Проблемы и перспективы современной семьи на примере Зырянского района



Дата01.06.2016
Размер67.5 Kb.
Автор: Сергеева Юлия Владимировна, ученица 10 класса

Руководитель: Худобина Надежда Викторовна, преподаватель

Тема: Проблемы и перспективы современной семьи на примере Зырянского района

Образовательное учреждение: МОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа №1»

Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет, Microsoft Office Power Point

Цель проекта: выявить взаимозависимость между личностью, семьей и обществом и определить современное положение российской семьи на основе анализа общероссийских статистических данных и социологического исследования в моем родном селе Зырянском, определить перспективы семьи с точки зрения молодежи.

1)Актуальность исследования (почему данная тема взята автором для исследования)

Я отношу себя к сторонникам активной гражданской позиции. Поэтому меня не могут не волновать социально-значимые проблемы.

Если о духовном и физическом здоровье нации судить по молодёжи, то не будет большим преувеличением сказать: «Здоровье нашей нации в опасности». Именно молодые люди в России всё чаще совершают преступления и сами становятся их жертвами. Молодёжь в реальной жизни сталкивается с алкоголизмом, наркоманией, асоциальным поведением, стяжательством и воровством.

Одной из проблем видится мне проблема сохранения института семьи, ведь семья является ячейкой общества. А кому как не молодежи предстоит решать данную проблему или жить с ней, видя ее разрушительные действия.

Так почему же в таком проблемном состоянии в XXI веке оказался важнейший социальный институт, через который должен пройти каждый человек, чтобы стать полноценным членом общества?!

Актуальность волнующей меня и избранной для исследования темы подтверждается пристальным вниманием к ней в последнее время правительства страны, приступившего в 2007 году к реализации программы поддержки российской семьи, и объявившего 2008 год - годом семьи. Очевидно, что эти государственные меры будут действенными, если они будут одобрены и поддержаны гражданами России, так как благополучие каждой семьи зависит не только от государства, но и от каждого россиянина. К тому же 2009 год назван годом молодежи. И здесь проблемы семьи и молодежи взаимосвязаны.


2) Определение предмета исследования (Что подлежит изучению?)

Раздумья по поводу сохранения института семьи, зародившиеся на школьном уроке обществознания, привели меня к пониманию того, что определить свою точку зрения на эту проблему я смогу лишь тогда, когда четко представлю ту исторически складывающуюся связь, которая существует между отдельно взятым человеком, семьей, обществом, государством. Совместно с учителем мы решили выяснить проблемы и перспективы современной семьи в нашем Зырянском районе, опираясь на местные статистические данные и проведя соответствующее анкетирование.


3) Формулировка проблемы. В чем заключается проблема? На какой вопрос(ы) предстоит ответить?

Таким образом, выделяем проблему, которая стала объектом исследовательской работы: кризис семьи как социального института в современном обществе существует. Для разрешения данной проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

- Какие существуют основные теоретические подходы к исследуемой проблеме?

- Каким является состояние российской семьи на основе анализа статистических данных по регистрации браков и разводов, рождаемости, количеству детей в семье в общероссийском и районном масштабе, выделить основные проблемы?

- Какие существуют типологии семьи, отношения к государственной политике поддержки российской семьи на современном этапе, провести социологическое анкетирование жителей Зырянского района?

- Каковы обобщенные результаты исследования и собственную точку зрения на проблему?

- Какие можно предложить пути разрешения насущных проблем современной семьи?

- Какими являются перспективы семьи на примере представлений молодежи о современной и идеальной семье?

- Какие существуют особенности отношения молодежи к семье как к ценности?
4) Выдвижение гипотезы. Каким может быть предположительный ответ?

Решение данной проблемы, т.е. гипотеза, заключается в следующем: если государство, общество, и особенно молодежь осознают проблему и усилят эффективность принимаемых мер, то по-настоящему благополучных семей будет больше и семейный кризис будет преодолен.

Можно предложить дополнительные мероприятия к уже существующим в аспекте решения исследуемой проблемы:

1. Разработать специальные программы по возрождению ответственного и уважительного отношения к семейным ценностям. Работающей матери предоставить больше времени для воспитания своих детей, так как « ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не смогут». В этом совершенно прав В. В. Путин.

2. Работу вновь созданного Фонда содействия решению проблем детей, находящихся в трудной ситуации, сделать оперативной и действенной.

3. Материнский капитал для улучшения положения семьи сделать доступным для матери раньше, чем предусмотрено сегодня.

4. Продумать серьезную молодежную политику занятости, увеличить возраст участников жилищных программ для молодых семей.

5. Увеличить количество спортивных сооружений, обеспечив их спортивным инвентарем и соответствующими кадрами для привлечения широких слоев населения к здоровому образу жизни.

6. Реализация программ поддержки молодых семей должна быть более ускоренной.

7. Пропагандировать ценности брака, семьи, особенно в школе, организовывать социально-педагогическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д.

8. Предоставить более ослабленные условия для молодых семей при получении ипотеки.
5) Проверка гипотезы.

Чтобы проверить гипотезу в своем исследовании я пользовалась методами: наблюдения, социологического опроса, анализа информации, синтеза полученных данных исследования.

1. Совместно с учителем я изучила теоретические основы современной семьи, с их помощью узнала, какими является состав и структура семьи, сделала некоторые выводы.

2. Были проанализированы различные определения понятий «семья». На их основе были выделены: функции семьи, типы семей, связь института семьи с институтом брака.

3. Были рассмотрены проблемы современной семьи и изучены различные всероссийские данные и данные по Зырянскому району, с разных сторон характеризующие состояние современной семьи. На их основе были выделены следующие тенденции:

Первая тенденции – реализация репродуктивной функции семьи

Вторая тенденция – разводы

Третья тенденция – бездетность и малодетность

Четвертая тенденция – снижение выполнения родителями своих воспитательных функций.

Пятая тенденция – увеличение проблем молодых семей

Шестая тенденция – отношение современной молодежи к семье как к ценности

На каждую из этих тенденций был сделан вывод. Затем был сформулирован обобщающий вывод.

4. Далее я попыталась определить причины проблемного состояния семьи сегодня. Для этого были сформулированы вопросы анкеты, и проанкетировано жители Зырянского района в возрасте от 20 до 50 лет. Анализ статистических данных и социологическое анкетирование моих земляков дают мне достаточно оснований для формулирования собственного видения той проблемы, которую я исследовала в своей работе.

5. Затем я попыталась предложить пути решения выделенных мной проблем.

6. Далее было решено обратиться к перспективам современных семей. Для этого был составлен портрет идеальной семьи, я также заинтересовалась мнением моих сверстников и при поддержке учителя провела в школе социологический опрос на тему идеальной семьи среди учащихся от 15 до 18 лет. На основе проведенного мной анкетирования был сформулирован вывод о том, что сегодняшняя молодежь понимает проблемы современных семей и отлично представляет, что необходимо учесть при создании своей собственной семьи.

7. Также я рассмотрела семью как ценность у современной молодежи. Я выяснила, что семья для современной молодежи остается значимой ценностью. Затем я выделила самые главные и значимые ценности и на их основе сделала вывод.



6) Интерпретация (объяснение) результатов. Возможные выводы.

Следует признать, что социологическая наука современности обеспокоена данной проблемой и ведет поиск ответа на актуальный сегодня вопрос: «Состояние современной семьи - это кризис или поиски счастья?».

Прежде чем перейти к рассмотрению сути современных подходов к данной проблеме, целесообразно сформулировать основные выводы по изученному мной материалу:

1. Семья – это устойчивая структура, которая возникла на заре человеческой истории, прошла ряд этапов в своей эволюции от кровнородственной до моногамной и продолжает существовать в современном обществе в непростом состоянии.

2. В основе первых форм семьи лежали естественные условия отбора; моногамная семья возникла на основе экономических условий – победы частной собственности над первоначальной общей собственностью.

3. Семья как социальный институт общества развивалась вместе с ним, являясь его первичной ячейкой, продуктом общественного строя.

4. Изменения в обществе неизбежно приводят к изменениям в состоянии семьи.

5. Благополучие семьи зависит от отношения к ней общества и его морального состояния, государственной семейной политики.

Теперь о тенденциях. Первая тенденция связана с реализацией репродуктивной функции семьи. Неутешительной является и статистика по Зырянскому району. Показатели 2008 года несколько улучшились по сравнению с 2001 годом: количество родившихся увеличилось на 24 человека, количество же умерших сократилось на 51 человек, хотя смертность превышает рождаемость по-прежнему практически в 2 раза.

Вторая тенденция – это разводы. Данные по нашему району свидетельствуют об увеличении количества разводов за 2004-2007 гг., хотя в прошедшем году наметилось небольшое снижение. Эти цифры говорят нам о том, что когда в данный момент времени мужчина и женщина состоят в браке, но велика вероятность, что у обоих он не был или не будет единственным. В этих условиях неустойчивости брака «естественным ядром» семьи становится самая прочная в глазах общества «связка» - мать и ее дети.

Третья тенденция – это бездетность и малодетность. По данным социологического опроса 100 семей села Зырянского, имеющих детей, 46% семей - однодетные, 42% - двухдетные, 2% - трехдетные. Также на сегодняшний день по районным статистическим данным существует всего лишь 186 многодетных семей. Эти данные еще раз подтверждают выводы отечественных социологов о том, что происходит распространение модели семьи, имеющей одного, реже – двух детей.

Четвертая тенденция – снижение выполнения родителями своих воспитательных функций. У нас в Зырянском районе ведется статистика о лишении родителей их прав на воспитание детей, так в 2005 году лишены родительских прав 20 человек, в 2006 году – 26 человек, в 2007 – 12 человек, а в 2008 – 21 человек. Итого за последние четыре года родительских прав лишены 84 человека. Также за последние три года зарегистрированы 686 правонарушений совершенных несовершеннолетними. А именно в 2006 году – 226, в 2007 – 229 и в 2008 – 231 правонарушение. Таким образом, на основе этих данных можно сделать вывод о том, что данные родители не выполняют свои воспитательные функции и безответственно относятся к судьбам своих детей.

Пятая тенденция – это увеличение проблем молодых семей. Количество разведенных молодых семей, в Зырянском районе составляет с 2000 по 2009 год - 592 молодые семьи. Также за этот период у несовершеннолетних мам, а именно, 15-17 лет родилось 1619 детей. А у одиноких несовершеннолетних мам родилось 56 детей. За 2008 год и I квартал 2009 года родительских прав лишены 5 молодых одиноких матерей. Эти данные говорят нам о том, что молодые семьи легкомысленно относятся к созданию семьи. Поэтому, благодаря неосознанности и несерьезности при принятии таких решений растет увеличение проблем молодых семей.

Шестая тенденция – отношение современной молодежи к семье как к ценности. На сегодняшний день молодые, вступающие в брак, в большинстве случаев являются неподготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни. Современная молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак.

Приведенные выше данные позволяют сделать следующий вывод: семья в современном обществе действительно переживает тяжелейший период.

Также я задалась вопросом: существуют ли идеальные семьи, какие они? Для этого мною был составлен портрет идеальной семьи. В школе был проведен социологический опрос, на основе которого я сформулировала вывод о том, что сегодняшняя молодежь понимает проблемы современных семей и отлично представляет, что необходимо учесть при создании своей собственной семьи. Это безусловно обнадеживает.

Также я рассмотрела семью как ценность у современной молодежи, и затем выделила самые главные и значимые ценности и на их основе сделала вывод о том, что наиболее радикально настроены девушки, юноши имеют более традиционные взгляды на семью и ее ценность.

В своей исследовательской работе я рассматривала проблему: кризис семьи как социального института в современном обществе существует.

Для решения данной проблемы я рассмотрела взаимозависимость между личностью, семьей и обществом, сравнивая некоторые социально-экономические, демографические показатели, дала оценку современному состоянию, определив его как кризисное. По проанализированным данным можно судить о состоянии современной семьи в Зырянском районе. Глядя на них, можно проследить, когда и как углубляется кризис. Затем я попыталась определить причины кризисного состояния и предложить меры по его преодолению. В результате я пришла к выводу, что данную ситуацию можно исправить.


  1. Подготовка к презентации исследовательского материала. Написание отчета.

Для написания отчета были использованы возможности текстового редактора WORD. Итоговый материал представлен также в виде презентации, выполненной в редакторе Microsoft Office Power Point. Иллюстративный материал для презентации был собран в течение учебного года в режиме индивидуальной работы в сети ИНТЕРНЕТ на различных сайтах.

Для определения предмета исследования было необходимо «создать» информационное поле изучаемой проблемы: поиск, изучение информации, выделение существенной и несущественной информации, анализ информации. В ходе работы была использована следующая литература:

8) Список литературы:

Гидденс Э.- цитируется по кн. А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. Обществознание в схемах и таблицах. М.,2006,с.166.

Еженедельник «Аргументы и факты», №7, 2005,с.5.

Закон « О прожиточном минимуме в РФ». М., 2005.

Кравченко А.И.. Основы социологии и политологии. Учебник для вузов. М.,2006, с.118.

Медведев Д.А.. РИА «Новости».9 июля 2006 г. Интернет

Мердок Д..- цитируется по кн. А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. Обществознание в схемах и таблицах. М.,2006,с.166

Очирова А.. Социальные аспекты демографической ситуации в РФ доклад на пленарном заседании Общественной палаты РФ. 22 декабря 2006 г. Интернет.

Путин В.В.. Послание Федеральному Собранию 10 мая 2006 г. «Известия», 11 мая 2006.

Савельева О.О. Семья в современном обществе.//Преподавание истории и обществознания в школе.№ 8, 2001, с.7.

Семейный Кодекс РФ. М., 2005.

Соловьев Н.Я., Гурко Т.. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995, с.81.

Статистические данные отдела государственной статистики Зырянского района за 2000-2008 гг.

Статистические данные отдела записей актов гражданского состояния Зырянского района за 2000-2008 гг.

Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н.Ушакова. Т.4. М.,1985, с.136.

Энгельс Ф.. Происхождение семьи, частной собственности и государства. //К.Маркс, Ф.Энгельс. Избранные произведения в двух томах. Т.2. М.,1978, с. 188.






Каталог: files -> katalog
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
katalog -> Память (высшая нервная деятельность)
katalog -> А. Н. Тихонов, директор Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница