Проект Концепция инклюзивного образования



Скачать 356.21 Kb.
Дата10.02.2016
Размер356.21 Kb.
 проект

Концепция инклюзивного образования

Республики Таджикистан.

 

 



1.      Введение

 

Настоящая Концепция является стратегическим документом, определяющим цель, задачи и основные направления развития  инклюзивного образования  Республики  Таджикистан. 



В соответствии с Конституцией РТ каждый человек и гражданин имеет право на образование. Основными документами в области образования являются Закон «Об образовании», Стандарт учебного заведения высшего профессионального образования, Закон «О начальном профессиональном образовании», Государственный образовательный стандарт среднего и высшего профессионального образования, Национальная концепция образования Республики Таджикистан 2005- 2015 г.г., которые определяют обеспечение равного доступа к образованию Гражданам Республики Таджикистан независимо от национальности, расы, пола, языка, религиозных убеждений, политического положения, социального и имущественного состояния гарантируется право на образование.

 

 



2.Правовая основа развития инклюзивного образования.

 

Государственная политика в области образования в Республике Таджикистан  направлена на радикальные изменения в системе образования. Подтверждением тому,  являются принятие за последние годы Правительством страны ряда Законов и нормативно-правовых актов, регулирующих систему образования  в республике.

Таджикистан предпринял немало усилий по реформированию и модернизации системы образования для детей с ограниченными возможностями и специальными образовательными потребностями. В настоящее время, на уровне Правительства и Министерства образования РТ поддерживается инициатива, направленная на развитие и совершенствование инклюзивного образования в республике. Закон «Об образовании»  содержит специальные статьи об образовании для детей с особыми потребностями. Закон  «О социальной защите инвалидов в Республике Таджикистан», Стандарт образовательного учреждения интернатного типа в Республике Таджикистан предусматривают правила приема, внутреннего распорядка, управления, финансирования и предоставление услуг здравоохранения в этих школах.

Одной из задач вытекающих из целей развития тысячелетия (ЦРТ) и соответствующих  программе реформ, проводимых Правительством РТ, является поэтапное внедрение принципов инклюзивного образования.

В разработанном документе «Стратегия сокращения бедности в Республике Таджикистан на 2007-2009 гг.» в разделе 7 «Развитие системы образования и науки» отмечено следующее: «Разработать концепцию и осуществить комплекс мероприятий по инклюзивному образованию (включение в образовательный процесс детей с ограниченными физическими возможностями)». 

Статья 24 закона "О социальной защите инвалидов в Республике Таджикистан" (принят в 1991 году, последний пересмотр в 2008 году) также содержит положения, касающиеся образования и профессионального обучения для инвалидов. В нем подтверждается, что люди с инвалидностью в Таджикистане обладают  социальными, экономическими, политическими и личными правами и свободой, гарантированными Конституцией для всех граждан Таджикистана. Нормативно-правовая база в области образования лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями в Республике Таджикистан основывается  также на международных правовых документах, признанных и подписанных Правительством РТ: Декларация прав ребенка (1959г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), Декларация о правах ребенка (1975 г.)., Конвенция о правах ребенка (1989г.) и Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993г).

 

 



Дакарская рамочная концепция действий (Dakar Framework for Action) и последующие за ней цели развития тысячелетия в образовании (Millennium Development Goals on Education) предлагают наиболее полный и современный подход, позволяющий реально обеспечить образование для всех к 2015 году. С другой стороны, Саламанкская декларация (см сноску) о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями все еще представляет собой ценную точку отсчета для всех тех, кто занимается лоббированием в сфере инклюзивного образования. Также в ней содержатся принципы предложения и продвижения законодательных инициатив в сфере инклюзивного образования. Более того, это, пожалуй, до сих пор наиболее важный основополагающий международный документ по вопросам специального образования.

 

Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Инклюзивное образование – это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Этот термин, как правило, используется для описания процесса обеспечения доступа к образованию для детей с особыми потребностями. В международной практике (ЮНЕСКО) термин "интегрированное образование", описывающий данный процесс, был заменен термином "инклюзивное образование". (integration ---- inclusion)        Инклюзивное образование: подход, который стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – это индивидуумы с различными потребностями в обучении.



Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

 

Инклюзивное образование появилось в результате эволюции специального образования: от сегрегации через интеграцию к инклюзии.



Процесс интеграции детей с особыми потребностями в обычные учебные заведения начался по инициативе родителей, которые хотели разрушить стену, разделяющую их детей и здоровых детей. Начиная с 1950 года множество родителей в США, ссылаясь на конституцию, выиграли судебные процессы и добились права для своих детей посещать обычные школы. Основной проблемой интеграции является то, что простое физическое помещение ребёнка в дошкольную группу или класс без поддержки, материалов и подготовки педагогов к работе с детьми с особыми потребностями не даёт ребёнку возможности полностью развиваться

 

 



 

3. Анализ состояния развития инклюзивного образования в Таджикистане

 

 



      С обретением независимости нормативно-  правовая база системы образования Республики Таджикистан непрерывно улучшалась и совершенствовалась.

Однако нет специального закона, касающегося прав  детей с особенностями в развитии, который бы акцентировал необходимость охвата этого контингента программой инклюзивного образования.

Таджикистан ратифицировал шесть соглашений прав человека, касающихся детей, но все еще не ратифицировал Соглашение ООН о правах инвалидов. Образование на дому, специальные классы в общеобразовательных школах и специализированные школы – таковы основные способы обслуживания детей с особыми образовательными потребностями.

 

В настоящее время в Республике Таджикистан проживает более 7млн. человек, из них 146 тысяч людей с ограниченными возможностями, в том числе 12 тысяч 500 – это дети до 16 лет

 

          Государство  в партнерстве с  международными и общественными организациями реализует ряд проектов направленных на развитие инклюзивного образования.



В настоящее время в системе  образования Республики Таджикистан действует 5 дошкольных учреждений, предназначенных для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями, с охватом 730 детей

76 школ-интернатов, из которых: 18 – социальные школы-интернаты смешанного типа; 13 – для детей с ограниченными возможностями; 5 – санаторного типа для детей, больных туберкулезом.

В указанных учреждениях учатся и воспитываются 2227 детей (543 девочек), 1798 из них являются дети с ограниченными возможностями (379 девочек)

 

В тоже время с целью обеспечения условий для реализации основных социальных прав Министерство труда и социальной защиты населения поэтапно внедряет в практику подведомственных социальных учреждений и развивает  новые формы оказания социальных услуг через Дневные Центры  для детей с ограниченными возможностями.



 

В настоящее время в республике действуют 4 Дневных Центра для детей с ограниченными возможностями:

      «Офтобак» в Гиссарском районе (от 3-14 лет; реабилитацию проходят 20/7 помощь на дому/5 получают консультации/ База данных Центра -468)

      «Ситора» в Воссейском районе (от 0 – 18 лет; охват 20/5 помощь на дому/ База данных Центра-460)

      «Нур» в г. Хороге (20/10 обслуживаются на дому)

      «Умед»в г. Куляб ( от 0-18 лет; охват 22/5 на дому/24 получают консультации/База данных - 520)

 

 

В 2006 году , при поддержке ЮНИСЕФ, в городе Душанбе, Согдийской и Хатлонской областях внедрена новая модель Психолого-медико-педагогических консультаций , являющихся инструментом распределения рабочей нагрузки на инфраструктуру и инклюзивной ориентации при оценке потребностей ребенка.



ПМПК включает в себя широкий спектр специалистов, в том числе социального работника, педагога – специалиста по нарушению слуха и нарушениям зрения, специалиста по нарушениям развития.

Главная цель консультации нового типа -  проводить обследование детей в возрасте до 18 лет с целью выявления особых потребностей их развития и определения содержания, методов и типа образования, отвечающего специфическим потребностям каждого.

 

 

4. Анализ ситуации в области  здравоохранения



 

Одним из определяющих факторов социализации детей с ограниченными возможностями является охват медицинским обслуживанием  и проведение профилактических мероприятий направленных на снижение рисков здоровью новорожденных и детей младшего возраста (от 0 до 6 лет).

В системе Министерства здравоохранения функционируют дома-ребёнка, целью которых является оказание медицинской помощи детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям с ограниченными возможностями и  имеющих отклонения в физическом развитии. Основными причинами поступления детей в эти учреждения являются: 35,3 % детей от матерей-одиночек, 12,4% - отказные дети, 6,6 % - подкидыши, 4,6 % - от родителей страдающих различными заболеваниями (психические расстройства, туберкулез  и т.д.) и 13% детей из малообеспеченных семей.


 

Несмотря на все экономические трудности, Министерство здравоохранения использует все возможности для улучшения организации  медицинской помощи детям-инвалидам. Министерством здравоохранения на основании «Программы государственных гарантий по обеспечению населения медико-санитарной помощью в пилотных районах республики на 2008-2009 гг.» всем детям-инвалидам с детства, инвалидам I и II группы, детям-сиротам, детям-инвалидам до 16 лет, детям которые находятся в государственных домах-ребёнка, интернатах, детям оставшимся без попечения родителей, а также детям до 1 года бесплатно оказывается медицинская помощь.



 

В настоящее время в Республике Таджикистан  доступ к охране здоровья матерей, детей и подростков недостаточен, что связано с целым рядом причин. Основные из них, - недостаточное финансирование, слабая система эффективного медицинского обслуживания, низкий уровень информированности населения, а также недостаточный анализ качества оказываемых услуг,  низкий уровень системы мониторинга и оценки.

По данным Республиканского Центра медицинской статистики и информации в 2008 г. в органах здравоохранения состояло под диспансерным наблюдением 16991 детей-инвалидов. Из них в первые признанных  инвалидами - 2493 детей.

Основная причина детской инвалидности  - болезни нервной системы–32.2%, психические расстройства–11.9%, болезни органов чувств-13,9%, заболевания опорно-двигательного аппарата-14,6%.

В 2008 году – 13871 детей-инвалидов прошли медицинский осмотр, 2975 детей были госпитализированы, 406 детей отправлены на санаторно-курортное лечение.

С целью своевременного выявления, воспитания, обучения,  социальной  адаптации  и  интеграцию  в общество  детей с различными  отклонениями  в  развитии, в городах Душанбе, Худжанд Согдийской области и Курган-тюбе Хатлонской области функционируют психолого – медико – педагогические консультации. Это диагностико - коррекционные  учреждения, деятельность которых направлена на своевременное выявление, воспитание, обучение, социальное согласование и интеграцию в общество для детей с проблемами развития. Однако, несмотря на проводимую работу, в их деятельности существует ряд проблем:

 

         Нехватка данных консультаций в городах и районах



         Нехватка специалистов  - дефектологов (олигофренопедагогов, сурдопедагогов), психологов, логопедов

         Отсутствие базовых, специальных и образовательных учреждений, закрепленных за ПМПК, с классами или группами для углубленного изучения детей с отклонениями в развитии, апробирования новых методик обследования и обучения

         Нехватка сети дошкольно-школьных учреждений для детей с ограниченными возможностями

         Нехватка сети специализированных (коррекционных) общеобразовательных учреждлений

         Отсутствие кабинетов раннего вмешательства при лечебно-профилактических учреждениях

 

Существующие проблемы в секторе здравоохранения проблемы:



 

  • Нехватка квалифицированных кадров

  • Недостаточное финансирование специализированных учреждений

  • Нехватка необходимого оборудования

  • Нехватка медико-генетической лаборатории

  • Отсутствие современных способов лечения детей с врожденными пороками сердца у детей раннего  возраста

  • Отсутствие необходимых условий для лечения детей из семей родетелей, которые участвовали в ликвидации Чернобыльской АЭС и их реабилитации

  • Отсутствие необходимых условий для лечения детей с патологией почек  (гемодиализ)

  • Острая необходимость в оказании своевременной медицинской помощи и приобретении лекарственных средств детям с заболеваниями крови (лейкоз, геморрагический диатез,  гемофилия)

  • Совершенствование способов лечения детей страдающих лейшманиозом 

           

        


 Также  существуют проблемы с доступом  к образованию у  отдельных категорий лиц с ограниченными возможностями включая инвалидов по слуху и зрению.

Одной из актуальных проблем является нехватка специалистов в области образования для   обучения (преподавания) вышеуказанных категорий ЛОВ.

До 1990 годов обучение проводилось на русском языке, специалистов, в основном  готовили в  вузах Москвы, Ленинграда и в Ташкенте. После распада СССР  многие специалисты уехали за пределы Таджикистана, появилась большая проблема с подготовкой кадров в области образования глухих, которая осталась проблемой и на сегодняшний день.

На базе Педагогического университета им. К. Джураева действует факультет «Дефектология», однако из-за низкого престижа профессии,  желающих обучаться по данной  специальности было не очень много. Однако, вследствие стимулирования мотивации к получению образования, за  последние  годы возросло количество желающих, том числе глухих поступить на данный факультет, и в этом году 22 глухих приняты в качестве студентов  по специальности сурдопедагог, хотя  и в этом случае потребность учреждений образования в специалистах не будет обеспечена  полностью.


                 
       Для того, чтобы каждый ребенок независимо от индивидуальных особенностей мог посещать общеобразовательные учреждения, нет ни разработанного законодательства, ни налаженных программ, ни механизмов их реализации и контроля. В государственных, научных и общественных кругах до сих пор не существует единого и четкого представления о принципах и стратегии инклюзивного обучения, не подготовлены педагогические кадры, отвечающие требованиям социальной инклюзии. Серьезным препятствием на пути введения инклюзивного образования является неготовность общества принимать каждого своего члена таким, какой он есть, что в корне противоречит идеологии инклюзивного образования.

 

Государственные органы должны обеспечивать системность и согласованность решений по развитию педагогического образования в стране, осуществлять разработку и корректировку принимаемых мер по их применению на практике, сочетать тактические и стратегические действия, отдавая приоритет стратегии в вопросах профессионализации педагогических кадров. Решение этих проблем предполагает наличие нового аппарата управления, государственных служащих, хорошо понимающих роль системы инклюзивного образования в постиндустриальном обществе.



 

5. Цель, задачи, принципы инклюзивного образования

 

Современное инклюзивное образование означает равное представление возможностей всем обучающимся получать высококачественное образование и развивать свой потенциал, невзирая на пол, социально-экономический статус, этничность, расу, географическое местоположение, необходимость в специальном образовании, возраст, религию и т.п.



Спектр проблем, связанных с широким пониманием инклюзии, затрагивает практически все аспекты функционирования и развития национальных систем образования, что является важным направлением научного поиска в части разработки социокультурной модели институализации инклюзивного образования.

 

Качество – необходимый элемент в поощрении инклюзивного образования, и право на образование – это не только обеспечение доступа, но и обеспечение успеха каждого человека в образовательном процессе с раннего детства до взрослой жизни, при качественном образовании и твердом фундаменте для дальнейшего образования.



Внедрение инклюзивного образования позволит решить целый ряд проблем как экономического, так и морально-этического характера и при этом будет способствовать гуманизации  общественных отношений.

А именно:

- будут обеспечены условия для реализации права на образование и доступ к получению образования всеми членами общества

-будет преодолен стереотип общественного мышления о необходимости изоляции  лиц с особыми нуждами

-ЛОВ получат возможности наряду с другими участвовать в трудовой деятельности и общественной жизни, что в свою очередь снизит их зависимость в государственной материальной помощи

- Общество будет более терпимо и толерантно относиться к нуждам и потребностям лиц с особыми нуждами

 

 

При внедрении Инклюзивного образования государство будет последовательно решать следующие задачи:



 

1 Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями в существующих дошкольных и общеобразовательных учреждениях

 2 Подготовка педагогических кадров, медицинских работников и социальных работников, имеющих знания и навыки по инклюзивному образованию

3 Создание системы медицинских, социальных и образовательных учреждений, обеспечивающих доступ лиц с особыми нуждами к получению образования

4 Создание социальных, педагогических, экономических моделей и учебно-воспитательных технологий инклюзивного образования всех детей, адекватных для стран региона;

5 Обеспечение государственной поддержки гражданским инициативам, направленным на внедрение инклюзивного образования

6 Обеспечение вовлеченности местных общин и органов местного самоуправления в процесс организации инклюзивного образования

          7 Диверсификация содержания школьного образования с целью удовлетворения образовательных интересов и потребностей всех категорий учащихся;

8 Изыскание необходимых финансовых ресурсов, в том числе привлечение донорских средств и иностранных инвестиций, для реализации указанных выше задач.

 

Инклюзивное образование в Республике Таджикистан должно основываться на следующих принципах:

-Всеохватность (всеобщность) получения образования;

-Ответственность государства и гражданского общества за обеспечение доступа к образованию;


-Выявление и учет индивидуальных особенностей и потребностей личности при организации процесса образования;

-Обеспечение равных прав и равных возможностей доступа к образованию;

-Создание соответствующих условий по инклюзивному образованию

- Обеспечение приоритета индивидуальных потребностей личности ребенка в получении соответствующего (специального) образования

- Учет способностей (таланта и одаренности)ребенка при организации процесса обучения

 

 

6. Вопросы межсекторального взаимодействия, требующие своего решения в период реализации Концепции:



 

Разработка стандартов по каждому сектору

 

Необходимость формирования Служб раннего выявления  отклонений в развитии и Службы  ранней коррекции и реабилитации ДОВ младших возрастов



 Осуществление правового образования родителей и содействие в создании   ассоциаций родителей

   


  Вопросы поддержки научных исследований в части  развития современных технологий, расширяющих возможности ЛОВ и обеспечивающие физическую и социальную реабилитацию.

 

 



Задачи организаций гражданского общества и органов местного самоуправления: 

     - содействовать усилиям органов государственного управления в части внедрения инклюзивного образования;

     -  способствовать информированности и толерантности общества к  проблемам  детей с ограниченными возможностями,

     -  проводить разъяснительно -образовательную работу среди родителей  с целью раннего  выявления отклонений в развитии ребенка, защиты прав и интересов семьи;

     -  участвовать в развитии сети социальных и образовательных учреждений деятельность которых основана на принципах инклюзивного образования.

 

       Задачи,  решаемые государственными органами в ходе реализации настоящей концепции



      С учетом необходимости формирования системы инклюзивного образования государственным уполномоченным органам в соответствующих сферах предстоит реализовать комплекс мер предусматривающих переход на принципы инклюзивного образования.

 

        В сфере здравоохранения:



     - внедрение системы профилактики заболеваний, приводящих к рождениям детей с ограниченными возможностями

     - развитие системы раннего выявления стойкого нарушения функций организма детей

      - внедрение практики разработки и выполнения индивидуальных программ реабилитации на ранних стадиях развития ребенка

     -  развитие системы предоставления образовательных, медицинских и реабилитационных услуг для детей с особыми нуждами и их родителей

 

         В сфере социальной защиты и социального обслуживания



     - развитие сети социальных и реабилитационных учреждений для лиц с особыми нуждами,

     - имплементация принципов инклюзивного образования в процессе  предоставления социальных услуг в стационарных, учреждениях и центрах временного и дневного пребывания.

    - подготовка социальных работников и специалистов системы социальной защиты имеющих знания и опыт по инклюзивному образованию

 

    - разработка законодательных и нормативно-правовых актов направленных на обеспечение государственной поддержки лиц с особыми нуждами в процессе получения ими образования и социальной защиты специалистов, занятых в сфере инклюзивного образования



           В сфере образования

- создание нормативной правовой базы инклюзивного образования;

-Развитие материально-технической базы дошкольных, общеобразовательных учреждений и  высших учебных заведений с целью  включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс;

- подготовка квалифицированных педагогических кадров ;

- создание необходимых материально-технических и других условий в общеобразовательных школах и детских садах;

    - Разработка новых обучающих образовательных программ и стандартов образования основанных на принципах инклюзивного образования

  - Развитие сотрудничества с зарубежными организациями и партнерами с целью изучения опыта и практики перехода на  инклюзивное образование.

   - учет и развитие системы прогнозирования специальных потребностей образовательных учреждений с целью развития  инклюзивного образования

   

 

 Рекомендации



 

Для успешной реализации целей данной концепции необходимо проведение согласованной и скоординированной системы мер, которая в числе прочих должна предусмотреть следующие действия

 

1Существующую законодательную базу системы образования, в том числе касающуюся социальной защиты, следует обновить, приведя в соответствие с достигнутым уровнем экономического и социального развития страны, используя при этом имеющийся международный и национальный опыт;


 

2 При Правительстве Республики Таджикистан целесообразно создать Межведомственный координационный совет по инклюзивному образованию под руководством Заместителя премьер министра,  в координации с министерством образовани


 

3.      В процессе координации деятельности гос органов в части инклюзивного образования должны активную роль играть НПО и международные доноры, осуществляющие деятельность и поддержку проектов в сфере образования;



4.      Финансирование образовательных учреждений должно быть в соответствии с национальным стандартом доступности образования – в инфраструктурном и педагогическом аспектах. Выделение бюджетных средств на образование детей с ограниченными возможностями должно быть увязано с реформой, направленной на развитие инклюзивного образования.

5.       Внедрить систему дистанционного образования в сочетании с элементами образования на дому, с целью расширения охвата детей образовательными услугами, особенно в сельской местности. 


6.      Важно создавать пособия на государственном языке по инклюзивному образованию для преподавателей и учащихся.




7.Целесообразно поддерживать доступность рынка труда для людей с ограниченными возможностями, устанавливая специальные квоты или принимая иные меры поддержки.

8.      Важно внедрять регулярную переподготовку и повышение квалификации в данной области всех школьных педагогов и работников в обязательном порядке

9.      Особую роль следует отвести процессу подготовки учебно-методических пособий на государственном языке по инклюзивному образованию для преподавателей и учащихся.

10.  Следует уделить должное внимание вопросу просвещения общественности, так как компании по развитию уровня сознания населения важны и вести их могут сами же люди с ограниченными возможностями. Необходимо привлекать к этому СМИ, целевым образом распространяя информацию среди журналистов. Эту работу следует вести НПО, имеющих своими членами инвалидов и их семьи, в тесном сотрудничестве с учителями и администраторами школ.

11.   Необходимо добиться усиления роли родителей в работе по развитию общественного сознания и обеспечить привлечение гражданского сообщества к осуществлению мониторинга деятельности соответствующих служб и реализации целей данной концепции.

12.    Также необходимо  привлекать международные неправительственные организации к сотрудничеству, координируя действия внутри системы инклюзивного образования, совместно с родителями и местными организациями

 

 Основные направления, меры и этапы реализации концепции развития  инклюзивного образования в Республике Таджикистан



 

 Основные направления развития  инклюзивного образования

 

  Приоритетными направлениями требующими неотложного решения являются:



- совершенствование нормативно-правовой базы,

-внедрение системы подготовки специалистов всех уровней ориентированных на инклюзив,

- формирование материальной базы и условий труда в сфере образования  способствующих переходу на инклюзивное образование

Ожидается, что основные направления  и мероприятия по реализации данной концепции будут конкретизированы в следующих документах:

  - Государственная Стратегия перехода на инклюзивное образование,

  - Программа мероприятий  по реализации Концепции и стратегии

  - Отраслевые целевые программы развития в сфере образования здравоохранения социальной защиты и других отраслях и территориальных образованиях.  

 

 



Этапы реализации концепции:

 

Первый этап (2010-2012 годы)

На первом этапе ожидается реализация следующих мер

  - Проведение обследования с целью изучения  текущей ситуации в системе образования, оценки возможностей по переходу на инклюзивное образование и объемов потребности в ресурсах для реализации данной концепции

  - гармонизация нормативно-законодательных рамок, регламентирующих инклюзивное образование, Разработка и принятие нормативных и законодательных актов обеспечивающих правовую основу инклюзивного образования

  - Разработка и принятие государственной программы инклюзивного образования

  - Создание специализированного учебного заведения либо внедрение учебных курсов и дисциплин, предусматривающих подготовку специалистов по инклюзивному образованию, в том числе из числа лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ)

  -  Разработка специальных образовательных программ для педагогов, социальных и медицинских работников, дошкольных и общеобразовательных  учебных заведений.

  -  Разработка и внедрение методов профилактики, раннего выявления, реабилитации и коррекции отклонений в развитии ребенка.

  - Разработка новых видов и методов государственной поддержки деятельности медицинских, социальных и образовательных  учреждений основанных на разных формах собственности и обеспечивающих инклюзивное образование.

   -  Реализация мер поддержки деятельности пилотных общеобразовательных учреждений  внедривших инклюзивное обучение

- Разработка системы мотивации и стимулирования педагогической деятельности по вопросам инклюзивного образования

- проведение специальных исследований для оценки образовательных результатов на основе «Образование для всех», интегрированных с широкими задачами инклюзивного образования;

- координация взаимодействия между правительственными и неправительственными структурами, оказывающими услуги инклюзивного образования.

    Второй этап  (2012-2015)

  - Обеспечение поэтапного перехода определенного госпрограммой количества общеобразовательных школ на инклюзивное образование

  -  Реализация мер государственной поддержки с целью развития сети образовательных и социальных учреждений основанных на негосударственной форме собственности.

  - определение статуса и сферы применения языка жестов, алфавита Брайля и других методов передачи информации и коммуникации с учетом особых потребностей лиц с особыми нуждами.

  -  разработка и утверждение новых образовательных стандартов

  - Проведение инвентаризации законодательных актов РТ с целью их гармонизации с принципами инклюзивного образования

     Третий этап (2015-2025 )

-обеспечение перехода большинства образовательных учреждений на инклюзивное образование

- Разработка и внедрение социальных программ обеспечивающих интеграцию лиц с особыми нуждами в общество, включая создание для них рабочих мест, адаптацию к их нуждам мест и зданий общественного пользования,(театры клубы библиотеки рестораны транспорт и др.) 

  - Упразднение (ликвидация либо преобразование) специализированных образовательных и социальных  стационарных учреждений основанных на изоляции детей с ограниченными возможностями (за исключением лиц с тяжелыми ментальными нарушениями) и направление высвободившихся финансовых ресурсов на удовлетворение потребностей лиц с особыми нуждами в получении образования.

 

Ресурсы для финансирования инклюзивного образования должны быть предусмотрены и утверждаться ежегодно в государственном бюджете и в бюджетах местной администрации, в разделе, предназначенном для образовательного сектора, в том числе средства, привлекаемые из средств  доноров, грантов, а также из иных источников.



 





                  Рекомендация парламентской Ассамблеи совета Европы  

( было принято 1 апреля 2003 под номерам 1598.)

                              Использовать Как приложение   

- предоставить  на своей территории официальный  статус жестовым языкам глухих;
- организовать подготовку переводчиков и преподавателей жестовых языков глухих;
- организовать обучение людей с нарушениями слуха жестовых языков глухих;
- обучить преподавателей, работающих с глухими слабослышащими детьми, жестовых языков глухих;
- транслировать телевизионные  программы на жестовых языках глухих, а также ввести в повседневную практику сопровождение переводом на  жестовых языках глухих программ, транслируемых традиционным образом (в словесном виде);
- предоставить право  информировать глухих и слабослышащих людей об использовании жестовых языков глухих;
- применять новые технологии и сделать их доступными для людей с нарушениями слуха;

- включить обучение жестовому языку  в действующие программы  школ второй ступени в качестве основного академического предмета, придав им равный статус с другими изучаемыми языками;


- предоставить лицам имеющим нарушения слуха право свободного выбора между устной и двуязычной формами обучения;


- сопровождать публикации инструктивных материалов знаковой информацией.

Образование для всех!

Государство гарантирует каждому ребенку независимо от национальности, расы, пола, состояния здоровья вероисповедания, состояния здоровья право на получение бесплатного образования, что закреплено в Законе об образовании, ст 6


Демократические и социальные преобразования, начавшиеся в нашем государстве в конце 1990-х годов, выдвинули в разряд актуальных проблему гуманизации общества, осознания того, что человек является важнейшей ценностью и забота нем – главная задача демократического государства.
По решению ЮНЕСКО с 1997г. во все международные соответствующие документы был веден термин «дошкольное образование», которое сейчас оценивается как интеллектуальный ресурс любой нации. В нормативно - правовых документах касающихся проблем образования указывается, что необходимо сменить приоритеты, переориентировать образовательные учреждения на задачи формирования у них представлений о здоровом образе жизни, стойких установок на здоровьесберегающее и социально ответственное поведение.
Именно в этом направлении меняется отношение государства и общества к проблемам воспитания и обучения, развития детей, в том числе и с отклонениями в развитии.
Для Республики Таджикистан проблема заключается в обеспечении обучения детей с особенностями в развитии, включая и тех, кого раньше относили к категории необучаемых. По данным Министерства образования РТ на начало 2008г.в 11 специальных образовательных учреждениях обучалось тыс.детей, к сожалению нет статистики по охвату обучения этой группы детей надомным обучением, нуждающихся в длительном лечении, и специальные классы (коррекционные) в общеобразовательной школе вообще отсутствуют, дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушением интеллекта. Считаю, что именно перед дошкольными учреждениями остро стоит задача охвата детей. Я имею ввиду все категории детей с нарушениями развития как умственного, так и физического.
А для осуществления задуманного необходимо выполнение, на мой взгляд, следующих условий:
1. Менять в сознании народа отношение к детям инвалидам, начать конечно же надо со средств массовой информации.
2. Создать в Министерстве образования РТ по оказанию коррекционно-педагогической помощи Программу раннего включения детей с ОВЗ (ограниченные возможности).
3. Повысить активность родителей (их заменяющих), воспитывающих детей с ОВЗ, и их желаниям включатся в процесс реабилитации своего ребенка.
4. Создание Центров для оказания ранней помощи для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико – социальной помощи по оказанию помощи семье, педагогам, воспитателям и др.
Сегодня назрела необходимость говорить об интегрированном обучении.
Предлагаю следующие формы обучения детей с отклонениями в развитии:
1.Комбинированное, когда ученик с отклонениями в развитии способен обучаться в классе здоровых детей, при этом получая систематическую помощь со стороны учителя- дефектолога, логопеда, психолога.
2.Частичное, когда учащиеся с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой, поэтому часть дня они проводят в спецклассах, а часть дня -в обычных классах.
3.Временное, когда дети, обучающиеся в спецклассах, и учащиеся обычных классов объединяются несколько раз в неделю для совместных экскурсий, праздников, прогулок, соревнований, отдельных мероприятий воспитательского значения.
4.Полное, когда несколько детей (1-5 человека) с отклонением в развитии вливаются в обычные группы детского сада или классы (дети слабовидящие, слабослышащие и др.), это группа детей соответствует возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками.
Сегодня теория интегрированного обучения детей отстает от практики, не разработана и методика осуществления педагогической (образовательной интеграции, отсутствует государственная нормативно – правовая база, регламентирующая экономические и организационные вопросы интеграции.
Считаю, что настало время разработать Концепцию интегрированного обучения, которая предусматривала бы использование различных моделей и форм интеграции в зависимости от вида и возможностей образовательного учреждения. Это позволило бы реализовать преимущества совместного обучения детей различных категорий.
В республике должно получить развитие и параллельно развиваться интегрированное и дифференцированное обучение и воспитание. Именно это позволит нам максимально учесть возможности детей, пожелания родителей и усовершенствовать систему образования на современном этапе его реформирования.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ (ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ) 8.09.2009Г. ПАРИЖ



Уважаемые коллеги!
Уважаемые дамы и господа!

Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политики в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие человека, формирование его личностных качеств. Для 21 столетия характерно понимание того, что только самореализация личности является основной целью любого социального развития. Эти изменения в общественном сознании вызвали появление новой парадигмы образования. Основные ее черты определены в Декларации прав человека, принятой ООН, где отмечается, что образование должно быть направлено на общее развитие человека. Это принципиальное положение присутствует в современных программах развития образования стран мирового сообщества, в том числе и в Таджикистане.


Новая парадигма образования опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним можно отнести, в частности понятие «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ». Наиболее универсальным является определение инклюзивного образования ЮНЕСКО как «целостного феномена», предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения. Оно базируется на наш взгляд на гуманизме, развитии интеллекта, творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности.
Как нам известно на современном этапе многочисленные проблемы детей со специальными нуждами значительно актуализируются. При этом наблюдаются качественные и количественные изменения категорий детей, объединенных понятием «дети с проблемами в развитии». Помимо количественного увеличения нарушений в развитии, они все чаще носят множественный характер, затрагивая как физическую, так и психическую сферу, вызывая нарушения поведения, деформируя личность детей.
Инклюзивное образование в Республике Таджикистан находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями, наравне с их здоровыми сверстниками, равные возможности получения развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Республика Таджикистан как государство, входящее в ООН обязалась соблюдать все законы этой организации. Особое место среди них занимает закон о равных правах лиц с ограниченными физическими способностями.
В Таджикистане как и в других азиатских странах население молодое и быстро растет.

Приходится справляться с экономическими трудностями, высокой инфляцией, низким ВВП на душу населения, а также проблемой этнического разнообразия. В этом контексте инклюзивного образования предусмотрена Стратегией Борьбы с Бедностью на 2007-2009г.


Таджикское Правительство частично обозначило свою ориентацию на инклюзивное образование- в Национальной стратегии развития в сфере образования на 2006-2015 гг. и все шесть соглашений о правах человека, имеющие непосредственное отношение к политике в отношении ДОВ (детей с ограниченными возможностями), Таджикистаном ратифицированы (Конвенция ООН о правах ребенка, Конвенция об экономических и культурных правах, Конвенция о борьбе с дискриминацией женщин, Международное соглашение о гражданских и политических правах). Также приняты Стандартные правила ООН о выравнивании возможностей и Саламанские заявления о принципах, политических мерах и практике образования лиц со специальными потребностями (ЮНЕСКО, 1994). В них формулируются базовые посылки Конвенции ООН о правах ребенка, а также принципы практики инклюзивного образования. Однако Таджикистаном все еще не ратифицировано Соглашение ООН о правах инвалидов.
Изменение отношения к детям с ограниченными возможностями, активизация их интеграции в общество волновали государство и в прежние годы. Так, 90-е годы в дошкольных учреждениях общего типа широко практиковалась форма создания специализированных групп. Такая форма организации коррекционно-развивающего воспитания и обучения позволяла в определённой мере интегрировать детей с отклонениями в общество здоровых, нормально развивающихся сверстников, она была приближена к семье, поэтому в специализированных учреждениях находилось малое количество детей. При многих дошкольных учреждениях были созданы логопункты.
Согласно закона РТ «О социальной защищенности инвалидов в Республике Таджикистан», в случае, когда отсутствует возможность осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных учреждениях и учебных заведениях, и с учетом желания родителей воспитание и обучение проводятся на дому. При этом одному из родителей, либо лицу, его заменяющему, предоставляется материальное обеспечение и льготы в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.

Вопрос инклюзивного образования является очень актуальным для Таджикистана и в настоящий момент. Образование можно рассматривать как главную стратегию обращения к источникам и последствиям эксклюзии внутри глобального подхода в программе “Образование для всех» (ОДВ), вместе с тем пониманием образования как права, конечная цель инклюзивного образования – облегчить и демократизировать образовательную среду и возможности для всех.


Инклюзивное образование в Республики Таджикистан предусматривает обеспечение равных прав, гарантии поддержки тех, кто находится в затруднении посредством развития и обеспечения медицинской помощи; гармонию в развитии между разными категориями детей с ограниченными возможностями.
В статье 23 «Специальное образование» Закона Республики Таджикистан «Об образовании» сказано, что специальное образование как составная часть системы образования Республики Таджикистан обеспечивает воспитание, обучение, медицинскую и социальную реабилитацию детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении, имеющих физические, психические отклонения или поведение которых считается опасным для общества.
Министерством образования Республики Таджикистан в рамках программы «Шаг за шагом» при поддержки ИОО Фонда Сороса создана рабочая комиссия по разработке проекта Концепции инклюзивного образования в Республике Таджикистан. В рамках реформирования системы образования Коллегией Министерства образования Республики Таджикистан был разработан и принят Учебный план для школ-интернатов, где учатся дети с ограниченными возможностями, давший уникальную возможность детям с ограниченными возможностями, которые воспитываются и обучаются в школах-интернатах, получить документ об окончании среднего общеобразовательного учреждения, тем самым наравне со здоровыми детьми иметь равный доступ при поступлении в вузы республики.
Следует отметить, что в рамках модернизации образования по инициативе Министерства образования Республики Таджикистан, Правительством Республики Таджикистан была создана Комиссия из числа представителей Министерства образования Республики Таджикистан, Министерства здравоохранения Республики Таджикистан и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан по рассмотрению и определению перечня норм калорийности продуктов питания для школ интернатов, который был принят Правительством Республики Таджикистан и представлен для использования в подобных заведениях.
В настоящее время достаточно активно ведется работа и рассматривается вопрос об издании книг для слепых, малозрячих, глухих и слабослышащих детей.
В настоящее время на государственном уровне система оказания помощи детям с отклонениями в развитии осуществляется в рамках трех министерств: Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты населения. В последние годы к этой помощи приобщаются общественные, благотворительные и родительские организации.
Однако необходимо отметить и тот факт, что Инклюзивное образование в РТ как обеспечение равного доступа к качественному образованию всех без исключения детей никогда не являлось проблемой. Таджикская система образования обладая значительным культурным и интеллектуальном потенциалом, многолетним позитивными традициями в области образования уже сегодня готова решать задачу перехода к образованию для устойчивого развития.
Наличие в Таджикистане достаточно широкой сети образовательных учреждений разных уровней образования, типов и видов гарантирует инклюзивное образование в виде обязательного и общедоступного общего среднего образования, а также среднего и высшего профессионального образования..
До последнего времени инклюзивным образовании в РТ считалось специальное образование для детей с ограниченными физическими возможностями, постепенно сюда было подключено альтернативное образование (школы с различными формами углубленного обучения). Теперь же пересматривается само определение «инклюзивное», то есть «включающее» различные формы обучения, тем более, что система образования сегодня пересматривает своё отношение к образованию для детей с ограниченными физическими возможностями.
Одной из таких программ для внедрения в процесс обучение является обучение в одном классе здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая форма обеспечения равного доступа к образованию планируется для реализации в отдельных школах Таджикистана.
Для развития политики в отношении детей с особыми потребностями в Таджикистане исключительно важен вклад международных неправительственных организаций и доноров. Почти все проекты в этой области поддерживаются международными организациями и местными НПО. В республике насчитывается более 20 неправительственных организаций, деятельность которых направлена на помощь детям с ограниченными возможностями и их семьям.
В начале своей деятельности НПО занимались в основном выполнением программ оказания гуманитарной помощи семьям с детьми с ОВ. По мере улучшения политической и экономической обстановки организации постепенно перешли к осуществлению образовательных программ развития для своих целевых групп.
В Таджикистане в настоящее время действуют три важнейших неправительственных организаций, занимающихся инвалидами –это Национальное общество инвалидов, Национальная ассоциация слепых и Лига женщин - инвалидов. К ведущим международным организациям по решению данных вопросов в Республике можно отнести Институт открытого общества «Фонд Сорос», «Спасите детей», «ЮНЕСЕФ», «Европейский союз» проект развития семейных общественных служб. В рамках программы ТАСИС осуществлен уже ряд проектов Европейского союза, «Ора Интернейшнл» и многие другие международные организации.
Как уже было сказано выше в настоящее время инклюзивное образование находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне.

Краткая статистическая справка



В настоящее время при Министерстве образования Республики Таджикистан действуют 5 дошкольных учреждений, предназначенные для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями. Дошкольными учреждениями охвачено 730 детей, это незначительная цифра по сравнению с общим количеством детей данного возраста, нуждающихся в подобных учреждениях.
Кроме того, при Министерстве образовании Республики Таджикистан функционируют 76 школ-интернатов, из них 18 являются социальными школами-интернатами, где учатся дети с ограниченными возможностями, в последнее число из них 13 предназначены для детей с ограниченными возможностями и 5 являются санаторными - для детей больными туберкулезом. В указанных учреждениях учатся и воспитываются 2227 детей (543 девочек), 1798 (379 девочек) из них являются дети с ограниченными возможностями.
Кроме того, в 2009 году в общеобразовательных школах республики учатся 1570 детей инвалидов, из них 1474 обучаются в обычных общеобразовательных школах, а 80 получают образование на дому.
В настоящее время функционирует система начального профессионального образования, в том числе специализированный лицей- интернат для инвалидов, где получают начальное профессиональное образование инвалиды от 14 до 30 лет, в том числе дети-инвалиды от 14-18 лет.
По данным МО 2004 году в РТ функционировало всего 11 коррекционных дошкольных учреждений разного типа с охватом 1308 детей для дневного и круглосуточного пребывания детей. Из них 46,1% составляют девочки. В целом в республике доля детей с ограниченными возможностями в общей численности детей, посещающих дошкольные учреждения, составляет 2,2%.
Сейчас для детей с ограниченными возможностями в возрасте 7-15 лет имеется 11 школ-интернатов, из которых 4 республиканского значения и финансируются непосредственно Министерством образования республики, остальные находятся на местном бюджете.
Справка о действующих НПО по проблемам инклюзивного образования в Таджикистане
НПО «Здоровье», «Аврора», «Мунис», «Неки», «ОРА ИНТЕРНЕШНЛ» создали и проводят программы Дневных центров для детей, занимаются подготовкой социальных работников, внедряют методику инклюзивного образования. Сейчас появляются программы для родителей, имеющих детей с (ограниченными возможностями) ОВ, по их образованию в области правовой грамотности, консультативной помощи и психологической поддержке.
Как альтернатива специализированным учреждениям для детей с ограниченными возможностями в республике, НПО «Здоровье» в г.Душанбе с 2002 года начало работу по оказанию консультационной помощи родителям и реабилитации детей-инвалидов, чьи родители не хотят помещать своих детей в дома-интернаты. НПО оказывает консультационные услуги для родителей и реабилитацию детей - инвалидов.
Нескольких лет работы в этом направлении вылилось в создание Родительского консультативно-образовательного центра для родителей (РОЦ), имеющих детей с отклонениями в физическом и умственном развитии. РОЦ находится в специализированном детском саду для детей с нарушениями речи. Финансовую поддержку Центру оказывает ЮНИСЕФ и ИОО Фонда Сороса.
Еще одним достижением РОЦ является тесное взаимодействие со специалистами Психолого-медико-педагогической консультации. Они направляют детей на коррекцию в центр, где специалистами центра оказываются разнообразная коррекционная помощь детям с тяжелыми нарушениями с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей с ограниченными возможностями
Возможность детей с недостатками в развитии находиться рядом со своими сверстниками помогает адаптации этих детей войти в мир здоровых детей без психологического стресса.
В перспективе планируется расширение опыта РОЦ в других регионах республики. В настоящее время работа в данном направлении значительно активизировалась. Пример тому, проведение Международной организацией Института «Открытое общество» Фондом Содействия в Таджикистане (СОРОС) в рамках проекта «Доступ к качественному образованию для детей со специальными нуждами» тренинга «Продвижений инклюзивных практик как основа образования для всех», в партнерстве с Украинским Фондом «Шаг за Шагом» ( 17-18 ноября 2008г. в г. Душанбе, а также проведение в рамках проекта «Ресурсный центр по развитию системы инклюзивного образования в республике» круглого стола: «Развитие системы инклюзивного образования в республике».
Ассоциация родителей детей с проблемами в развитии (г.Душанбе):
(начат «007г.) Цель, развитие навыков обучения детей ограниченными способностями, чтоб они могли получить доступ к системе общего образования.
Центр поддержки образовательных реформ «Пульс»(г.Душанбе)
Проект «Пульс направлен на детей с нарушением зрения, имеет своей целью определить потребности этой группы и выработать стратегии повышения их доступа к качественному образованию.»
Предоставлены таким учебным заведениям доска «Браля», проведены компьютерные курсы для людей с нарушением зрения, подготовку инструкторов и учителей.
Общественная организация «Центр развития демократии» (г.Худжанд).
Цель проекта состоит в предоставлении более благоприятных образовательных возможностей детям с нарушением слуха путем обучения работников данных учреждений.( перевод на таджикский язык учебный материал и пособий).

 
Каталог: Portals
Portals -> Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта Методический сборник
Portals -> Менеджмент высшего учебного заведения инклюзивного типа кольченко к. О
Portals -> Поведение потребителей методические указания к практическим занятиям для студентов по направлению подготовки 260800 – «Технология продукции и организации общественного питания»
Portals -> Доклад на Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика и технология»
Portals -> Проблемы современного образования и воспитания: инновации, тенденции развития
Portals -> Современная гуманитарная академия
Portals -> Задача создания системы разработка и апробация различных моделей скринингового и углубленного дифференцированного обследования всех детей первого года жизни
Portals -> №3/2011. Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница