Проблема одаренности: от теории к практике



Скачать 101.18 Kb.
Дата20.04.2016
Размер101.18 Kb.
ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

В психологии личности к основным проблемам изучения способностей относятся: проблема соотношения задатков и способностей; установление места способностей в структуре индивидуальности, выявление их роли в развитии характера; фундаментальная проблема общих и специальных способностей; психофизиологические и психологические аспекты проблемы индивидуальных различий и способностей; проблемы психологии творчества: закономерности этого процесса, его психологические механизмы, условия и возможности развития творческого потенциала личности, проблема одаренности, проблема диагностики способностей и др.

В отечественной психологии для решения этих проблем используются подходы Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Петровского, К.К. Платонова, СП. Рубинштейна, В.Э. Чудновского и др.

Способности - отдельные психические свойства, обуславливающие возможности ребенка в той или иной деятельности. В общую структуру способностей включены: условия их развития - активное взаимодействие с окружающим миром, обучение и воспитание; виды (по ширине направленности) -общие, специальные; уровни - талант и гениальность. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности - одаренность.

Анализ педагогической и психологической литературы показывает, что существует множество трактовок понимания одаренности.



Одаренность - совместное действие способностей, представляющих определенную структуру. Позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. Одаренность понимается как: общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека; уровень и своеобразие его деятельности; умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; совокупность задатков, природных данных; характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

И все же чаще всего говорится и обращается внимание педагогов-практиков на умственную одаренность как общую способность человека сознательно направить свое мышление на новые требования, приспособить его к решению новых задач и к новым условиям жизни. Умственную одаренность отличает от памяти направленность на новое, от гениальности (самопроизвольного творчества) - признак приспособления, от таланта, проявляющегося в каком-либо определенном виде деятельности, - признак всеобщности.

С точки зрения А.И. Доровского, одаренность - своеобразное сочетание способностей у человека. Единство, которое они составляют в своем взаимодействии, приводит к высоким достижениям.

Каких детей надо называть одаренными? Традиционно детей, значительно опережающих своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующих выдающиеся специальные способности, например, технические, музыкальные, художественные, математические и др., называют одаренными.

Можно ли выявить признаки одаренности у ребенка? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества.

Таблица 1

Вводная матрица для выявления признаков одаренности у детей

Раннее детство (1-3 года_

Дошкольный период (4-7 лет)

Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, способности к рисованию, музыке, счету, нетерпеливость и порывистость,

изобретательность и богатая фантазия


Отличная память, интуитивные скачки, яркое воображение, нечеткость в разграничении реальности и фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная

координация, предпочитает общество старших детей и взрослых. Доброта, открытость, понятливость; превосходное владение искусством речевой коммуникации; громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего; острое реагирование на несправедливость



Школьный период (8-17 лет)

Взрослый период (после 18 лет)

Успех во многих начинаниях, высокие

результаты. Потребность в коллекционировании,
классификации. С удовольствием принимает

сложные и долгосрочные задания,

великолепное чувство юмора, развитая

оперативная память, наличие навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, владение основными

компонентами умения учиться,

оригинальность словесных ассоциаций,

построение четкого образа предстоящей

деятельности, создание в воображении

альтернативных систем


Легкость усвоения новых идей и знаний,

комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отлично развиты навыки общения, открыт, дружелюбен, ценит юмор. Живое и непосредственное воображение. Не подавляет своих чувств и эмоций. Активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, нетерпеливость при выполнении рутинной работы, предпочтение


сложных заданий, независимость в суждениях и поведении

Для определения одаренности и направленности ребенка к какой-то области деятельности предлагается следующий тест, который можно использовать при работе с учителями, родителями и самими детьми. Автором теста отмечается, что тест наиболее применим к детям четырех, пяти - семи лет, но практика показала, что можно его применять и для других возрастных категорий.

Тест на выявление одаренности у детей

На предлагаемые вопросы необходимо ответить «да» или «нет».



  1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо
    предмету?

  2. Меняет ли он свои наклонности?

  3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

  4. Любит ли рисовать абстрактные картинки?

  5. Любит ли фантастические истории?

  6. Сочиняет ли рассказы, стихи?

  7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

  8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

  9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

  1. Боится ли темноты?

  2. Изобрел ли когда-нибудь свое слово?

  3. Считал ли это слово понятным без разъяснений?

  4. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

  5. Был ли удачен этот замысел?

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

  1. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

  2. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?

18. Есть ли у него собственный мир, не доступный окружающим?
19. Ищет ли объяснение тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?


  1. Изображает ли собственные игры или развлечения?

  2. Помнит ли и рассказывает свои сны и пережитые впечатления?

За каждый ответ «да» поставьте 1 балл, ответ «нет» - 0 баллов. Сложите все баллы. Результаты.



От 20 до 23 баллов - ребенок очень сообразительный, способен иметь свою точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом.

От 15 до 19 баллов - ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив, сообразителен лишь когда чем-то заинтересован.

От 9 до 14 баллов - большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

От 4 до 8 баллов - ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

Менее 4 баллов - ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.

Насколько вы разбираетесь в проблеме одаренности? Действительно ли вы можете судить об одаренности ребенка, понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребенка? Все это вы можете узнать, познакомившись с тестом в книге B.C. Юркевича «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность».



Рекомендации педагога-психолога.

Учителя и родители одаренных, способных, «инаких» и «других» детей часто сталкиваются с большими сложностями в их воспитании. Причина затруднений в том, что такие дети не поддаются обычным приемам, с помощью которых их родителям и учителям в свое время внушали определенные цели. Кроме того, на таких детей не всегда воздействуют чувства стыда и вины, ограничения и наказания. Как известно, они проявляют «своеволие» не ради собственного «эго». Дети просто доказывают, что их познания - это их собственная правда жизни. Однако это дети, их нужно направлять. Задача родителей и учителей именно направлять, а не управлять. Получая признание, поддержку и одобрение, эти дети могут доставить своим родным истинное счастье, а учителям радость и удовлетворение. В противном случае они способны вести себя с беспримерным упорством и непрестанно бороться с авторитетом взрослых.

Родителям и учителям рекомендуется постараться найти, увидеть в ребенке его способности, индивидуальность - именно то, что его отличает от других.

Если родители обнаружили, что ё семье растет такой ребенок, который отличается от своих сверстников, им лучше проявлять к ребенку такую любовь и уважение, как если бы он был Уникумом. Станьте разумным помощником этого сильного и любимого ребенка.

Умение понимать таких детей, принимать их такими, какие они есть, особенно в периоды сбоев в воспитательном процессе, требует от взрослых искренней убежденности.

Учителя и родители должны умом и сердцем верить, что их важнейшая задача - направить энергию ребенка в хорошее русло, и эту ответственность следует брать на себя с радостью. Старайтесь не обращать внимания на неприятные обстоятельства, сосредоточьтесь на истинности того, в чем вы уже убедились: как радостно вносить свой вклад в эволюцию человеческого рода, воспитывая чудесного и удивительно сильного человека своей любовью, состраданием и терпимостью.



Памятка для родителей по развитию одаренности у ребенка


  1. Не пытайтесь переносить на ребенка собственный набор увлечений, интересов и пристрастий.

  2. Не давайте ребенку готового ответа, дайте ему возможность дойти до сути самому.

  3. Поддерживайте желание ребенка что-то созидать, осуществлять определенные действия, интерес к новизне.

  4. Чаще гладьте ребенка по головке, прикасайтесь, прижимайте его к себе - важнейший фактор формирования у него отзывчивости и становления его духовной одаренности.

  5. Чрезмерная забота делает ребенка нервным и застенчивым, а доброжелательная обстановка поможет ему быстрее адаптироваться к обществу.

  6. Помните, что причины раздражительности ребенка - в его окружении и воспитании. Важно выявлять причины его расстройства, устранять, а не подавлять.

  7. Нельзя обсуждать недостатки ребенка в присутствии других детей и посторонних людей.

  8. Когда ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его, чтобы не разрушить мир, который он создал в своем воображении.

  9. Предоставьте возможность детям играть на песке. Песочные игры развивают интуицию, чувствительность, творческий порыв. э

  1. Не превращайте свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку.

  2. Для формирования самостоятельности и активности детей важно давать им задания по нарастающей трудности.

  3. Развивайте у ребенка самостоятельность, самодисциплину, навыки самоуправления.

  1. Порицать за неуспех нежелательно, надо разбирать этот неуспех, анализировать вместе с ребенком.

  2. Обеспечьте насыщенную и интересную жизнь и ежедневное общение с другими детьми. Преодоление препятствий дает ребенку ощущение радости, снимает страх перед неизвестным, закаляет волю.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница