Проблемы современного образования и воспитания: инновации, тенденции развития



страница1/9
Дата11.02.2016
Размер1.84 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»


Проблемы современного образования и воспитания:

инновации, тенденции развития.


ВЛАДИКАВКАЗ 2014
ББК 74.0

П 78
Проблемы современного образования и воспитания: инновации, тенденции развития: монография/Под ред. док.полит.наук.проф. Б.Г.Койбаева; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Владикавказ: Цопанова А.Ю.,2014.-166с


ISBN 978-5-00081-028-6

Авторский коллектив

Введение - Б.Г.Койбаев . Гл.1- Д.Т.Лолаева. Гл.2- В.Ч.Ревазов. Гл.3- Л.Х.Хадикова Гл.4 - Л.В.Касаева Гл. 5 - Л.В.Касаева . Н.Г.Романова . Гл.6- Д.Э.Пилиева . Глава7 - А.Б.Касаева Гл.8 - И.М.Умаханова . Гл.9 - И.В.Скяева . Гл.10 - Г.И.Геворкова., В.С.Батаева . Гл.11 - Н.Ю.Саламова

Научный редактор

-докт.полит.наук, профессор Б.Г.Койбаев


Рецензенты:

Чакалова В.Ш.-канд.филос.наук, доцент Лалаева Л.Э.,- канд.социол.наук, доцент

Коллективная монография посвящена теоретическим подходам к проблемам гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания в современных условиях. Авторы рассматривают основные тенденции развития различных аспектов образования и воспитания, социальной политики, формирования духовных ценностей современной семьи и личности.

Предназначена для преподавателей, аспирантов и студентов, изучающих философию, психологию, педагогику и всех тех, кто интересуется социологией образования, социологией семьи, социальной психологией, социальной экологией.

ББК 74.0

ISBN 978-5-00081-028-6 Коллектив авторов,2014 СКГМИ(UNE),2014 ИП Цопанова А.Ю.,2014



Оглавление

Введение………………………………………………………………………..5

Глава1. Философия образования: этапы становления и современный статус…………………………………………………………………………….7

Глава2. Проблемы профессионального самоопределения студенческой молодежи. 23

Глава3. Роль социогуманитарных наук в системе образования: профилизация преподавания логики на юридическом факультете………..38

Глава4.Основные направления социальной политики охраны и защиты детства…………………………………………………………………………...50

Глава5. Социально-экономические тенденции высшей школы современной России……………………………………………………………………………62

Глава6. Социализация и адаптация как факторы становления личности: теоретический подход………………………………………………………….81

Глава7. Проблемы духовности современного общества………...121
Глава8. Антропологическая перспектива современного образования……135

Глава9. Влияние социальных факторов на формирование ценностей современной семьи…………………………………………………………….143

Глава10. К вопросу об экологическом образовании………………………...153

Глава11. Региональное образование в свете современных принципов модернизации образования…………………………………………………….160

Введение

Общество, находящееся в постоянном развитии, через образование выдвигает человеку и реализует через него новые требования, связанные с тенденциями и противоречиями нового ХХI в. До сих пор бытует мнение о том, что образование и культура находятся по разные стороны «баррикад».

Представляется, что такой подход является недостаточно обоснованным. Жизнь меняется, она не стоит на месте и привносит новые смыслы в понимание ранее известного и принятого научным сообществом, идет процесс становления новых смысловых ориентиров.

В настоящее время область образования становится приоритетной, а содержание образования выступает одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации как в личностном, так и в профессиональном плане. Образование нацелено на обеспечение адекватного мировому сообществу уровня общей и профессиональной культуры каждого отдельно взятого человека, умственного развития личности, его профессиональной квалификации и профессиональной компетентности.

Новая трактовка категории образования в законе «Об образовании» привела к возможности рассматривать его не только с позиции личностно ориентированного образования, но и с позиции человекоцентрированного подхода.

В условиях стремительного развития общества образование выступает как накопленный человеком капитал, который может быть реализован в последующей жизнедеятельности. С позиции такого подхода категория образования имеет ярко выраженный социальный и духовный аспект, который и представлен авторами монографии.

Центральной идеей образования признана идея непрерывного развития человека как субъекта деятельности. Понимание развития как непрерывного процесса следует соединить с принципом развивающего обучения, ориентацией образовательной деятельности не только на познание мира, но и его преобразованием. Этим обусловлен переход к открытой системе образования. Открытость как новое условие функционирования современной системы профессионального образования

России предполагает ее широкое взаимодействие с социумом, органическую включенность в рыночные отношения с признанием приоритета заказчиков (работодателей) на подготовку кадров.

К числу приоритетных задач образования относится формирование в сознании подрастающего поколения научной картины мира – природного, социального, личностного, картины, которая отразила бы объективную действительность наиболее полно и глубоко. Сегодняшний мир – это, прежде всего гуманизация и демократизация межчеловеческих отношений. Это новые формы общения, новые формы контактов между людьми и воспитание толерантного отношения к другим народам. Педагогическая проблема, какой бы она ни была, таит в себе общечеловеческое в том смысле, что она имеет универсальный характер и представляет общую ценность для всех народов мира.

Глава1. Философия образования: этапы становления и современный статус

Современный мир отличается невероятной сложностью, целостностью, взаимозависимостью, стремительной изменяемостью. Сложившееся состояние мира актуализирует значимость системы образования, выдвигая новые требования к ее изучению.

Так случилось, что человек стал изменять окружающий мир гораздо быстрее, чем самого себя. Это привело к кризису, в том числе и в сфере образования. Перед обществом встала дополнительная ответственность за подготовку кадров, которые бы вписались в измененный мир и своим мышлением, и своим поведением. Требования современного мира – научить человека для своего устойчивого развития жить по возможностям. А это требует от человека особого понимания. Ведь прежде чем изменять мир необходимо его понять. Современному миру нужны понимающие люди, образованные и профессионально подготовленные. Именно они способны освободить мир от глобальных катастрофических последствий в экологической, этнической, религиозной сферах. Соответственно одной из важнейших задач образования является воспитание человека живущего по возможностям. Только благодаря этому можно заложить фундамент общества, развивающегося по пути единения людей во имя выживания.

Может ли система образования ассимилировать происходящие в мире изменения? На сегодняшний день это один из острейших вопросов. При первом приближении напрашивается отрицательный ответ на него. Именно поэтому сегодня ведутся напряженные поиски форм реформирования системы образования, способные вывести общество из кризисной ситуации. Многие проблемы связанные с реформированием системы образования имеют междисциплинарный характер, среди которых особое место занимает философия образования. Философия образования исследует сущность образования, определяет его место и роль в обществе, вскрывает кризисные состояния в развитии образования, раскрывает модернизационные пути образовательных систем, изучает взаимодействие субъектов образования и его аксиологические основы. Поскольку ее статус еще недостаточно отрефлексирован, целесообразно выявить этапы ее становления и определить ее современный статус.

Философии образования, предшествовал философский анализ проблем образования крупными философами разных эпох. Уже философы Древнего мира стали формировать мировоззренческие установки касательно системы образования, способствующей определению места человека в мире природы и общества. Так, по их мнению, воспитание и образование, слитые воедино, должны развивать нравственные, физические и умственные качества человека [5. С.18]. Благодаря ним человек способен постичь внутреннюю гармонию мира, которую он никоим образом не должен нарушить своей деятельностью. Задача человека – встроиться в мир, приблизиться к идеалу вселенского человека. Реализация этой задачи предполагала установку на сохранение традиций, бережное отношение к ним и не допускала мыслей на введение новаций, способных разрушить мировую гармонию. Так, буддийская традиция считала главной задачей воспитания и образования, внутреннее совершенствование человека, «душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание и самосовершенствование» [5. С.20]. Важнейшим результатом буддийской системы воспитания и образования считалось познание ранее не познанного, ибо именно это помогает человеку добиться реальных результатов в жизни, обрести душевную гармонию, отвергнуть все суетное и бренное. Через посредство образования человек учиться различать сущностное и преходящее, что ориентирует человеческую личность на такой образ жизни, который соответствует естественным ритмам космоса. В этом буддийская традиция схожа с даосистской. Но у Лао Цзы в центре внимания образовательной практики оказывалось воспитание личности, способной противостоять внешнему, социальному, нацеленному на подавление личностного начала в человеке. Целью образования в традиции даосизма была разработка дао – пути воспитания самоценной индивидуальности, способной сохранять себя под давлением извне, в том числе и общества. Конфуцианская образовательная традиция также была направлена на нравственное совершенствование человека. Но эта образовательная практика смотрела на ребенка как на дикаря, который должен быть окультурен, прежде всего, гуманными средствами. Поэтому воспитание и образование были нацелены здесь на овладение всеобщим знанием, культурой. Как мы видим, именно древневосточной культурой были заложены основы философской рефлексии над основаниями бытия и образовательной деятельности. Поскольку в развитии последующих концепций образования и воспитания борьба индивидуального и всеобщего будет считаться одной из основополагающих, мы вслед за Т.Н. Буйко [2], будем придерживаться этой оппозиции.

Западная философия, в отличие от восточной, исходила из признания мира несовершенным и хаотичным. Отсюда и рождение мысли о необходимости человеческого вмешательства в естественный ход мировых процессов, с целью переделки мира в соответствии со своими целями и задачами. Подобное отношение формировало соответствующую образовательную доктрину, ориентированную на творчество и инновационную деятельность. Поэтому здесь целью воспитания и образования была подготовка человека к реализации всех его возможностей, в чем восточная философия усматривала серьезную опасность для человека и общества. На Западе также как и на Востоке, складывалась определенная образовательная традиция.

Античная культура постаралась выработать универсальное понятие, охватывающее образовательную деятельность. В качестве этого понятия выступила пайдейя, сочетавшая в себе образование и воспитание. Пайдейя утверждала путь совершенствования человека как восхождение индивида к миру идей, т.е., к всеобщему. Начало этому положил Сократ, разработавший майевтический метод. Суть майевтики – рождение истинного знания. А истинное знание способно родиться только в диалоге, в котором осуществлялось становление всеобщего. «Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого-либо предмета – его определение, достижение понятия о нем. Сократ первым вывел знание на уровень понятия... Только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания» [8. С. 288]. Убеждение, лежащее в основе диалога, стало основным средством воспитания и образования. А сам Сократ стал одной из вершин философской и педагогической мысли. Он, если верить Платону, выделил человека из мира природы, так как тот способен к самопознанию, к самостоятельному выбору и поступку. Поведение человека, по мнению Сократа, должно определяться не внешней причиной, а внутренней целью. Поэтому Сократ считал, что основная задача воспитания для философа состоит в том, чтобы помочь людям разобраться в смысле и целях собственного поведения, руководствуясь при этом представлениями о том, что для них «наилучшее». Поиски Сократа направлены были на то, чтобы найти в индивиде такую побудительную силу, которую уже не нужно выдавать за общее и необходимое основание его поступков. Благодаря своему методу Сократ помогал собеседнику в осознании смысла человеческой жизни. В майевтике, нацеленной на самопознание, Сократ видит способ выявить за случайными и преходящими мотивами ту действительно существенную и закономерную основу человеческих поступков, которая способна заменить человеку вековые традиции. Поэтому майевтика становится основой воспитания и образования, которые в свою очередь выводят человека на путь интеллектуального и нравственного развития. Именно поэтому воспитание и характеризовалось Сократом как «второе рождение».

Пайдейя, таким образом, определила в европейской культурной традиции направление развития образовательной деятельности, представляющей собой восхождение индивида к всеобщему знанию. Платон и Аристотель стали дальше развивать эту идею. Трактуя пайдейю как смысл политики и жизни души, Платон основой государственности назовет воспитание граждан. Его заслуга заключается в осмысления целей и содержания воспитания и образования. В своем позднейшем и самом объемном сочинении «Законы» образование он трактует как то, что ведет с детства к добродетели, заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же начальствовать. Аристотель, также как и Платон, считал, что организация воспитания является важнейшей государственной задачей. «Едва ли кто-нибудь будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и самый государственный строй терпит ущерб. Ведь воспитание должно способствовать каждому государственному строю: свойственный каждому государственному строю характер обыкновенно служит сохранению строя и с самого начала – демократии, олигархический характер – олигархии; и всегда лучший характер обеспечивает лучший вид строя» [1. С.628]. Но в отличие от Платона, он не принижал значения и семейного воспитания. Государственное и семейное воспитание, по мнению философа, должны соотноситься друг с другом как часть и целое. Целью воспитания, Аристотель считает развитие нравственных способностей или нравственных качеств, которые составляют основу добродетели. Добродетели, считает философ, не являются качествами разума, они всего лишь сопряжены с разумом. Поэтому они достигаются путем воспитания. Дело государства – прививать добродетели своим гражданам. Образование же, должно помогать им адаптироваться к обществу. На всех последующих этапах развития образования проблема, поднятая Аристотелем, будет одной из наиболее обсуждаемых. Обратил внимание философ и на проблему понимания идеала образованности. Хотя «Метафизика» и начинается со слов: «Все люди от природы стремятся к знанию», тем не менее, Аристотель утверждал, что образованность является правом исключительно свободного человека. Профессиональное же мастерство он оставил рабам. Воспитание образованных людей для него самоценно, «…оно достойно свободно рожденного человека и само по себе прекрасно» [1. С. 629]. Данный подход лег в основу многих последующих концепций. И в наши дни, поставленная Аристотелем проблема, является отправной точкой для обсуждения. Сегодня достаточно острым считается вопрос о том, должно ли знание быть самоценным или же следует давать только такое знание, которое бы стало необходимым для осуществления профессиональной деятельности, обеспечивающей средства к жизни.

Возникновение и распространение христианства изменило отношение людей к античным представлениям об идеале образования и воспитания. Мировоззрение христианства и его воспитательные идеалы заложили основы новых источников духовного развития. Для христианского воспитания и образования, которые легли в основу новой нравственности, характерными были следующие особенности: признание приоритета веры над знанием и наукой; внимание к душе человека, которую можно будет спасти после смерти, но не при жизни; признание воспитывающей роли труда и важности осуществления трудового воспитания; изучение Священного писания и его понимания как богоугодного дела. Сложившаяся новая нравственность, противоречила античному идеалу образованного человека. Христианская практика религиозного воспитания не требовала школьных форм обучения. Она развивалась исключительно в рамках теологии. Целью образования становиться воспитание любви к Богу, а также обретение умения толковать смысл библейских текстов. Показателем образованности становится знание латыни, умение толковать тексты Священного писания, способность составлять нравственную проповедь. Идеалом эпохи становится человек беззаветно служащий Богу. Схоластический метод еще сильнее привяжет образование к христианскому воспитанию. Именно схоластика не позволит осознать самоценность личности как ищущей себя не в Боге, а в творческой деятельности. Таким образом, разум, поставленный на службу вере, запретит становление свободно мыслящей личности, а педагогическая мысль станет частью богословия.

Пришедшая на смену средневековью, эпоха Возрождения, начала формировать совершенно иной идеал человека. На смену такому мировоззренческому принципу как теоцентризм, пришел антропоцентризм, основанный на гуманизме. Мыслители Возрождения взяли за основу античный идеал разносторонне развитой личности и внесли в него свои существенные изменения. В отличие от средневековой культурной традиции теперь главная роль была отведена человеку с его разумом, а не Богу и идее спасения. Человек в ренессансную эпоху стал пониматься как творец самого себя и господин природы. Гуманистическая идея выдвинула одно из важнейших требований эпохи – отказ от готовых истин, предоставляя тем самым человеку самому решать вопрос об истинности знаний. Вслед за этим была поставлена и проблема соотношения обучения и воспитания личности. В образовательном процессе, обучение привязали к объективным знаниям, позволяющим отыскивать истинное знание, а воспитание – к нормам человеческого общежития. Причем воспитание гражданина было признано главным в формировании гармоничной личности. Такие мыслители как Л. Бруни, Л. Валла, Л. Алъберти, отталкиваясь от представлений античных мыслителей, высказали мысль о том, что основной функцией воспитания, является формирование человека, действующего на благо общества, а очагом воспитания – семья. Неотъемлемой частью воспитания в данную эпоху стала считаться и трудовая деятельность, которая, по мнению гуманистов, должна быть направлена на формирование целостной личности.

Основываясь на понимании человека как природного единства тела и души и исходя из цели, которую ставило перед собой общество, мыслители Возрождения серьезное внимание уделили и образованию гармоничной личности. Наряду с гражданской активностью, воспитываемой обществом, формировалась и такая особенность целостной личности как индивидуальная уединенность. Именно к образованию будет привязана эта особенность гармонично развитой личности. Поэтому образование начнет играть главенствующую роль в обществе. Один из ярчайших мыслителей эпохи Мишель Монтень в своем произведении «Опыты» предложит концепцию человека нового времени – широко образованного и критически мыслящего, подчиняющего себя культу знания. Знания, по Монтеню, составляют основу опыта. Ребенку, писал он, внушаются с детства готовые истины, когда он еще не в силах судить об их достоверности [7]. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Поэтому ценность в формировании человеческой личности представляют лишь те знания, которые получены опытным путем [7]. Педагогическая философия М. Монтеня предвосхитила многое из тех представлений, которые будут развиты просветителями XVIII в.

Вершиной педагогической мысли гуманизма стали идеи испанского философа и педагога Хуана Луиса Вивеса. Он развил мысль о том, что процесс обучения невозможен без проникновения в закономерности процесса познания, а воспитание немыслимо без понимания и учета закономерностей роста ребенка. Таким образом, живая творческая мысль обратилась к разуму и его познавательным способностям.

Итак, развернувшееся в европейской культуре эпохи Возрождения мощное умственное движение, прошло под знаком человека. В его основу была положена идея реабилитации и освобождения разума. Именно он стал источником живой творческой мысли и признал человеческую самоценность, провозгласив свободу его индивидуального самоутверждения. Соответственно была переосмыслена и концепция образования и воспитания. Признав за разумом главенствующую роль, мыслители этой эпохи постарались переосмыслить понимание всеобщего-единичного в образовании. Произошла абсолютизация всеобщих форм разума, что в конечном итоге привело к вытеснению других форм освоения действительности как не поддающихся научной рациональности.

Наступившее после эпохи Возрождения Новое время, реагируя на потребности складывающейся реальности, стало формировать концепцию образования, отвечающую ее запросам. Расширение интеллектуального мира личности было связано с возникновением науки как социального института. Развитие мысли неуклонно расширяло поле и науки, и философии. «Целью нашего общества, - утверждал Ф. Бэкон,- является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным» [3. С.409.]. Возникновение опытной науки в Новое время привело к усилению значимости естественнонаучного знания, характеризующегося дисциплинарной расчлененностью. Античная пайдейя как восхождение к всеобщему знанию и средневековое образование, основанное на принципах веры и восхождения к Богу стало разрушаться под действием включения специального знания в систему образования. В Новое время стало меняться отношение человека к миру. Складывался способ выделения человеком мира как объекта науки. Все это, в конечном счете, меняло и самого человека, и его отношение к миру. Формировалось научное мировоззрение. В познавательной деятельности стал складываться идеал классической научной рациональности. Из процесса познания был изъят принцип субъективно-личностного отношения к миру. А это требовало изменения подходов к воспитанию и образованию. Рациональное познание, лишенное личностного отношения к миру, отдаляется от воспитания, которое, напротив, привязано к личности и личностному опыту. На фоне этого в образовании происходит выдвижение на передний план реальных знаний, которые помогают человеку «открывать природу». Именно в Новое время происходит оформление научной педагогики, сконцентрировавшей в себе установки европейского образования. Научная педагогика целью образования обозначила овладение научной картины мира в соединении с христианскими нравственными нормами. Наиболее яркими представителями этого направления совершенно справедливо считаются немецкий педагог-мыслитель Вольфганг Ратке и чешский педагог Ян Амос Коменский. В. Ратке вывел важнейшие общедидактические принципы, которыми должен руководствоваться каждый учитель. И сводятся они по его мнению к следующим основным положениям:

1) обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его;

2) обучение должно быть последовательным, нельзя изучать одновременно разные вещи;

3) в обучении следует постоянно использовать повторение;

4) первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся;

5) обучение должно вестись без принуждения;

6) заучивать ученики должны только то, что ими понято;

7) в обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному;

8) в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт [5.С. 98].

Я.А. Коменский придаст этим принципам гораздо большее обоснованнее и войдет в мировую историю развития философско-педагогических идей не просто педагогом, заботившимся о совершенствовании школьного дела, а единственным пока что педагогом-философом, увидевшим в воспитании подрастающих поколений предпосылку дальнейшего прогресса человечества [5. С. 106]. С его именем связано становление и концептуальное оформление научной педагогики, которая сконцентрировала свое внимание на принципах овладения научной картиной мира. Я.А. Коменский в своей работе «Великая дидактика» заложил в основание педагогики ценности научного знания и религии. Но вместе с тем содержанием образования у него становится научное знание, а целью образования выступает передача и усвоение научного знания, играющего большое значение в жизни современного общества.

В эпоху Просвещения различение понятий образования и воспитания стало еще более строгим. Идеалом образования в этот период считалось овладение научными знаниями. Поэтому обучение было основано на дисциплинарно организованном знании, зафиксированном в текстах. К идеалу образования относилось и воспитание гражданина. Но если образовательный процесс был направлен на получение научных знаний, то воспитание ориентировалось на освоение культуры в сочетании с личным опытом. В этот период укоренилось представление о всемогуществе воспитания, которое направленно на следование общественному долгу, привитию индивиду общечеловеческих ценностей. Проблема взаимодействия индивидуального и всеобщего в образовательной доктрине Просвещения выражалась в отношениях между врожденными способностями и внешней средой. Например, по мнению Гельвеция, различия в человеческих воззрениях, идеях, умственных способностях связаны исключительно с влиянием внешней среды. Просветитель не признавал врожденных способностей человека.

Другой представитель данной эпохи Д. Дидро, который по праву считается самой яркой фигурой среди философов-просветителей, высоко оценивал роль воспитания и образования в формировании человека. В процессе воспитания он призывал учитывать как анатомо-физиологические особенности ребенка, так и социальные условия, в которых происходит становление личности. Он признал необходимость образования для всего народа и наметил такие принципы организации просвещения, как: всеобщность и бесплатность обучения, его бессословность, светскость.

Эпоха Просвещения сохранила установку на понимание образования как процесса восхождения ученика к всеобщему знанию. В основу концепции образования была положена идея его естественности. На ее базе развивалось убеждение в том, что порядок и связь идей адекватен порядку и связи вещей. По мнению Ж.-Ж. Руссо, проблема соотношения всеобщего и индивидуального в образовании и воспитании должна решаться на основе права ученика на свободное развитие. Воспитание заключается не в вербальном обучении добродетельному поведению, а в предохранении ребенка от проступков и ошибок в самом раннем возрасте. Руссо, вопреки традиционным просветительским установкам, воспитание понимает как выявление у ученика заложенных природой способностей. Именно воспитание способствует улучшению нравов в обществе. Идеалом же образования, по мнению просветителя, выступает человек, который реализует свободу, развитую благодаря воспитанию, как свое естественное право. Исходя из этой установки, И.Г. Песталоцци разрабатывает свою педагогическую концепцию, отрицающую представление об образовании как процессе одностороннем. Одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред, препятствует свободному развитию природных задатков. Суть его концепции заключается в соединении умственного образования с нравственным воспитанием в процессе обучения. При этом он исходит из того, что следование природосообразности предполагает организованность воспитания ребенка, начиная с его появления на свет, а не отменяет его. Песталоцци был сторонником всестороннего гармоничного развития, которое достигается путём единения умственного (интеллектуального), нравственного и физического в образовании, а также подготовки к труду. Сущность же воспитания заключается в том, чтобы пробудить в ребёнке заложенные природные задатки. Эта идея позже будет дальше разрабатываться Ф. Фрёбелем, Д. Дистервегом, К.Д. Ушинским и др.

Итак, в основе просветительской концепции лежит понимание личностного развития не как простого усвоения знаний, а как воспитание личности в духе причастности к общественным идеям и делам.

Немецкая классическая философия, оттолкнувшись от существовавших на тот момент образовательных представлений, сформировала свой педагогический подход. Кантовская концепция образования строилась на основе понимания саморазвития личности как средства самопознания культуры. И.Кант по сути возродил античный идеал образованности (пайдейю). Его концепция утверждала представление об образовании как взаимодействии индивидуального и всеобщего в развитии человека. Кант понимал образование как составную часть воспитания, закладывая в его основу синтез личностно-единичного и всеобщего. Педагогика как наука о воспитании разделяется им на две части: практическую, которая призвана образовывать человека как моральное, свободно действующее существо; и физическую, направленную на развитие природных способностей и подчиненную практической задаче достижения человеком свободы [6].

У Гегеля образование рассматривается как восхождение индивида к всеобщему опыту и знанию. Он противопоставил его личностному началу. По мнению философа, сущность образования заключается в превращении человека в духовное, разумное существо [4]. Гегель утверждает, что чем образованнее человек, тем меньше проявляется в его поведении индивидуального. Воспитание как раз и направлено на то, чтобы преобразовать душу, нацелить её на усвоение общих норм поведения. Духовная составляющая человека требует от него жертвовать индивидуальным в пользу всеобщего. Философ различает практическое и теоретическое образование. Практическое – нацелено на обретение способности ограничивать себя в проявлении личного эгоизма [4. С. 117-119]. Теоретическое же призвано вывести человека за пределы того, что он знает, находить всеобщие точки зрения и ограничивать эгоистические интересы. Благодаря этому человек может увидеть в чужом своё.

В марксистской педагогической концепции утвердится идеал универсальной образованности. Главная задача образования – воспитать человека членом государства, превратить его частные цели в общие. Позже, позитивисты и неокантианцы подвергнут сомнению идеал универсальной образованности. Противостояние этих концепций определило борьбу за приоритетность в образовании естественнонаучных и социогуманитарных знаний со стороны прагматической философской антропологии (Дж. Дьюи), педагогической антропологии К.Д. Ушинского, Г.Ноля и постмодернизма.

Термин «философия образования» был введён русским философом серебряного века В.В.Розанов в 1899г. Тремя главными принципами образования В.Розанов считал:

1.Принцип индивидуальности.

2. Принцип целостности.

3.Принцип единства типа, что подразумевает глубокое знание какой-либо области культуры.

Но официальное признание этот термин получил в ХХ в. В 40-х гг. ХХ в. сложилось исследовательское направление, связанное с философскими проблемами образования и педагогики. Именно тогда в Колумбийском университете США было организовано общество, целью которого стало изучение этих проблем. В 1990-х годах философия образования окончательно утвердила свой статус в системе философских наук, и началось бурное её развитие. Дискуссии о предмете и специфике, границах философии образования ведутся и в настоящее время. В 1998 г. обсуждению проблем философии образования был посвящён Всемирный философский конгресс. На конгрессе высказывались идеи, что образование делает человека человеком в истинном смысле этого слова, а также может изменять его природу. Философия образования исследует сущность образования, место и роль образования в обществе, ступени образования, кризисные состояния в развитии образования, модернизационные пути образовательных систем, образовательные парадигмы, взаимодействие субъектов образования, аксиологические основы образования. К понятийному аппарату философии образования также относятся: образовательные технологии, идеал образованности, образовательное пространство и другие. Эта наука призвана осмыслить кризис образования и наметить пути и способы разрешения данного кризиса, сформулировать цели образования, дать прогностическую оценку развитию образования, наметить комплекс культурно-ценностных черт, которым должен соответствовать современный человек.

Вместе с тем единства в понимании статуса философии образования ни среди философов, ни среди педагогов в настоящее время по-прежнему нет. Множество точек зрения относительно того, чем занимается философия образования, группируется следующим образом: одни считают, что это исследовательское направление должно разрабатывать основания образовательной деятельности в виде ценностно-целевых установок, другие утверждают, что философия образования – это научная дисциплина, которая должна синтезировать знания, относящиеся к области образования и педагогики. Другими словами остро обсуждается вопрос о том, является ли эта область исследовательского интереса частью философии или науки. Как нам представляется, философия образования составная часть философии, причём такая, которая исследует основания образовательной деятельности, её ценностно-целевые установки, которые и определяют содержание и направление развития образования.


Литература

  1. Аристотель. Соч.: в 4-х т.Т.4. М., 1983.

  2. Буйко Т.Н. Философия образования: старая традиция или новая дисциплина? Минск, 2001.

  3. Бэкон Ф. Соч.: В 2т. М., 1978. Т.2.

  4. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика// Работы разных лет. В 2-х т. Т.2. М.,1973.

  5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. /Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. М., 2001.

  6. Кант И. Соч.6 в 8-т. Т.8. М.,1994.

  7. Монтень М. Опыты. М., 1992.

  8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2003.



Глава2. проблемы образования и профессионального самоопределения студенческой молодежи.
Глава 6. социализация и адаптация как факторы становления
Глава8. антропологическая перспектива современного образования
Глава10 к вопросу об экологическом образовании.

Каталог: Portals
Portals -> Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта Методический сборник
Portals -> Менеджмент высшего учебного заведения инклюзивного типа кольченко к. О
Portals -> Проект Концепция инклюзивного образования
Portals -> Поведение потребителей методические указания к практическим занятиям для студентов по направлению подготовки 260800 – «Технология продукции и организации общественного питания»
Portals -> Доклад на Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика и технология»
Portals -> Современная гуманитарная академия
Portals -> Задача создания системы разработка и апробация различных моделей скринингового и углубленного дифференцированного обследования всех детей первого года жизни
Portals -> №3/2011. Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница