Проблемы надомной формы обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии Заместитель директора по увр тогоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»



Скачать 34.18 Kb.
Дата16.02.2016
Размер34.18 Kb.
Проблемы надомной формы обучения детей

с отклонениями в интеллектуальном развитии
Заместитель директора по УВР

ТОГОУ «Центр лечебной педагогики

и дифференцированного обучения»

Порошина З. Ю.


В «Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (отделении школы-интерната) организовано обучение детей на дому. Обучение осуществляется в соответствии с постановлением правительства РФ от 15 августа 2005 года № 716 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому» и «Порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому» (утверждённого Постановлением администрации Тамбовской области от 15 августа 2005 года № 716)

В соответствии с этими документами, медицинскими показаниями для индивидуального обучения на дому проводится обучение детей с тяжёлыми формами соматических заболеваний и детей-инвалидов по программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Учитель получает информацию о ребёнке от всех специалистов Центра, которые его обследовали (врач-психиатр, педагог-психолог, логопед, социальный педагог), определяет уровень знаний, умений, навыков ребёнка по всем предметам, выявляет зону ближайшего развития, составляет индивидуальную коррекционно - развивающую программу обучения и воспитания конкретного ребёнка по каждому учебному предмету в соответствии с программой и классом.

Основными задачами в работе учителя, обучающего умственно отсталых детей на дому являются:

- коррекция отклонений в их психическом развитии средствами образования;

- реализация учебных программ по предметам;

- создание гибкой системы адаптивной образовательной среды;

- социально-психологическая реабилитация ребёнка для последующей интеграции его в общество;

- создание в семье благоприятной психологической атмосферы.

Учитель при обучении руководствуется свободным выбором оптимального варианта методов, приёмов и средств обучения, учитывая индивидуальные психофизические особенности ребёнка и имеющиеся у него текущие заболевания. Как правило, дети, обучающиеся на дому, бывают эмоционально неустойчивыми. Они легко ранимы и обидчивы. Важно так организовать процесс обучения, чтобы ученик не испытывал чувства неполноценности. Необходимо, чтобы ребёнок не перенапрягался как физически, так и психически.

При осуществлении учебного процесса педагоги опираются на следующие принципы:

- дифференцированного подхода к учебному процессу с учётом причин, степени и характера интеллектуальных нарушений и других дефектов развития;

- личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся;

- осуществление коррекции сверху вниз (создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребёнка).

Обучение ребёнка на дому – это многосторонний процесс, огромное значение для которого имеют психологическая атмосфера в семье, желание родителей сотрудничать с педагогом. Воспитательная роль семьи особенно велика, так как возможности контактов этой группы детей весьма ограничены.

Большинство родителей искренне заинтересованы в помощи своему ребёнку и в активном участии в учебно-воспитательном процессе. Однако, родители не обладают необходимым опытом и знаниями. Поэтому параллельно с обучением ребёнка педагог обучает и его родителей коррекционным приёмам, рассказывает об особенностях развития, обращает внимание на малейшие успехи своего ученика. Во избежание психотравмирующих ситуаций необходимо относиться к родителям в высшей мере деликатно, стараясь со своей стороны упрочить согласие в семье. Именно «тёплое»общение способствует психологическому климату в семье, а любые неадекватные состояния родителей обязательно отражаются на поведении детей.

Из опыта надомного обучения можно вынести некоторые рекомендации для родителей:

- не стоит ругать ребёнка, если он расстроен. Есть очень важное правило воспитания – хвалить и порицать следует не ребёнка, а его поступок;

- не драматизировать ситуацию школьных неудач, ребёнок должен быть уверен: нет ничего непоправимого, все трудности прехдящи. С вашей помощью он с ними справится;

- у ребёнка должен быть рациональный, щадящий режим дня вследствие различных патологических отклонений (расторможенность, лёгкая возбудимость, быстрая утомляемость и т. д.);

- не должно возникать никаких ссор, конфликтов, взаимного раздражения по поводу приготовления уроков.

Однако, в отдельных случаях педагоги испытывают немало трудностей из-за слабой поддержки их воспитательных усилий со стороны родителей. Одной из главных причин является неподготовленность значительной части родителей к воспитанию детей. В связи с этим в качестве первостепенной важности сегодня выступает педагогическое просвещение родителей.




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница