Проект концепция инклюзивного образования в санкт-петербурге



Скачать 244,37 Kb.
Дата10.02.2016
Размер244,37 Kb.
#299
ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

  1. Общие положения

Государственные гарантии Российской Федерации (далее - РФ) на достойную жизнь и свободное развитие человека обеспечиваются рядом нормативных правовых документов.

Согласно Конституции РФ основными социальными задачами РФ являются поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7), защита прав человека, в том числе права на образование (ст. 43, 45), под охрану государства поставлено здоровье граждан (ст. 41), а также действует запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55).

Концепцией реформирования системы специального образования (от 09 февраля 1999 г. № 3/1) определены основные направления, одним из которых является «создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения, на всех ступенях, во всех типах и видах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов)».

В связи с принятием РФ Конвенции о правах ребенка и дальнейшей ее ратификацией, осуществляется работа по ее анализу и разработке первоочередных мероприятий по ее реализации. Одним из приоритетных направлений является внедрение инклюзивного образования.

В законопроекте «Об образовании» одной из государственных гарантий реализации права на образование в РФ является «получение качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе на основе специальных педагогических подходов, оказания ранней коррекционной помощи, посредством создания условий для инклюзивного и интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует получению образования определенного уровня и направленности, а также их социальному развитию» (ст.5 п.4).

В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» одним из направлений развития системы образования определено направление «Равные и разные», основополагающим принципом которого является обеспечение равных прав на образование и включение детей в социокультурную среду.

Стратегическое направление «Равные и разные» включает потенциальные ресурсы, которые может использовать (и частично использует) система образования Санкт-Петербурга в целях реализации государственных задач и общественного запроса на развитие качества и доступности образования. Данное направление связано с решением основных проблем организации обучения детей с ОВЗ:

- недостаточно разработанной нормативно-правовой базой, обеспечивающей введение инклюзивного образования (обучения) в реальную педагогическую практику в учреждениях разных типов;

- отсутствием системы ранней диагностики и выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка;

- неподготовленностью педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в контексте инклюзивного образования.

Настоящая Концепция опирается на ряд нормативных документов:

- Декларацию прав ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН
от 20 ноября 1959 года;


- Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1960 года;

- Декларацию о правах умственно отсталых лиц, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года;

- Декларацию о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года;


  • Конвенцию о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года;

  • Конвенцию о правах инвалидов, принятую резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года;

  • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года;

  • Конституцию Российской Федерации от 12.12.1993;

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1;

  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ;

  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (в ред. постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617);

  • Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

  • Федеральную целевую программу развития образования на 2011 - 2015 годы;

  • Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге» № 11-1 от 31.01.2003 г;

  • Закон Санкт-Петербурга об общем образовании№ 381-66;

  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2010 №750 «О Плане мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге»;

а также инструктивных писем Министерства образования и науки РФ:

  • от 16.04.2001 N 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»;

  • от 16.01.2002 г. № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии дошкольных образовательных учреждениях»;

- от 18.04.2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 февраля 2008 г. № 26, раздел III, п. 5»).

Концепция призвана обеспечить повышение эффективности деятельности Комитета по образованию, администраций районов Санкт-Петербурга, образовательных учреждений, общественных организаций по направлению создания условий для увеличения доступности к образованию детей с ОВЗ в среде обычно развивающихся сверстников. получения качественного образования без дискриминации лицами с ОВЗ.

Настоящая Концепция определяет принципы, формы и механизмы взаимодействия всех заинтересованных лиц в целях обеспечения реализации и удовлетворения образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Реализация настоящей Концепции позволит воплотить в практике образовательных учреждений Санкт-Петербурга основной принцип направления «Равные и разные» стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»: дополнение принципа «доступность качества» принципом «качество доступности».


В настоящей Концепции используются следующие понятия и термины:

Инклюзия – процесс увеличения степени участия каждого ребенка в академической и социальной жизни образовательного учреждения, а также процесс уменьшения степени изоляции детей с ОВЗ во всех процессах, происходящих внутри образовательного учреждения и социально-культурной среде города.

Инклюзивное (включающее) образование – процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Инклюзивное образование – процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка».

Интеграция — процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - человек, имеющий физический и (или) психический недостатки, требующие создания специальных условий для получения образования при освоении образовательных программ.

Особые образовательные потребности (нужды) – это потребности детей, которые по той или иной причине затрудняются получить образование, включая детей с физическими и умственными недостатками, и детей, испытывающих постоянные или временные трудности при получении образования, связанные с социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми, географическими или другими факторами.

Психолого-медико-педагогическая комиссиякомиссия для выявления детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитание.

Психолого-медико-педагогическая помощь (сопровождение) - оказание помощи населению в области обследования психического здоровья, диагностики психических нарушений и решения проблем обучения, воспитания и лечения детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

(помощь не всегда может быть сопровождением, и наоборот)



Реабилитация – применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью восстановления утраченного здоровья, социального и психологического статуса подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.

Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимые при активном участии семьи.

Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Социальная адаптация - активное приспособление детей с ОВЗ к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения - дошкольные и школьные учреждения для детей с ОВЗ, нуждающихся в лечебной и психолого-педагогической коррекции, диагностике, воспитании, обучении: с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, позднооослепшие); с нарушениями опорно-двигательного аппарата;с нарушениями речи; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой.
2. Анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на развитие системы инклюзивного образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге

Стратегический анализ факторов развития системы образования Санкт-Петербурга, проведенный Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, позволил выделить основные благоприятные возможности и потенциальные угрозы, преимущества и недостатки, содержащиеся как во внешней, так и внутренней среде Санкт-Петербурга для включения лиц с ОВЗ в образовательный процесс.



Факторы внешней среды, влияющие на развитие системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Благоприятные возможности

Потенциальные угрозы

  • обеспечение оптимальных условий для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка: сложившаяся эффективная система специального (коррекционного) образования:

- специальные (коррекционные) школы (количество ОУ – 40, количество обучающихся детей – 8644);

- специальные (коррекционные) школы-интернаты (17/2045)

- школы надомного обучения (1/82).


  • включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему инклюзивного и интегративного образования:

- общеобразовательные учреждения, в которых есть специальные (коррекционные) классы (44/2670)

- общеобразовательные учреждения, в которых дети с ОВЗ обучаются в обычных классах (1/16)



  • учет состояния здоровья учащихся при определении объема учебной нагрузки, режима занятий (Ст. 51 п.1 Закона об образовании РФ);

  • увеличение количества часов учебного плана до 8 в начальной школе, до 12 – в старшей;

  • расширение спектра оказываемых образовательных услуг за счет возможности введения в учебный план дополнительных предметов, не предусмотренных письмом Минпроса СССР от 05.05.78 г. № 28-М;

  • определение Перечня заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима возможна по желанию законного представителя организация их индивидуально обучения на дому;

  • формирование дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по ранней диагностике и коррекции нарушений развития у детей, оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства, с учетом опыта инновационной деятельности ОУ Санкт-Петербурга;

  • формирование новой образовательной среды образовательного учреждения: включение ОУ, осуществляющих обучение детей с ОВЗ в городские и районные адресные программы оснащения ОУ учебным оборудованием и комплексного капитального ремонта.

  • отсутствие нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих инклюзивное образование;

  • отсутствие механизма обеспечения финансового, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;

  • отсутствие нормативного обеспечения и механизмов учета образовательных потребностей и запросов обучающихся в зависимости от вида нарушения здоровья

  • неготовность части педагогических работников общеобразовательных школ к работе с детьми с ОВЗ. Проведенные исследования показали, что в целом при высоком уровне эмпатии у педагогов всех категорий (педагоги, находящиеся на данном уровне чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, с неподдельным интересом относятся к людям, эмоционально отзывчивы, общительны) по показателю «стремление перевоспитать партнера» часть педагогов массовых общеобразовательных школ приблизились к недостаточному уровню коммуникативной толерантности, что свидетельствует о трудностях демонстрировать расположение к партнеру, принимать его во всех или некоторых проявлениях, сдерживать недовольство им. (это свидетельствует о непрофессионализме педагогического состава и его профнепригодности)

  • неготовность родителей детей с ОВЗ принимать адекватные решения в отношении своего ребенка. Более 60% родителей, принимавших участие в исследовании, чьи дети обучаются в специальных (коррекционных) школах, не принимают своих детей: родители воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, испытывает по отношению к нему злость, досаду, раздражение эмоционально их отвергают. Довольно высоки показатели по шкале «авторитарная гиперсоциализация» (84%): родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, лишая ребенка возможности проявления своей индивидуальности. Более 40% участников исследования определены по шкале «маленький неудачник». Родители приписывает ребенку личную и социальную несостоятельность, при этом досадуют на его неуспешность.





Факторы внутренней среды, влияющей на развитие системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья




п/п

Факторы внутренней среды

Преимущества Санкт-Петербурга

Недостатки Санкт-Петербурга



Геополитическое положение

  • крупный мегаполис с развитой инфраструктурой

  • территориальная удаленность специального (коррекционного) образовательного учреждения от места проживания семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья



Культурная сфера

  • центр исторического, культурного, литературного наследия;

  • реализация многими музеями, центрами программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

  • отсутствие возможности полноценного использования культурного наследия в развитии ребенка, обучающегося индивидуально на дому



Общество

  • достаточно высокий образовательный и культурный уровень;

  • декларация гуманистических ценностей




  • недостаточный уровень толерантности;

  • недостаток информации о положении и проблемах лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • недостаточность механизмов поддержки родителей, воспитывающих больных детей, детей с проблемами в развитии



Образовательное учреждение

  • развитая сеть учреждений дошкольного и школьного образования,специальных (коррекционных) образовательных учреждений;



  • принцип личностно-ориентированного подхода в системе специального (коррекционного) образования;

  • достаточно высокий уровень профессиональной компетентности педагогов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;

  • наличие в учреждении образовательной среды, учитывающей особенности психофизического развития учащихся, способствующей их максимальной социализации и интеграции в общество;

  • наличие внутри образовательных учреждений дополнительных образовательных услуг

  • недостаточность вариативности системы дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • недостаточное материально-техническое обеспечение образовательных учреждений специальным оборудованием;

  • недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;

  • отсутствие преемственности в обучении детей с раннего возраста до получения ими профессионального образования в условиях общеобразовательной школы



Семья

  • широкие возможности для получения медико-психолого-педагогической помощи

  • нарушение психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как следствие ее распад и формирование деструктивных типов семейного воспитания;

  • непринятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья членами семьи;

  • отсутствие возможности у одного из родителей работать, что связано с необходимостью постоянного ухода и присмотра за ребенком, обучающимся на дому;

  • социальная дезадаптация родителей, дисоциализация детей.



Социальные службы

- формирование программ поддержки семьи с ребенком с ОВЗ

  • отсутствие системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья после окончания образовательного учреждения

Анализ сочетаний внешних и внутренних факторов возможностей для развития системы инклюзивного образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге позволяет сделать следующий вывод.

Международная известность и авторитет, высокий образовательный и культурный уровень граждан, приверженность жителей демократическим ценностям позволяют образовательному пространству Санкт-Петербурга интегрироваться в мировое и европейское образовательное пространство и организовать эффективное обучение детей с ОВЗ с целью их успешной социальной адаптации и интеграции в обществе. Кроме того, анализ сочетаний внешних и внутренних факторов позволяет с учетом имеющихся проблем, не позволяющих детям с ОВЗ в настоящее время полноценно и в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребенка включаться в образовательную среду сформировать цели и задачи настоящей Концепции.


  1. Цель, принципы и задачи системы инклюзивного образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге

Цель Концепции: создание целостной, эффективно действующей системы инклюзивного образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге.

Цель Концепции: определить системные механизмы создания и поддержки инклюзивного образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге.

Формирование системы инклюзивного образования в Санкт-Петербурге для детей с ОВЗ базируется на следующих принципах:



  • признание ценности человека, независимо от его возможностей и достижений;

  • индивидуальный подход в определении цели воспитания и обучения ребенка с ОВЗ;

  • межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных исполнительных и законодательных органов государственной власти, социальных институтов, образовательных учреждений, заинтересованных лиц с целью оптимизации процесса образовательной интеграции детей с ОВЗ);

  • социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе).

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • изучение спроса и желаний среди детей с ОВЗ и их родителей обучаться в системе инклюзивного образования;

разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей введение инклюзивного образования (обучения) в педагогическую практику в образовательных учреждениях разных типов и общеразвивающего вида; (типы - у специальных учреждений, которые не имеют отношения к инклюзивному образованию).

  • создание развитие системы ранней диагностики и выявления детей с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения своевременной коррекционной помощи
    и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка; (система давно создана, ее необходимо развивать);

  • формирование и внедрение городской программы подготовки, переподготовки и развития педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в контексте инклюзивного образования.

  • создание безбарьерной городской и образовательной среды;

  • создание и укрепление межведомственного взаимодействия по оказанию индивидуальной реабилитационной поддержки каждому ребенку с ОВЗ;

  • разработка механизма финансирования организации образовательной деятельности ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении, при этом надо учесть необходимый объем финансирования его особых потребностей;

  • модернизация системы учета знаний для детей с ОВЗ;






  1. Формы инклюзивного образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге

Учитывая многоаспектные возможности обучения детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге, в данной Концепции предусматриваются следующие организационные формы внедрения инклюзивного образования.

  1. Обучение, коррекция, воспитание:

  • включение ребенка с ОВЗ в процесс обучения образовательного учреждения с последующим параллельным получением коррекционной помощи в специальном (коррекционном) учреждении, центре;

  • обучение детей со сложной структурой дефекта, умеренной и тяжелой умственной отсталостью в специальной (коррекционной) школе 8 вида (исключить – не имеет отношения к инклюзивному образованию);

  1. Обучение

  • обучение в классах (группах) коррекционной направленности в образовательных учреждениях; (исключить – не имеет отношения к инклюзивному образованию);

  • включение в процесс обучения в класс (группу) образовательных учреждений;

  • создание в образовательных учреждениях служб сопровождения участников образовательного процесса.

  • создание при общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах вечерних отделений для взрослых с ОВЗ, желающих получить образование.

  1. Воспитание и социализация

  • социальная интеграция – обучение в коррекционных учреждениях с последующим включение в социокультурное пространство образовательных учреждений, города;

  • создание в образовательных учреждениях служб сопровождения участников образовательного процесса.

5. Комплексные мероприятия по реализации задач настоящей Концепции

5.1. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования:



  • анализ имеющихся нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей с ОВЗ в других регионах России, а также их опыта работы правоприменительной практики

  • разработка нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге в различных формах;

  • разработка механизмов финансового и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;

  • обеспечение мер реабилитации детям, обучающимся инклюзивно;

  • обеспечение сопровождающим ребенка с ОВЗ

  • 5.2. Создание безбарьерной городской и образовательной среды:

  • формирование городских программ создания безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей свободное передвижение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха, а также обеспечение образовательных учреждений специальными техническими средствами для организации комфортного образовательного процесса детей с ОВЗ;

  • формирование психологической среды, позволяющей ребенку с ОВЗ комфортно чувствовать себя в различных организационно-педагогических условиях.

5.3. Раннее выявление и комплексная помощь ребенку с ограниченными возможностями в развитии:

  • создание служб, реализующих программы раннего вмешательства, что позволит достроить отсутствующее звено в системе образовательных учреждений Санкт-Петербурга и позволит обеспечить непрерывное пролонгированное комплексное (медико-психолого-педагогическое) сопровождение детей с ОВЗ;

  • скрининг детей с риском отклонений в развитии в организациях родовспоможения и первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);

(службы раннего вмешательства существуют в системе здравоохранения
и социальной защиты, поэтому создавать новые необходимости нет. Важно наладить межведомственное взаимодействие по подготовке семей и детей
к переходу к программам инклюзивного образования).

5.4. Программно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях:

  • разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребенка с ОВЗ;

  • создание и внедрение специальных учебников и методических материалов, электронных, аудио и видео материалов, учитывающих специфику нарушения в развитии ребенка с ОВЗ.

5.5. Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих образование ребенка с ОВЗ:

  • формирование служб внутреннего психолого-медико-педагогического сопровождения в лице специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума (специального педагога, педагога-психолога, медицинского работника);

  • формирование укрепление служб внешнего сопровождения в лице специалистов районных, городских центров психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров, специальных (коррекционных) учреждений образования; (службы давно созданы).

  • сопровождение родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс этих детей через формирование программ специального обучения родителей и педагогов;

  • поддержка общественных организаций, решающих вопросы организации инклюзивного образования.

5.6. Профессионально-трудовая подготовка лиц с ограниченными возможностями в развитии:

  • создание системы непрерывного образования, в том числе профессионального образования, для детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.

6. Формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья:

  • создание позитивного отношения общества к лицам с ОВЗ через формирование комплексных социальных программ, направленных на признание права ребенка с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества;

  • реализация социальных проектов в СМИ и др.

7. Кадровое обеспечение:

  • подготовка предложений для включения в программы педагогических вузов специального курса, подготавливающего будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования;

  • организация и проведение курсов профессиональной переподготовки по специальности «Специальная педагогика»;

  • проведение курсов повышения квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ и их индивидуального сопровождения.

8. Обеспечение качества образования детей с ОВЗ:

9. Научное сопровождение инклюзивного образования

  • проведение фундаментальных и прикладных психологических, педагогических, социологических научных исследований по вопросам инклюзивного образования,

  • организация деятельности опытно-экспериментальных площадок по данному направлению и обеспечение внедрения результатов инновационной деятельности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

6.Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции

Реализация настоящей Концепции позволит:



  • сформировать систему инклюзивного образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге, позволяющей обеспечить права детей с ОВЗ на равный доступ к качественному образованию независимо от состояния здоровья и места их проживания; (Какими целевыми показателями можно измерить, сформирована система или нет: количеством включенных детей с ОВЗ? Количеством разработанных индивидуальных планов? Степенью удовлетворенности детей
    и родителей? Созданием правового механизма межведомственного взаимодействия?...)

  • обеспечить создание безбарьерной образовательной среды в общеобразовательных учебных заведениях различных типов и видов, независимо от форм собственности и подчинения, способствующей полноценному включению детей с ОВЗ в образовательный процесс;

  • обеспечить создание безбарьерной городской среды

  • обеспечить развитие вариативных форм инклюзивного образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге с целью формирования индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ для удовлетворения образовательных потребностей семьи и ребенка;

  • обеспечит доступность инклюзивного образования для детей с ОВЗ
    в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями
    и ИПР;


  • повысить эффективность взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных организаций, образовательных учреждений для решения вопросов эффективного функционирования системы инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Условные обозначения:

Красным шрифтом – исключить в данной редакции;



Жирным шрифтом на желтом фоне – предложение о внесении изменений или дополнений в редакции Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге;

Простым шрифтом на желтом фоне - пояснение
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ

Скачать 244,37 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница