Проект исо проект Информатизация системы образования



Дата14.02.2016
Размер47 Kb.
Проект ИСО
Проект «Информатизация системы образования" (ИСО) - четвертый крупномасштабный проект, который реализуется Национальным фондом подготовки кадров. Подготовка проекта проводилась НФПК совместно с экспертами Международного банка реконструкции и развития в 2003-2004 годах. В конце октября 2004 года Правительство России одобрило привлечение займа Международного банка реконструкции и развития в $100 млн на финансирование этого проекта. Не менее $33,5 млн к этой сумме добавит российская сторона: $10,9 млн профинансирует федеральный бюджет, а $22,6 млн придется на долю пилотных регионов проекта. На реализацию первого этапа проекта отведено три с половиной года (2005—2008 гг.). Срок погашения займа определен в 17 лет, при этом первый платеж будет совершаться через пять лет.
Проект «Информатизация системы образования» направлен на формирование нового качества общего среднего и начального профессионального образования. Такого качества, которое поможет России стать конкурентоспособной в условиях глобальной экономики, основанной на знаниях.
Проект ИСО делает самую масштабную и системную за прошедшие 20 лет попытку решать вопросы информатизации школы в тесной связи с повышением качества учебного процесса, изменением парадигмы образования, обновлением способов педагогической деятельности.
1. Проблемы решаемые в проекте
Проект ИСО ориентирован на решение следующих взаимосвязанных между собой проблем:
* Растущее неравенство в доступе к образовательным услугам. В рамках проекта предполагается создание широкого спектра учебных материалов «нового поколения», ориентированных в том числе на самостоятельное использование учащимися для самообразования, а также обучение педагогов способам эффективной работы с этими материалами. Дизайн проекта предусматривает формирование системы дистанционного профильного обучения через Интернет учащихся старших классов и поддержку заочных школ, ведущих целенаправленную подготовку способных учеников к поступлению в вуз по избранной специальности. Все это позволит учащимся, независимо от места их проживания и социального статуса, получить доступ к новым средствам обучения и учебным программам более высокого уровня.
*Неравенство региональных возможностей в сфере образования. Проект нацелен на решение проблем отдаленных районов и сельских школ посредством создания разветвленной системы межшкольных методических центров (ММЦ). Формирование системы ММЦ и создание общедоступных учебных материалов в значительной степени позволят преодолеть растущую угрозу разрыва в уровне информатизации образования между российскими регионами и на территории конкретных регионов.
*Снижение качества преподавания. В ходе реализации проекта будет сформирован потенциал по разработке и использованию современных электронных учебно-методических материалов, которые найдут применение во всех школах России.
*Недостаточная готовность учащихся использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях. Повышение образовательных результатов, обеспечение активной учебной работы школьников в пилотных регионах проекта будет достигнуто путем предоставления им возможностей:

  • работать непосредственно с понятиями, материалами и средами; принимать на себя роль экспериментатора, проверять гипотезы и стремиться делать заключения на основе собранной информации;

  • работать в условиях группы или команды. Это позволяет добиться более глубокого осмысления новых идей и их последующего изложения, установления взаимосвязи новых понятий с ранее изученным материалом;

  • работать в условиях реального мира. Средства ИКТ позволяют более точно моделировать различные ситуации и условия реального мира, в котором впоследствии необходимо будет применять новые знания;

  • гибко использовать ИКТ ресурсы, работать с изучаемым материалом множеством различных способов, создавать и представлять продукцию, демонстрирующую результаты обучения в очень конкретных формах.

*Недостаточный уровень подготовки педагогов и других работников сферы образования к использованию ИКТ в учебном процессе.


*Несоответствие содержания начального профессионального образования требованиям рынка труда. Проект окажет поддержку учреждениям начального профессионального образования посредством совершенствования учебно-методических материалов, основанных на ИКТ и предназначенных для развития общих навыков по решению проблем, которые очень востребованы на рынке труда.
*Несоответствие нормативно-правовой базы задачам информатизации образования. Проект окажет содействие в реформировании российской нормативно-правовой базы, связанной с созданием и применением учебно-методических материалов, основанных на ИКТ, а также дистанционным обучением. Указанная деятельность предполагает включение вопросов, связанных с использованием ИКТ, в аттестацию учителей — как будущих педагогов, так и учителей, повышающих свою квалификацию.
2. Цели проекта

Проект ориентирован на достижение трех взаимосвязанных между собой целей:

Обеспечение активной учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях, решать не встречавшиеся ранее задачи.

Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов, обеспечение перехода педагогов к более индивидуальным и активным методам обучения, предоставление им возможности использовать новые ресурсы.

Обеспечение доступности качественных образовательных услуг для каждого заинтересованного в них школьника, даже если он не может получить эти услуги в своей школе.

3. Задачи решаемые в проекте

Обеспечение учащихся и учителей современными учебными материалами.

Создание в России устойчивого потенциала в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости цифровых образовательных ресурсов, отвечающих нуждам образовательных учреждений.

Подготовка и повышение квалификации педагогов и управленцев в области использования информационных и коммуникационных технологий в практике образования и проектирования такого использования

Реализация профильных учебных программ средствами дистанционного образования.

Создание в регионах, участвующих в проекте, системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации школ и распространения новой практики преподавания.

Поддержка инициатив педагогов и школ, направленных на создание новой практики обучения и внеучебных форм образования.
4. Особенности проекта
Продолжительность. Устойчивые изменения в работе школы накапливаются достаточно медленно и заметны не ранее, чем через два-три года. Для того чтобы разработать новые модели учебной работы, опробовать их на практике и сформировать механизмы, обеспечивающие распространение этих моделей по всей стране, проект должен иметь продолжительность не менее шести семи лет. Эти соображения определили общую продолжительность проекта и его деление на два этапа. Первый этап (март 2005 — июнь 2008 гг.) продолжается три с половиной года, второй (июль 2008 — июнь 2010 гг.) — три года.

Масштабность и распределенность.

ИСО — долгосрочный проект, который направлен на преобразование образовательной системы во всей стране. На первом этапе реализации он охватит свыше 6 тысяч школ в регионах проекта и более 400 тысяч педагогических работников во всей России. В рамках проекта предполагается создать учебные материалы нового поколения по всем основным предметам общеобразовательной школы — свыше 150 учебно-методических комплексов и более 75 тысяч цифровых информационных источников. В 50 регионах страны будет проведено повышение квалификации педагогов в области формирования базовой ИКТ-компетентности. Для участия в проекте на первом этапе отобрано семь пилотных регионов: Республика Карелия, Ставропольский, Красноярский и Хабаровский края, Калужская, Челябинская и Пермская области. Пилотные регионы проекта находятся в каждом из семи федеральных округов. В каждом регионе создается система из регионального координационного и межшкольных методических центров (система РКЦ — ММЦ). На втором этапе в проекте примет участие не менее 20 российских регионов.

Системность. Проект охватывает три ключевые составляющие образовательной практики: содержание образования, методы обучения, педагогические кадры.


5. Этапы и фазы проекта
ИСО, можно разделить на два этапа и три фазы. Главные задачи первого этапа (март 2005 — июнь 2008 гг.):


  • разработать и апробировать серию высококачественных, открытых цифровых образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов, отвечающих новым задачам подготовки учащихся;

  • создать эффективный механизм изменения практики обучения через повышение квалификации педагогов в области информатизации;




  • развернуть в регионах, участвующих в проекте, систему межшкольных методических центров, которые обеспечивают эффективную текущую поддержку процессов информатизации школ.


Первый этап разбит на две фазы.
На первой фазе (развертывание) ведется разработка и апробация цифровых образовательных ресурсов нового поколения (ЦОР), новых учебно-методических материалов и регламентов работы школы в условиях насыщенной информационной среды. Отрабатываются системы и методика интернет-обучения школьников. Одновременно с этим в пилотных регионах проекта разрабатываются и реализуются программы информатизации школ, муниципалитетов, регионов. Начинается реализация программ повышения квалификации управленцев, школьных команд и учителей в пилотных регионах.
На второй фазе (реализация) ведется освоение и использование в пилотных регионах экспериментальных версий комплексов формирования информационной среды образовательных учреждений, коллекций цифровых образовательных ресурсов нового поколения и новых учебно-методических материалов, практическая отработка регламентов работы школы в условиях насыщенной информационной среды. Идет практическое опробование моделей интернет-образования школьников. Одновременно осуществляется подготовка массовых версий всех экспериментально проверяемых и отрабатываемых на практике разработок.
Второй этап проекта (июль 2008 — июнь 2010 гг.) опирается на результаты, полученные на первом этапе. Главные задачи второго этапа:


  • развернуть в большинстве школ страны практическое использование технологий и цифровых образовательных ресурсов, разработанных на первом этапе проекта;

  • повсеместно перейти на современные программы подготовки и повышения квалификации учителей, которые основаны на использовании ИКТ, ориентированы на педагогические результаты и помогают работникам образования использовать ИКТ в качестве инструмента профессионального роста;

  • распространить накопленный в проекте опыт поддержки процессов информатизации школы, использования ИКТ в работе методической службы;

  • развить производство высококачественных учебных материалов, выйти на международный рынок цифровых образовательных ресурсов.

Второй этап включает в себя третью фазу проекта (распространение). Созданные на первом этапе материалы и опыт их использования, накопленный в пилотных регионах, распространяются во всех регионах страны. Информатизация общеобразовательной школы и

НПО переходит на новый качественный уровень.


6. Структура проекта

Все входящие в проект ИСО работы распределены по трем компонентам:

• Учебные материалы нового поколения (компонент А).

• Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования (компонент В).



• Создание системы межшкольных методических центров (компонент С).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница