Проблемы адаптации



страница1/10
Дата20.04.2016
Размер0.83 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Проблемы адаптации


Что делать,если после нескольких школьных дней ребенок со слезами на глазах просит остаться дома, по утрам с трудом просыпается и не хочет вставать, ссылаясь на плохое самочувствие? Нужно обязательно разобраться, что же именно травмирует малыша, почему процесс адаптации проходит у него столь болезненно.

     Страхи первоклашек


     Подумать только, ваш шестилетний малыш – уже школьник! Беззаботное детство так быстро закончилось! Ребенку предстоит начать новую жизнь, к которой вы, конечно же, готовились все вместе. Однако и в этом случае могут возникнуть всевозможные проблемы, связанные с психологической адаптацией, особенностями темперамента или характера вашего малыша. Цель этой статьи – рассказать вам об основных, наиболее характерных сложностях, которые испытывают дети, поступившие в школу.
    Существуют очень интересные данные как отечественных, так и зарубежных психологов, позволяющие нам более четко представить себе, насколько серьезен вопрос об адаптации к школе. Обследование детей школьного возраста показало, что из всего огромного количества разнообразных страхов на первое место выходят три вида:

 страх смерти

 страх темноты

 школьные страхи.

     Страх смерти и темноты – сугубо биологические, так что школьные страхи лидируют среди социальных, опередив, например, страх войны, бандитизма и т.п.
    Очень важно подготовить ребенка к школе психологически. Ведь помимо учебной деятельности и требований дисциплины малышу придется столкнуться с непривычной для него средой общения, где необходимо общаться с определенной группой детей. Снять проблему приспособления полностью невозможно, а частично или даже очень значительно – вполне реальная задача.
    Хорошо, если ребенок заранее ознакомится со школьной обстановкой. В некоторых школах открывают подготовительные курсы для дошкольников. Например, в гимназии № 178 г. Киева для малышей уже несколько лет существует “Школа развития”. Три раза в неделю дети приходят на занятия, которые длятся в общей сложности два часа. 4 урока по 20 - 25 минут, проведенные в группах по 10 –12 человек, с использованием игровых моментов под силу и самым неугомонным, и самым застенчивым ребятишкам. И, конечно же, уроки эти – не математика и письмо, а развитие речи и математическая логика, рисование и лепка, шахматы, английский язык, подвижные игры.
    Понятно, что цель обучения – всестороннее развитие ребенка, его способностей, а не “натаскивание” для поступления в школу. А главное, сводятся к минимуму или отсутствуют вовсе отрицательные психологические моменты (требования строгой дисциплины, перегрузки, оценивание ответов в баллах и т.д.) Так постепенно дети “вливаются” в школьную жизнь, все в ней становится знакомым и совсем “не страшным”! А в 1 классе ребенка будут ждать уже ставшие родными стены, знакомые учителя и друзья, по которым он успел соскучиться за лето.
    К сожалению, не все малыши имеют возможность подготовиться к школе таким образом. Можно считать удачей, если ваш ребенок вписался в школьную жизнь сразу, принял ее правила и испытывает психологический комфорт. А если нет? Если после нескольких школьных дней он со слезами на глазах просит остаться дома, беспокойно спит, по утрам с трудом просыпается и не хочет вставать, ссылаясь на плохое самочувствие? Если заявляет, что не пойдет в школу, потому что там злые дети, а учитель не обращает на него внимания, спрашивает только других ребят и т. д.
    Скорее всего, страхи ребенка преувеличены, а подобное поведение – следствие стресса, вызванного необходимостью психологической перестройки. Но нужно обязательно разобраться, что же именно травмирует малыша, почему процесс адаптации проходит у него столь болезненно.

     Темпераменты детей


     Вероятно, нет сейчас таких родителей, которые не слышали бы о различных типах темперамента детей. Напомню, что обычно выделяют 4 типа темперамента:

 холерик

 сангвиник

 флегматик

 меланхолик

     Важно отметить, что чистых типов темперамента почти не встречается. Однако какой-либо из них доминирует у ребенка. Обычно в дошкольном возрасте тип темперамента вырисовывается достаточно отчетливо. Поговорим о том, какие трудности могут возникнуть у детей различных темпераментов в связи с привыканием к процессу обучения.


Ваш ребенок – холерик
    Пожалуй, больше всего проблем с привыканием к школьной дисциплине возникает у детей холерического темперамента. Они активны и энергичны, но, к сожалению, могут быть и гиперактивными, сверхэнергичными. Если ребенок-холерик “разошелся” во время игры, ему очень трудно успокоиться или перейти от активной деятельности к занятиям, например, письмом или счетом. А главное, ему не только трудно переключаться, но для него вообще сложны любые занятия, требующие усидчивости и внимания, размеренной работы. Он неутомим, когда речь идет о двигательной активности (занятия физкультурой, интеллектуальные занятия, состоящие преимущественно из активного общения, а не пассивного слушания).
    Детям-холерикам тяжело сдерживать свои эмоции, а усидеть на одном месте им просто не под силу! Представьте себе, как поведут себя такие активные и подвижные ученики в школе. Некоторые учителя жалуются, что уже с первых минут они мешают вести урок, отвлекают от занятий других детей. Причем считается, что нарушают дисциплину дети специально, т.к. связывать поведение малыша с его темпераментом не принято. Не понимая, что от ребенка в данной ситуации ничего не зависит, учитель приходит к выводу, что тот просто не хочет слушаться, плохо к нему относится. Затем принимает соответствующие меры для устранения проблемы (приучает ребенка к дисциплине, наказывая за “неправильное” поведение, разговаривает с ним строже, чем с другими и т.д.)
    В подобной ситуации ваш малыш будет жаловаться на то, что других детей учитель любит, а на него только сердится и даже кричит, не хочет спрашивать и вызывать к доске (именно поэтому он трясет рукой, вскакивает с места и выкрикивает ответы, когда его не просят). Ребенок вас не обманывает – он просто рассказывает о том, что чувствует. Нетрудно догадаться, что учитель назовет вашего малыша неуправляемым, обвинит его в том, что он мешает работать детям и все время требует к себе внимания, хочет отвечать, когда опрашивают других учеников, не может спокойно сидеть и слушать объяснения, а пытается вступить в диалог и т.д. Поверьте, и учитель недалек от истины. При традиционной системе обучения, в классе из 25 – 30 человек дети должны уметь сидеть тихо и спокойно на протяжении достаточно длительного отрезка времени, слушать при этом объяснения учителя и ответы других учеников, не вступать в диалог, при быстром выполнении задания молча ждать, пока работу закончат более медлительные товарищи и т.п.
    Что же можно посоветовать родителям, чьи дети проявляют явные признаки холерического темперамента? Статья адресована мамам и папам первоклассников, но, возможно, ее читают и родители дошкольников. Им стоит порекомендовать следующее:

 заранее подыскать школу, в которой обучение ведется по авторским программам, предусматривающим ведение уроков в нетрадиционной форме (например, совместный поиск необходимого решения вместо традиционного объяснения, позволяющий ребенку быть не пассивным слушателем, а активным соавтором учителя и т. п.)

 попробовать найти учителя, который на начальной стадии проводит обучение игровыми методами. Это во многом облегчит приспособление к школе;

 записать малыша на подготовительные курсы при школе (о таких курсах говорилось выше). Там ребенок постепенно будет приучаться к требованиям дисциплины, к регламентации времени и действий и т.д.



     А родителям первоклассников следует запастись терпением. Темперамент ребенка изменить невозможно, да и не нужно. Ведь нет плохих и хороших темпераментов, все они имеют свои сильные и слабые стороны. Родители детей-холериков должны сами стремиться выработать у своего малыша такие качества, как усидчивость, терпение, приучать к дисциплине. Ведь это так пригодится ему в дальнейшем! Поговорите с учителем, расскажите об особенностях вашего ребенка, постарайтесь совместными усилиями свести к минимуму все трудности адаптационного периода.

Ваш ребенок – сангвиник
    Скорее всего, проблем у вас гораздо меньше, чем у других родителей. Дети-сангвиники обычно жизнерадостны, энергичны, легко включаются в работу, быстро привыкают к требованиям дисциплины. Конечно, и ваш ребенок может сначала растеряться, попав в непривычную для него среду. Но очень скоро в классе у него появится много друзей и интересных дел, так что в школу малыш будет ходить без капризов и даже с удовольствием.

Ваш ребенок – флегматик
    Пожалуй, вашего малыша назовут одним из самых дисциплинированных в классе. Ведь ему совсем нетрудно выдержать 30 – 35 минут урока, сидеть тихо и спокойно. Однако могут возникнуть проблемы, связанные с замедленными реакциями ребенка. Особенно сложно бывает ученику флегматику успеть за темпом урока учителя-холерика. Конечно, было бы идеально, если бы темпераменты преподавателя и учащихся совпадали, но так бывает далеко не всегда. Вам обязательно нужно поговорить с учителем, рассказать, что малыш может иногда не сразу ответить на его вопрос не потому, что он не выучил урок или чего-то не знает. Просто ребенок медленнее реагирует на вопросы, заторможен, не может быстро включится в работу. Нельзя ругать малыша за медлительность, ему необходимо давать время на то, чтобы подготовиться к ответу, переключится с одного вида деятельности на другой.
    Родители значительно облегчат адаптацию ребенка-флегматика к темпу уроков, если почаще будут проводить с ним игры с элементами соревнования (“Кто быстрее ответит”, “Кто быстрее найдет” и т.п.) Если имеется возможность поиграть с группой детей, предложите им веселую и увлекательную игру “Быстрые ответы”. В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Вопросы самые простые, и на них можно отвечать не только буквально, но и шутливо. Например, на вопрос: “Почему мороженое холодное?” – можно ответить: “Потому что оно в холодильнике”. Ответивший на вопрос делает шаг вперед. Тот, кто первым достигает финишной черты, выигрывает. Он становится ведущим в следующей игре. Очень полезными будут также игры с мячом: футбол, волейбол, внезапное бросание мяча друг другу, сопровождающееся словами “на”, “держи”, “лови”, “бросай”, “поймай”.

Ваш ребенок – меланхолик
    Проблем со школьной дисциплиной у вашего малыша, скорее всего, не возникнет. Однако учиться ребенку, возможно, будет трудно, ведь из всех типов темпераментов меланхолический – единственный слабый. А это значит, что малыш не может выдерживать длительных умственных нагрузок. Он быстро устает на уроках, нуждается в частых перерывах, более длительном отдыхе.
     Дети-меланхолики очень чувствительны, болезненно реагируют на любые замечания учителя, не выносят резких и грубых замечаний в свой адрес. То, что другие воспримут как пустяк, для них – трагедия. Нелегко складываются у ранимых детей отношения с одноклассниками. Любой незначительный конфликт может надолго вывести их из состояния равновесия. Как следствие – слезы, нежелание идти в школу, жалобы на грубость детей и недоброжелательность учителя.
    Не пытайтесь “переделать” своего ребенка, ни в коем случае не ругайте за плаксивость, обидчивость и т.д. А вот помочь адаптироваться к школьной жизни, поддержать его в трудную минуту вам под силу. Расскажите малышу, что не следует отчаиваться в самой, казалось бы, неприятной ситуации (не все так плохо, как кажется). У всех людей бывает неважное настроение или самочувствие, в этот момент они не так любезны, как хотелось бы, могут невежливо ответить, резко оборвать собеседника. Не следует воспринимать это как личную трагедию, а просто постараться не обращать на такие вещи внимания, не переживать по любому поводу.
    Что касается быстрой утомляемости ребенка, то помочь смогут частые перерывы, физкультминутки, проводимые как во время домашних занятий, так и на уроках в школе. Поговорите с учителем, выясните, как он работает с детьми. Менее всего вашему малышу подойдет преподаватель авторитарного типа, проводящий занятия в жесткой манере. Идеальный вариант – учитель, ведущий уроки в игровой форме, с использованием интервалов для эмоционально-психической разгрузки. В любом случае можно убедить учителя учитывать темперамент вашего ребенка, который при всем желании не может быть таким работоспособным, как, скажем, сангвиник.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница