности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

Реализация комплексных мероприятий данной концепции может быть обеспечена применением программно-целевого метода, который предполагает разработку программы образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге.

  1. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции

Реализация настоящей Концепции позволит:

  • развитие вариативных организационных моделей образования детей с ОВЗ;

  • увеличение доли образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ОВЗ, в том числе образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования;

  • увеличение доли выявленных детей с ОВЗ, своевременно получивших коррекционную помощь;

  • увеличение доли детей с ОВЗ, получающих образование в условиях общеобразовательного учреждения совместно с нормально развивающимися сверстниками;

  • увеличение доли педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с детьми с ОВЗ;

  • повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных организаций, образовательных учреждений для решения вопросов образования детей с ОВЗ.





Скачать 361,89 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница