Проблема участия личности в политике. Политическая социализация личности. Понятие политического поведения



Скачать 164.4 Kb.
Дата01.06.2016
Размер164.4 Kb.
Лекция 5. Проблема личности в политологии


  1. Проблема участия личности в политике.

  2. Политическая социализация личности.

  3. Понятие политического поведения.

  4. Политическое лидерство.


1.1.Проблема участия личности в политике.
Политология выясняет роль и место человека в системе политических отношений, взаимоотношения между личностью и обществом. Понятие личность многозначно. Но наиболее «политологично» является ее понимание как социального индивида, совокупность в ней социально значимых черт. Марксизм видел в личности совокупность всех общественных отношений. Влияние со стороны общества человек испытывает в ходе активного взаимодействия с социальной реальностью. По накоплении социального опыта он превращается в сознательного субъекта общественного развития. В то же время личность и общество находятся в диалектической взаимосвязи. «Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» (К. Маркс). В системе общественных отношений личность играет социальную роль.

Проблема участия личности в политике имеет многоплановое значение. В любом обществе политика осуществляется определенными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема человек в политике все равно остается.

Вопрос о взаимоотношениях личности и власти является центральным вопросом всех социально-политических теорий. Эту проблему исследовал Платон в «Республике», где выделял различные политические позиции в зависимости от «типа» человеческой природы; Аристотель в «Политике» отмечал, что человек по природе является политическим животным; Т. Гоббс в «Левиафане» сопоставлял «штучное тело Великого Левиафана» в лице государства с натуральным телом, которым является человек.

В марксизме проблема участия личности в политике занимает одно из центральных мест, о чем свидетельствует классическое определение К. Маркса: «Личность — это совокупность всех общественных отношений». Заслуга марксизма состоит в том, что было дано понимание человек, как биосоциального существа. Являясь по своей сути продуктом общества, личность в то же время активно воздействует на это общество с целью изменить его, что и определяет ее сущность как субъекта политики.

По проблеме роли личности в истории сложилось два классических подхода. В одном из них преувеличивалась роль личности в общественном развитии, создавался ее культ. Сторонники второй, наоборот, считали, что личность не играет никакой самостоятельной роли, а лишь поступает в соответствии со сложившимися условиями. Оба эти подхода, выражая крайние позиции, не смогли раскрыть истинную роль личности в политике.

Личность является продуктом исторического развития. Ее политическое сознание формируется под влиянием социальной и политической действительности. Человек в своей деятельности может и оказывает обратное влияние на политический процесс, а, познав его объективные закономерности, способен управлять этим процессом.

Для активного включения личности в политический процесс необходимы следующие предпосылки:

1. Материальные, сущность которых изложена в открытом К. Марксом законе развития человеческой истории: «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т,. 19. С. 350—351). История убедительно доказала, что для нормальной политической деятельности человеку необходимо достижение определенного уровня благосостояния.

В современной политологии эта идея получила детальную разработку и подтверждение. Так, один из крупнейших американских политологов С. М. Липсет приходит к следующим выводам:

• чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам функционирования;

• уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человек (более богатые являются более либеральными, а более бедные — интолерантными, нетерпимыми);

• более высокий уровень национального благосостояния служит необходимой базой для более высокой профессиональной подготовки управленческих кадров (т. к. в условиях бедности государственная служба рассматривается как средство удовлетворения корыстных интересов и быстрого обогащения).

2. Социально-культурные предпосылки, к которым относятся социальная среда и образование. Социальная среда формирует основы мировоззрения личности, определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм поведения.

Не менее важное место занимает и образование. Общеизвестно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Не следует забывать и еще одно классическое высказывание В. И. Ленина о том, что «Каждая кухарка может управлять государством, если ее этому научить». Как раз вторая часть этого выражения и указывает в первую очередь на важность образования.

Современная зарубежная политология на основе многочисленных исследований сделала общепризнанный вывод о том, что чем выше уровень образования личности, тем более она политически ориентирована, активнее се влияние на политику (С. М. Липсет, В. Кей, Г. Алмонд, С. Верба и др.)

3. Политико-правовые предпосылки определяют возможности участия личности в политике. К ним относится тип политического режима, сущность политической культуры, правовая обеспеченность гарантий прав и свобод личности, а также участие членов общества на всех стадиях политического процесса, Эта группа предпосылок формирует в обществе своего рода гарантии для свободного выражения человеком своих политических интересов.

Совокупность перечисленных предпосылок определяет во многом и развитие политической активности личности как действительного субъекта политики. Участие личности в политике может быть различным, что выражается в ее отношении к власти, политической активности и влиянию.

Можно выделить несколько уровней политической активности личности:

1. Рядовой член общества. Это человек с минимальным политическим влиянием, минимальной активностью и заинтересованностью политическими вопросами. В определенном смысле можно даже говорить об аполитичности такой личности.

2. Человек, как член общественного движения или организации, который принимает определенное участие в политической жизни общества. Он может участвовать в их деятельности. Его политическая активность проявляется в силу его принадлежности к этой организации и не выходит за рамки ее деятельности.

3. Человек, участвующий самостоятельно в политической жизни. Как правило он является членом политической организации, но его непосредственное включение в политику определяется его возможностями и конкретной ролью, которую он выполняет как член этой организации. Это уже осознанное включение в политику.

4. Общественный деятель, в частности, политический деятель. Это так называемая политическая деятельность «по совместительству». Как правило, это руководитель общественной организации. Имея определенную профессию, сферу занятий, основную активность своей деятельности он направляет на решение политических вопросов. Это может быть связано и с личными устремлениями, и с позициями как руководителя организации с целью повышения ее роли в политической жизни.

5. Профессиональный политик, для которого политика стала не только профессией, источником существования, но и главным занятием, смыслом всей его жизни. Эго руководители политических партий, ответственные работники органов государственного управления и т, д,

6. Политический лидер (организатор, идеолог, руководитель). Традиционно лидер имеет формальный или неформальный авторитет и обладает фактическим влиянием на окружающих.

Выделенные уровни политической активности личности лишь схематично отражают ее роль в политике. В реальной политической практике все значительно сложнее.
1.2. Политическая социализация личности.
Процесс интеграции индивида в социальные общности посредством усвоения им культуры, социальных норм и ценностей называется социализацией личности.

Процесс, в ходе которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. Объективной стороной политической социализации выступает вся совокупность социально-политических, экономических и духовных отношений. Субъективная сторона связана с сознательной, целенаправленной деятельностью общества по формированию у людей политических качеств. В процессе политической социализации выделяют несколько этапов. Первый совпадает с детским и ранним юношеским возрастом; второй – с обучением в различных заведениях, когда закладываются основы политической культуры; третий – с работой в государственных и общественно-политических организациях. На этом этапе человек формируется как гражданин. На четвертом этапе человек постоянно совершенствует свою политическую культуру, играет политическую роль. Под политической ролью понимается политическая функция, образ политического поведения. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику политические роли классифицируются: рядовой гражданин, не оказывающий никакого влияния на политику; гражданин, являющийся членом политического объединения или участвующий в общественном движении; гражданин, состоящий в выборных органах или являющийся активным членом политической организации; общественный политический деятель. Далее идут профессиональный политик и политический лидер.

На процесс политической социализации личности влияет система факторов, среди которых выделяются:

1. Политические: характер и тип государственного устройства, форма государственного правления, тип политического режима, степень развития институтов гражданского общества, взаимоотношения личности и власти, тип политической культуры, взаимодействие исполнительной, судебной, законодательной власти, тип избирательной системы и т. д.

2. Неполитические: уровень образования личности, ее социальное окружение, характер труда личности, ее профессиональная подготовка, морально-нравственные ценности и т. д.

В реальной жизни политические и неполитические факторы настолько крепко переплетены, что порой их трудно отделить друг от друга. Их удельный вес и приоритетность зависят от конкретно-исторических условий, сложившихся в том или ином обществе. В конечном итоге это ведет к формированию определенного «политического человек», различающегося по степени его включенности в политику, его активности, развития его политического сознания и т. д.

Политическая социализация охватывает весь процесс становления человек как субъекта политики и может рассматриваться только как единство изменения социальных и личностных сторон жизнедеятельности индивида. При этом важно учитывать, что возрастные рамки развития личности существенно отличаются от границ ее социализации тем, что последняя не ограничивается каким-то рубежом, а в различных формах продолжается всю жизнь.

В самом процессе политической социализации выделяют два ее этапа: активный и стабшизирующее-корректирующий. Сразу же надо отметить, что четких границ они не имеют, можно говорить лишь об их доминировании в различные возрастные периоды. Так, активный этап длится не всю жизнь, а лишь тот период, который необходим для усвоения личностью комплекса основных для данного общества ценностей, идеалов, выработки устойчивой системы социальных ориентации. Как правило, он охватывает период детства и юности. Инструментами политической социализации в данном случае выступают семья, дошкольные учреждения, школа, техникумы, вузы, средства массовой информации, общественные организации, в определенной степени трудовой коллектив и само государство.

Стабилизирующе-корректирующий этап характеризует периоды более позднего развития личности и охватывает собой период активной трудовой и общественно-политической деятельности. Он предполагает внесение определенных корректив в сложившуюся систему взглядов. Именно в этот период вырабатываются основные политические позиции становления социально зрелой личности, и более полно реализуется политическая сущность человек. Наиболее значимыми институтами политической социализации личности в этот период являются средства массовой информации, производственный коллектив, общественные организации, формальные и неформальные группы.

Основными признаками политической социализации личности являются:

• наличие политических ценностей, норм и стабильность политических мотивов;

• способность к выработке программы политической деятельности и ее реализации в соответствии с поставленными целями;

• определенный уровень активности в политической деятельности и умение втягивать в ее орбиту других членов общества;

• общий уровень политической культуры и уважение к взглядам и позициям других.

Политическая социализация личности выполняет в обществе ряд функций:

Информационная функция предполагает передачу человеку определенных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, для ориентации в быстро изменяющейся политической действительности.

Ценностно-ориентировочная функция призвана приобщить человек к системе исторически сложившихся в данном обществе политических ценностей, идеалов, ориентации, норм поведения.

Установочно-нормативная функция тесно связана с предыдущей и охватывает собой процесс, направленный на выработку у формирующейся личности определенного политического мировоззрения.

Поведенческо-деятелышя функция предполагает активное участие личности в политической жизни на основе усвоенных ею знаний и выработанных стереотипов поведения.

В своей совокупности эти функции выполняют общую задачу — формирование личности как политически активного гражданина соответствующего государства.
1.3. Понятие политического поведения.

Политический процесс основывается не только на рациональном начале. Различие между сознательными политическими действиями и иными формами политической активности (зачастую нелогичными) отражается в понятии «политическое поведение». Единого мнения о содержании, сущности понятий «политическое поведение» и «политическое действие» нет. Политическая деятельность охватывает любую политическую активность – осознанную и неосознанную, организованную и спонтанную. С помощью понятия «политическое поведение» отражается реагирование (как осознанное, так и неосознанное) субъектов политики на требования среды. В политическом поведении выделяются формы рациональных политических действий и формы бессознательного политического поведения. Политическое поведение систематизируется: по субъектам (от индивида до народа); психическим склонностям и состояниям (поведение импульсивное, эмоциональное, инстинктивное и т.п.); ситуационному контексту (стабильные, кризисные и т.п.); организационным формам (организованные, стихийные, неформальные и т.п.); продолжительности (единичный акт или процесс); характеру отклоняющегося поведения (случайное, стихийное, неизбежное и т.п.) и др. Для обозначения рациональных, осознанных форм политического поведения используется термин «политическое участие». Под ним понимается деятельность граждан, направленная на формирование институтов власти, определение содержания их работы, осуществление контроля. Современные демократические системы основаны на праве участия масс в политическом процессе. Формы политического участия делятся на активное участие и пассивное, или иммобильное (лат. immobilis – неподвижный). Активное участие проявляется в реакции (позитивной или негативной); участии в избирательных действиях; участии в работе партий и организаций; выполнении политических функций в рамках институтов; участии в прямых политических действиях – митингах, шествиях и т.п. Политическое бездействие может проявляться в неучастии в политической деятельности; разочаровании в эффективности политической системы; политической апатии; политическом бойкоте и др. Наиболее распространенной формой политического участия является электоральное. Ограничений на него в современных условиях почти нет. На мотивах голосования, выборе политических предпочтений сказываются общественное положение; уровень образования и доходов; религиозность и местожительство избирателей. К партиям либерального и левого направлений тяготеют люди с невысоким уровнем образования и скромным достатком. Высокообразованные, с хорошими доходами – к консервативным. Одновременно почти во всех странах большое число избирателей не участвует в выборах. Это уклонение называется абсентеизмом (лат. absentia – отсутствующий). Причины абсентеизма всегда индивидуальны и разнообразны. Тотальное неучастие граждан в голосовании может парализовать основные институты политической системы. Возможности политического участия во многом предопределяются средствами массовой информации. Бессознательная активность проявляется в форме аффективного, патологического и рутинного поведения. При аффективном поведении частично или полностью вытесняется сознательный контроль субъекта за своими действиями. Условия для проявления бессознательного поведения создает политизированная толпа. Ее участников объединяют вера, цель, эгоизм, импульсивность и т.п. В толпе действуют специфические механизмы формирования политического поведения. Питательным источником эмоциональных реакций людей являются слухи. Господство толпы, охлократия (греч. ochlos – толпа, чернь и kratos – власть) поглощают формы осознанного политического действия. Сложной является проблематика бессознательного, патологического политического поведения. Оно имеет самые разнообразные проявления: аффективное состояние; потребность в агрессии и вражде; болезненное стремление к власти; маниакальные политические предубеждения; хроническое чувство раздражения, усталости и т.п. Рутинное политическое поведение представляет собой автоматические и зачастую символические действия, имеющие политическое значение. Повторяясь, сознательные и целенаправленные действия становятся автоматическими. Рутинное поведение может приводить к нежелательным результатам.
1.4. Политическое лидерство.
Проблеме лидерства (англ. leader – руководитель) в политологии придается большое значение. Она рассматривает лидерство как элемент механизма регулирования отношений субъектов в сфере политики. При этом выясняются: сущность лидерства как социального явления; роль лидеров в функционировании общества; типология политического лидерства. Общественное лидерство имманентно обществу, является древнейшей формой организации жизни людей, когда наиболее опытные, сильные и т.п. становились лидерами. С появлением частной собственности на средства производства, социальных классов и государства лидерство становится неотъемлемым участником политического процесса. Формы и иерархия лидерства усложнялись. Наряду с личностной формой лидерства появилась форма коллективного лидерства. С развитием институциональных форм общественной жизни стали различать формальное и неформальное лидерство. Необходимо различать роли руководителя и лидера. Руководитель обладает правами и обязанностями по отношению к другим членам сообщества. Он не всегда обладает наибольшим реальным авторитетом. Лидер обладает неординарными качествами. Это индивидуальность, личность, он ведет за собой группу, играет центральную роль в выработке решений. В западной науке большое значение придается психологическим интерпретациям феномена лидерства. Последователи Фрейда делят общество на психически нормальных людей, не способных к творчеству, и на лидеров, являющихся, по их мнению, невротиками. Существует несколько политологических концепций лидерства: теория черт, ситуационная теория, определяющей роли последователей. Теория черт исходит из того, что становление лидеров происходит в силу их особых личностных качеств. Ситуационная теория рассматривает лидерство как функцию социально-политической ситуации. Теория определяющей роли последователей базируется на понимании лидерства как функции социальной общности, направленной на обеспечение ее целей и самовоспроизводство. Существуют и так называемые синтетические концепции лидерства, стремящиеся объединить основные положения этих теорий. Если следовать М. Веберу, то необходимо выделять три типа лидерства – традиционное, харизматическое и легальное. Традиционное основывается на силе традиций. Харизматическое – на вере присутствия у лидера таких исключительных качеств, как одаренность, непогрешимость и т.п. Легальное – на убеждении в законности норм общественной жизни, существующего порядка. Он характерен для демократических режимов. Иногда данный тип лидерства называется бюрократическим. Различают также и три уровня политического лидерства: лидер малой группы; лидер общественного движения; лидер-политик, действующий в системе политических институтов. Различают также авторитарные, демократические, невмешивающиеся типы лидеров. В соответствии с типом политического сознания выделяются реформаторский, революционный и консервативный типы лидерства. В политическом процессе лидеры выполняют определенные функции. В частности, выделяются диагностическая; предписывающая, или функция выработки линии поведения; мобилизующая функция. В литературе существует и более расширенный подход к перечислению функций.

Политический лидер — это личность, ведущая за собой последователей и оказывающая постоянное и доминирующее влияние на все общество или то или иное политическое объединение при принятии решений с целью реализации своих политических интересов.

Становление политического лидера на практике можно определить следующими этапами:

1) возникновение общественных движений и выделение их лидеров;

2) образование партий, выработка их программных установок и организационных принципов;

3) формирование иерархии партийно-политического руководства;

4) борьба за власть, приход партии к власти, участие в управлении государством, делегирование партийных лидеров на руководящие государственные должности, появление лидеров-руководителей.

Множество различных подходов к проблеме лидерства породило настоятельную потребность разрабатыватьтипологию лидерства. Классическим примером подобной классификации можно назвать типологию, предложенную М. Вебером, который выделяет три типа лидерства:

1. Традиционное лидерство, которое основано на вере в святость традиций, обычаев. Авторитет лидера традиционен и зачастую передается по наследству. Этот тип лидерства характерен для развития общества в докапиталистическую эпоху.

2. Рационально-легальное лидерство, которое основано на вере в законность существующего порядка, его «разумность». При данном типе политический лидер становится лидером-бюрократом, выполняющим определенные функции в системе государственного управления. Лидерство становится инструментом закона. Лидер выдвигается не по личным качествам или заслугам, а с помощью законных бюрократических процедур, без труда осуществляется и его замена. Этот тип лидерства характерен для «индустриального» общества. Высшим его проявлением выступает пресловутая номенклатура. Это лидерство обезличено.

3. Харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные особенности вождя, его одаренность, уникальность, создание культа личности. Наделение лидера исключительными способностями требует и поклонения ему. В отличие от двух предыдущих типов, харизматическое лидерство возникает в кризисные периоды развития общества, а затем по мере стабилизации трансформируется в традиционное или рационально-легальное.

Оригинальный подход лс-Аребле^е типологии лидерства предлагает американский политоло^ Я/Херман^оторый выделяет 4 собирательных типа лидера. /

1. Лидер-знамепосец, кбторый имёет собственное видение реальности, выдвигает собствсннукПтрограмму деятельности. Этот лидер имеет идею, ради которой можно измсиить существующую политическую систему.

2. Лидер-служитель, который выражает интересы своих приверженцев и действует от их имени. Он выступает проводником идей своей группы и исполнителем ее задач.

3. Лидер-торговец, для которого важна его способность убеждать. Благодаря этому группа «покупает» его планы и сама вовлекается в их осуществление. Главное для такого лидера — умение поднести свой «товар» (т. е. свою программу).

4. Лидер-пожарный, который быстро и своевременно откликается на острые проблемы. Это человек, который улавливает потребности насущного момента, и за счет этого занимает ведущее положение.

Интересен подход Парето, который разделял лидеров по методам деятельности на львов и лис.

Можно классифицировать лидерство с точки зрения механизма власти или роли лидера в преобразовании общества (Р. Такер).

1. Лидер-копсерватор выступает против изменений, тормозит развитие, ссылаясь на традиции и установленные нормы.

2. Лидер-реформатор, который верит в существующие общественные идеалы, видит противоречие между ними и практикой, поэтому призывает людей изменить свое поведение.

3. Лидер-революционер не только отвергает стереотипы, но и сами идеалы, утверждаемые в обществе. Это лидеры, призывающие и осуществляющие измеиение социально-политического строя. На изломах общества активизируется популистский тип лидера.

Г. Лассуэлл предложил свою классификацию на основе склонности лидеров к определенной модели поведения и выделил лидеров - агитаторов, организаторов и теоретиков.

Классифицировать лидерство можно и по степени институцио - налыюсти: формальное и неформальное.

Самой крайней, извращенной формой проявления лидерства будет культ личности.

Развернутая система политических лидеров позволяет полнее выяснить сущность лидерства, разобраться в его особенностях.

По своей сути лидерство связано со стремлением к власти, и уже то, как лидер распорядится этой властью, во многом определяет развитие политических отношений в обществе, формирование определенного типа политической системы.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница