Проект «добрые дела родному городу!» Номинация «Орехово-Зуево город счастливого детства»



Дата21.04.2016
Размер137 Kb.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 комбинированного вида


Проект «ДОБРЫЕ ДЕЛА – РОДНОМУ ГОРОДУ!»

Номинация «Орехово-Зуево – город счастливого детства»
«Мой край родной»

Подготовила:

Алешкина Татьяна Викторовна

воспитатель МДОУ д/с №26

комбинированного вида

г.о. Орехово-Зуево,

Московский область, Россия

г. о. Орехово – Зуево

2015год

Аналитическая справка

о создание проекта по патриотическому воспитанию старших дошкольников,

МДОУ детского сада №26 комбинированного вида

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Ключевые слова проекта:

Патриотизм как качественная характеристика социума - часть общественного

сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм как качество личности важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

• Патриотизм проявляется в поступках человека.

• Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.

• Зарождаясь из любви к малой родине, патриотизм поднимается до обще- государственного самосознания, до любви к своему отечеству.
Общие положения проекта

По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.

По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.

Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги.

Тип проекта: творческий, фронтальный, долгосрочный.

Продолжительность проекта 3 года

Гипотеза: Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, стране, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике страны, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель проекта: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:


  1. Учить детей гордиться своим городом, краем, страной;

  2. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом;

  3. Формировать гражданские позиции и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;

  4. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;

  5. Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности дошкольника;

  6. Воспитывать у детей чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества;

  7. Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

  8. Воспитывать уважение к своему народу, его обычаям, традициям.

  9. Закрепить чувства уважения к профессиям и труду взрослых.


Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.



  1. Познавательные занятия

Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Орехово - Зуево, и области, их символика). Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д. «Город на Клязьме» и т.д.

2. Традиции

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Орехово- Зуевского округа.

Для этого проводятся:

Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

Экскурсии в краеведческий музей г. Орехово - Зуево;

Тематические досуги «Край в котором я живу», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».



3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.



4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:


  • Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».

  • Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».

  • «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

«Неделя памяти» включающая:

  • оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.

  • Занятия, беседы.

  • Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.

  • Экскурсия к памятнику «Неизвестного солдата».

5. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:



  • Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.

  • Оформление групповых комнат.

  • Благоустройство ДОУ.

  • Труд бытовой в природе.

  • Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.


Материально-техническое сопровождение:

  • дидактические и наглядные пособия;

  • современные средства ТСО;

  • методическая литература;

  • репродукции картин;

  • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Город на Клязьме»; «Моя семья»;

  • художественная литература;

  • пособие «Заповедники и заказники Московской области»;

  • грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

  • физическая карта России, атлас Московской области;

  • символика Московской области и страны, глобус и т. д.;

  • презентации.

Педагогические принципы проекта:

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

  5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

  6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.


Структура проекта:

Проект составлен для старшей группы детского сада, возраст - 5-7 лет.

Проект определён последовательностью решения комплекса поставленных задач, он определяется по разделам.

1 раздел «Город на Клязьме» .


2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «С чего начинается Родина».

4 раздел «Богатства моего города».


1 раздел «Город на Клязьме».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

Формировать представление об исторических корнях города.



Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.

Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.


2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание. Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи:

Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях Родины, символике родного края и страны.



Формировать представление об основных профессиях жителей города.

Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках Московской области.


3 раздел «С чего начинается Родина».

Цель: Дать элементарные представления об истории России рассматривание её на физической карте, символики страны, президенте, Великой Отечественной Войны, Красной Площади.

Задачи:

Формировать представление об историческом рождении РФ.



Расширять представления о достопримечательностях, значимости главного города страны - Москве.

Познакомить с физической картой России

Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

Расширить представления о государстве, президенте РФ.


4 раздел «Богатства – моей страны».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

Задачи:

Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.



Расширять представления о природных богатствах родной земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.

Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.


Этапы проекта:

  1. Организационный этап.

  2. Основной этап.

  3. Заключительный.


Механизм сопровождения проекта:

  1. Планирование и подготовка;

  2. Изучение методической литературы;

  3. План работы на год;

  4. Комплектование творческой группы;

  5. Составление разделов плана творческой группой;

  6. Обсуждение проектов каждого плана;

  7. Утверждение плана.

1 этап - Организационный

Составление паспорта проекта.

Встреча с родителями формирование творческой группы, распределение обязанностей.

Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания наизусть.

 Подбор музыкального материала для ознакомления и разучивания.

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Подбор дидактических игр.

Подготовка к экскурсии  (осмотр местности).

Подготовка папки-передвижки, оформление стенда патриотического содержания.

 2 этап – Основной этап


  1. «Город на Клязьме».

Виды работы:

Непосредственно-образовательная деятельность «Орехово - Зуево – мой родной город. Достопримечательности нашего города».

Д/и: «Экскурсия по городу». Иллюстрации, их рассматривание: «Подмосковье», «Город на Клязьме». Экскурсия в краеведческий музей города. Д/и: «Мой город на карте». Рассматривание: набора открыток о городе, описание любимых мест. Рассмотреть карту России и города, работа с условными обозначениями.



Непосредственно-образовательная деятельность «Русский народный костюм».

Рассматривание иллюстраций с изображением народных костюмов. Рисование (блок совместной деятельности): «Народный костюм страны».

Подготовить и оформить выставку книг о войне, организовать праздник – развлечение «Богатыри земли русской».

Создание альбома – справочника «По страницам памяти». Презентация альбома – справочника.

С/р игра: «Разведчики». Беседы: « Эта ужасная война», Рисование: «Войне мы скажем нет!», Викторина: «Великая Родина моя», Д/и «Доскажи словечко».

Формы работы с родителями. Подборка семейных фото для группового альбома «Моя семья». Семейный конкурс: "Природа и фантазия".
2 . «Вот эта улица, вот этот дом».

Виды работы:



Непосредственно-образовательная деятельность «Вот эта улица, вот этот дом».

Учим домашний адрес Д/и «Вот эта улица, вот этот дом»

Выставка рисунков « Мой дворик».Разучивание песни «Моё Подмосковье».

Непосредственно-образовательная деятельность «Заводы моего города». Рассматривание иллюстраций профессий. Краткий рассказ на тему, кем работают мои родители.

Чтение стихотворения « Все работы хороши, выбирай на вкус…»

С/р игра «Профессии».

Формы работы с родителями. Составление семейного древа (родословная семьи). Герб семьи. Семейное чтение произведений о семье.
3. «С чего начинается Родина».

Виды работы:

«Кто основал Москву». Иллюстрации, их рассматривание: «Вид Кремля в настоящее время». Чтение художественной литературы: «Русь» И. Никитина, «О Москве», «Город-герой» Е. Карасева. Беседы: «Москва – столица нашей Родины»Д/и: «Кто больше назовет» (Слов-определений к словам Родина, Москва). Чтение художественной литературы: былины «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич», солдатская сказка « Каша из топора», «Солдатская загадка». Рассматривание репродукций: картина «Три богатыря». Д/и: «Объясни» (понимание пословиц и поговорок о Родине и ее защитниках).

Просмотр мультфильмов про героев былин («Лебеди неправды» и многое др).



Непосредственно-образовательная деятельность «Моё государство».

Беседа игра «Если бы я был президентом…». Рассмотрение символики РФ. Изучение гимна РФ.



Непосредственно-образовательная деятельность «Будем в армии служить», Аппликация: «Открытка к Дню защитника Отечества», Загадки, стихи о солдатах и боевой технике. Д/и «Какой, какое, какие». С/р игра «Военный госпиталь». Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен: «Священная война», «Соловьи», «Вечный огонь», «Бравые солдаты», «День победы», «Катюша». Экскурсия к памятнику «Неизвестного солдата». Вечер – встреча с ветеранами «Мы не забудем той войны». Чтение в толковом словаре слов: храбрый, сильный, смелый, выносливый и т. д.

Формы работы с родителями. Конкурс рисунков: "Любимый уголок природы".

  1. Викторина: "Люби и знай свой родной край". Совместные развлечения. Экскурсия к вечному огню. Изготовление праздничных открыток. Итоговое занятие:"Будем в армии служить". Встреча с ветераном ВО войны (прадедушкой одного из детей группы). Конкурс семейных рисунков "Мы за мир".



4 раздел «Богатства – моей страны».

Виды работы:



Непосредственно-образовательная деятельность «Животные Подмосковья». Рассмотрение иллюстраций животных. Выставка рисунков «Друзья наши меньшие».

Непосредственно-образовательная деятельность «Леса Подмосковья». Просмотр презентации «Заповедники Подмосковья». Выставка рисунков «Богатства леса». Д/и « В лес по ягоды и грибы», «Что где растёт?»

Непосредственно-образовательная деятельность «Красота родных полей» Просмотр презентации « Дары родной земли». Изучение полевых культур и растений. Беседа на тему «Хлеб - всему голова». Рассматривание иллюстраций «Кто трудится в поле».

Чтение литературы В. Крупина «Отцовское поле», М. Глинской «Хлеб». «Песнь о хлебе» Сергея Есенина.

Выставка рисунков «Путешествие по полям»

Формы работы с родителями. Альбом фото, картинок с изображением любимых уголков города Орехово-Зуева. Рассказы детей о своих мамах. Экскурсии на автобусе по городу. Оформление альбома "Улицы нашего города".
Этапы внедрения проекта:


  1. Сбор информации;

  2. Разработка и внедрение проекта;

  3. Разработка и реализация плана проекта;

  4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

  5. Реализация планов обеспечивающих выполнение проектного материала;

  6. Регулирование выполнения проекта;

  7. Текущий мониторинг выполнения проекта;

  8. Итоговый анализ реализации проекта, итоговый мониторинг.


Методическое сопровождение:

Организация и проведение семинара по изучению проекта.

Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.

Консультации.

Проведение семинарских занятий.

Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.

Самообразование.
Использование результатов работы:

Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров).

Оформление результатов работы.

Написание творческих работ, проектов.


Мероприятия поддержки:
Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.

Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.

Взаимодействие с семьей.

Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.

Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем.
IV. Подведение итогов
1. Проводится праздник «Мой любимый город» с участием родителей, интересных людей города, на котором демонстрируются выполненные в ходе проекта творческие работы, сообщается о совершенных практических делах.

2. Обсуждение результатов работы, хода действий каждого, выявление причин успехов и неудач.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выражаться в культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) . В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным

образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.


Ожидаемый результат:

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

5–6 лет.

Знать свой домашний адрес, название города, области.

Иметь представление о символике города, области, страны.

Знать название близлежащих улиц.

Иметь представление о жизни и быте народа населивших город.

Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

Знать профессии своих родителей.

Знать правила поведения в природе.

Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Различать некоторые рода войск.



6–7 лет.

Краткие сведения об истории города, области.

Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

Знать символику РФ и своего города.

Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д..

Иметь представление о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках Московской области.

Уметь находить на физической карте города, главный город страны Москву.

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.



Заключение
Во всех регионах нашей страны педагогические коллективы включают в план воспитательно-образовательной работы мероприятия по ознакомлению воспитанников с историей родного города, памятными событиями и известными людьми.

Находясь в сердце нашей Родины с ее неповторимым ритмом и стилем жизни, уникальным историческим прошлым и традициями, огромнейшим культурным наследием, педагоги уделяют особое внимание патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывной связи с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Не случайно работа по воспитанию патриотических чувств у детей предусматривает целый комплекс задач:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• знакомство с символами государства (гербом, флагом, гимном) ;

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны.

Как правило, данные задачи решаются в ДОУ в процессе осуществления всех видов детской деятельности: непосредственно образовательной, игровой, трудовой, бытовой, совместной творческой, в т. ч. проектной деятельности.

Нравственно-патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс, основу которого составляет развитие у детей нравственных чувств. Ребенок восхищается тем, что видит перед собой, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления, еще не осознанные им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача педагога - отобрать из массы получаемых ребенком впечатлений наиболее доступные ему (природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т. д.). Таким образом, результативность ознакомления детей с родным городом во многом зависит от того, как окружающие взрослые (педагоги, родители) донесут до них необходимые знания, будут способствовать воспитанию гордости за любимый город.

Чтобы слова " Я люблю свою Родину " не превращались в пустой звук, важно чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже у дошкольников. Но это возможно лишь при условии, когда сам педагог увлечён, передать знания в яркой, образной форме. Проводится диагностика уровня экономической воспитанности детей. Воспитатель наблюдает за тем, как дежурят дети в уголке природы, как они ведут себя во время прогулок по участку. Познание природы, возможно только при непосредственном общении с ней которые происходит, как правило, на экскурсионных прогулках.


Вывод: Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, населяющим нашу землю, птицам, парящим в небесах, рыбам и удивительного мира насекомых. Ребёнок с детства должен полюбить каждое деревце, каждую травинку окружающую его.

Используемая литература:


  1. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

  2. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.

  3. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.

  4. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.

  5. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.

  6. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.

  7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.

  8. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.

  9. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.

  10. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

Приложение 1



Анкета для воспитателей

«Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию»
Уважаемые коллеги!

Пожалуйста, ответьте на вопросы данной анкеты. Полученная информация поможет выстроить работу по нравственно - патриотическому воспитанию детей.


1. Какие признаки или высказывания, на ваш взгляд присущи нравственно - патриотическому воспитанию?

• Национальное самосознание, гордость за семью и свой народ;

• Непримиримость к представителям других народов;

• Интернационализм;

• Духовность – удел ограниченных людей;

• Бескорыстная любовь и уважение к Родине;

• Любовь к родной станице, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;

• Стремление трудиться для процветания Родины.


2. Почему вы участвуете в работе нравственно - патриотического воспитания?

• Интересно общаться с коллегами;

• Волнует будущее страны;

• Больше нечем заняться.


3. На сколько баллов вы оцениваете свою работу по нравственно – патриотическому воспитанию (до 5 баллов) ___
4. Я считаю, что нравственно - патриотическое воспитание

• Необходимо молодым людям для общего развития

• Для становления их личности

• Нужна Родине

• Не нужна никому.
5. Я живу в России и не уезжаю за границу потому, что… .

• Люблю свою Родину

• Не могу материально

• Не люблю перемены

• Время не пришло
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Анкета для родителей

«Воспитываем юного гражданина»
Уважаемые родители!
Ваш ребёнок посещает наш детский сад. Просим вас ответить

на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей



по патриотическому воспитанию дошкольников.



  1. Ф. И. О. Ребёнка ______________________________________________________

  2. В какую группу ходит ваш ребёнок? ___




  1. Ведёте ли вы беседы с ребёнком на нравственно – патриотические темы




  1. Читаете ли вы с ним художественные произведения о войне? ___




  1. Смотрите ли фильмы на военную тему? ___




  1. Слушаете ли песни военных лет? ___




  1. Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны,

военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках? ____


  1. Посещаете ли вы музеи? _________



Благодарим за сотрудничество!





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница