Проблема суицида среди учащихся



Скачать 106.49 Kb.
Дата17.04.2016
Размер106.49 Kb.

Проблема суицида среди учащихся


Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.



Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда выглядит довольно неожиданным. Он характеризуется продуманным планом действий. Решение на его совершение вызревает не мгновенно. Такому суициду всегда предшествуют более или менее продолжительный период переживаний, угнетенное настроение, депрессивное состояние. Происходит борьба мотивов и поиск выхода из создавшейся ситуации. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является у подростка способом обратить внимание на себя и на проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями, позвать на помощь. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, “осознать” свое несправедливое отношение к нему. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное убийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни “по собственному желанию”, а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков и самоизоляция.

Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента.

Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это чувствительный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличает высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному мышлению. Также отмечаются трудность волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.

Причины подросткового суицида

Причинами суицида в детском и подростковым возрасте может быть следующее:

1.Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Он думает, что все можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2. Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе без этого чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3. Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. Молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4. Дисгармония в семье, нарушенные внутрисемейные, внутришкольные и внутригрупповые взаимоотношения.

5. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

6. Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. Многие из черт, свидетельствующие о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Психика при депрессии лишается сильных чувств. Поступки и настроение как бы выдыхаются. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Подростки, относящиеся к группе риска, могут иметь склонность к суициду.



К  “группе риска” по суициду относятся подростки:

-  с нарушением межличностных отношений, "одиночки";

-  злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением;

-  с затяжным депрессивным состоянием;

-  сверхкритичные к себе подростки;

-  страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат,  от хронических или смертельных болезней;

-  фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

-  страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

-  из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;

-  из семей, в которых были случаи суицидов.



Характерные черты суицидальных личностей:

- настойчивые или повторные мысли о суициде;

- депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, сна;

- присутствие сильной зависимости от наркотиков или алкоголя;

- чувство изоляции и отверженности по причине ухода из семьи или лишения системы поддержки;

- утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников;

- ощущение безнадежности и беспомощности;

- неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве и чувстве безысходности;

- в мыслях и речах наличие обобщения и фатальности;

- “туннельное” зрение, неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;

- амбивалентность: хотят умереть и в то же время хотят жить.

Одна из классификаций выделяет четыре основные причины самоубийства:

- изоляция (чувство, что тебя не понимает, тобой не интересуется);

- беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

- безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

- чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).



В среде подростков суициды особенно «популярны»: у них это третья по частоте причина смерти, самоубийства уносят больше жизней детей, чем даже войны и преступления.

В России частота самоубийств одна из самых высоких в мире - 38 человек на 100 тысяч населения. Причем цифра эта не меняется уже последние 10 лет. А начиная с 2003 года наша страна стала лидером и по числу самоубийств среди юных граждан. Семь российских подростков ежедневно лишают себя жизни. Порой целые города охватывают эпидемии детских суицидов. Добровольно с жизнью расстаются около 2500 несовершеннолетних россиян в год. И само собой на ум приходит вопрос - что же происходит с нашими детьми? Прежде всего стоит заметить, что суицидальное поведение - это фактически не только крик о помощи, это в какой-то степени ответ на глубинные переживания человека, признание своей растерянности перед тем, что для него по-настоящему актуально и что он по тем или иным причинам не в состоянии разрешить (или думает, что не в состоянии разрешить). И здесь психологи из разных стран мира единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств становятся не экономические факторы, социальные или бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а стрессы, связанные с отношениями в семье, в школе, в кругу друзей и товарищей, а также общее положение дел в стране и даже в мире. Причем более 80 процентов детей, добровольно ушедших из жизни или попытавшихся это сделать, психически были абсолютно здоровы. - Надо признать, - говорит психиатр Б. Корчнев, много лет работающий с детьми, кто склонен к суициду, подвержен неясным для них самих депрессиям, - что мы живем в обществе, где нормой стал разрыв между декларируемыми целями и тем, как они реализуются на деле. Иными словами, обыденностью стали ситуации, когда утверждается одна система ценностей, а в реальности все происходит наоборот. Юность же бескомпромиссна, она не понимает наших взрослых «игр», ей не нравится, что «истина где-то там», поэтому именно подросток так легко порой впадает в депрессию. Жизнь для него уже пуста и бесполезна, раз она столь несовершенна, раз вокруг столь много лжи, предательства, глупости и зла. Это не только российская проблема, потому так много и гибнет по всему миру детей, решивших наложить на себя руки, ибо жизнь, на их взгляд, скучна и беспросветна.



Только не слушайте тех, кто утверждает, будто к суициду склонны лишь дети из неблагополучных семей. Давно замечено, что чаще кончают с собой внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. Хотя и им порой никаких сил не хватает выдержать все несовершенство этого мира, которое обрушивается на их головы. Они ведь тоже не железные. Мы же порой бываем столь жестоки и несправедливы к ним... А домашнему ребенку и вовсе хватает иной раз одного резкого слова, вздорного обвинения, злой насмешки со стороны взрослого или друга, или того, кому он привык доверять, чтобы почувствовать себя в жизненном тупике, из которого, по его мнению, есть только один выход. У них порой совершенно нет сил идти наперекор обстоятельствам, складывающимся не в их пользу. Детская психика настолько ранима, что ребенок может повеситься из-за конфликта с родителями или выброситься из окна после воспитательной беседы в учительской. Неразделенная любовь, влияние религиозных сект, бытовая неустроенность, отсутствие тепла и понимания со стороны родителей, внутренняя опустошенность из-за того, что «все вокруг врут», самонаказание, когда ребенок решает, что он не заслуживает права жить, или, наоборот, бегство от наказания, когда подросток убивает себя, страшась наказания со стороны взрослых, наконец, памятное многим из нас по собственному, к счастью, так и не воплотившемуся в жизнь опыту желание продемонстрировать всем, «каким был хорошим» и «пусть они поплачут теперь без меня»- мотивов для совершения суицида может быть масса.

А в последнее время все чаще причиной для самоубийства среди подростков становится слишком серьезное отношение к ... учебе. Причем даже не всегда с их собственной стороны. Невольными виновниками трагедии оказываются родители. Молодому человеку постоянно вдалбливается мысль о том, что он должен непременно быть лучше всех прочих, главным образом в сфере образования - ведь без него сейчас никуда! От подростка буквально требуют совершенства:»Мы сколько сил на тебя положили, а ты, бестолочь такая, учишься плохо, экзамены завалил, не смог поступить в университет». Подобный груз непрошенных благодеяний и категорических надежд нередко непосильным бременем ложится на плечи юного человека. А как его сбросить? Да нет ничего проще - ну его вместе с этой неудавшейся жизнью. То, что реальность именно такова, подтверждает и статистика: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости школьников, особенно старшего возраста. И лидируют в этом печальном списке отличники, а вовсе не троечники, как можно было бы подумать.

Такой же «каплей» может стать и... Интернет. Сегодня в Сети можно найти многое. Общаться с разными людьми, купить и продать акции фирмы, отыскать жениха или невесту, а также «правильно» покончить с жизнью. Один из таких специальных сайтов самоубийц существует, например, в Сети с 1991 года. Там тебе растолкуют и насчет этой поганой жизни, и насчет того, сколь романтична Смерть, и насчет всего остального - подскажут, как следует, например намыливать веревку и куда ее цеплять, чтобы она не сорвалась, или же какая температура должна быть у воды в ванне, чтобы не так болезненно было резать вены... А не нравится этот сайт, можно отыскать другой - их сейчас расплодилось немерено. И ничего с этим не поделаешь. Ибо ребенка от компьютера сегодня уже за уши не оттащить. А правоохранительным органам за подобными сайтами не угнаться - работают там крайне осторожные люди, которые прекрасно ориентируются в законодательных перипетиях любого государства, в том числе и России. Есть против этих мерзавцев, подтолкнувших не одного подростка к роковому шагу, действенный способ борьбы. Но к судам и милиции он не имеет никакого отношения.

Дело не в том, что гуляя по Интернету, подросток может попасть на тот или иной сайт, в том числе и на сайт для самоубийц, вопрос в другом -остановится он или, фыркнув, помчится дальше? Ибо чтобы несчастья не случилось, надо получить их в реальном мире, а не в компьютере. Отсюда и совет всем родителям - будьте открыты детям, не стесняйтесь демонстрировать им свою любовь. И даже если проблемы вашего ребенка покажутся вам пустячными и смешными, подумайте всерьез - а так ли это на самом деле? И в 13 лет бывает безответная любовь, и в 5 лет ребенок может остро переживать из-за того, что его унизили. Ребенок сильно нуждается в поддержке самых близких людей на свете. Научите его выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться в них. Пусть он твердо знает, что может обратиться к своим родителям по любому поводу и в любой час. Пусть он видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь. Проявляйте к нему нежность. Кроме того, ваш ребенок должен видеть, что и вы тоже частенько чувствуете боль или страх. Почаще жалейте друг друга. Регулярно демонстрируйте свою любовь и заботу. Показывайте, что он нужен вам, необходим. Кстати, иной раз только это и способно остановить подростка, решившего свести счеты с жизнью. Некоторые дети предпринимают попытки самоубийства лишь затем, чтобы попугать родителей. Изначально они и не собирались умирать, лишь надеялись таким образом привлечь к себе внимание вечно занятых взрослых. К сожалению, иногда «скорая помощь» не успевает вовремя, и «смерть понарошку» становится настоящей.



Профилактика суицида

Основой предотвращения суицидов является профилактика. За любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые. Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего возможностью вмешаться в кризис одиночества.



Депрессия является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Поэтому профилактика депрессий у подростков является важной в профилактике суицидов. Родители играют важную роль в профилактике депрессий у подростков. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести позитивные беседы о будущем, строить планы. Нужно ребенку вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка - сегодняшнего с подростком -вчерашним и настроить на позитивный образ подростка - завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал, делать утреннюю гимнастику, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе. Занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать в этот период физическое состояние подростка.
Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница