Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №26 комбинированного вида
Проект «ДОБРЫЕ ДЕЛА – РОДНОМУ ГОРОДУ!»
Номинация «Орехово-Зуево – город счастливого детства»
«Мой край родной»
Подготовила:
Алешкина Татьяна Викторовна
воспитатель МДОУ д/с №26
комбинированного вида
г.о. Орехово-Зуево,
Московский область, Россия
г. о. Орехово – Зуево
2015год
Аналитическая справка
о создание проекта по патриотическому воспитанию старших дошкольников,
МДОУ детского сада №26 комбинированного вида
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Ключевые слова проекта:
Патриотизм как качественная характеристика социума - часть общественного
сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм как качество личности важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
• Патриотизм проявляется в поступках человека.
• Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.
• Зарождаясь из любви к малой родине, патриотизм поднимается до обще- государственного самосознания, до любви к своему отечеству.
Общие положения проекта
По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.
По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.
Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги.
Тип проекта: творческий, фронтальный, долгосрочный.
Продолжительность проекта 3 года
Гипотеза: Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, стране, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике страны, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель проекта: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
-
Учить детей гордиться своим городом, краем, страной;
-
Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом;
-
Формировать гражданские позиции и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
-
Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
-
Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности дошкольника;
-
Воспитывать у детей чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества;
-
Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
-
Воспитывать уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
-
Закрепить чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
-
Познавательные занятия
Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Орехово - Зуево, и области, их символика). Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д. «Город на Клязьме» и т.д.
2. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Орехово- Зуевского округа.
Для этого проводятся:
Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
Экскурсии в краеведческий музей г. Орехово - Зуево;
Тематические досуги «Край в котором я живу», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
-
Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
-
Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
-
«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
«Неделя памяти» включающая:
-
оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
-
Занятия, беседы.
-
Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
-
Экскурсия к памятнику «Неизвестного солдата».
5. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
-
Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
-
Оформление групповых комнат.
-
Благоустройство ДОУ.
-
Труд бытовой в природе.
-
Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.
Материально-техническое сопровождение:
-
дидактические и наглядные пособия;
-
современные средства ТСО;
-
методическая литература;
-
репродукции картин;
-
картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Город на Клязьме»; «Моя семья»;
-
художественная литература;
-
пособие «Заповедники и заказники Московской области»;
-
грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
-
физическая карта России, атлас Московской области;
-
символика Московской области и страны, глобус и т. д.;
-
презентации.
Педагогические принципы проекта:
-
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
-
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
-
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
-
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
-
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
-
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Структура проекта:
Проект составлен для старшей группы детского сада, возраст - 5-7 лет.
Проект определён последовательностью решения комплекса поставленных задач, он определяется по разделам.
1 раздел «Город на Клязьме» .
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «С чего начинается Родина».
4 раздел «Богатства моего города».
1 раздел «Город на Клязьме».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи:
Формировать представление об исторических корнях города.
Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание. Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях Родины, символике родного края и страны.
Формировать представление об основных профессиях жителей города.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках Московской области.
3 раздел «С чего начинается Родина».
Цель: Дать элементарные представления об истории России рассматривание её на физической карте, символики страны, президенте, Великой Отечественной Войны, Красной Площади.
Задачи:
Формировать представление об историческом рождении РФ.
Расширять представления о достопримечательностях, значимости главного города страны - Москве.
Познакомить с физической картой России
Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
Расширить представления о государстве, президенте РФ.
4 раздел «Богатства – моей страны».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
Задачи:
Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Расширять представления о природных богатствах родной земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Этапы проекта:
-
Организационный этап.
-
Основной этап.
-
Заключительный.
Механизм сопровождения проекта:
-
Планирование и подготовка;
-
Изучение методической литературы;
-
План работы на год;
-
Комплектование творческой группы;
-
Составление разделов плана творческой группой;
-
Обсуждение проектов каждого плана;
-
Утверждение плана.
1 этап - Организационный
Составление паспорта проекта.
Встреча с родителями формирование творческой группы, распределение обязанностей.
Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания наизусть.
Подбор музыкального материала для ознакомления и разучивания.
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Подбор дидактических игр.
Подготовка к экскурсии (осмотр местности).
Подготовка папки-передвижки, оформление стенда патриотического содержания.
2 этап – Основной этап
-
«Город на Клязьме».
Виды работы:
Непосредственно-образовательная деятельность «Орехово - Зуево – мой родной город. Достопримечательности нашего города».
Д/и: «Экскурсия по городу». Иллюстрации, их рассматривание: «Подмосковье», «Город на Клязьме». Экскурсия в краеведческий музей города. Д/и: «Мой город на карте». Рассматривание: набора открыток о городе, описание любимых мест. Рассмотреть карту России и города, работа с условными обозначениями.
Непосредственно-образовательная деятельность «Русский народный костюм».
Рассматривание иллюстраций с изображением народных костюмов. Рисование (блок совместной деятельности): «Народный костюм страны».
Подготовить и оформить выставку книг о войне, организовать праздник – развлечение «Богатыри земли русской».
Создание альбома – справочника «По страницам памяти». Презентация альбома – справочника.
С/р игра: «Разведчики». Беседы: « Эта ужасная война», Рисование: «Войне мы скажем нет!», Викторина: «Великая Родина моя», Д/и «Доскажи словечко».
Формы работы с родителями. Подборка семейных фото для группового альбома «Моя семья». Семейный конкурс: "Природа и фантазия".
2 . «Вот эта улица, вот этот дом».
Виды работы:
Непосредственно-образовательная деятельность «Вот эта улица, вот этот дом».
Учим домашний адрес Д/и «Вот эта улица, вот этот дом»
Выставка рисунков « Мой дворик».Разучивание песни «Моё Подмосковье».
Непосредственно-образовательная деятельность «Заводы моего города». Рассматривание иллюстраций профессий. Краткий рассказ на тему, кем работают мои родители.
Чтение стихотворения « Все работы хороши, выбирай на вкус…»
С/р игра «Профессии».
Формы работы с родителями. Составление семейного древа (родословная семьи). Герб семьи. Семейное чтение произведений о семье.
3. «С чего начинается Родина».
Виды работы:
«Кто основал Москву». Иллюстрации, их рассматривание: «Вид Кремля в настоящее время». Чтение художественной литературы: «Русь» И. Никитина, «О Москве», «Город-герой» Е. Карасева. Беседы: «Москва – столица нашей Родины»Д/и: «Кто больше назовет» (Слов-определений к словам Родина, Москва). Чтение художественной литературы: былины «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич», солдатская сказка « Каша из топора», «Солдатская загадка». Рассматривание репродукций: картина «Три богатыря». Д/и: «Объясни» (понимание пословиц и поговорок о Родине и ее защитниках).
Просмотр мультфильмов про героев былин («Лебеди неправды» и многое др).
Непосредственно-образовательная деятельность «Моё государство».
Беседа игра «Если бы я был президентом…». Рассмотрение символики РФ. Изучение гимна РФ.
Непосредственно-образовательная деятельность «Будем в армии служить», Аппликация: «Открытка к Дню защитника Отечества», Загадки, стихи о солдатах и боевой технике. Д/и «Какой, какое, какие». С/р игра «Военный госпиталь». Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен: «Священная война», «Соловьи», «Вечный огонь», «Бравые солдаты», «День победы», «Катюша». Экскурсия к памятнику «Неизвестного солдата». Вечер – встреча с ветеранами «Мы не забудем той войны». Чтение в толковом словаре слов: храбрый, сильный, смелый, выносливый и т. д.
Формы работы с родителями. Конкурс рисунков: "Любимый уголок природы".
-
Викторина: "Люби и знай свой родной край". Совместные развлечения. Экскурсия к вечному огню. Изготовление праздничных открыток. Итоговое занятие:"Будем в армии служить". Встреча с ветераном ВО войны (прадедушкой одного из детей группы). Конкурс семейных рисунков "Мы за мир".
-
4 раздел «Богатства – моей страны».
Виды работы:
Непосредственно-образовательная деятельность «Животные Подмосковья». Рассмотрение иллюстраций животных. Выставка рисунков «Друзья наши меньшие».
Непосредственно-образовательная деятельность «Леса Подмосковья». Просмотр презентации «Заповедники Подмосковья». Выставка рисунков «Богатства леса». Д/и « В лес по ягоды и грибы», «Что где растёт?»
Непосредственно-образовательная деятельность «Красота родных полей» Просмотр презентации « Дары родной земли». Изучение полевых культур и растений. Беседа на тему «Хлеб - всему голова». Рассматривание иллюстраций «Кто трудится в поле».
Чтение литературы В. Крупина «Отцовское поле», М. Глинской «Хлеб». «Песнь о хлебе» Сергея Есенина.
Выставка рисунков «Путешествие по полям»
Формы работы с родителями. Альбом фото, картинок с изображением любимых уголков города Орехово-Зуева. Рассказы детей о своих мамах. Экскурсии на автобусе по городу. Оформление альбома "Улицы нашего города".
Этапы внедрения проекта:
-
Сбор информации;
-
Разработка и внедрение проекта;
-
Разработка и реализация плана проекта;
-
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
-
Реализация планов обеспечивающих выполнение проектного материала;
-
Регулирование выполнения проекта;
-
Текущий мониторинг выполнения проекта;
-
Итоговый анализ реализации проекта, итоговый мониторинг.
Методическое сопровождение:
Организация и проведение семинара по изучению проекта.
Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
Консультации.
Проведение семинарских занятий.
Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
Самообразование.
Использование результатов работы:
Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров).
Оформление результатов работы.
Написание творческих работ, проектов.
Мероприятия поддержки:
Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
Взаимодействие с семьей.
Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.
Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем.
IV. Подведение итогов
1. Проводится праздник «Мой любимый город» с участием родителей, интересных людей города, на котором демонстрируются выполненные в ходе проекта творческие работы, сообщается о совершенных практических делах.
2. Обсуждение результатов работы, хода действий каждого, выявление причин успехов и неудач.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выражаться в культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) . В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным
образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Ожидаемый результат:
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
5–6 лет.
Знать свой домашний адрес, название города, области.
Иметь представление о символике города, области, страны.
Знать название близлежащих улиц.
Иметь представление о жизни и быте народа населивших город.
Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
Краткие сведения об истории города, области.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знать символику РФ и своего города.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д..
Иметь представление о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках Московской области.
Уметь находить на физической карте города, главный город страны Москву.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Заключение
Во всех регионах нашей страны педагогические коллективы включают в план воспитательно-образовательной работы мероприятия по ознакомлению воспитанников с историей родного города, памятными событиями и известными людьми.
Находясь в сердце нашей Родины с ее неповторимым ритмом и стилем жизни, уникальным историческим прошлым и традициями, огромнейшим культурным наследием, педагоги уделяют особое внимание патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывной связи с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Не случайно работа по воспитанию патриотических чувств у детей предусматривает целый комплекс задач:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• знакомство с символами государства (гербом, флагом, гимном) ;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны.
Как правило, данные задачи решаются в ДОУ в процессе осуществления всех видов детской деятельности: непосредственно образовательной, игровой, трудовой, бытовой, совместной творческой, в т. ч. проектной деятельности.
Нравственно-патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс, основу которого составляет развитие у детей нравственных чувств. Ребенок восхищается тем, что видит перед собой, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления, еще не осознанные им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача педагога - отобрать из массы получаемых ребенком впечатлений наиболее доступные ему (природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т. д.). Таким образом, результативность ознакомления детей с родным городом во многом зависит от того, как окружающие взрослые (педагоги, родители) донесут до них необходимые знания, будут способствовать воспитанию гордости за любимый город.
Чтобы слова " Я люблю свою Родину " не превращались в пустой звук, важно чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже у дошкольников. Но это возможно лишь при условии, когда сам педагог увлечён, передать знания в яркой, образной форме. Проводится диагностика уровня экономической воспитанности детей. Воспитатель наблюдает за тем, как дежурят дети в уголке природы, как они ведут себя во время прогулок по участку. Познание природы, возможно только при непосредственном общении с ней которые происходит, как правило, на экскурсионных прогулках.
Вывод: Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, населяющим нашу землю, птицам, парящим в небесах, рыбам и удивительного мира насекомых. Ребёнок с детства должен полюбить каждое деревце, каждую травинку окружающую его.
Используемая литература:
-
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
-
Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
-
Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
-
Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
-
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
-
Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
-
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
-
Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
-
Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
-
Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Приложение 1
Анкета для воспитателей
«Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию»
Уважаемые коллеги!
Пожалуйста, ответьте на вопросы данной анкеты. Полученная информация поможет выстроить работу по нравственно - патриотическому воспитанию детей.
1. Какие признаки или высказывания, на ваш взгляд присущи нравственно - патриотическому воспитанию?
• Национальное самосознание, гордость за семью и свой народ;
• Непримиримость к представителям других народов;
• Интернационализм;
• Духовность – удел ограниченных людей;
• Бескорыстная любовь и уважение к Родине;
• Любовь к родной станице, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
• Стремление трудиться для процветания Родины.
2. Почему вы участвуете в работе нравственно - патриотического воспитания?
• Интересно общаться с коллегами;
• Волнует будущее страны;
• Больше нечем заняться.
3. На сколько баллов вы оцениваете свою работу по нравственно – патриотическому воспитанию (до 5 баллов) ___
4. Я считаю, что нравственно - патриотическое воспитание
• Необходимо молодым людям для общего развития
• Для становления их личности
• Нужна Родине
• Не нужна никому.
5. Я живу в России и не уезжаю за границу потому, что… .
• Люблю свою Родину
• Не могу материально
• Не люблю перемены
• Время не пришло
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Анкета для родителей
«Воспитываем юного гражданина»
Уважаемые родители!
Ваш ребёнок посещает наш детский сад. Просим вас ответить
на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей
по патриотическому воспитанию дошкольников.
-
Ф. И. О. Ребёнка ______________________________________________________
-
В какую группу ходит ваш ребёнок? ___
-
Ведёте ли вы беседы с ребёнком на нравственно – патриотические темы
-
Читаете ли вы с ним художественные произведения о войне? ___
-
Смотрите ли фильмы на военную тему? ___
-
Слушаете ли песни военных лет? ___
-
Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны,
военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках? ____
-
Посещаете ли вы музеи? _________
Благодарим за сотрудничество!
Поделитесь с Вашими друзьями: |