Проблемы подготовки тьюторов. Основные требования к программе подготовки тьюторов



Скачать 156.23 Kb.
Дата14.02.2016
Размер156.23 Kb.

Проблемы подготовки тьюторов. Основные требования к программе подготовки тьюторов

Автор: Долганова Ольга Васильевна

Московская высшая школа социальных и экономических


ovdolganova@gmail.com
Введение

Мы живем в эпоху информационного общества. Устойчивое развитие страны требует не только перевооружения промышленности, перехода на новые высокоэффективные технологии, но и существенного повышения интеллектуального потенциала нации – способности людей производить и усваивать новые знания, повышать свою квалификацию и приобретать новую специальность, если в этом есть необходимость. Решение этих широкомасштабных государственных задач – задача всей системы образования, т.е. и системы непрерывного образования. Необходимо, чтобы каждый гражданин имел возможность выбора очной, заочной, экстерната или дистанционной формы обучения в разные периоды своей жизни в зависимости от складывающихся обстоятельств.

В системе высшего и среднего образования многих стран мира широко применяется дистанционное обучение. Особенно эффективное развитие эти новые информаци­онные педагогические технологии и прогрессивные орга­низационные формы нашли в самом учебном процессе. Су­щественную роль в применении дистанционного обучения играет глобальная сеть Интернет. По данным интернет сайта www.fom.ru, (12)только в Европе более 20 млн человек являются пользователями Интернет. Первое место в мире по развитию телекомму­никации занимает Австралия — по данным за 2006-2007 г. полугодовая аудитория Интернета составляет более 72%. Второе занимает Германия, третье место —Великобритания. Россия насчитывает пока только 25% пользователей.

В мире сегодня быстрыми темпами увеличиваются воз­можности персональных компьютеров и программного обес­печения, что создает весьма благоприятные условия для развития дистанционного образования. В.А. Трайнев в обзоре дистанционного развития в мире(7) приводит такие данные: в Открытом университете (ОУ) Великобритании ежегодно обу­чаются более 20 тыс. студентов, в Откры­том университете Хаген (Германия) — более 50 тыс. студен­тов, в INТЕС-колледже в Кейптауне (Южно-Африканская Республика) по системе дистанционного обучения ежегодно занимаются более 68 тыс. студентов. Популярность дистанционных технологий обучения в развитых странах характеризуется использованием там ДО во многих университетах. Так, в США ДО ис­пользуют около 60% университетов. В Испании вообще уже на протяжении 30 лет эффективно функционирует уни­верситетское дистанционное образование. С 1970 г. дистанци­онное обучение начало интенсивно развиваться по всей Ев­ропе. Широкое распространение получили также открытые университеты на базе ДО. В настоящие время в Великобритании существует более 50% образовательных программ для получения степени магистра в области управления с использованием ДО. Лидирующей организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Открытого университета Великобритании.

Заслуживает внимания развитие СДО в Японии. В ее школах долгое время компьютерные технологии развивались недостаточно, поскольку ученые-педагоги Японии полагали, что компьютер необходимо широко использовать только в высшем образовании, но с 1995 года по программе полной информатизации страны интернет технологии стали внедрять и средних школах.

По данным ЮНЕСКО (7), одной из наиболее продвинутых стран по внедрению информационных технологий является Австралия. Австралийская территориальная информационная сеть и специально разработанная программа обеспечили активное участие учителей и учащихся в разнообразных проектах ДО.

Полат Е.С. пишет (6), что дистанционное обучение стало уже свершившимся фактом не только за рубежом, но и в нашей стране. Современный гуманитарный университет в Москве обучает дистанционно свыше 60 000 студентов. Одним из лидеров применения дистанционного обучения является МЭСИ - Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, где более 30 000 студентов уже обучены в формате ДО. Около 50 000 граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, являются учащимися иностранных образовательных организаций и обучаются дистанционно. Разработан проект стандарта качества дистанционного образования “Дистанционное образование. Контроль и оценка качества дистанционного образования”, а также "Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России".

Актуальность дистанционного обучения в эпоху непрерывного образования трудно переоценить. В современных  социально-экономических условиях перед  российской системой образования стоит серьезная задача: предоставление  широким слоям населения качественного и доступного образования. Исследование актуализированных образовательных потребностей населения России в возрасте от 16 до 60 лет, проведенное в 1999 – 2002 г. (5)показывает, что оформился контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые традиционная система образования  предоставить не может, т.к. они вынуждены совмещать учебу с основной деятельностью-работой, не могут регулярно посещать учебное заведение вследствие его удаленности, необходимости больших затрат на переезд и проживание, и, наконец, недоступно высокая плата за обучение. А.А.Андреев в книге « Дидактические основы дистанционного обучения» (4)приводит список категорий основных потребителей дистанционных образовательных услуг, для которых недоступен традиционный способ получения образования:

·     лица,  желающие   приобрести новые знания или получить второе образование, но проживающие в  малоосвоенных  регионах страны, удаленных от вузовских центров;

·     обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы;

·     лица, не имеющие возможности  получить образовательные услуги в традиционной системе образования  в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой и других специфических условий (сельские жители, спортсмены, вахтовики, кочевники и т.п.); 

·     лица, проходящие действительную срочную службу  в рядах Вооруженных Сил России, а также  увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;

·     лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (инвалиды; раненые, находящиеся на излечении в госпиталях; лица, нуждающиеся в обучении на дому и т.п.);

·     корпус менеджеров различного уровня, преподавателей и других специалистов, нуждающихся в  переподготовке и повышении квалификации;

·     осужденные и обслуживающий  персонал исправительных учреждений;

·     лица, желающие получить образование  в зарубежных   образовательных учреждениях;

·     уволенные и сокращенные  лица, зарегистрированные в соответствующих службах занятости;

·     иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.

Совершенно ясно, что эти категории потребителей образовательных услуг предъявляют особые требования к организации обучения, такие как индивидуальный план обучения, личностно – ориентированный подход к обучаемому, необходимость для большинства желающих учиться совмещать учебу с основной деятельностью, невысокая плата за обучение. Применение технологий дистанционного обучения может быть решением этого вопроса.

Вместе с тем, внедрение новой формы обучения в России существенно отстает от развитых стран. Одной из причин является нехватка профессионалов-специалистов, способных вести качественный процесс обучения в системе ДО. Преподаватели неохотно идут на внедрение дистанционного обучения. Применение технологий дистанционного обучения требует иного подхода к организации учебного процесса, преподавателей нужно учить работать с новыми технологиями. Целью данной работы является определить, какие же требования предъявляет система дистанционного обучения к преподавателю? Чем отличается традиционный преподаватель от преподавателя дистанционного образования (ДО) или преподавателя - тьютора? Какие требования к подготовке преподавателей – тьюторов предъявляет новая форма обучения?


I. Кто такой тьютор?

Также следует определить, какой из терминов – тьютор или преподаватель следует употреблять по отношению к дистанционному обучению, что мы имеем в виду под словом «тьютор». В переводе с английского тьютор - наставник, воспитатель. Но в зависимости от области употребления, этот термин приобретает новые значения.



Т.М. Ковалева(13) рассматривает работу тьютора как неотъемлемую часть открытого образования, где тьютор помогает учащимся строить собственную образовательную траекторию, выходя за рамки школьной программы. «Чтобы принцип открытости образования реализовался на уровне каждого обучаемого, ему необходимо владеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в его собственную образовательную программу. Вот эта задача - использование всего возможного ресурса открытого образования и построение своей собственной индивидуальной образовательной программы - и требует в современной ситуации работы педагога, обладающего для этого специальными средствами, тьютора, а точнее, организацию им соответствующего тьюторского сопровождения». Систему дистанционного образования Т.М. Ковалева определяет как «главную цель открытого образования». Задача тьютора – помочь обучаемому выстраивать обучение с применением информационных технологий, ориентироваться в сети Интернет.

Известный ученый Щенников С.А. даёт сравнительную характеристику тьютора и преподавателя(8)



Преподаватель

Тьютор

Является принципиальны источником содержания курса наряду с другими средствами обучения

Методически управляет освоением учебного курса

Доступен обучающимся во время занятий, определенных расписанием

Доступен учащимся всегда

Передает содержание курса

Организует образовательную деятельность обучающихся

Имеет дело только с учебным материалом курса

Работает с материалом курса и призводственными проблемами обучающихся

Устанавливает с обучающимися отношения иерархии (знающий-незнающий)

Устанавливает с обучающимися отношения партнерства (вместе развивающиеся)

Это означает, что тьютор – это преподаватель нового типа, понимающий специфику ДО, профессионально помогающий в процессе усвоения знаний, обладающий знаниями и навыками в управлении образовательной деятельностью.

Международный институт менеджмента Линк (8)использует тьютора как посредника между создателями курсов и учащимися, когда «тьютор (как функциональная единица в учебном процессе) предоставляет учащемуся комплексную процессовую взаимосвязь учебных материалов с практикой их применения», помогает учащимся ориентироваться в учебном материале, строить образовательный процесс.

Подобным образом тьютор используется в учебном процессе и в других вузах. Это, как правило, не преподаватель, а тот, кто объясняет условия организации учебного процесса с применением ДО учащимся, его преимущества и возможные трудности, отвечает на их вопросы в связи с переходом от очно-заочной формы обучения к дистанционной.

Из всех выше приведенных примеров следует, что тьютор имеет посредническую функцию в дистанционном образовательном процессе. Кроме тьютора в реализации образовательного процесса участвуют специалисты информационных технологий, преподаватели, менеджеры. Но иметь такой штат могут позволить себе крупные университеты, имеющие солидную материально-техническую базу, реализующие крупные образовательные программы. Но при реализации отдельных курсов в дистанционном формате, когда бюджет не позволяет иметь такой штат, преподаватель вынужден совмещать все вышеперечисленные категории в одном лице. Он и создатель курса, и тьютор, и преподаватель, и специалист информационных технологий, поэтому имеет смысл называть его в данной работе преподаватель-тьютор. Именно такой опыт преподавания в дистанционном формате имеет автор данной работы, что с одной стороны облегчает процесс обучения, так как, являясь разработчиком, он знает курс изнутри, с другой стороны, требует от преподавателя -тьютора быть в высшей степени квалифицированным методически, технически и психологически.

II. Я бы в тьюторы пошел, пусть меня научат.

1. Опыт подготовки тьюторов

При рассмотрении проблемы подготовки тьюторов интересен опыт зарубежных стран, например США, Англии, Австралии, странах Западной Европы, где к ней подходят очень серьезно. Тьюторы обеспечивают личную и академическую поддержку студентов и ответственны за определенные части курса, в частности за проверку итоговых домашних заданий. Студентам советуют обращаться к тьюторам за “первой помощью” по поводу процесса обучения.

Так по материалам Отдела Непрерывного Образования Оксфордского Университета, там существует свой подход к подготовке тьюторов.(8) Тьюторами могут быть преподаватели или специалисты в той области, которой посвящен курс, однако они не являются непосредственными разработчиками курса. Умение пользоваться компьютером – немаловажный критерий при подборе тьюторов, однако тем, кто не является профессионалом в области компьютерных технологий, предоставляется определенная помощь. Вообще, поддержке тьюторов уделяется большое внимание. Во-первых, тьюторам стараются обеспечить как можно более ранний доступ к материалам курса с тем, чтобы они могли с ними ознакомиться и продумать ответы на предполагаемые вопросы студентов. Во-вторых, тьюторам предоставляются определенные схемы проверки домашних заданий, они снабжаются руководством к каждому разделу курса и ключами к упражнениям, что облегчает проверку. В-третьих, для тьюторов создаются специальные форумы и конференции Web Board, куда нет доступа студентам и где тьюторы могут обсудить интересующие их вопросы (по содержанию курса, ответы на вопросы студентов, участие того или иного студента и т.п.). В-четвертых, для тьюторов создана специальная веб-страница ресурсов, куда включена дополнительная информация по содержанию курса. В-пятых, существует так называемая “дублирующая поддержка” со стороны руководства курса (по содержанию курса, управлению курсом, правилами требованиям к курсу.

В России проблема подготовки тьюторов или преподавателей-тьюторов только теперь начинает широко обсуждаться. Некоторые высшие учебные заведения, такие как Международный институт менеджмента Линк, партнер Открытого университета Великобритании, используют практику подготовки тьюторов западных университетов, описанную выше. Существуют отдельные программы подготовки преподавателей – тьюторов, такие как курс «Преподаватель (тьютор) дистанционного обучения» при Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.(4) Целью курса является повышение квалификации преподавателей вузов для эффективной профессиональной деятельности в системе дистанционного обучения (ДО). К сожалению, мы не располагаем информацией, сколько преподавателей освоили курс, но важно, что работа в этом направлении ведется и образовательное сообщество понимает, что наступило время развития новой формы обучения.


2. Основные требования к программе подготовки преподавателя-тьютора

Тот, кто хотя бы немного преподавал в дистанционном формате, понимает, насколько безмерны обязанности преподавателя –тьютора, как много он должен знать и уметь. Чтобы избежать этой безмерности, нужно выделить приоритетные направления в подготовке преподавателей ДО, очертить пределы программы.

Первоочередное требование: подготовка преподавателей–тьюторов должна быть организована в контексте будущей деятельности, то есть дистанционно.

Как упоминалось в работе Щенникова С.А.(8), в отличие от традиционного преподавателя, тьютор ДО не просто передает информацию, а управляет освоением курса, то есть управляет развитием мыслительной и познавательной деятельности учащихся. Целеполагание также является важной частью работы преподавателя - тьютора. Он должен уметь формулировать долгосрочные и краткосрочные цели. Цели могут быть определены совместно с обучаемым. Затем в соответствии с целью планируется учебная деятельность. Кроме того, преподаватель-тьютор должен организовать учебную деятельность каждого обучаемого и группы в целом, что требует определенных навыков работы с группой. Это требует освоения управленческой деятельности. Это один из наиболее важных аспектов программы подготовки преподавателей ДО. Программа должна имет курс « Управление познавательной деятельностью учащихся», в основе которой должны быть новый подход к системе ценностных отношений –«детоцентристский»(1) или студентоцентристский в нашем случае. Преподаватель должен уметь «создавать ситуацию, в которой личность могла бы актуализировать свои потенциальные способности». (2).

Наиважнейшей задачей преподавателя - тьютора является установление коммуникации. Эта функция важна как на начальном этапе при формировании группы, при установлении взаимоотношений между тьютором и учащимися, так и на протяжении всего учебного процесса. Это требует большой работы от тьютора - быть открытым и доступным для обучающихся, устанавливать между учащимися и преподавателем партнерские, доброжелательные отношения, сформировать в группе благоприятный эмоциональный настрой. Принимая во внимание, что происходит большей частью письменная коммуникация, это требует навыков и культуры письменной речи, поэтому программа подготовки должна включать курс « Навыки письменной речи в дистанционном образовании». Преподаватель- тютор должен научиться анализировать письменные работы учащихся, оценивать достижения отдельных учащихся и группы в целом, комментировать в письменном виде недочеты и ошибки учащихся .

Дистанционное обучение является новым видом организации учебной деятельности как для преподавателя так и для учащегося. Основными элементами, оп­ределяющими профессиональный облик тьютора, являются его знания и умения в соответствующей предметно-содержательной сфере и психологи­ческие способности, позволяющие ему стать специалистом того или иного уровня, иными словами, его психологическая готовность к освоению своего ремесла. Практика показывает: даже блестяще подготовленный в предметной области специалист порой оказывается профессионально непригодным по причинам психологического характера. Тем более он не всегда может стать компетентным человеком, особенно в сферах, предполагающих интенсив­ное межличностное взаимодействие. Поскольку деятельность тьютора сосредоточена в психологи­ческом пространстве человеческих отношений, ему неизбежно придется осваивать психологические техники, учиться чувствовать себя комфортно и находить пути в одном из самых запутанных лабиринтов - лабиринте че­ловеческих отношений. От умения устанавливать отношения и оказывать влияние на обучающихся зависит многое, а главное - результат обучения и его качество. Одним словом, курс по психологическим основам ДО жизненно необходим.

Имеет смысл включать в этот курс раздел «Культура тьютора». Это прежде всего культура его взаимоотношений с учащимися. Это отношения, которые обучающиеся, коллеги и партнеры не столько видят, сколько чувствуют. Отношение к деятельности и к людям быстрее других почувствуют обучающиеся. От их оценки куль­туры тьютора зависит и его успех, и успех организации. Авторы курса “Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования” (8)приводят несколько признаков проявления культуры тьютора.

-« В общении с обучающимися демонстрирует партнерские отноше­ния, не допуская унижающих оценок и обращений.

-Он терпим к любым проявлениям обучающихся, уравновешивая этим своим качеством назойливость или чрезмерную активность обучающихся

-Рассуждает о любом предмете курса с позиции высокой нравствен­ной оценки. Примеры грязной действительности у тьютора-профессионала никогда не приветствуются.

- Доброжелателен в мелочах: никогда не начинает свое обращение к обучающимся с критики. Даже когда обучающийся очевидно не прав, хороший тьютор всегда найдет повод похвалить его.»

Преподавателю - тьютору необходимы технические навыки использования новых информационных технологий, навык использования обучающих программ. Этот аспект необходим, если преподаватель–тьютор не получает помощи от технического персонала

Преподаватель–тьютор должен иметь представление о современных тенденциях в образовании, о переходе от традиционного дисциплинарного обучения к открытому образованию на основе информационных технологий, об уже имеющемся опыте по применению дистанционного обучения. Поэтому программа должна включать в себя теоретические курсы по современным образовательным теориям, по управлению образовательными системами, а также курс истории ДО

Заключение

Развитие современного общества требует перехода к системе непрерывного образования, которая нацелена на интенсификацию образования: за минимальное время необходимо предоставить максимум информации. Но это можно осуществить, лишь опираясь на самостоятельную работу учащихся, при помощи информационных технологий, а для удаленных студентов - на основе дистанционных форм обучения. Современные студенты готовы воспринимать информацию посредством дистанционных форм обучения, но большинство преподавателей не могут им предоставить такой возможности, т. к. не знают как и боятся внедрять новые информационные технологии, «не уверены в своей квалификации, способности решать новые образовательные задачи». Преподаватель не должен испытывать боязни к новым информационным технологиям, а шаг за шагом, по определенной модели подготовки, учиться использовать их в своей профессиональной деятельности.

В приказе Министерства образования РФ № 4452 от 18.12.2002 (11) «Об утверждении «Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» указано, что образовательному учреждению рекомендуется организовывать профессиональную переподготовку или повышение квалификации: профессорско-преподавательского состава - для преподавания в новой информационно-образовательной среде; преподавателей и учебно-вспомогательного персонала - для работы с дистанционными образовательными технологиями в филиалах и представительствах. Кроме того, для подтверждения возможности реализации одной или нескольких образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционного обучения необходимо, кроме прочего, наличие специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде преподавателей.

Из вышесказанного следует, что учащиеся готовы к новым формам обучения, министерство образования дает «добро», осталось дело за «малым»- подготовить специалистов- преподавателей.


Cписок литературы

  1. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие для вузов. – М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004.

  2. Каким должен быть образовательный стандарт: Теоретические подходы к разработке стандарта общего образования. / Под. Ред. Л.П. Кезиной, В.Д. Шадрикова. - М., 2002.

  3. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. –Красноярск, 1998.

  4. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях. ИОСО РАО, 1999

  5. Вержбицкий В. В., Власова Ю. Ю  Мониторинг и прогнозирование спроса населения России на образовательные услуги, предоставляемые с помощью технологий дистанционного обучения: Отчет о НИР. - М.: ЦИАН, 2002.

  6. Полат У.С., Моисеева М.В., Петров А.Е., Бухаркина М.Ю., Аксенов Ю.В. Дистанционное обучение. – М.: ВЛАДОС, 1998.

  7. Трайнев В.А Дистанционное обучение и его развитие.., Дашков иК, М.2007

  8. Щенников С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования.// Дрофа, М. 2006

  9. Teaching & learning online, edited by John Stephenson, RoutledgeFalmer, 2002

  10. Reconsidering open & distance learning in the developing world. David Kembler, Routledge, 2007

  11. Приказ Министерства образования РФ № 4452 от 18.12.2002 «Об утверждении «Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации»

  12. Галицкий Е. Б. Тезисы доклада на РИФ-2007 .www.fom.ru
    http://bd.fom.ru/report/map/projects/internet/internet_other/rif2007

  13. Ковалева Т.М. Теория тьюторства. М.2003

http://www.thetutor.ru/history/article02.html


Каталог: cdo -> conf10 -> conf12 -> rep
cdo -> Результаты участия школьников в региональных (заочных) этапов Российского соревнования юных исследователей «Шаг в будущее, юниор» и Всероссийской научной конференции молодых исследователей
cdo -> Глоссарий для преподавателей угуэс по инклюзивному образованию
cdo -> Классный час по толерантности в начальной школе 9 (1 4 классы) 9 Классный час 18 «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди»
cdo -> Использование компьютерных технологий в повышении эффективности учебного процесса
cdo -> Инклюзивное образование в вузе (часть1)
cdo -> Методические рекомендации по организации изучения темы Современное состояние образования детей с нарушениями слуха
conf10 -> Роль информационной компетентности преподавателя иностранного языка в дистанционном обучении


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница