Проект как средство формирования основных компетенций студентов



Дата10.06.2022
Размер19,6 Kb.
#185821
Связанные:
Цирамуа М.С. Омск


ФГБОУ ВО «ОмГМУ», КОЛЛЕДЖ, ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.ОМСК


ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Марина Согратовна Цирамуа


преподаватель


Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать!
М. Кларк
Одной из ключевых идей модернизации образования является идея развития компетенций. В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
На сегодняшний день социальный заказ общества направлен на формирование таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, быстро осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Под компетенцией понимают результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели.
Проектная деятельность дает широкие возможности для формирования ключевых компетенций учащихся таких как исследовательской, социальной, информационно-коммуникационной, учебно-познавательной, способствует повышению уровня активности студентов, позволяет в большей степени индивидуализировать учебный процесс с позиций предоставления обучащемуся возможности для проявления самостоятельности в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Практическая значимость проекта в том, что в нем рассматривается возможность использования данной инновационной технологии обучения в единой педагогической системе обучения.
Метод прoектов представляет собой возможность создать условия для самопознания, самореализации и рефлексии учащихся, а именно возможности найти себя, определить природу своих умений и навыков и, наконец, встать на путь развития своей личности.
Метод проектов является одним из способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3, с. 35]. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
В настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом системы образования, суть которого заключается в стимулировании интереса студентов к определенным проблемам, предполагающим владение определенным багажом знаний. Через проектную деятельность осуществляется решение этих проблем, умение практически применять полученные знания тем самым развивая рефлекторное мышление.
Проектная деятельность — это путь познания, другими словами способ организации процесса познания. Использование метода проектов в преподавании психологии позволяет преподавателю научить студентов применять совокупность приемов, операций для овладения не только теоретическими, но и практическими знаниями.
Чтобы студент воспринимал знания как действительно нужные, утверждает Л. В. Нефедова, ему необходимо:

  • поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни.

  • применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели.

  • получить в итоге реальный результат (внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике; внутренний результат - опыт деятельности соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности) [4, с. 37].

В структуре преподавания дисциплины «Психология общения» метод проектов позволяет выполнять задание как индивидуально, так и в группе, он всегда личностно-ориентирован и базируется на субъект-субъектном взаимоотношении между участниками педагогического процесса. В данном случае преподаватель выступает в роли консультанта, партнера, который сопровождает студента в этом виде деятельности. Любой проект отражает психологические свойства личности студента, его личный опыт, его креативность и уровень коммуникации при презентации проекта.
Дисциплина «Психология» для студентов колледжа позволяет активно применять метод проектов, чтобы научить студентов проектной деятельности (репродуктивной, репродуктивно-поисковой, творческой). Метод проектов целесообразнее использовать на начальной стадии обучения студентов психологии, поэтому темы не должны быть слишком сложные, например, «Стресс - преодолеваем препятствия», «Коллективизм - групповая сплоченность», «Самопознание и успех в жизни», «Этапы моего профессионализма», «Самореализация – перспектива будущего личности», «Конкурентоспособность в профессии». Предлагаемая студентам структура проекта может состоять из следующих частей:
1.Необходимо выбрать идею проекта и его тему (прикладное и практическое значение), определить цель и задачи проекта. Продолжительность проекта.
3. Подбор необходимой литературы, для определения текста проекта, если нет собственных мыслей и гипотез.
4. Ведущие понятия, которые используются в проекте (знания).
5. Определите форму, методы и приемы знаний в проекте.
6. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.
7. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); меж предметный проект.
8. Характер контактов (среди участников одной группы, города, региона).
9. Количество участников проекта (индивидуальный, групповой, коллективный)
10. Презентация проекта (доклад, дискуссия, аргументация, ролевая игра, тренинг, видеожурнал, альманах, конференция).
Методы активного обучения, в данном случае проектов, способны помочь в овладении знаниями человеку любого возраста, достигается это с помощью изменения цели и укрепления учебной мотивации у обучающихся. Они не должны делать специальных усилий, стремясь запомнить материал, а просто решают конкретные задачи, тесно связанные с их будущей или действительной работой, причем в социальной и эмоциональной обстановке, максимально приближенной к производственной [1, с. 634]. При активном обучении отдаленная конечная цель - учиться - непосредственно порождает мотив конкретной деятельности и пробуждает личностную заинтересованность, которая существенно интенсифицирует процесс усвоения материала и улучшает результаты обучения.
Список литературы
1. Девисилов В. А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно-ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. 2019. № 2. С. 29-34.
2. Козырская И. Н. Современные педагогические технологии как основа деятельности инновационных учебных заведений РК // Творческая педагогика. 2019. № 2. С. 35-41.
3. Нефедова Л. В. Проблемы проектирования и внедрения новых технологий обучения в процессе профессиональной подготовки в вузе // Педагогика КZ. 2018, с 119.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница