Проблемы профессионального самоопределения подростков



Скачать 29.04 Kb.
Дата14.02.2016
Размер29.04 Kb.
С.В. Голушкова

МКОУ Селезеневская основная общеобразовательная школа

Макарьевского муниципального района Костромской области
Проблемы профессионального самоопределения подростков
Каждый год тысячи выпускников после окончания школы встают перед сложным трудным выбором – выбором дальнейшего пути. Им приходится отвечать, вероятно, на самый не простой жизненный вопрос – вопрос правильного выбора профессии.

В условиях постоянно меняющейся экономики найти себя в профессии становится все сложнее. Экономические условия в России за последние годы изменились радикально, стремительно меняется рынок труда, появляются новые профессии. Поэтому молодым людям в вопросах профессионального самоопределения становится все труднее пользоваться советами и опытом своих родителей, учителей, друзей. Самостоятельно выбрать свой жизненный и профессиональный путь, значит взять на себя ответственность за его реализацию. При этом важно уметь отстаивать собственные ценности, выстраивать собственную позицию.

Данная задача не всегда под силу даже взрослому человеку. Поэтому молодые люди, оканчивающие школу и вступая в самостоятельную жизнь не всегда готовы к свободному и осознанному профессиональному самоопределению. В словаре русского языка С.И. Ожегова [90] понятие самоопределение объясняется как определение своего места в жизни, в обществе, осознание своих общественных, классовых, национальных интересов.

Понятие самоопределение часто используется как тождественное таким понятиям как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция». Так, А. Маслоу [80] считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой». И.С. Кон [57] делает вывод, что самореализация проявляется через труд, работу, общение. П.Г. Щедровицкий [160] отмечает, что смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.

Попробуем обозначить наиболее важные проблемы профессионального самоопределения школьников, выяснить, с чем они связаны.

Возможность своевременной и полноценной адаптации во взрослой жизни, реализация своего профессионального потенциала и своих способностей – важные и актуальные вопросы для молодого поколения. Сегодняшнему тинэйджеру довольно трудно осуществить выбор профессии с учетом своих интересов, склонностей, способностей. Вари антов выбора карьеры в нынешнем обществе много, а молодежь не всегда и не в полной мере ориентируется в особенностях различных профессий. Молодые люди затрудняются сделать правильный выбор в силу объективных или субъективных причин, среди которых главная – недостаточная информированность о запросах современного рынка труда и востребованности различных специальностей, экономической ситуации региона и о собственных способностях. Кроме этого в последнее время ослаблен интерес государственных структур к вопросам трудоустройства и занятости молодежи, упразднена система учебно-производственных комплексов, нарушены связи школы с производством. Недостаточное включение социальных структур в решение проблем профориентационнного обеспечения молодого населения негативно влияет на профессиональное определение и самоопределение молодежи.

Планирование своих профессиональных перспектив – это личное дело каждого человека, это высшее проявление его свободы и ответственности за свое счастье. Но нельзя забывать, что он – член общества, и общество должно беспокоить, чем он будет заниматься в этом мире, кем станет. Общество должно быть заинтересовано в нем, как в профессионале. Низкая информированность о рынке труда, недостаточность информации о профессиях и специальностях (только распространенных профессий и специальностей насчитывается более 2700, а всего в различных справочниках зафиксировано более 40 000 названий профессий и специальностей) делают подлинность профессионального самоопределения почти невозможным. В таких условиях возможно только создание основы для него. Введение в учебные программы школ курса экономических знаний позволит сменить ориентиры и ликвидировать пробелы знаний об окружающей действительности. Решение задачи выбора профессии для выпускников может быть не только рациональным, аналитическим, но и эмоциональным и синтетическим.

Меняются в настоящее время и приоритеты выбора профессии. Если традиционная профориентация решала проблему оптимизации выбора профессии между возможностями и потребностями личности, то сейчас на первом месте стоят мотивы выбора профессии и некоторые личностные качества.

Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, наряду с собственным желанием достижения материального благополучия в будущем, значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% - по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. В таких случаях выбранные мотивы при определении профессии оказываются неадекватными возможностям личности при обучении, возникает дисбаланс между требованиями профессии и способностями обучающегося, преодолеть которые помогут личностные качества, такие как воля, темперамент и др. Поэтому профориентационные программы образовательных учреждений должны иметь в первую очередь задачи накопления приоритетных возможностей личностью при выборе и поступлении на обучение будущей профессии.



Учитывая сложную ситуацию на рынке труда, необходимо формировать готовность к профессиональному самоопределению у юношей и девушек уже в процессе школьного обучения. Такая подготовка должна быть ориентирована на углубленное самопонимание, формирование адекватной самооценки, знакомством с рынком труда, возможностями и условиями построения карьеры, обучению принятия зрелых и ответственных решений и должна учитывать возрастные, половые и индивидуальные особенности субъекта профессионального выбора. При этом необходимо учитывать, что профориентационная работа с учащимися не должна быть обособленной частью учебно-воспитательного процесса (как это происходит зачастую), а составная часть его, что успеха в этой работе можно достичь лишь при условии создания стройной системы подготовки учащихся к сознательному выбору профессии на протяжении всего периода обучения в школе.

Что такое ошибка в выборе профессии, чем она бывает вызвана и какова ее цена?

Одной из самых распространенных ошибок при выборе профессии – выбор из соображений «престижа». Но «престиж» - понятие относительное. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Некоторые люди выбирают профессию, повинуясь старому инстинкту, выбирают профессию «за компанию, забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для похода в кино. Иногда выбор профессии отождествляется с неким «идеалом», на которого подросток хочет быть похож: на любимого учителя, замечательного шофера, удивительного врача. Нередко интерес к профессии рождается после прочтения интересной книги, просмотра кинофильма. Все вышеперечисленные примеры – риск ошибиться в выборе профессии.

Чтобы избежать подобных ошибок и рисков, необходимо научить подрастающего специалиста реально оценивать свой характер, интересы и способности, примерять их значимость для конкретной профессии. Заставить его представить, способен ли он стать профессионалом высокого уровня. В этом вопросе следует отметить особую роль психологической службы школы. Кто как не психологи помогут личности раскрыться полностью, определить личностные особенности, направленность на определенную сферу деятельности, спланировать профессиональное будущее и ответить на многие другие вопросы. Беда в том, что не в каждом образовательном учреждении, особенно сельском существует такая служба.

Не вызывает сомнений значимость профориентации, в мировой практике давно выявлен ее экономический эффект. Однако профориентационная поддержка старшеклассников в нашей стране в настоящее время в основном оказывается специалистами образовательных школ. Следует отметить, что в отличии от зарубежных школ решение актуальной проблемы – кем быть – осуществляется в нашей школе на уровне профпросвещения, профдиагностики и профпропаганды, оставляя в стороне практический аспект (профпробы). К примеру, японские школьники на занятиях в основной школе трижды участвуют в разных видах деятельности профессионального характера на выбор, в идеале получая возможность иметь за три года 48 профессиональных проб. Кроме обязательных проб в ряде сфер деятельности они могут участвовать в перечисленных или других профессиональных занятиях вне школы. Экспериментальные профессиональные пробы позволяют индивиду определить уровень собственной готовности (пригодности) к избираемой профессии и адаптационные возможности профессии в отношении индивидуальных свойств, интересов, устремлений.



Решить проблему практической направленности профессионального самоопределения подростков можно грамотно выстроив линию преемственности между общеобразовательной школой и учреждениями профессионального образования. За последние годы преемственность обозначилась, но она еще очень слаба. По существу, все взаимодействие школ с училищами, техникумами, вузами сводится к формальной профориентации. Как это происходит? Приходит преподаватель упомянутого учебного заведения в школу и рассказывает ученикам о специальностях и профессиях, которые можно в нем получить. Проходят «Дни открытых дверей», где выпускники знакомятся с учебным заведением, условиями обучения, проживания, набором профессий и специальностей, педагогическим коллективом. Это интересные и важные мероприятия, но они отражают только внешнюю сторону вопроса выбора профессии. Прямого прикосновения к ней не случается.

Резюмируя вышеизложенное, сделаем вывод, что профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью жизненного самоопределения. Процесс профессионального самоопределения представляется сложным, и многогранным, на него оказывают влияния возрастные, половые особенности субъекта деятельности, уровень его интеллектуального развития, личностная зрелость, самооценка и притязания. Молодые люди, стоящие перед проблемой профессионального выбора, в большинстве своем, оказываются не готовы к принятию зрелого, ответственного решения, не занимают активной позиции и нуждаются в помощи: государства, общества, семьи, школы.
Литература

  1. Гриншпун С.С. и др. Проблемы профессионального самоопределения молодежи. – М. 1986

  2. Папсуева С.В. Профессиональное самоопределение школьников подросткового возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Омск 2012

  3. Захаров Н.Н, Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников.//Библиотека учителя труда. – М.:Просвещение, 1989. – 162с.

  4. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. // Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. – М.: Просвещение, 1991. – 126с.

  5. Справочник руководителя Образовательного учреждения. - №03, март 2006. – 11с.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница