Проблемы воспитания и образования детей от рождения до школы в россии и в программе юнеско «образование для всех»



Скачать 96.29 Kb.
Дата21.04.2016
Размер96.29 Kb.
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ В РОССИИ И В ПРОГРАММЕ ЮНЕСКО «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
Т.С. Комарова,

зав. кафедрой эстетического воспитания

МГГУ им М.А. Шолохова,

заслуженный деятель науки РФ, доктор

педагогических наук, профессор, академик МАНПО

Воспитание и образование детей от рождения до школы сегодня стало предметом серьезного обсуждения мировой общественности. Особенно значимо этот интерес мирового сообщества осознается с публикацией Всемирного доклада по мониторингу Программы ЮНЕСКО «Образование для всех» 2007 (Издательство ЮНЕСКО).

Фактически впервые на первый план выдвигается в докладе и всесторонне обсуждается воспитание и образование детей младшего возраста (от рождения до школы – 6-ти лет, но не позднее 8-ми). Первая глава этого доклада называется: «Обучение начинается с рождения». В докладе проводится мысль о важности этого периода детства для дальнейшего развития ребенка и успешного овладения школьным учением.

Раскрывая цели воспитания и образования детей младшего возраста в рамках Программы «Образование для всех» (ОДВ), авторы вводят новую аббревиатуру для краткого обозначения этого важнейшего направления работы – ВОДМ – которое является правом, записанным в Конвенции о правах ребенка и ратифицированным практически всеми странами мира. При этом во Всемирном докладе подчеркивается необходимость целостного подхода к построению системы образования, начиная с рождения и на всем протяжении жизни человека (от рождения до поступления в начальную школу – в 6 лет, но не старше 8 лет; в начальной школе; в общеобразовательной школе и затем в образовании взрослых до конца жизни).

В решении важнейших задач развития дошкольного воспитания большое значение мы придаём «Программе воспитания и обучения в детском саду», созданной высококвалифицированным авторским коллективом и опубликованной в 2004 году под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и получившей гриф Министерства образования и науки и в последующие годы Программа неоднократно переиздавалась (общий тираж всех изданий составил более 1,5 миллионов экземпляров).

Это инновационная целостная, интегративная программа воспитания и обучения детей от рождения до школы, направленная на всестороннее воспитание и развитие детей и подготовку их к школе, учитывающая возрастные психофизиологические особенности.

С момента создания системы общественного дошкольного воспитания в нашей стране разработано более 40 программ (особая активность в этом направлении была проявлена в 90-е годы, когда было брошено непродуманное заявление, что программу работы дошкольных учреждений может подготовить любой педагог, хотя вся предшествующая история свидетельствовала о том, что Программу могут и должны разрабатывать учёные–педагоги и психологи.

Реализация Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой взаимозависима от обеспечения дошкольным учреждением целого ряда условий, на которые ориентирует программа:

- признание самоценности дошкольного детства как важнейшего периода развития личности человека;

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии, своевременном всестороннем развитии детей;

- создание в каждой возрастной группе эмоционально благоприятных условий жизни, позволяющих растить общительного и доброжелательного ребенка, любознательного, инициативного, стремящегося к самостоятельности и творчеству;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности для развития личности ребенка;

- взаимосвязь обучения и развития (программа предусматривает обучение, которое носит развивающий характер, т.е. обеспечивает своевременное физическое, сенсорное, умственное, речевое, эстетическое, нравственное развитие детей, создает условия для их трудового воспитания);

- интеграция разных видов деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса, а также экономии времени у детей и воспитателей способствует установлению связей и взаимозависимостей между объектами и явлениями, формированию целостной картины окружающего мира, дает резерв времени для игры и самостоятельной творческой деятельности;

- обеспечение вариативности заданий в рамках одного содержания, позволяющая ребенку усваивать то, что ему по силам, проявлять творчество в соответствии с его интересами и наклонностями;

- уважительное отношение к результатам детского творчества (использование детских работ в оформлении дома, группы и учреждения, в повседневной жизни, на праздниках и досугах);

- координация подходов к обучению и воспитанию в условиях дошкольного учреждения и семьи (педагоги – дети – родители), что обеспечит более широкое участие членов семьи в жизни группы и учреждения, а также успешное их знакомство с возрастными психофизиологическими особенностями детей;

- создание условий для осуществления преемственности дошкольного и начального, общего непрерывного образования. Преемственность в работе двух звеньев обеспечивается научно обоснованной, исключающей умственные и физические перегрузки подготовкой детей дошкольного возраста к школе;

- выполнение требований СанПиНа о нормах времени в режиме жизни детей на игры, занятия, трудовую деятельность.

Программа по обучению, воспитанию и развитию детей реализуется в процессе всего уклада жизни дошкольного учреждения во взаимосвязи занятий, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов при тесном взаимодействии педагогов и родителей ребенка. Воспитателю предоставляется возможность решать, какой программный материал целесообразнее подобрать для занятий с детьми, а какие из программных задач лучше решать в процессе повседневного взаимодействия с воспитанниками.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», является инновационной программой, построенной на многовековых гуманистических традициях отечественной и зарубежной педагогики. Ведь фактически первый программно-методический труд в адрес лиц, воспитывающих детей до школы (родителей) был написан великим чешским педагогом всех времен и народов Я.А. Коменским – «Материнская школа» (1627г.). И всё, о чем писал в этой книге более 380 лет назад учёный актуально и сегодня.

В Программе выделяется воспитание и развитие детей раннего возраста (от рождения до 2-х лет) и воспитание, обучение и развитие детей от 2-х лет и до школы. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в силу специфики этого периода детства имеет свою структуру. Структура всех последующих дошкольных групп одинакова.

Программа соответствует возрастным психофизиологическим возможностям каждого периода дошкольного детства. Чтобы педагоги постоянно помнили об этом, каждая возрастная группа программы открывается разделом «Возрастные особенности психического развития детей». Демократизм программы в её доступности каждому воспитателю и возможности творчески её осмысливать и применять в практике работы с детьми.

Затем следуют разделы «Задачи воспитания и обучения», сформулированные для каждой возрастной группы с постепенным усложнением, что обеспечивает преемственность между возрастными группами. Далее раскрывается организация жизни детей и режим дня в каждой возрастной группе.

Программа строится по классическому образцу: содержание представлено по направлениям и задачам работы (физическое воспитание, умственное, нравственное, трудовое, художественно-эстетическое воспитание с выделением таких важнейших видов деятельности детей, какими являются игра и культурно-досуговая деятельность).

Наиболее важной проблемой воспитания и образования детей от рождения до школы в нашей стране и за рубежом (см. Всемирный доклад ЮНЕСКО по мониторингу Программы ЮНЕСКО «Образование для всех») является проблема физического воспитания. Это определяется тем, что в силу целого ряда причин (плохая экология, болезни родителей, передающиеся в перинатальный период, наркомания, зависимость от телевидения, мобильных телефонов и др.) в современном мире во многих странах высок процент новорожденных с физиологической незрелостью. Всё это требует внимательного индивидуального физического воспитания, включая хороший уход, питание, гигиену, как отмечается в Докладе.

Исходя из значимости физического воспитания, в Программе воспитания и обучения на первое место поставлен раздел физического воспитания, в котором записаны задачи охраны жизни, вводятся оздоровительные упражнения.

Любые инновации, особенно относящиеся к физическому воспитанию и реализуемые на практике работы с детьми, должны быть научно обоснованы и согласованы со специалистами, физиологами, медиками, педагогами, психологами.

Многие разделы Программы написаны по-новому с учётом достижений науки и практики, изменений в жизни России. Значительно обновлён раздел «Умственное воспитание». Начинается он с сенсорного воспитания, так как ребёнок дошкольного возраста познаёт предметы и объекты окружающего мира непосредственным путём, через восприятие. В основе развития восприятия дошкольников лежит непосредственное познание форм, цвета, величины и других качеств предметов, постепенно образующее и обогащающее сенсорный опыт детей, являющийся основой всех человеческих способностей. Поэтому сенсорное воспитание на этом возрастном этапе актуально.

Основу содержания дошкольного образования составляет систематизированный и адаптированный педагогами и психологами общественно-исторический опыт человечества, включающий, по мнению отечественных ученых И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского и др., следующие компоненты: знание, навыки и умения, опыт творческой деятельности (базирующийся на знаниях, навыках и умениях, но не идентичный им) и опыт эмоционального отношения к миру.

Формирование знаний, умений, навыков и творческой деятельности предусмотрено в объёме, позволяющем обеспечить ребёнку всестороннее развитие и возможности самореализации в различной творческой деятельности.

В программу каждой группы включён новый раздел «Культурно-досуговая деятельность», в котором представлены разнообразные виды досуга и развлечений детей, и осуществляется важная задача формирования предпосылок культуры проведения свободного времени.

Выделена в специальный раздел художественная литература и представлена как вид искусства, имеющий важное значение в формировании личности ребенка, обладающий специфическими средствами выразительности и общностью со всеми видами искусства, а не только средством, нравственного, эстетического, трудового воспитания, то есть имеющим не служебное, а факторное значение.

Литература предшествует разделу художественно-эстетического воспитания, базирующемуся на искусстве. В этом разделе включено несколько подразделов: Ознакомление детей с искусством, виды которого в программе представлены расширено по сравнению с тем, что были ранее, и что есть в других программах. Введён новый подраздел в художественно-эстетическом воспитании – «Эстетическая развивающая среда» в каждой возрастной группе, который опирается на проведённые нами исследования.

Игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольника, выделена в специальный раздел целостно, разносторонне и интегрировано со всей воспитательно-образовательной работой. В разделе объединены все виды игр: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые и другие, что позволило представить эту деятельность, столь важную для ребёнка, во всём объеме.

Одна из важных проблем воспитания и образования детей от рождения до школы – подготовка детей к школе, обеспечение преемственности между воспитанием и обучением в дошкольные годы и начальной школой, при этом, как подчеркивается в Международном докладе, программы для младшего возраста должны дублировать не обычные школьные системы, перенося их на более младших детей.

Авторский коллектив продолжает рассматривать базовое воспитание и образование детей дошкольного возраста как приобщение к основам человеческой культуры – истине, добру и красоте.

Даже самая идеальная программа не сможет обеспечить успеха в воспитании и образовании детей, если к ней не создано методическое сопровождение. Поэтому авторы представляемой Программы разработали разнообразные учебно-методические пособия для воспитателей дошкольных учреждений по всем направлениям работы с детьми общим числом более 40 наименований и рабочие тетради для детей. Авторским коллективом созданы Общие методические рекомендации по всем разделам и возрастным группам в одной книге. Затем были разработаны методические рекомендации по всем разделам и видам деятельности, включая все возрастные группы (например, «Физическое воспитание в детском саду»).

Следующий этап – создание книг по каждой возрастной группе, включающих все разделы и виды деятельности, после чего авторы Программы приступили к разработке книг занятий по каждому разделу и деятельности по всем возрастным группам.

Таким образом Программа была обеспечена разнообразными методическими рекомендациями.

Достоинством Программы является её соответствие по целому ряду направлений международным документам, и даже краткое изложение «Программы воспитания и обучения в детском саду» од редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой обнаруживает органическую связь с Программой ЮНЕСКО «Образование для всех» и в рамках ВОДМ.

Во Всемирном докладе ЮНЕСКО большое значение придается качеству воспитания и образования детей младшего возраста, которое зависит от подготовки взрослых – педагогов, родителей к уходу за детьми и их воспитанию и образованию.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал ведущую роль педагога в формировании личности ребенка. Он писал, что личность педагога ничем заменить невозможно: никакие программы, никакие учебники не могут заменить личности педагога и именно от него зависит исход воспитания.

Вслед за К.Д. Ушинским это направление поддерживали и развивали наши отечественные педагоги П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин и многие другие.



Основная функция педагога, воспитателя – воспитывать, обучать, взращивать ребенка. Именно на выполнение этой функции должны быть направлены подготовка педагога, его знания, опыт, формирование его профессионального мастерства. Работу педагога можно образно сравнить с деятельностью садовника, задача которого – создание и выращивание растений, а не описание этой деятельности (он может это делать по своему желанию в свободное время, а не вместо ухода за посадками). Его функция – выращивание, создание условий, уход. Оценивается его деятельность по тому результату, которого он достигнет в выращивании сада. То же и при оценке труда воспитателя – чего он достиг в воспитании и образовании детей, а не в разработке концепций, программ, методик диагностики и т.п. Это задачи ученых, кстати, создание таких документов не под силу и многим управленцам.

Поэтому нельзя соглашаться с бесконечными поручениями воспитателям составлять подобные документы, переписывания конспектов занятий из изданных книг (вместо ссылок на эти же книги) и при необходимости внесения некоторых корректив.
Каталог: data -> objects
objects -> Тест для самоконтроля по дисциплине «Основы теории коммуникации»
objects -> Программа Производственной практики по направлению «Менеджмент» Нижний Новгород 2009г
objects -> Пояснительная записка Цели и задачи текущего контроля Работа над программированным заданием рассчитана на достижение следующих целей
objects -> Темы рефератов по психологии и педагогике
objects -> Рекомендации для самостоятельной работы студентов по освоению дисциплины «методики продвижения продукта в социальных сетях» Цели и задачи самостоятельной работы
objects -> Тест для самоконтроля по дисциплине «Управление pr и рекламными проектами»
objects -> Вопросы к междисциплинарному экзамену по специальности «Психология» История психологии
objects -> Общая психология
objects -> 1. Отечественные программы Doctor of Business Administration
objects -> Методические рекомендации для выполнения программированных заданий для студентов отделения «Психология» иотделения «Связи с общественностью»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница