Проблемно-развивающее обучение на уроках химии



Скачать 45.45 Kb.
Дата27.02.2016
Размер45.45 Kb.

Проблемно-развивающее обучение на уроках химии


Добавлено: 2012.08.24
Просмотров: 312
Ашихмина Лариса Васильевна, учитель химии и биологии

Исходя из главной цели образования – воспитание творческой личности учащихся, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, – каждый учитель в процессе своей деятельности стремится решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания, как привлечь детей к самостоятельному получению системных знаний. Для достижения вышеперечисленных задач преподавания своего предмета я выбрала технологию проблемно-развивающего обучения, направленную на активизацию мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения. Результаты использования технологии проблемно-развивающего обучения – это прежде всего уверенность любого в своих силах и способностях. Для организации проблемно-развивающего обучения существуют следующие правила деятельности педагога:



  • систематически применять диагностические методики для изучения интеллектуальной сферы учащихся;

  • ставить цели развития интеллектуальной сферы учащихся;

  • разработка учебных проблем возможна на основе анализа учебного материала и выявления противоречивых фактов; формулировка учебной проблемы ; постановка учебных проблем в процессе обучения осуществляется чаще всего в результате проблемной ситуации?

  • создание и разрешение проблемных ситуаций осуществляется в соответствии с логикой проблемного обучения по схеме: выявление противоречий– формулирование проблемы– выдвижение гипотез – поиск способов решения проблемы – решение проблемы – проверка правильности решения – формулирование выводов – применение знаний по образцу, так и в незнакомой ситуации.

Что дает данная технология?

1.Повышается интерес к предмету химии и смежных с ней дисциплин;


2.Улучшается качество знаний;
3.Развивается творческий потенциал и индивидуальные способности
4.Позволяет приобрести учащимся весьма важные для их профессиональной деятельности знания, умения, навыки и опыт.

Диаграмма качества знаний учащихся 11 класса ( 10 класс и 1 полугодие 11 класса):

Успешность и качество знаний в 10 классе и 1 полугодие 11 класс составила 100%

Пояснительная записка


В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача “готовых” знаний перестает быть главной задачей учебного процесса. Но наряду с этим урок остается вечной и главной формой обучения. Урок должен быть современным, т.е. актуальный, результативный, действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ученика, его родителей, общества, государства.

Урок подготовлен и проведен для учащихся 11 классе на районном семинаре учителей химии Увинского района Удмуртской Республики.

Преподавание химии в 11-м классе ведется по программе О.С.Габриеляна (2ч в неделю). На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами “Классификация химических реакций” и “Скорость химических реакций”. На уроке была задана цель “Углубить и обобщить знания о состоянии химического равновесия. Закрепить знания о способах смещения равновесия”. Тип урока – изучение нового материала. Метод –проблемно-исследовательский, используется презентация. Очень важно в начале урока провести организационный момент и дать эмоциональный настрой. Это можно сделать с помощью игрового момента, пословиц, загадок, музыки. На данном уроке я использовала стихотворение (на половину сочиненное самой), в котором постаралась в необычной форме для учеников представить новую тему (не говоря названия). На этапе актуализации знаний – предоставила интеллектуальную разминку, где после нескольких вопросов предложила из списка уравнений найти обратимые реакции. Явление, которое мы будем изучать в основном характерно для обратимых реакций. Вновь не называю его, предлагаю обратится к физическим приборам ( интеграция знаний): весам и динамометру. Выясняем, что для работы с ними мы должны их привести к равновесию. Создается проблемная ситуация в виде вопроса: А какое равновесие мы будем изучать на уроках химии? Учащиеся сами формулируют тему урока и цели.

Где данное явление встречается? Здесь я предлагаю, обратится к бутылке с газированной водой, в которой мы не видим никаких видимых изменений, так как все процессы идут на микроуровне. На этапе представления нового материала я использовала опережающее домашнее задание (наиболее сильному ученику предложила изучить данные процессы и предоставить их на уроке). Равновесие можно нарушить, если изменить внешние условия. Открыв бутылку я увеличила объем, но уменьшила давление и реакция пошла обратная ( Н2СО3= Н2О + СО2 ) реакция. Создается новая проблемная ситуация: Какие факторы могут повлиять на смещение химического равновесия? Вновь самостоятельно формулируют учащиеся тему второй части урока и выдвигают цели. Для изучения факторов, которые будут влиять на смещение равновесия, предлагаю работу в группах или в парах (если класс маленький, как у меня 8 человек). 1 группа, используя “Виртуальную лабораторию” изучают как влияет температура, 2 группа тоже с “Виртуальной лабораторией” изучают влияние давления. Использование ИКТ дает возможность ускорить процесс обучения, сократить время и смоделировать реакции, которые трудно провести в реальных условиях, особенно в сельской местности. 3 группа с помощью химического эксперимента изучают влияние концентрации. Для 4 группы я дала задачи экономического характера, где нужно применить знания химического равновесия. (Это применение знаний в новой ситуации). Каждая группа делала выводы и все вместе пришли к принципу Ле-Шателье. Я считаю очень важно на уроках, где упоминаются фамилии ученых давать небольшую справку об их жизни и деятельности. (На данном уроке ученику было дано задание изучить биографию Ле-Шателье и поделится информацией с учащимися).

На этапе первичного закрепления я предложила учащимся тест из учебника О.С.Габриеляна “Химия 11 класс” (профильного обучения) после параграфа 14. К моей радости все учащиеся справились. Делаем выводы и проводим рефлексия, отвечая на вопросы. Последним вопросом предложила дать имя уроку (назвали “Химические весы”). Дается домашнее задание: кроме параграфа и упражнений и творческое “Какие равновесные процессы в природе нарушены и какие меры необходимо предпринять для их восстановления. Урок заканчивается также в стихотворной форме. Весь урок сопровождает презентация, мел на уроке не используется. На уроке присутствует интеграция знаний по физике, биологии и экономике.

Ожидаемые результаты.

К концу урока каждый учащийся должен знать:

– состояние химического равновесия;

– правила смещения химического равновесия;

– принцип Ле-Шателье.

Уметь:

– находит обратимые реакции;

– на основе наблюдений и принципа Ле-Шателье делать выводы если изменится температура, давление и концентрация в равновесной системе;

– переносить знания в новые ситуации;



– прогнозировать результат смещения равновесия в природе.

Продолжение статьи


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница