ПРОЕКТ
КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
-
Общие положения
Государственные гарантии Российской Федерации (далее - РФ) на достойную жизнь и свободное развитие человека обеспечиваются рядом нормативных правовых документов.
Согласно Конституции, основными социальными задачами РФ являются поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7), защита прав человека, в том числе права на образование (ст. 43, 45), под охрану государства поставлено здоровье граждан (ст. 41), а также действует запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55).
Концепцией реформирования системы специального образования (от 09 февраля 1999 г. № 3/1) определены основные направления, одним из которых является «создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения, на всех ступенях, во всех типах и видах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов)».
В связи с принятием РФ Конвенции о правах инвалидов и дальнейшей ее ратификацией, осуществляется работа по анализу и разработке первоочередных мероприятий по ее реализации. Одним из приоритетных направлений является развитие вариативных организационных моделей образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ).
В законопроекте «Об образовании» одной из государственных гарантий реализации права на образование в РФ является «получение качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе на основе специальных педагогических подходов, оказания ранней коррекционной помощи, посредством создания условий для инклюзивного и интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует получению образования определенного уровня и направленности, а также их социальному развитию» (ст.5 п.4).
В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» одним из направлений развития системы образования определено направление «Равные и разные», основополагающим принципом которого является обеспечение равных прав на образование и включение детей в социокультурную среду.
Стратегическое направление «Равные и разные» включает потенциальные ресурсы, которые может использовать (и частично использует) система образования Санкт-Петербурга в целях реализации государственных задач и общественного запроса на развитие качества и доступности образования. Данное направление связано с решением основных проблем организации обучения детей с ОВЗ:
- недостаточно разработанной нормативно-правовой базой, обеспечивающей совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников в образовательных учреждениях;
- отсутствием системы ранней диагностики и выявления детей с ОВЗ для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка;
- неподготовленностью педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в условиях совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников в образовательных учреждениях.
Настоящая Концепция опирается на ряд нормативных документов:
-
Декларацию прав ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН
от 20 ноября 1959 года;
-
Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1960 года;
-
Декларацию о правах умственно отсталых лиц, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года;
-
Декларацию о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года;
-
Конституцию Российской Федерации от 12.12.1993;
-
Конвенцию о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года;
-
Конвенцию о правах инвалидов, принятую резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года;
-
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года;
-
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1;
-
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ;
-
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (в ред. постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617);
-
Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
-
Федеральную целевую программу развития образования на 2011 - 2015 годы;
-
Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге» № 11-1 от 31.01.2003 г;
-
Закон Санкт-Петербурга об общем образовании№ 381-66;
-
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2010 №750 «О Плане мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге»;
а также инструктивных писем Министерства образования и науки РФ:
-
от 16.04.2001 N 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»;
-
от 16.01.2002 г. № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии дошкольных образовательных учреждениях»;
-
от 18.04.2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 февраля 2008 г. № 26, раздел III, п. 5»).
Концепция призвана обеспечить повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти, образовательных учреждений, общественных организаций по направлению создания условий для увеличения доступности образования детей с ОВЗ в различных организационно-педагогических условиях и обеспечения их качественного образования.
Настоящая Концепция определяет принципы взаимодействия всех заинтересованных лиц в целях обеспечения реализации и удовлетворения образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Реализация настоящей Концепции позволит воплотить в практике образовательных учреждений Санкт-Петербурга основной принцип направления «Равные и разные» стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»: дополнение принципа «доступность качества» принципом «качество доступности».
В настоящей концепции используются следующие понятия и термины:
Инклюзия – это процесс увеличения степени участия каждого ребенка в академической и социальной жизни образовательного учреждения, а также процесс уменьшения степени изоляции учеников во всех процессах, происходящих внутри школы и социально-культурной среде города.
Инклюзивное образование – процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка.
Интеграция — процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.
Интегрированное образование - организация обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными, с учетом их психофизических особенностей.
Индивидуальная программа реабилитации - комплекс оптимальных видов, форм, объемов, сроков реабилитационных мероприятий с определением порядка и места их проведения, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и способностей конкретного лица к выполнению видов деятельности, определенных в рекомендациях медико-социальной экспертной комиссии;
Лицо с ограниченными возможностями здоровья - человек, имеющий физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Особые образовательные потребности (нужды) – это потребности детей, которые по той или иной причине затрудняются получить образование, включая детей с физическими и умственными недостатками детей, испытывающих постоянные или временные трудности для получения образования, связанные с социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми, географическими или другими факторами.
Психолого-медико-педагогическая консультация - государственная организация образования, осуществляющая диагностику, психолого-медико-педагогическое обследование и консультирование детей и подростков в целях установления показаний на социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку, определения вида и формы образования, составления индивидуальной программы реабилитации.
Психолого-медико-педагогическая помощь (сопровождение) - оказание помощи населению в области обследования психического здоровья, диагностики психических нарушений и решения проблем обучения, воспитания и лечения детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.
Реабилитация – применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью восстановления утраченного здоровья, социального и психологического статуса.
Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
Психолого-педагогическая реабилитация - система психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование способов овладения знаниями, умениями и навыками, оказания психологической помощи, в частности относительно формирования самоутверждения и надлежащей самооценки лицом своих возможностей, усвоение правил общественного поведения путем осуществления системной учебно-воспитательной работе.
Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимые при активном участии семьи.
Сопровождение - метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. При этом – под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
Социальная адаптация - активное приспособление детей с ОВЗ к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения –образовательные учреждения для детей с ОВЗ, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
2. Анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на развитие системы образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге
Стратегический анализ факторов развития системы образования Санкт-Петербурга, проведенный Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, позволил выделить основные благоприятные возможности и потенциальные угрозы, преимущества и недостатки, содержащиеся как во внешней, так и внутренней среде Санкт-Петербурга для включения лиц с ОВЗ в образовательный процесс.
Факторы внешней среды, влияющие на развитие системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Благоприятные возможности
|
Потенциальные угрозы
| -
обеспечение оптимальных условий для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка: сложившаяся эффективная система специального (коррекционного) образования:
- специальные (коррекционные) школы;
- специальные (коррекционные) школы-интернаты;
- школы надомного обучения.
-
развитие вариативных организационных моделей образования детей с ОВЗ:
- общеобразовательные учреждения, в которых есть специальные (коррекционные) классы;
- общеобразовательные учреждения, в которых дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками;
-
учет состояния здоровья учащихся при определении учебной нагрузки, режима занятий;
-
воспитание и обучение детей с ОВЗ, страдающих заболеваниями, перечень которых утвержден Правительством Санкт-Петербурга, индивидуально на дому;
-
формирование дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по ранней диагностике и коррекции нарушений развития у детей, оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства, с учетом опыта инновационной деятельности образовательных учреждений;
-
формирование новой образовательной среды образовательного учреждения: включение образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с ОВЗ в адресные программы оснащения образовательных учреждений учебным оборудованием и комплексного капитального ремонта.
|
- отсутствие нормативных документов, обеспечивающих совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников в образовательных учреждениях;
-
отсутствие механизма обеспечения финансового, психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;
-
отсутствие нормативного обеспечения и механизмов учета образовательных потребностей и запросов обучающихся в зависимости от вида нарушения здоровья
-
неготовность педагогических коллективов общеобразовательных школ к работе с детьми с ОВЗ.
-
неготовность родителей детей с ОВЗ принимать адекватные решения в отношении своего ребенка.
|
Факторы внутренней среды, влияющей на развитие системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья
№
п/п
|
Факторы внутренней среды
|
Преимущества Санкт-Петербурга
|
Недостатки Санкт-Петербурга
| -
|
Геополити-ческое положение
| -
второй по величине город России с развитой инфраструктурой
| -
территориальная удаленность специального (коррекционного) образовательного учреждения от места проживания семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
| -
|
Культурная сфера
| -
центр исторического, культурного, литературного наследия;
-
реализация многими музеями, центрами программ для детей с ОВЗ
| -
отсутствие возможности полноценного использования культурного наследия в развитии ребенка, обучающегося индивидуально на дому
| -
|
Общество
| -
достаточно высокий образовательный и культурный уровень;
-
декларация гуманистических ценностей
| -
недостаточный уровень толерантности;
-
недостаток информации о положении и проблемах лиц с ОВЗ;
-
недостаточность механизмов поддержки родителей, воспитывающих больных детей, детей с проблемами в развитии
| -
|
Образова-тельное учреждение
| -
развитая сеть образовательных учреждений, в том числе специальных (коррекционных);
-
принцип личностно-ориентированного подхода в системе специального (коррекционного) образования;
-
достаточно высокий уровень профессиональной компетентности педагогов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
-
наличие в учреждении образовательной среды, учитывающей особенности психофизического развития учащихся, способствующей их максимальной социализации и интеграции в общество;
-
наличие внутри образовательных учреждений дополнительных образовательных услуг
| -
недостаточность системы дополнительного образования для детей с ОВЗ;
-
недостаточное материально-техническое обеспечение образовательных учреждений специальным оборудованием;
-
недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;
-
отсутствие преемственности в обучении детей с раннего возраста до получения ими профессионального образования.
| -
|
Семья
| -
широкие возможности для получения медико-психолого-педагогической помощи
| -
нарушение психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, как следствие ее распад и формирование деструктивных типов семейного воспитания;
-
непринятие ребенка с ОВЗ членами семьи;
-
отсутствие возможности у одного из родителей работать, что связано с необходимостью постоянного ухода и присмотра за ребенком, обучающимся на дому;
-
социальная дезадаптация родителей, дисоциализация детей.
| -
|
Социальные службы
|
- формирование программ поддержки семьи с ребенком с ОВЗ
| -
отсутствие системы сопровождения детей с ОВЗ после окончания образовательного учреждения
|
Анализ сочетаний внешних и внутренних факторов возможностей для развития системы образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге позволяет сделать следующий вывод.
Международная известность и авторитет, высокий образовательный и культурный уровень граждан, приверженность жителей демократическим ценностям позволяют образовательному пространству Санкт-Петербурга интегрироваться в мировое и европейское образовательное пространство и организовать эффективное обучение детей с ОВЗ с целью их успешной социальной адаптации и интеграции в обществе. Кроме того, анализ сочетаний внешних и внутренних факторов позволяет с учетом имеющихся проблем, не позволяющих детям с ОВЗ в настоящее время полноценно и в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребенка включаться в образовательную среду сформировать цели и задачи настоящей Концепции.
-
Цель, принципы и задачи системы образования детей с ОВЗ
в Санкт-Петербурге
Цель концепции: создание условий для образования детей с ОВЗ в системе образования Санкт-Петербурга.
Формирование современной системы образования в Санкт-Петербурге для детей с ОВЗ базируется на следующих принципах:
-
признание ценности человека, независимо от его возможностей и достижений;
-
признание потребности, прав и необходимости обучения для каждого ребенка;
-
междисциплинарный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями;
-
индивидуальный подход в определении цели воспитания и обучения ребенка с ОВЗ;
-
межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных исполнительных и законодательных органов государственной власти, социальных институтов, образовательных учреждений, заинтересованных лиц с целью оптимизации процесса образовательной интеграции детей с ОВЗ);
-
социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-
анализ востребованности организационных моделей образования детей с ОВЗ;
-
разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;
-
развитие сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников;
-
развитие системы ранней диагностики и выявления детей с ОВЗ для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка;
-
разработка программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;
-
создание безбарьерной образовательной среды;
-
создание и укрепление межведомственного взаимодействия по оказанию индивидуальной реабилитационной поддержки каждому ребенку с ОВЗ;
-
разработка финансового механизма организации образовательной деятельности ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении, с учетом необходимого объема финансирования его особых потребностей.
-
Организационные модели образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге
Главным стратегическим вектором по формированию условий для образования детей с ОВЗ в системе образования Санкт-Петербурга является создание такого единого образовательного пространства для гетерогенной группы детей, в котором имеются разные образовательные маршруты для каждого участника.
Концепция представляет собой документ, задающий ориентиры формирования такого пространства в условиях сложившейся в Санкт-Петербурге системы образования. Назначение этого документа: определение ориентиров для разработки программы развития различных организационных моделей образования детей с ОВЗ с целью обеспечения возможности выбора родителями детей указанной категории наиболее предпочтительной.
С учетом позиции родителей и объективных данных комплексной психолого-медико-педагогической диагностики (для детей, имеющих статус инвалида, - медико-социальной экспертизы) городская система образования должна располагать таким набором форм организации образовательной работы, которые располагаются в широком диапазоне от специальных (коррекционных) образовательных учреждений до образовательных учреждений, обеспечивающих образование ребенка с ОВЗ в среде нормально развивающихся сверстников.
Учитывая многоаспектные возможности обучения детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге, в данной концепции предусматриваются следующие организационные модели образования детей с ОВЗ:
-
обучение, воспитание и квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ дошкольного возраста в группе компенсирующей или комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения;
-
обучение и воспитание детей с ОВЗ в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;
-
обучение и воспитание детей с ОВЗ в специальном (коррекционном) классе общеобразовательного учреждения;
-
обучение и воспитание детей с ОВЗ в общеобразовательном классе совместно с нормально развивающимися сверстниками;
-
обучение и воспитание детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам в общеобразовательном классе совместно с нормально развивающимися сверстниками;
-
обучение и воспитание детей с ОВЗ на дому по индивидуальным образовательным маршрутам, обеспечивающим включение в социокультурное пространство образовательного учреждения;
-
образование детей с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования детей.
-
Комплексные мероприятия по реализации задач настоящей Концепции
5.1. Нормативно-правовое обеспечение
-
анализ нормативных правовых документов, регламентирующих обучение детей с ОВЗ в условиях различных организационных моделях образования в других регионах России, а также их опыта работы правоприменительной практики;
-
разработка нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих обучение ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении совместно с нормально развивающимися сверстниками в Санкт-Петербурге (финансовый механизм, кадровое обеспечение обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении совместно с нормально развивающимися сверстниками и Порядок организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении совместно с нормально развивающимися сверстниками);
-
обеспечение межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти по организации обучения ребенка с ОВЗ;
-
обеспечение взаимодействия различных типов и видов образовательных учреждений по организации обучения ребенка с ОВЗ.
5.2. Создание безбарьерной образовательной среды:
-
формирование программ по созданию безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в образовательные учреждения, а также по обеспечению организации образовательного процесса детей с ОВЗ специальными техническими средствами;
-
формирование комфортной психологической среды, позволяющей ребенку с ОВЗ комфортно чувствовать себя в любых организационно-педагогических условиях.
5.3. Раннее выявление и комплексная помощь ребенку с ограниченными возможностями в развитии:
-
выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования;
-
включение в образовательные программы дошкольных образовательных учреждений программ раннего вмешательства, обеспечивающих непрерывное комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
5.4. Программно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях:
-
разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребенка с ОВЗ;
-
разработка методических материалов, электронных, аудио и видео материалов, учитывающих специфику нарушения в развитии ребенка с ОВЗ.
5.5. Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих образование ребенка с ОВЗ:
-
формирование служб внутреннего психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении;
-
развитие служб внешнего сопровождения ребенка с ОВЗ, включающих специалистов районных, городских центров психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров, специальных (коррекционных) учреждений образования, учреждений здравоохранения;
-
сопровождение родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс этих детей через формирование программ специального обучения родителей и педагогов;
-
поддержка и помощь в работе общественных организаций, решающих вопросы организации инклюзивного образования.
5.6. Профессионально-трудовая подготовка лиц с ограниченными возможностями в развитии:
-
создание системы непрерывного образования, в том числе профессионального образования, для детей с ОВЗ.
6. Формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья:
-
создание позитивного отношения общества к лицам с ОВЗ через формирование комплексных социальных программ, направленных на признание права ребенка с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества;
-
реализация социальных проектов в СМИ и др
7. Кадровое обеспечение:
-
подготовка предложений для включения в программы педагогических вузов специального курса, подготавливающего будущего педагога к работе с детьми с ОВЗ в условиях совместного образования с нормально развивающимися сверстниками;
-
подготовка кадров в условиях перехода ВУЗов на государственные стандарты III поколения (бакалавриат, магистратура) по направлениям подготовки 050700 – «Специальное (дефектологическое) образование», 050400 – «Психолого-педагогическое образование»;
-
организация и проведение курсов профессиональной переподготовки по специальности «Специальная педагогика»;
-
проведение курсов повышения квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ и их индивидуального сопровождения.
8. Обеспечение качества образования детей с ОВЗ:
-
разработка системы мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ;
-
разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процессов включения ребёнка с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду;
-
моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды.
9. Научное сопровождение инклюзивного образования
-
проведение фундаментальных и прикладных психологических, педагогических, социологических научных исследований развития вариативных организационных моделей образования ребенка с ОВЗ.
-
организация деятельности опытно-экспериментальных площадок по данному направлению и обеспечение внедрения результатов инновационной деятельности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Реализация комплексных мероприятий данной концепции может быть обеспечена применением программно-целевого метода, который предполагает разработку программы образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге.
-
Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции
Реализация настоящей Концепции позволит:
-
развитие вариативных организационных моделей образования детей с ОВЗ;
-
увеличение доли образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ОВЗ, в том числе образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования;
-
увеличение доли выявленных детей с ОВЗ, своевременно получивших коррекционную помощь;
-
увеличение доли детей с ОВЗ, получающих образование в условиях общеобразовательного учреждения совместно с нормально развивающимися сверстниками;
-
увеличение доли педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с детьми с ОВЗ;
-
повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных организаций, образовательных учреждений для решения вопросов образования детей с ОВЗ.
Поделитесь с Вашими друзьями: |