Проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами



Скачать 208,49 Kb.
Дата22.04.2016
Размер208,49 Kb.





Пояснительная записка.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.


2. Основные цели и задачи программы
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.02.2012г. №06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения среди обучающихся».

Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.
5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.


3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
2. Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

3. Работа с неблагополучными семьями.





  1. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ


Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам. Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации. Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам). Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата. Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
6.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Достоинства настоящей программы авторы видят

• В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

• В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю- предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

• В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.



Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
7.СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ



Просвещение и профилактика


Учащиеся



Содержание работы

Сроки

Ответственный

1

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

в течение года

соц. педагог

2

Составление базы данных по социально неблагополучным семьям

сентябрь

соц. педагог

3

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска

в течение года

соц. педагог

4

Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей (детский лагерь отдыха при школе)

каникулярное время

соц. педагог

5

Организация работы по профилактике профессионального выгорания

в течение года

Зам.директора по УВР

6

Организация волонтерского движения по оказанию помощи детям, склонным к суицидальным действиям

в течение года

соц. педагог

7

Психологические классные Учимся честно говорить о В поисках хорошего настроения (1 кл) часы: Учимся снимать Как научиться жить без драки (3 кл) проступке (2 кл) Как преодолевать тревогу (6 Толерантность (5 классы) усталость (4 кл) Жизненные ценности Способы решения конфликтов с родителями (7 кл.) класс) Грани моего Я (9 кл)(8 кл.) Я + Способы саморегуляции эмоционального состоянияон + они = мы (10 кл) «Как сказать Нет!»(11 кл) Не сломай свою судьбу! Подросток(8 кл.) и наркомания. (средние и старшее звено)

По планам работы классных руководителей, соц.педагога

Кл.руков.

соцпедагог



8

Правовые классные часы: Уголовная ответственностьЧто ты должен знать об УК РФ (6 – 8 кл.) несовершеннолетних (8 – 11 кл.) Знаешь ли ты свои права и обязанности (5 – 9 классы)

Декабрь

ноябрь


представители прокуратуры соц. педагог

9

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам (тренинг 9 кл)

апрель

Кл.руков.

соцпедагог



10

Агитбригада «Мы выбираем жизнь, а Вы…»

ноябрь

педагог- организатор

11

Гр. занятия по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор»

в течение года

кл. руковод

12

Психокоррекционная группа с неадаптивными детьми (5 кл.)

октябрь - ноябрь

соц. педагог

13

Диспут для подростков «Успех в жизни»

декабрь

соц. педагог

14

Организация работы группы для подростков «Поверь в себя»

январь

соц. педагог

Педагоги

1

Педсовет «Как избежать насилия в школе или воспитание милосердия»

январь

завуч по ВР

2

Семинар «Что такое суицид и как с ним бороться»

ноябрь

ноябрь

3

МО классных руководителей «Психологический климат в классе»

февраль

завуч по ВР

4

Семинар «Типология возрастных психолого- педагогических особенностей учащихся»

январь

соц. педагог

5

МО классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»

март

завуч по ВР

6

Семинар-практикум «Методы разрешения педагогических конфликтов»

по плану

соц. педагог

Родители

1

Родительские собрания:  Шаги общения (ФПИ) Безопасность детей в локальных сетях Интернет Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и Трудный возраст или советы родителямподдержки Что такое суицид и как с ним бороться (среднее и старшее звено) Особенности детско-родительских отношений как  Чем и как увлекаются подростки фактор психологического дискомфорта Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и Уголовная ответственностьбродяжничества Как помочь ребенку справиться с эмоцияминесовершеннолетних

по плану, по запросу

завуч по ВР

Кл.руков.



соцпедагог

2

Диспут «Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться»

по плану

соц. педагог

Диагностика

Учащиеся

1

Исследование социального статуса

ежегодно

Кл.руковод.

2

Исследование уровня адаптации

По плану

Зам. директора по УВР

3

Исследование уровня тревожности

По плану

соц. педагог

4

Шкала социально психологической адаптации (СПА) 9 кл

По плану

соц. педагог

5

Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство вины

По запросу




6

Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации

По запросу




7

Склонность к отклоняющемуся поведению

Дети группы риска

соц. педагог

Родители

1

Опросник для родителей – диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин

По запросу




2

Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин

По запросу




Коррекция

1

Занятие «Ты и я – такие разные» - для подростков 5-6 класс

октябрь

Соц.педагог

2

Занятие «Барьеры непонимания» 8 класс

ноябрь

соц.педагог

3

Занятие по повышению самооценки «Нарисуй подарок самому себе»

декабрь

соц.педагог

4

Тренинг уверенности (для старшеклассников

февраль

соц.педагог

5

Цикл занятий для подростков «Я сам строю свою жизнь» (ФПИ)




соц.педагог


Литература

1. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).

2. Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.

3. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2

4. Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.

5. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

6. Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.

7. Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15

8. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.

9. Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.

10. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

11. Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.

12. Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4

13. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.

14. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2 15. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.


О профилактике суицидов среди обучающихся

МКОУ «Высокоярская СОШ» Бакчарского района Томской области
Проблема детского суицида выявляет широкий спектр воспитательных проблем. Это и проблема сохранения и укрепления психического здоровья старшеклассников, конфликты с взрослеющими детьми, постыдные методы воспитания, подростковая влюбленность, некомпетентность в вопросах воспитания педагогов и родителей, «кризис» семьи.

В МКОУ «Высокоярская СОШ» сформирована нормативно-правовая база по вопросам профилактики суицидов, как одного из важных вопросов воспитательной работы  в  общеобразовательном  учреждении:

1. Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012 годы)» (с дополнениями и изменениями), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280, ФЗ № 120-ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» п. 3 ст. 32 и п. 1 ст. 51,

3. Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г.,

4. Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»,

5. План мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 -2015 годы, утв. приказом Минобрнауки России от 26.10.2011 г. № 2537,

6.  «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков», письмо Министерства образования РФ от 26.01.2000 г. № 22-06-86;

7.  Статья 14 Федерального закона РФ  № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

8.  ФЗ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах  системы  профилактики  безнадзорности  и правонарушений  несовершеннолетних»;

9.   Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);

10.   Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");

11.   Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30),

12.  Решение протокола от 14.09.2011 №Вс-11-10-65 рабочего совещания при заместителе Губернатора Томской области по социальной политике с представителями органов внутренних дел и областных ведомств по теме: «О разработке комплекса мер, направленных на совершенствование деятельности в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних на территории Томской области»

13. Информационное письмо отдела образования администрации Бакчарского района от 15.12.2011 № 428 «О проведении комплекса мер, направленных на совершенствование деятельности в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в образовательной среде».

14. Информационное письмо отдела образования администрации Бакчарского района от 04.04.2012 № 114 «Об организации профилактики суицида среди несовершеннолетних в ОУ Бакчарского района».

 

В штатном расписании образовательного учреждения имеется 1 ставка социального педагога.



В должностные обязанности заместителя директора по ВР, социального педагога, классных руководителей внесено обеспечение деятельности по профилактике суицидального поведения обучающихся.

В настоящее время эти функции выполняются классными руководителями:  профилактическая работа с детьми «группы риска», в т.ч. работа по выявлению учащихся с нарушенными внутрисемейными, внутришкольными или внутригрупповыми взаимоотношениями и  работа по их реабилитации,  выявление детей, склонных к суициду и профилактика суицидальных проявлений, формирование ценностно-смысловой жизнеутверждающей позиции у несовершеннолетних, изучения проблем семьи,  подростковой и молодежной среды, формирование у молодых людей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, обеспечение социально-правовой защиты и психологической поддержки участников образовательного процесса, изучение характера, предотвращение и ликвидация конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии воспитуемых, вовлечение учащихся в социально-значимые виды деятельности, организация школьного самоуправления, формирование установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

В школе разработан и утверждён Комплекс мер, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся на 2012-2015 годы, имеются планы работ, программа «Поверь в себя», направленная на профилактику суицидального поведения обучающихся.

Районные  и  школьные мероприятия, направленные на формирование антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов проводятся в следующих формах:

-  классные часы, разработанные с учетом возраста учащихся по программам «Здоровье-богатство на все времена», «Мой выбор», «Твоё  здоровье», «Здоровая  школа», «Разговор о правильном  питании»;

- урок медиа-безопасности 1 сентября;

- дни правовых знаний;

- детский телефон  доверия: 88002000122 (круглосуточно на территории России);

- циклы районных  и  школьных спортивных соревнований;

-  дни Здоровья;

-  цикл классных родительских собраний «Как прекрасен этот мир…», «Как воспитать гармонические отношения родителей и детей»;

- родительский лекторий «Ненасильственные методы воспитания»;

- общешкольные родительские собрания «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника», «Здоровая семья – залог здорового общества»;

-  конкурс  рисунков «Красота жизни», «Добрая улыбка»;

-  для старшеклассников  конкурс  сочинений на тему «Для чего я живу», «Мой девиз по жизни», «Мой род»;

-  конкурс газет «В здоровом теле здоровый дух», «Как дожить до ста лет»;

- выставки «Жизнь замечательных людей», приуроченные к предметным неделям (в течение года);

-  встречи с интересными людьми.





Комплекс мер, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся

МКОУ «Высокоярская СОШ» на 2012-2015 годы

п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственный исполнитель

1.

Разработка и утверждение комплекса мер, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся

апрель 2012 года

Директор школы

2.

Разработка программ (разделов, модулей комплексной программы) по профилактике девиантного поведения и социальной дезадаптации обучающихся

май 2012 года

Директор школы, Зам.директора по ВР, соцпедагог

3.

Включение в программы воспитательной работы школы мероприятий по профилактике девиантного поведения и социальной дезадаптации обучающихся

май 2012 года

Директор школы, Зам.директора по ВР, соцпедагог

4.

Разработка программ индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей из группы риска

весь период

Соцпедагог

5.

Организация повышения квалификации педагогических кадров (в том числе педагогов-психологов, социальных педагогов), руководителей образовательных учреждений по вопросам оказания психолого-педагогической помощи обучающимся в трудной жизненной ситуации, психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также профилактики суицидального поведения обучающихся

весь период

(по плану-графику Департамента общего образования Томской области)



Директор школы

Соцпедагог



6.

Организация взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями здравоохранения

весь период

Директор школы

7.

Проведение родительского всеобуча «Роль семьи в формировании антисуицидальных установок у детей и подростков»

весь период

Директор школы, Зам.директора по ВР, соцпедагог

8.

Участие образовательного учреждения акции волонтёров «Мы голосуем за жизнь!»

Весь период

Директор школы, Зам.директора по ВР, соцпедагог

9.

Осуществление профилактики негативного влияния средств массовой информации, современных информационных технологий на психику детей и подростков постоянно

 


весь период

Директор школы, Зам.директора по ВР, соцпедагог

10.

Организация системной социально-психологической работой  с детьми и подростками из семей, находящихся в социально-опасном состоянии, направленной на устранение негативных последствий внутрисемейных конфликтов

 


весь период

Директор школы, Зам.директора по ВР, соцпедагог

12.

Разработка комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение самоубийств, повышение эффективности индивидуальной и просветительской работы с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями). Проводить собрания с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) относительно проблем предупреждения самоубийств в среде детей и подростков, размещая материалы в районной газете «Бакчарская жизнь», на официальном сайте образовательного учреждения 

весь период

Директор школы

Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница