Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей



Скачать 84.04 Kb.
Дата10.02.2016
Размер84.04 Kb.
УДК 37.04

ПРОБЛЕМАТИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Е.А.Радченко, Ю.В.Кострикова

научный руководитель Митросенко С.В. канд. пед. наук, доцент

Лесосибирский педагогический институт – филиал федерального

государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»
Аннотация: в данной статье рассматривается, какие проблемы возникают при сопровождении детей из неблагополучных семей.

Методы: анализ, сравнение, сопоставление, противопоставление.

В настоящее время более актуальной становится проблема организации работы педагога начальной школы с детьми из неблагополучных семей в образовательных учреждениях, им необходимо психолого-педагогическое сопровождение, при осуществлении которого возникает ряд проблем.

К исследованию проблем сопровождения детей из неблагополучных семей обращались Н.И. Давыдова, Т. А. Крылова, Л.В. Вершинина, И.Е. Максимова и др.

Н.И. Давыдова пишет, что школа сталкивается с проблемами социализации детей из разных типов неблагополучных семей. Каждого ребенка необходимо обучать в соответствии со стандартами образования, но и не допускать длительных пропусков занятий без уважительных причин, преодолевать отклонения в поведении. Понятно, что дать качественное и эффективное образование детям из неблагополучных семей, в которых тяжелый морально-психологический климат и часто не созданы условия для нормальной жизни, весьма проблематично [1].

Т. А. Крылова, выявила следующие основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска:



  • выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы; 

  • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося; 

  • помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; 

  • предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи); 

  • психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации; 

  • профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; 

  • работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи [2]. 

Л.В. Вершинина, И.Е. Максимова считают, что формирование ответственности у младших школьников из неблагополучных семей – это важная педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы образования, поскольку в современных условиях востребуется учитель, который не просто освоил систему общих педагогических ценностей, но ориентирован на постоянный процесс совершенствования нравственных качеств (в том числе и ответственности) у учащихся. Это, в свою очередь, будет способствовать не только профилактике девиантного поведения, но и построению достойной жизни человека в будущем [3].

Алексеева Л.С. полагает, что большинство детей из неблагополучных семей психически и социально запущенные, имеют различные отклонения в поведении. Организация реабилитации несовершеннолетних включает в себя множество аспектов. Одним из первых является привитие правил общежития и физическая реабилитация (соблюдение режима дня, правил внутреннего распорядка, спортивные игры и другое) [4].



С целью выявления отношения учащихся к проблеме неблагополучных семей в дистанционном режиме были опрошены учащиеся сельских школ Енисейского района.

Катя Ф., отвечая на вопросы, выразила свое понимание к неблагополучным семьям: «Неблагополучная семья – очень распространённая проблема на сегодняшний день. Ребенок, который страдает от рук родителей, самый несчастливый ребенок. А что нужно детям чтобы почувствовать хоть толику счастья? Только внимание и любовь родителей, а когда дети этого не получают, они меняются, и вот тут начинаются проблемы. Конечно, не все дети становятся незаконопослушными хулиганами и наркоманами, некоторые наоборот хотят достичь обратного, чего не достигли родители. Я думаю, что мы, в наше время, в силах помочь неблагополучным семьям. Какие бы они не были, дети не должны страдать от проблем родителей.

Марина С.: «В каждом поселке встретишь такую семью, со страдающими детьми. Вот и в нашем селе есть семья, где муж с женой развелись, и дети остались с матерью. Дети очень страдают от недостатка родительского внимания, они работают по дому и в огороде пока мама пьет с новым отцом. Вскоре мать ушла от него жить к подруге, а дети живут у бабушки, матери родного отца. Но до сих пор дети хотят утром и вечером к отчиму, убираются по дому, таскают сено скоту из другого конца поселка. Как поступить ребенку, чтоб жить спокойной жизнью, учиться в школе, играть со сверстниками, если у ребенка такие родители? Никто не может помочь».

Вика М.: «Проблемы, с которыми сталкивается ребенок в семье – это насилие, принуждение к трудной работе, спаивание и игнорирование, когда у ребенка что-то случилось. Еще дети очень страдают, когда разводятся родители, когда они ссорятся или дерутся. Все это очень плохо влияет на психику ребенка. Только терпение и вера в себя поможет детям выжить в такое суровое время».

Ольга С.: «Моё отношение. Среди моих знакомых есть неблагополучных семьи. Каково моё отношение? Конечно, хочется помочь такой семье, хочется, чтобы дети в таких семьях были не такими дерзкими, агрессивными, чтобы они получили нормальное образование и т.д. Печально, что таких семей много… Я смотрю на детей из таких семей и думаю ''а ведь он не глупый и совсем не дурак, ему чуточку внимания, любви со стороны родителей и был бы он как большинство ребят, а может даже и лучше!''».

Ответы Марии Ш. Типы семей, с которыми я сталкивалась:


  • кризисные семьи. Умер папа, мама, у которой на руках 3 ребенка до 5 лет, вышла замуж за мужчину, у которого 2 ребенка-подростка. Родился у них общий ребенок, на которого- то и уделяется все внимание. А сводные дети ''враждуют'' между собой. Папа за своих подростков, мама за своих. Хотя материально семья обеспечена.

  • сталкивалась и с таким типом семей, как асоциальные семьи. Мама увлекается спиртными напитками. Дети учатся в школе, иногда пропускают занятия, ухаживают за младшими. Признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. Но когда в доме нет спиртного, папа с мамой не ссорятся и у детей все домашние задания выполнены.

  •  трудности. Первая трудность, с которой сталкивается ребёнок, по моему мнению, это проблемы с учебой (пропуски, плохие оценки, нежелание учиться и т.д.). Также проблемы со сверстниками (ребята подсмеиваются над их родителями либо над ним). Следовательно, ребенок становится замкнутым, не желает ни с кем делиться своими переживаниями, мыслями. Ребёнку трудно найти себя в жизни.

Ответы Анны Г.: «Сталкиваясь с неблагополучными семьями, я испытываю сочувствие к детям, которые растут в таких семьях. У меня сразу появляется желание помочь материально или финансово.

Обычно в неблагополучных семьях родители употребляют спиртные напитки в больших количествах, не следят за детьми, не занимаются их воспитанием и внешним видом. Зачастую дети в таких семьях сталкиваются с насилием.

Чаще всего дети подвергаются издевательствам других детей. Так же дети из неблагополучных семей часто сталкиваются с нехваткой общения, недоеданием, различными болезнями и так далее».

Исходя из этого, мы провели изучение данной проблемы на факультете педагогики и психологии Лесосибирского педагогического института. Студентам 2 курса направления «начальное образование» была предложена анкета, состоящая из следующих вопросов:



1. Как вы понимаете термин «дети из неблагополучных семей»?

Были получены следующие ответы: «это дети, из приемных семей», «дети, у которых условий для развития почти никаких нет», «проживающие в неблагополучных семьях, у которых пьющие родители», «нет одного родителя», «родители которых не могут обеспечить материально».



2. Какие семьи можно отнести к неблагополучным?

Были получены следующие ответы: «конфликтные, асоциальные», «семьи, в которых плохой психологический климат, материальный недостаток», «где родители выпивают, не работают, есть наркотическая зависимость».



3. Дайте варианты нарушений развития ребенка в неблагополучной семье?

Были получены следующие ответы: «развитие комплекса неполноценности», «интеллектуальное недоразвитие, дезадаптация в социуме», «нарушение в памяти, общении, поведении», «замкнутость».



4. Как вы готовитесь работать с данной группой детей?

Были получены следующие ответы: «не готов», «работать с такой категорией детей я готова. Эти дети не виноваты, что родились в таких семьях», «готова работать, это обычные дети».



5. Какие качества нужно уметь формировать учителям начальных классов у детей с неблагополучных семей? 

Были получены следующие ответы: «ответственность, повышать самооценку», «добросовестность, стойкость характера», «умение общаться со сверстниками», «учитель, должен дать понять ребенку, что он может учиться не хуже других».


6. Какие подходы и методы к выявлению семейного неблагополучия вы знаете?

Были получены следующие ответы: «родительские собрания, анкетирование, опрос и др.», «беседы с детьми», «рейды, диагностика семьи».

7. Какая помощь неблагополучной семье может проводиться со стороны педагога?

Были получены следующие ответы: «информировать о различных ярмарках, где можно получать одежду бесплатно, канцелярские товары», «проводить профилактические беседы».

Анкетирование, проведенное среди студентов 2 курса Лесосибирского педагогического института, обучающихся по направлению «начальное образование» показало что, 70% из 20 опрошенных знают о детях из неблагополучных семей. Студенты не совсем представляют работу с этой группой детей, 10% студентов утверждают, что дети из неблагополучных семей замкнутые, у них проявляется нарушение в развитии речи, памяти, интеллекта. Только 20% опрошенных ответили на вопрос о методах и формах и методах выявления семейного неблагополучия это: родительские собрания, анкетирование, опрос, беседы с детьми, рейды, диагностика семьи.

Исходя из этого, можем сказать, что на младших курсах студентам дают общее представление об особенностях развития этих детей, пока еще не обучают работе с данной группой детей. Студенты готовы работать с такой группой детей, они испытывают не только чувство сострадания и сочувствия, но и готовы помочь детям как педагоги, дать совет, провести беседу, в которой можно сделать анализ социальной запущенности ребенка и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что при сопровождении детей из неблагополучных семей возникают проблемы: во – первых, дети из неблагополучных семей плохо социализируются в учебном процессе, во-вторых, дать качественное и эффективное образование данной группе детей сложно в связи с тем, что в семье не создано нормальных условий для жизни, в – третьих, для работы с данной группой детей, будущим учителям надо изучать психолого-педагогическую литературу по проблеме сопровождения, воспитания и обучения детей из неблагополучных семей, формировать необходимые компетенции и быть готовыми к тому, что в их классе будут дети из неблагополучной семьи, к которым нужен индивидуальный подход.

Литература



  1. Давыдова Н.И. Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неблагополучной семьи как форма комплексной работы школьного социального педагога // Сибирский педагогический журнал – 2008. – №3.

  2. Крылова Т. А. Система психологического сопровождения детей группы риска // Справочник педагога-психолога – 2013. – № 3

  3. Вершинина Л.В., Максимова И.Е. Анализ научных подходов к формированию ответственности у младших школьников из неблагополучных семей в учебном процессе// Образование и саморазвитие – 2011 – № 6(28)

  4. Алексеева Л.С. и др. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной реабилитации. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2008. – 127 с.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница