ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Смирнова А.В., Санкт-Петербург, Россия Аннотация. Статья посвящена вопросам переосмысления содержания понятия
«научная грамотность» в англоязычных исследованиях, его соответствия аналогичным концептам в российской педагогике. Описываются компетенции, составляющие научную грамотность, предлагается ресурс,
способствующий их формированию в процессе обучения в школе.
Ключевые слова: научная грамотность, компетенции, ценностный компонент, базовые исследовательские действия, ценность научного познания.
THE QUESTIONS OF RAISING STUDENTS’ SCIENTIFIC LITERACY
Smirnova A.V., Saint Petersburg, Russia Annotation.The article is dedicated to the problem of reconsidering the essence of the concept of scientific literacy in studies in the English language, its correspondence to the analogous concepts in the Russian pedagogical system. Competencies comprising the notion of scientific literacy are described. A resource for developing them is offered.
Keywords: scientific literacy, competencies, the value component, basic enquiry skills, the value of scientific method.
С 2000 года Организация экономического сотрудничества и развития каждые три года проводит международное исследование качества образования, известное как PISA. В рамках данного исследования измеряется сформированность математической, читательской и научной грамотности 15-летних учащихся школ. Периодически в измеряемые параметры включаются другие компетенции и виды грамотности: финансовая грамотность, креативное мышление, умение решать проблемы (problem solving), владение иностранными языками. Россия принимает участие в
данном исследовании с самого начала, с 2000 года, и показывает средние и ниже средних результаты. Особенно удручает рейтинг
Российской Федерации в измерении сформированности научной грамотности: в 2000 году
– 26-29 место из 32 стран, в 2003 – 20-30 место из 40 стран, в 2006 – 33-38 место из 57 стран, в 2009 – 37-40 место из 65 стран, в 2012 году - 34-38 место из 65 стран, в 2015 - 30-34 место из 70 стран, и в 2018 - 30-37 место из 80 стран.
В русскоязычных документах, сопровождающих проведение данного исследования, а также в
официальных публикациях, связанных с ним, термин «научная грамотность» заменен термином «естественнонаучная грамотность», что не полностью соответствует содержанию данного понятия и противоречит видению создателей PISA: в оригинальном документе 2009 года «Система оценивания уровня сформированности научной грамотности обучающихся в рамках PISA 2009» отдельно прописывается отличие естественнонаучной грамотности (science literacy) от научной грамотности (scientific literacy) [6, 128]. Подобное несоответствие терминологии на русском языке вытекает из
сложностей перевода, связанных с наличием в Американском и Британском национальных стандартах учебной дисциплины под названием Science (предметы естественнонаучного цикла), которая послужила источником понятия «science literacy» (естественнонаучная грамотность). Данный концепт развивался и трактовался в работах многих англоговорящих исследователей и преобразовался в термин «scientific literacy», включивший в себя такие аспекты, как научные концепты, которые необходимы для понимания определенных явлений окружающего мира и для изменений, вносимых в
него деятельностью человека;
научные процессы, которые заключаются в способности получать данные, интерпретировать их и действовать на основе фактических данных [5, 280], ценностные ориентации и отношение к научному познанию мира.
Первые работы, исследующие вопрос о необходимости расширения значения термина «научная грамотность» начали появляться в конце 20 века: в 1993 году ЮНЕСКО провела международный форум «Проект 2000+. Научная и технологическая грамотность для всех», подчеркнувший важность данного вида грамотности для успешного функционирования в обществе каждого гражданина, в 1999 году М.Ханраан в
своем исследовании высказывает предположение о том, что без включения ценностного компонента в научную грамотность, происходит отдаление учащихся школ от науки, и необходимо предпринимать определенные действия, чтобы помочь им почувствовать важность науки для их жизни [4, 700]. В 2004 году Рот В.М. и Бартон А.К. издают книгу
«Переосмысление научной грамотности», в которой освещают важность науки в повседневной жизни учащихся и предлагают новое видение научной грамотности, которое неразрывно связано с социальной ответственностью и развитием общества [8]. В 2006 году исследование отношения учащихся к науке и их мотивации впервые входит в
рамочный документ PISA по оценке качества образования [3, 20], при этом некогнитивные аспекты данного понятия считаются компетенциями, подлежащими измерению. Определение термина «научная грамотность» дается через описание его четырех основных компонентов:
1.
Научное знание и его применение для постановки вопросов, приобретения нового знания, объяснения научных явлений и выведения умозаключений по темам, связанным с наукой, основанных на достоверных фактах.
2.
Понимание характеристик науки как формы человеческого познания.
3.
Понимание того, как наука и технологии влияют на материальный мир, интеллектуальную и культурную его составляющие.
4.
Желание участвовать в научных дискуссиях и мероприятиях с позиции мыслящего гражданина [3, 23].
В 2009 году опубликована статья Холбрука Д. и Ранникмэ М. «Значение научной грамотности», в которой авторы приводят список компонентов понятия «научная грамотность», составленный ими на основе различных источников, переработанный и разделенный на категории [5, 276-277]:
Научно и технологически грамотный человек: