Проект – это метод обучения



Скачать 115.6 Kb.
Дата02.06.2016
Размер115.6 Kb.
ТипИсследование
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

Что же такое проект?


Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и потому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, поэтому эффективен. Он формирует опыт деятельности, поэтому незаменим.

В латыни, откуда к нам пришло слово " projectus", это причастие означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В настоящее время термины "проект" и "проектирование" чаще всего употребляются в менеджменте. В педагогике под "проектом" принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.

Исследование – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (не путать с практикумом). Исследование предполагает наличие основных этапов:

постановка проблемы,

изучение теории, посвящённой данной проблематике,

подбор методик исследования,

сбор материала, его анализ и обобщение,

научный комментарий,

собственные выводы.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Этапы проектирования:


Проектно-исследовательская деятельности – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

По месту, времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников) исследование проблем, выходящих за рамки программы, или более глубокое освоение программного материала во внеурочное время представленное в виде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы);

коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся в рамках урока.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы); развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Собственно обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Содержание проектной деятельности младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний.

Основными задачами проектного образования младших школьников являются:

По содержанию: формирование наглядно – образного представления об окружающем мире.

По влиянию на формирование личности: развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, обобщенных способов учебной деятельности.

В первом классе провожу подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарные знания и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Предметом наблюдений за деятельностью учащихся являются:

собственное его «самочувствие» на уроке;

соблюдение договоренности о «правилах игры» во время урока: один отвечает – остальные слушают, оценка ответа товарища после его полного ответа; правила работы в группе, паре; действия учащихся на основе заданного эталона.



Стартом проекта может служить какая-то задача, которую детям нужно решить, но способа ее решения они пока не знают. Например, мы делали проекты по составлению правил школьной жизни, созданию модели школьной газеты. Проекты возникали на базе конкретной проблемы:

у нас в классе есть традиция ежедневного подведения итогов дня, но не было четких критериев для этого;

мы много путешествуем, нам хочется рассказать о своих поездках в газете, но мы не знаем, как правильно сделать газету, чтобы привлечь внимание читателей.

Начиная со 2-го класса, метод проектов целенаправленно начинаю применять. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.

Итак, технология выполнения проектов в младшей школе. Проектная деятельность осуществляется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. Рассмотрю основные методики обучения учащихся проектной деятельности на различных этапах в начальной школе на примере создания учащимися на уроках информатики проекта «Загадки про компьютер».

1. Исследовательский (подготовительный) этап. На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Я ставлю перед учащимися проблемы, предлагаю банк проектов, раскрываю требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. Кроме вербальных методов (рассказа, объяснения) на этом этапе использую метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки (ознакомление учащихся с автоматизированным банком проектов).

Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создаю группу «генераторов идей». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить путем выполнения соответствующих проектов. «Эксперты» проводят экспертизу идей и выбирают наиболее актуальные и интересные из них. Таким образом, создается банк (список) творческих проектов. Например, сказки, загадки, ребусы и т.д.

На следующем этапе учащиеся осуществляют мини-маркетинговые исследования, выявляют потребности в определенных продуктах или услугах, интеллектуальные возможности себя.

Используя метод информационной поддержки, предоставляю детям книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты. Справочники, компьютерные продукты, Интернет и другие источники.

Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый школьник формирует для себя конкретную задачу и выбирает тему проекта, или все это делаем коллективно. Затем осуществляем анализ предстоящей деятельности и разрабатываем «Звездочку обдумывания» – схематичное изображение составляющих творческого проекта. С помощью детей разрабатываем алгоритм выполнения творческого задания, включающий основные этапы его реализации.

http://vio.fio.ru/vio_35/cd_site/article_img/shvec1.gif

На основе этой работы учащиеся выбирают из многих вариантов выполнения проекта наиболее подходящий и составляют опорную схему размышлений. На данном этапе использую метод дизайна – анализа, который помогает учащимся выявить форму, размеры, стиль, цветовое решение продукта.

Для определения внешнего вида изделия можно использовать метод морфологического анализа. Я помогаю составить «морфологический ящик».


Признаки

Альтернативные варианты

Конструкция

Загадка, рисунок, ребус

Способы оформления

Презентация

Цветовое решение

Разные цвета

На основе проведенного анализа разрабатываем рабочий эскиз модели с описанием. Затем определяем перечень необходимого оборудования, приспособлений. Я уточняю, дополняю этот список, объясняю правила пользования, раскрываю правила техники безопасности при работе с персональным компьютером и санитарно – гигиенические условия организации рабочего места.

Исследовательский (подготовительный) этап проектной деятельности заканчивается разработкой порядка изготовления спроектированного продукта. В младшей школе – это простое последовательное перечисление выполняемых действий. Я также уточняю критерии проверки и оценки качества творческого продукта.

2. Технологический этап. На этом этапе происходит непосредственное выполнение работы. Основным методом обучения проектной деятельности выступает метод упражнений, с помощью которого отрабатываются действия и приемы выполнения отдельных операций, исправление допущенных ошибок.

3. Заключительный этап. На этом этапе осуществляем корректировку деятельности, контроль, защиту проекта.

Корректировка помогает обнаружить на основе метода сравнения и метода мини – маркетингового исследования, несоответствия с задуманным. Метод мини – маркетингового сравнения можно организовать с помощью следующего алгоритма:



http://vio.fio.ru/vio_35/cd_site/article_img/shvec2.gif

С третьего по четвертый класс умения проектной деятельности формируются аналогично, но проекты предлагаются более высокого уровня.

Сформированность основ проектной деятельности в первом – четвертом классах показывает следующее:


  • Первоначально целостное представление об алгоритме проектной деятельности.

  • Осознание субъективной значимости этапов проектирования.

  • Овладение элементарными навыками, соответствующими каждому этапу проектной деятельности.

  • Качественное выполнение творческих проектов.

Тематика проектов

может быть довольно разнообразной:



  • - «Полезная вещь для дома»;

  • - «Моя родословная»;

  • - «Профессии наших родителей»;

  • - «Мой город»;

  • - «Мальчики и девочки»;

  • - Моя родословная»;

  • - «Защита поступка»;

  • - «Мой город»;

  • - «Символика нашего класса»;

  • - «Хлеб – всему голова»;

  • - «Почему высохла лужа?»

  • - «Далеко ли от нас до солнца»;

  • - «Новогодняя красавица»;

  • - «Осевая симметрия»;

  • - «Соломенное чудо»;

  • - «Птицы – наши друзья»;

  • - «Здоровый образ жизни»;

  • - «Наш дом. Наш двор.»;

  • - «Праздники моей семьи» и многие - многие другие темы.

Когда проекты готовы, они допускаются к защите. В ходе защиты учащиеся представляют краткие выступления, отвечают на вопросы жюри и товарищей, делают самооценку проектов.

На какие вопросы отвечает школьник в процессе рефлексии? Я направляю рефлексивную оценку школьником своей проектной деятельности в двух аспектах.

  1. Рефлексивная оценка решения поставленной проблемы. Насколько успешно решена проблема? В зависимости от типа проекта:

-если изготовлено изделие, то насколько оно удачно;

- если проект информационный, то насколько полно собрана информация и в какой мере удовлетворяет она потребность, обозначенную потребность, обозначенную при формулировке проблемы и т.п.

- насколько представленное проектное решение может быть улучшено?


  1. Рефлексивная оценка школьником самого себя в процессе проектирования. Насколько я был успешен в процессе проектирования? Ответ на этот вопрос должен отражать ряд критериальных моментов, связанных с этапами проектирования, например: значимость и чёткость формулирования проблемы; аргументация положений гипотезы, планирование и проведение исследования (если проект исследовательский); успешность применения творческих методов проектирования (если проект творческий); широта спектра первоначальных идей; достаточность проработки выбранной идеи и т.д.


Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности.

Открывает новые знания.

Рекомендует источники получения информации.

Экспериментирует.

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения.

Содействует прогнозированию результатов.

Активен.

Создает условия для активности школьника.

Субъект обучения.

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Организация проектной деятельности учащихся является функциональной обязанностью каждого классного руководителя или учителя предметника.

Методическое сопровождение образовательного процесса направлено на реализацию метода проектов.

Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если:


  • - учебный проект носит творческий характер;

  • - деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира;

  • - используется метод сверхзадач.

Не все учителя дают согласие на руководством проектами. Причины разные: нет времени, не вписывается в поурочное планирование, дети не справятся, нет предметного материала и т.д.

Безусловно, руководить проектом большая нагрузка, которая предполагает наличие личного опыта исследовательской работы. Роль учителя в проекте может быть различной: руководитель, который контролирует лишь ключевые этапы выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок или полноправный участник команды, который вместе с учениками проходит все этапы проекта. В это время возрастает и компетентность самого учителя. Таким образом, проектная деятельность есть способ повышения собственной профессиональной компетентности.



Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учащихся, потому что оно:

  • Личностно-ориентированно;

  • Использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение;

  • Самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

  • Позволяет учиться на собственном опыте;

  • Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Таким образом, проектная форма деятельности школьника, как полезная альтернатива классно-урочной деятельности, становится тем звеном, которое преобразует содержание, способы, среду образования, а значит, принципиально изменяет деятельность ученика и учителя.

Проектная деятельность является не только одним из способов организации компетентностного подхода в образовании, но и универсальным способом диагностики уровня сформированности ключевых компетенций и учащихся, и педагогов.

В рамках учебного проекта появляется возможность формировать и развивать умения и навыки, которые принято называть общенаучными, универсальными и те, которые необходимы для формирования базовых компетенций учащихся

Подводя итог о применении новых технологий как возможности адаптации современных школьников в изменяющемся социуме, можно отметить, что метод проектов позволяет перейти к субъект-субъектным отношениям, дать учащимся самостоятельно действовать там, где они знают как, позволяет сделать самостоятельную деятельность целенаправленной, мотивированной и результативной.


Литература

1.Алешаева Н.П., Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. – Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2004. №11.

2.Атаева А.В. Творчество – основа педагогической деятельности. – Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2005. №5.

3.Веретенникова Л.К., Сотникова Н.Н., Ускова Г.А. Психолого-педагогические основы экспериментальной работы в образовательном учреждении: монография. – Ставрополь: РИО филиала МГОПУ им. Шолохова в г. Ставрополе; «Сервисшколав»; 2006. 



4.Нестеренко А. А, Проектная деятельность школьников как средство освоения технологий работы с проблемой // Альманах «Продуктивное образование»: Проблемы реализации принципов продуктивного обучения в профессиональном и допрофессиональном образовании. Вып. 2. / Под ред. Е. А.Александровой,В.А. Ширяевой. - Саратов: Научная книга, 2004.
Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница