Проблема противостояния литературы тоталитарному ре¬жиму



Скачать 164.29 Kb.
Дата22.04.2016
Размер164.29 Kb.
Проблема противостояния литературы тоталитарному ре¬жиму.

«Власть отвратительна, как руки брадобрея» (И. Мандельштам), потому что:

а) лишает человека не только внешней, но и внутренней свободы;

б) обезличивает его;

в) считает себя вправе распоряжаться человеческими судьбами;

в) рождает страх в людях, их недоверие друг к другу;

г) заставляет всех не только поддерживать, но и пропагандировать ложь;

д) уничтожает инакомыслящих и т.п.

Проблема насилия и нравственной непоколебимости, лжи и Правды.

Почему необходимо, чтобы не умолк голос правды в океане лжи?

а) Общество должно увидеть итог пути, по которому оно идёт.

б) Оно должно понять, какими средствами пользуется власть, делая их «счастливыми».

в) Рабская мораль, порождаемая тоталитарным режимом, унизительна, недостойна человека и т.п.

Проблема внутренней духовной свободы

«Борьба с цензурой, какой бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, — мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода». (М. Булгаков)

Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» — предупреждение о том, что попытка превратить собаку в человека безуспешна, как и революционный эксперимент большевиков с их лозунгом «Кто был никем — тот станет всем».

А. Ахматова создала «Реквием» жертвам тоталитарного режима.

Произведения А. Солженицына были проникнуты ответственностью за судьбы миллионов жертв советской власти, за судьбу России, якобы строившей коммунистический рай.

Роман «Мы» Е. Замятина — роман-предвидение того, что ждет Россию в будущем, в том числе культ личности, процессы против «врагов народа», сталинские лагеря, в которых люди имели не имена, а номера, обезличенное общество «советских людей»...

Примеры сформулированных основных проблем прочитанного текста и комментарий к ней.

Основная проблема текста

Комментарий

1. Проблема экологии

Проблема, поднятая автором, современна. Неумелое руководство «узких специалистов», строительство дамб и плотин привели к гибели многих редких сортов рыбы, поэтому так обеднели прилавки наших магазинов. Уже и названия многих рыб мне незнакомы. А что сделали с Байкалом! И сколько ещё подобных экологических проблем в стране в нашей стране из-за неумелого хозяйствования.

2. Проблема подготовки специалистов в нашей стране

Эта общественно-политическая проблема сегодня актуальна, как никогда. Любая высокоразвитая держава заботится о том, чтобы её экономическое развитие не стояло на месте, поэтому развитию физики, химии, математики она уделяет большое внимание. Неспроста так ценятся наши специалисты за рубежом! А в нашей стране они часто не востребованы, оттого и случаются те бедствия, о которых пишет автор. Нашему правительству необходимо вникнуть в проблему формирования ученой элиты.

3. Проблема легкомысленного отношения к учебе

Б. Васильев привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме легкомысленного отношения к учебе. «Мы все учились понемногу когда-нибудь и как-нибудь», — писал в своё время А.С. Пушкин. Так же мы учимся и сейчас. Мы плохо знаем историю, мало читаем классическую литературу, не любим слушать симфонические концерты. А поэтому мы будем плохими специалистами.

4. Проблема разорения родной страны

Социальная проблема разорения родной страны — острая проблема сегодняшнего дня, и известный писатель Б. Васильев не обошел её вниманием. Большевики не умели руководить производством, а умели только воевать. Революция, Гражданская война привели нашу страну к печальным результатам. Теперь нам остается только удивляться тому, что происходит с природой, со страной.

5. Проблема отсутствия глубокого гуманитарного образования, формирующего мыслящую интеллигенцию

Эта нерешенная злободневная проблема — одна из причин низкого уровня развития нашей страны, отсутствия культуры производства. Вряд ли кто станет оспаривать мысль о том, что глубокое изучение гуманитарных наук не только приучает человека мыслить, анализировать, искать необходимые решения, но и формирует душу. Чего стоит бездушный узкий специалист, не умеющий предвидеть, к чему приведет его работа? Удручающие примеры, которые приводит автор, воссоздают картины такой «деятельности».

Переходим к анализу авторской позиции.

Позиция автора и способы её выражения

посвящать свою статью ...;

полемически заострять тему (проблему);

эмоционально воздействовать на читателя;

делать читателя своим союзником;

образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого)

выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы);

образно представить суть проблемы, которая его волнует;

усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо;

передать глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий обобщений, размышлений и т.п.);

раскрывать сущность поставленных проблем;

характеризовать сущность раскрываемых проблем;

точно формулировать (выражать) мысль;

заставить читателя задуматься над проблемами (темой, идеей и т.п.);

показать злободневность рассматриваемой им темы (проблемы);

пытаться найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;

подчеркивать остроту поставленной проблемы;

видеть глубину и актуальность проблем;

обращаться к традициям русской жизни, литературы и т.д.,аргументируя свой тезис;

убеждать читателя в правоте своей позиции;

показывать негативную сторону нашей жизни;

выражать мнение большинства;

недвусмысленно подчеркивать свое негативное (положительное) отношение к ...;

пытаться найти в читателе единомышленника;

пытаться понять, почему ...;

использовать ряд убедительных аргументов;

передать читателю свою заинтересованность данной темой, проблемой;

Ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа;

в помощь читателю увидеть традиционную тему (проблему) по-новому;

утверждать, что ...;

уточнять некоторые моменты;

писать интересно и ново о старых проблемах;

ставить перед читателем цель — найти решение сложных жизненных проблем;

привести в качестве примера цитату;

быть строгим судьей негативным явлениям нашей жизни;

намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы;

заставить читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);

приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни;

формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам;

подчеркнуть истинное положение вещей;

иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествовать о героях и событиях;

показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;

говорить с тревогой о наболевших проблемах;

открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к ...;

призывать читателя к ...;

представить истинную картину происходящего;

побуждать искать истину;

стараться объяснить, почему ...;

поднять в статье проблему, которая кажется ему наиболее актуальной;

убедительно доказывать, используя конкретные примеры;

заставить переоценить отношение к…;

«глаголом жечь сердца людей»;

Авторская позиция может быть выражена

1. Четко, прямо, непосредственно:

- В названии текста.

- В отдельных предложениях текста.

- Через ряд аргументов.

2. Через модальный план текста:

- Риторические вопросы.

- Риторические восклицания.

- Порядок слов.

- Лексические повторы.

- Оценочную лексику.

- Модальные слова и частицы.

- Ряд вводных слов, словосочетаний

Найди в текстах способы выражения авторских позиций.

Текст 1


(1)Есть устоявшееся мнение — наркомания начинается с приема наркотиков. (2)Считаю, так думать — усугублять, а не решать проблему (З)Наркомания начинается с отсутствия в семье общих духовных интересов. (4)С примера курящего отца. (5)Там, где нет связи меж родителями и детьми, обществом и детьми, школой и детьми. (б)Можно пугать последствиями, что наркотики встраиваются в обмен веществ наркомана, отчего он потом без них и жить не может, что жизнь сгорает. (7)Но все это говорилось и говорится. (8)Если толка нет. или мало, то, вероятно, нужно еще о чем-нибудь подумать. (9)То есть о самом себе. (10)Какой пример вы подаете детям.

(11 )Когда молодой человек приходит в мир наркотиков, значит, ему в этой, обычной нашей жизни чего-то недоставало. (12)3начит, не испугали его наши страшилки про наркотики и наркоманов. (13)3начит, наша жизнь для него страшнее наркотиков и связанного с ними. (14)Значит, мы, наша жизнь, для него хуже, страшнее, чем наркотики (15)Вот под таким углом вы о себе рассуждали? (16)Если ребенок ваш стал наркоманом, значит, он не желает смотреть на мир вашими глазами. (17)Не желает жить вашей жизнью, повторять ваш путь на Земле. (18)3начит, вы его где-то упустили. (19)В себя нужно смотреть. (20)Вы — источник наркомании. (21)Ваша загруженность работой, равнодушие к душевным порывам и потребностям своих детей, неумение их понять, увлечь своей жизнью.

(22)Может быть, пора всем думать только так о причинах наркомании? (23)Можно не пускать на улицу, проверять вены, но лучше сделать внутренний мир вашей семьи профилактикой наркомании. (24)Да, улицы надо остерегаться. (25)Но рано или поздно дети убегут, как ни запрещай им эту улицу, как подрастут. (26)А наркоманы всегда рядом. (27)Но переложить ответственность и всю работу на милицию и медицину — глупо, ибо неэффективно, да и подло. (28)Милиция, мол, пусть ловит, а медики лечат. (29)А мы, родители,, как бы ни при чём. (ЗО)Если дети скучают рядом с вами, они убегут на улицу (31)Станьте интересным человеком, займитесь самовоспитанием, самообразованием, это никогда не поздно. (32)Вот это и будет ваша профилактика наркомании.

(По И. Ботову)

Таблица к тексту

Основные проблемы

1) проблема наркомании;

2) проблема отсутствия в семье общих духовных интересов;

3) проблема родительской безответственности;

Позиция автора

1) нужно не только говорить о последствиях наркомании, но и искать причины,

заставившие подростка принимать наркотики;

2) чаще всего наркоманами становятся те, кто чувствует своё полное одиночество в обществе;

3) интересный внутренний мир семьи — лучшая профилактика наркомании

Текст

(1)Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в своем роде редактор.



(2)Это был старый газетный волк, как он с гордостью себя называл.

(З)Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ермолкин испепеляющей страстью — любую статью или заметку выправить от начала до конца так, чтобы читать её было совсем невозможно

(4)С утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, ни солнца, ни времени суток, ни смены времён года, забыв о собственной семье, проводил он время в своём кабинете за чтением вёрстки.

(5)Ермолкину приносили серые листы, шершавые от вдавленного в них шрифта. (6)Эти листы и в руки-то взять было противно, а он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, расстилал на столе, и начиналось священнодействие.

(7)Нацелив на верстку острый карандаш, Ермолкин пристально вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, если попадалось среди них хоть одно живое.

(8)Все обыкновенные слова казались ему недостойными важной темы, и он тут же выправлял слово «дом» на «здание» или «строение»

(9)Не было у него в газете ни крестьян, ни лошадей, ни верблюдов, а были труженики полей, конское поголовье и корабли пустыни.

(10)Люди не говорили, а заявляли, не спрашивали, а обращали свой вопрос...

(11)Особое место занимало у него в словаре слово «золото»

(12)Золотом называлось все, что хотите. (13)Уголь и нефть — «черное золото». (14)Хлопок — «белое золото». (15)Газ — «голубое золото». (16)Говорят, однажды ему попала заметка о старателях, добытчиках золота.

(17)Он вернул заметку секретарю с вопросом, какое именно золото имеется в виду. (18)Тот ответил: «Обыкновенное».

(19)Так потом и было написано в газете: добытчики золота обыкновенного.

(20)Как-то я был свидетелем его разговора с ответственным за раздел «Заметки фенолога».

(21 )Фенолог бегал из угла в угол и заламывал руки.

(22)Борис Евгеньевич, — взывал он к редактору.

(23)Я вас очень прошу, не правьте мою заметку, она такая маленькая!

(24)Ишь чего захотел, — ответил редактор, помешивая ложечкой остывший чай.

(25)Как не править, когда вы пишете: «Наступила пора бабьего лета». (2б)У нас женщины — труженицы, а вы их оскорбительно называете бабами.

(27)Я не их, я лето называю бабьим, так говорят в народе.

(28)Все слова, что в народе говорят, да в газету? — редактор покачал головой.

(29)Но ведь не писать же «женское лето», — сказал фенолог.

(30)Именно женское.

(31 )Борис Евгеньевич, — завопил фенолог, — вы меня убиваете. (32)Спросите у любого человека, хотя бы у этой посетительницы... (ЗЗ)Девушка, — обратился он к одной посетительнице, — вы вот, я вижу, из народа. (34)У вас такое время, когда осенью тепло, когда солнышко светит, как называют?

(35)Кто как хочет, так и называет, — сказала девушка уклончиво. (36)Ей не хотелось идти против редактора.

(37)Вот видите, — оживился редактор. — (38)А у нас газета. 39)Мы не можем называть кто как хочет...

(По В. Войновичу

Изобразительно-выразительные средства языка также помогут понять авторское отношение к изображаемому, помогут не ошибиться в определении авторской позиции.

Текст


Изобразительно-выразительные средства языка

(1)Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в своем роде редактор.

(2) Это был старый газетный волк, как он с гордостью себя называл…

(З) Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ермолкин испепеляющей страстью — любую статью или заметку выправить от начала до конца так, чтобы читать её было совсем невозможно.

Авторская ирония, инверсия

(4)С утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, ни солнца, ни времени суток, ни смены времен года, забыв о собственной семье, проводил он время в своем кабинете за чтением верстки.

Градация, авторская ирония

(5)Ермолкину приносили серые листы, шершавые от вдавленного в них шрифта. (6)Эти листы и в руки-то взять было противно, а он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, расстилал на столе, и начиналось священнодействие.

Авторская ирония

(7)Нацелив на верстку острый карандаш, Ермолкин пристально вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, если попадалось среди них хоть одно живое.

Сравнение

8)Все обыкновенные слова казались ему недостойными важной темы, и он тут же выправлял слово «дом» на «здание» или «строение».

(9)Не было у него в газете ни крестьян, ни лошадей, ни верблюдов, а были труженики нолей, конское поголовье и корабли пустыни. (10)Люди не говорили, а заявляли, не спрашивали, а обращали свой вопрос...

Контекстные антонимы, перифраза (корабли пустыни)

(11)Особое место занимало у него в словаре слово «золото». (12)Золотом называлось всё, что хотите. (13)Уголь и нефть - «черное золото». (14)Хлопок — «белое золото». (15)Газ — «голубое золото». (16)Говорят, однажды ему попала заметка о старателях, добытчиках золота.

Перифраза, синтаксический параллелизм

(17)Он вернул заметку секретарю с вопросом, какое именно золото имеется в виду. (18)Тот ответил: «Обыкновенное».

(19)Так потом и было написано в газете: добытчики золота обыкновенного.

Авторская ирония, инверсия

(20)Как-то я был свидетелем его разговора с ответственным за раздел «Заметки фенолога».

(21)Фенолог бегал из угла в угол и заламывал руки.

«Наступила пора бабьего лета»

Однородные члены предложения,

авторская ирония

фразеологизм

Экспертная оценка сочинения

Читай исходный текст, а затем сочинение по нему и комментарии эксперта.

Текст


(1)В детстве мы все твердо знаем, что в следующий момент тут или там произойдет, а может быть, происходит что-то необычайно интересное. (2)Мы не можем понять унылую логику взрослых, безошибочно отвергающих вариант с собачкой, сказавшей, что она проголодалась, и которой поэтому был отдан невкусный завтрак.

(З)Под давлением старших мы постепенно отказываемся от ускоренных путешествий в будущее и надежды увидеть стекло в окне, разбитое нами вчера, сегодня целым и невредимым. (4)Нам приходится отказаться от шапки-невидимки, от тайника, в котором лежит план дороги к центру земли, или хотя бы котелок с золотыми монетами. (5)Мы теряем надежду стать достаточно сильными, чтобы искоренить всякую несправедливость на Земле и достаточно ловкими для прыжков повыше брумелевских. (б)Позже мы даже отказываемся от робкой надежды — а вдруг какой-либо из законов Ньютона неверен. (7)И что докажем это мы, опровергнув заодно закон сохранения энергии.

(8)Мы начинаем верить в незыблемость мира и непогрешимость опубликованных законов — мы становимся взрослыми.

9)Из детей, не завершивших этот путь развития, вырастают чудаки.

(10)В одной из самых больших энциклопедий сказано, что «чудак (произв. от слова — чудо) — человек, поступающий не так, как все, т.е. нелепо, хотя его действия вызваны лучшими побуждениями».

(11)Чудаки на Земле совершили немало нелепых поступков. (12)Это они протестовали против обычая убивать престарелых родителей, а затем и против привычки просто морить их голодом. (13)Они, не довольствуясь тем, что растёт само по себе, стали класть вполне съедобные зерна в земляные ямки, уверяя, что они выращивают хлеб. (14)Зерно у чудаков, конечно, отбирали, но они снова принимались за своё.

(15)Чудаки изобрели топор, а затем и его название, вызвав дважды негодование современников, привыкших орудовать дубинами и называть вещи своими именами. (16)Чудаки выдумали мореплавание, хотя было очевидно, что человек должен двигаться только по суше, и регулярно раздражали человечество призывами к справедливости для всех, когда было совершенно ясно, что справедливость — это то, что хорошо для себя. (17)Чудаки дули в какие-то, сделанные ими же палки с дырками, называя не похожие ни на что звуки, извлекаемые из палок, музыкой и уверяя, что эта музыка, без которой жили и отцы, и деды, и деды дедов их современников, будто бы прекрасна.

(18)Особо опасными оказались чудаки в науке и технике. (19)Эта разновидность не довольствовалась повторением всех известных истин и уточнением уточнений, приносящими спокойствие, почет и благосостояние. (20)Они придумывали корабли, движущиеся силой пара, и возмущенные соотечественники топили изобретателей. (21)Они устанавливали радиосвязь через океан, хотя любой болван знал, что кривизна Земли не даст принять радиоволны.

(22)Чудаки утверждали, что Земля — шар, вращающийся в пространстве, и умирали, но не отказывались от этого идиотского утверждения. (22)Они голодали, но мечтали о полетах в Космос.

(23)Ни должности, на звания не защищают от бациллы чудачества. (24)Врач — придумывает обезболивание. (25)Академик — мечтает, что фотоэлементы, дающие энергию, едва ли превосходящую комариную, смогут окрепнуть и двигать поезда и питать космические ракеты. (26)Монах — создает систему мироздания, подрывающую устои религии. (27)Вице-губернатор — пишет книги, испепеляющие всё, на чём держатся и власти предержащие, и губернаторы, и вице-губернаторы. (28)Президент академии наук — ждет полетов на другие планеты.

(29)Исследованиями последнего времени установлено, что бациллы чудачества у большинства нормальных людей не погибают, а дремлют в организме, ожидая только толчка, чтобы снова ожить.

(ЗО)Таким толчком может явиться общение с чудаками. (31 )Это делает чудаков особо опасными. (32)Инфекция чудачества оказалась не только стойкой ко всем методам общественного лечения, но и легко распространяющейся — иногда целые города и даже континенты заражались от чудаков.

(ЗЗ)История — это история борьбы с чудаками. (34)Меры борьбы менялись с развитием общества. (35)Чудаков убивали и съедали, просто убивали, кормили ими диких зверей, сажали пожизненно на цепь, сжигали, лишали живота, лишали достояния, сажали в дома для сумасшедших, осмеивали, кормили ими юмористов.

(36)Но по какому-то загадочному закону, несмотря на все принимаемые меры, получается так, что нелепости, придуманные чудаками, рано или поздно осуществляются. (37)Обычно это происходит тогда, когда чудака уже нет в живых, когда все, кроме чудаков, поступают так, как чудак, когда тому чудаку можно уже спокойно ставить на площадях городов памятники.

(38)Без чудаков мир застыл бы в неподвижности. (39)Мрачные столетия средневековья — цена, которую человечество заплатило за уничтожение чудаков.

(40)Среди прочих неприятностей, угрожающих людям, физики открыли энтропию — ржавчину, разъедающую энергию (41)Энтропия все время уменьшает запасы энергии, которые можно использовать, и чем больше энтропия поглощает энергии, тем сильнее она растёт сама. (42)В мире, где энтропия уничтожила все запасы энергии, не может быть ни движения, ни развития, ни пространства, ни времени.

(43)Энтропия человеческого общества тоже всё время росла бы, если бы не чудаки. (44)Чудаки обладают бесценным даром уменьшать энтропию.

(44)В будущем вместо призывов «Храните деньги в сберкассе» и «Смотрите кинокартины в кинотеатрах» в ночном небе будут светиться транспаранты «Берегите чудаков»

(По И. Ялимову)

Сочинение ученика

Комментарий эксперта

(Примерные баллы)

(Критерии 1-5)

«Чудаки украшают мир», — когда-то мудро заметил А.М. Горький. Кто-то из нас снисходительно усмехнётся, кто-то равнодушно кивнёт, кто-то станет возражать, но эта мысль обретает жизнь, становится наглядной, бесспорной, когда знакомишься с биографиями известных учёных, художников, музыкантов или читаешь такие статьи, как статья Ялимова И.

В данном тексте он поднимает проблему непризнанной гениальности чудаков, благодаря которым мир меняется, усовершенствуется.

Вступление (цитата А.М. Горького) точно отражает основную проблему текста.

Четко сформулирована проблема.

К1 —1


Эта морально-этическая проблема — одна из тех, актуальность которых исчезнет вместе с человечеством: чудаки, выбиравшие нехоженые пути, искавшие решения самых, казалось бы, не¬разрешимых вопросов, подвергавшие сомнению самые устоявшиеся законы и совершавшие перевороты в самых разных областях жизни, были во все времена, во все эпохи.

В комментарии объяснена причина актуальности данной проблемы, указан её тип.

К2 —2

Конечно, такое нестандартное поведение не могло не раздражать окружающих, ведь оно разрушало привычные стереотипы, было непонятным, порой вызывающе дерзким. Обыва-тельское отношение к чудачеству передает авторская ирония, которая звучит буквально в каждом предложении: чудаки совершают «нелепые поступки», оказываются «особо опасными» в науке и технике... Но мы прекрасно осознаём, что благодаря этим людям професс не стоит на месте, и автор тоже открыто выражает своё отношение к чудакам: «Без чудаков мир застыл бы в неподвижности».



В продолжение комментария удачно вводится сформулированная авторская позиция: мир развивается благодаря чудакам.

КЗ —1


С ним трудно не согласиться. Всегда и везде, где остро ощущалась потребность в созидании нового, чудаки, которых впоследствии человечество признает выдающимися людьми, появлялись именно в такое время.

Например, «чудаком» был В.И. Арсеньев, который, изучая дальне¬восточную тайгу, пробираясь через её непролазные дебри и «комариный рай», искал ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы люди могли воспользоваться несметными сокровищами земли Дальнего Востока? Другому «чудаку», СП. Королеву, и Земля стала тесна, и он отправил в космос первую ракету с таким же «чудаком», как сам, — Ю.А. Гагариным, и этот полет неизмеримо расширил горизонты исследования Вселенной. А третий — Ф.А. Цандер — вообще буквально бредил межпланетными путешествиями и очень многое сделал для развития космической техники.

Заявлена собственная позиция ученика, дано пояснение к такому ви¬дению проблемы.

Приведены три аргумента из житейского опыта, подтверждающих мысль, высказанную учеником, о том, чудаки появлялись тогда, когда возникала потребность в новом.

К4 —3

Путь этих людей не был устлан розами, и так называемое «чудачество» — это годы напряженного труда, экспериментов вопреки всему. История их жизни — это история борьбы с завистью, злобой, клеветой. Сколько насмешек и издевательств пришлось пережить М. Фарадею, пока открытое им явление электромагнитной индукции не было признано всеми! Сколько клеветы и безосновательных обвинений обрушивалось на Л. Пастера, открывшего миру новую науку — микробиологию!



Ученик, используя ещё два аргумента, доказал, что история жизни чудаков — это история борьбы с завистью, злобой, клеветой. (Учитывается в К4)

Но не будь таких людей— и до сих пор бы сказки о коврах-самолетах, гуслях-самогудах, горшках-самоварах оставались

сказками. И замечательно, что последние два столетия так богаты «чудаками»: мир сделал прорыв в своем развитии.

Действительно, не зря так называют подобных людей: ЧУДО и ЧУДАКИ —слова одного корня...

Заключение — развернутое рассуждение об основной идее текста — вполне логично в данном сочинении.

К5 —3


Работа ученика характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместным использованием средств выразительности.

К6 —2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница