Проект «Формирование творческих способностей учащихся через проектную деятельность»



Скачать 99.27 Kb.
Дата29.03.2016
Размер99.27 Kb.

Проект «Формирование творческих способностей учащихся через проектную деятельность»

Чернов С.Л.

Введение


Развитие творческих способностей учащихся способствует формированию прочных, качественных знаний, так как появляются нестандартные интересные работы. Психологи рассматривают творчество как выход за пределы программных навыков и умений, как высшую форму активной и самостоятельной деятельности личности в любом возрасте. В творчестве проявляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Творческие способности формируются в коммуникативном процессе: они становятся достоянием школьников в результате проведения исследовательской работы, формирования операционного и критического мышления. Стало очевидным, что проблемы обучения и воспитания, развития детей могут быть решены успешно только при условии хорошей организации педагогического процесса. Совместная деятельность коллектива будет успешной, если она хорошо спланирована и организованна, если знают, что, когда и как они должны делать, какие результаты получать [1,с.29].

Проблема оптимизации методической работы в образовательных учреждениях на современном этапе освещалась К.Ю. Белой, А.Н. Морозовой, Л.В. Поздняк, П.И. Третьяковым: они глубоко исследовали преобразования при планировании учебного процесса, в том числе, с использованием проектной технологии. «Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х годов: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Их исследования привели к выводу, что критически переработанный метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Давно доказано, что метод проектов необходим не вместо учебных предметов, а в рамках календарно-тематического планирования по конкретному предмету. Информатика является тем предметом, знание которого отражается на качестве умений и навыков других предметов. Значимость предмета определяется тем, что включение медиаинформации (средств и возможностей Интернет) в образовательный контекст урока приводит к развитию познавательной активности, формированию мировоззренческой системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков, психических феноменов и личностных качеств учащихся старших классов.

Объект исследования: изучение специфики проектной технологии в образовательном процессе на уроках информатики и внеклассной деятельности.

Предмет исследования: проектирование видов работ на уроках информатики для развития творческих способностей старшеклассников.

Цель исследования: исследовать творческие способности учащихся посредством проектной деятельности на уроках информатики.

Гипотеза исследования: наше предположение строится на том, что систематическое использование проектной деятельности при планировании учебного процесса в образовательном учреждении будет эффективным для формирования и развития творческих способностей учащихся, при соблюдении следующих социально-педагогических условий:

- иметь четкое представление об уровне усвоения программы учащихся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития, учёт этих особенностей в образовательном процессе;

- совершенствование структуры обучения и воспитания через систематическое внедрение проектной технологии;

-создание предпосылок для внедрения метода проектов на каждом занятии для реализации личностно-ориентированного обучения.

Задачи исследования:

1. Анализ изучения новых возможностей в формировании и развитии творческих способностей с использованием проектной деятельности.

2. Рассмотреть эффективность внедрения метода проектов в современных образовательных учреждениях.

3. Разработать методический образовательный проект и модели занятий по реализации проекта.

Методы исследования:

1. Общенаучный метод: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

2. Эмпирический метод: создание проекта.

Теоретическая база исследования:

Для исследования темы были глубоко изучены научные исследования Г.Г. Скоробогатовой[16] о классификации проектов, используемых в образовательных учреждениях; Е.С. Полат [10], Т.А. Новиковой [8] об эффективности использования метода проектов в работе педагогов; методические рекомендации по использованию проектной деятельности для формирования и развития познавательных и творческих способностей детей. Были рассмотрены практические разработки проектов по разным предметам Л.А. Турик [18], Е.Б. Куркина [6], А.М. Новикова[9]; методические подходы Г.И. Кругликова к обучению старшеклассников творческой деятельности.

Практическая значимость исследования: разработанный проект можно использовать в работе педагогов, занимающихся обучением и воспитанием в образовательном учреждении для сравнительного анализа традиционных занятий и занятий с использованием проектной деятельности старшеклассников.

Аннотация к проекту

Образовательный проект направлен на изучение творческих способностей старшеклассников через проектную деятельность на уроках информатики. Творческая самореализация в проектной деятельности в современном образовательном процессе возможна только в сочетании учебной и внеклассной работы, практической направленностью работы на компьютере. Участники проекта «Формирование творческих способностей учащихся через проектную деятельность» - учащиеся 8 классов общеобразовательного учреждения, учитель информатики, заинтересованные в создании показательного и профессионального портфолио как инструмента для повышения качества образования. Участники проекта изучат историю и теорию исследуемого вопроса, разработают и реализуют проект на практике. При разработке проекта будет освоена на высоком профессиональном уровне проектно-исследовательская методика, работа с мультимедиа и Интернет-ресурсами. Творческие работы старшеклассников, полученные на уроках информатики и во внеклассной деятельности, позволят повысить уровень образованности и компетентности, создать дидактический и методический материал для кабинета информатики.

Конкретизация проектных заданий:

1. Формированию и развитию творческих способностей учащихся способствует использование метода проектов. Он относится к группе личностно-ориентированных методов обучения, но пока его применение вызывает проблемные ситуация в учебном процессе. Вид проектного задания – создание презентации «Классическая структура проекта», который будет ориентирован на самостоятельную групповую деятельность учащихся.

2. Содержание учебного процесса должно быть направлено на развитие тех способностей старшеклассников, которые заложены в них самих, в тех умениях и навыках, которые возможно сформировать в течение мыслительной деятельности путем использования технологии проектного обучения и различных приемов работы с теоретическим и практическим материалом. Использование проектной технологии позволяет решить пять «П»: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация. Вид проектного задания – разработать варианты творческих проблемных заданий, способствующих интенсивному и продуктивному внедрению проектную деятельность в образовательном процессе.

Актуальность и востребованность проекта

В образовательных учреждениях происходят инновационные процессы: это приводит к выбору методов и стиля работы. Планирование образовательного процесса требует внедрение инновационных технологий. Наиболее популярной и востребованной на уроках информатики становится проектная технология, так как она позволяет использовать глубокую интеграцию знаний из разных предметных областей. В основе метода творческих проектов положен принцип системности, что позволяет сформировать отличительные и необходимые навыки и умения: быстро и качественно ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, критически размышлять, высказывать свою точку зрения, аргументированно защитить свою точку зрения. [18, с. 169]

Технология разработки и реализации проекта требует много времени и поиска информационного материала, кроме этого, связана с исследовательской деятельностью обучающихся, что приводит к переосмыслению целей и задач образовательного процесса и затруднению в осуществлении проектной деятельности старшеклассников. Эти сложности связаны с характерными (особыми) признаками проекта:

- любой проект направлен на достижение конечных целей и получение уникальных (неповторимых, инновационных) результатов;

- реализация проекта требует координированного выполнения многочисленных работ со стороны учителя информатики и со стороны учащихся;

- проблемность возникает в связи с ограниченным количеством времени от начала проекта до его завершения;

- реализация творческого потенциала старшеклассников через проектную деятельность зависит от созданных педагогических и психологических условий на уроках информатики и во внеклассной деятельности и от обеспеченности ресурсами.

Однако проектная деятельность имеет преимущества перед другими методами и технологиями, так как позволяет вовлечь в реализацию внутренние силы (учителя, учащиеся, руководители методических объединений или творческие лаборатории) и внешние (родители, сотрудники социальных организаций, органы управления образованием). Творческие способности старшеклассников, благодаря проектированию, не имеют эталонов или образцов, к которым должны стремиться школьники. Это связано с тем, что при выборе форм продуктов проектной деятельности учащиеся старших классов не ограничены. Это могут быть следующие творческие разработки: Web-сайты, мультфильмы, презентация в виде слайдов, видеофильмы, видеоклипы, графические организаторы, электронное методическое пособие или статья.

Следовательно, система образовательных проектов способствует личностно-ориентированному развитию старших школьников, формируют творческие индивидуальные способности. Это позволяет современной школе иметь выход на широкий круг отношений с социальными и научными структурами общества [18, с. 173].

Цель проекта: разработать содержание проектной деятельности учащихся старших классов на уроках информатики и во внеклассной или факультативной работе, направленной на развитие творческих способностей.

Задачи проекта:

1. Изучить психолого-педагогические аспекты творческой деятельности учащихся старших классов.

2. Определить возможности компьютера при реализации проектной деятельности на уроках информатики.

3. Способствовать формированию операционного и творческого мышления учащихся при применении современных компьютерных технологий в выборе оптимальных решений.

4. Разработать модель развития творческих способностей старшеклассников на основе метода проекта.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Способны ли мы создать электронные ресурсы с использованием проектной технологии?

Проблемные вопросы:

Как спроектировать презентацию для уроков информатики в различных режимах?

Учебные вопросы:

Какие аналогии можно провести между компьютерными возможностями и творческим потенциалом личности?

Какие аналогии можно провести между возможностями компьютера и качеством образовательного процесса?

Как творческие способности зависят от успешности усвоения программного материала по информатике?

Механизм реализации проекта:

Методы достижения поставленных целей и задач проекта:

1. Метод сценариев.

2. Деловые игры.

3. Графические методы.

4. Метод «Дерево решений».

5. Метод экспертизы: самооценка, взаимооценка, оценка экспертов.

Реализация проекта в образовательном процессе:

Данный проект будет реализован в течение учебного года поэтапно, согласно проектно-исследовательской методики, программе школьного предмета «Информатика» общеобразовательного и специализированного характера. В ходе реализации проекта будут использованы четыре важнейших компонента: информационные ресурсы, информационные системы (программы), информационные модели и информационное общество (учащиеся восьмых классов). Информация о творческих достижениях учащихся на уроках информатики будет постоянно освещаться на страницах школьной газеты «Образование XXI века», на страничке сайта проекта. В конце учебного года будет проведена выставка творческих разработок старшеклассников.

Ресурсы:

Информационные: электронные образовательные интернет-ресурсы нового поколения, компьютерные технологии и программы, текстовые редакторы.

Интеллектуальные: цифровые образовательные ресурсы, электронная энциклопедия, мультимедийные учебные пособия, таблицы, рисунки, видеофрагменты, научные статьи и книги по информатике, портфолио учителя, портфолио учащихся.

Материально-технические: компьютеры персонального пользования, модели лабораторных работ, модели проектов, творческие карточки-задания, модели экспериментальных уроков, нормативно-правовое обеспечение, критериальный аппарат оценивания творческих способностей учащихся, комплекс разработанных операций по реализации проекта.



Партнеры: родители и учителя-предметники.

Целевая аудитория проекта: учащиеся восьмых классов общеобразовательного учреждения, в количестве 50 человек (8А, 8Б, 8В, 8М), проектные группы.

Литература

1. Алиева С.В. Методическое пособие: Педагогическая гостиная молодого педагога - Стерлитамак ,Башкортостан – 2010. – 130с.

2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: Просвещение-АСТ, 2004. – 362 с.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М., 2005. – 230с.

4.Жураковская В.М. Исследовательский проект как ведущая деятельность в образовательном процессе // Профильная школа. 2008. - № 3. – С.52-56.

5. Захарченко Е.Ю. Структура портфолио учителя //Практика административной работы в школе. – 2006. - № 8. – С. 29-31.

6. Мединский В.М. Идеи к проектам и практике управления школой / В.М. Мединский. – М., 1999. – 148с.

7. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИТК» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

8. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроке и во внеурочной деятельности / Школьные технологии. – 2000. - № 2. – С.43-53.

9. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. - 120 с.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2002.- 240с.

11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. – М.:АРКТИ, 2003. – 112 с.

12. Попов М.В. Технология применения компьютера в учебном процессе / Сб. «Учебные технологии». – СПб.: НОВА, 2004. – 482 с.

13. Программы для общеобразовательных учреждений / Информатика 2-11 классы, 2012. – 380с.

14. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели // // Профильная школа. – 2005. - № 3. – С.40-42.

15. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах / О.Б. Ставрова. – М.: Интеллект-центр, 2006. – 96 с.

16. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технологии в работе учителя / Г.Г. Скоробогатова. – М.: МИОО, 2002. – 70с.

17. Стайн Э. Новые методы обучения – для нового общества и новой демократии / /Э. Стайн. - Институт «Открытое общество», Перемена, 2004. - № 1. – 52с.

18. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие / Л.А. Турик, Н.А. Осипова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 281с.

19. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 205с.

20. Хуторской А.В., Орешко А.П. Технология создания сайтов // Профильная школа. – 2010. - № 3. – С.30-34.

21. Яшухина О.Н. Преподавание информатики: из опыта работы / Образовательный портал «Информатика». – 34с.


г. Когалым 2013


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница