Проблема качества образовательных услуг высшего учебнного заведения



Скачать 77.37 Kb.
Дата20.04.2016
Размер77.37 Kb.
ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО УЧЕБННОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Литовченко В.И.

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск, Россия
Quality is an essential condition of competitiveness of higher education. It gives opportunity for school-leavers to choose the right University, and for graduates to build a successful career.
В России общепризнанны социально – экономическая значимость высшего образования и его роль в научно-техническом прогрессе и духовной жизни общества, а также в развитии и качественном совершенствовании всей российской экономики. В современных условиях конкуренция стран в социально-экономическом развитии сводится к конкуренции в области науки и техники и как следствие – в области подготовки квалифицированных кадров.

С переходом к рыночным отношениям количество высших учебных заведений выросло, что обусловило острую конкурентную борьбу на региональном и общенациональном рынке. Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило условия функционирования системы высшего образования. Эти условия характеризуются нестабильностью и неопределенностью внешней среды, существенной нехваткой бюджетного финансирования высшей школы, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг. В этой связи перед вузами возникли проблемы обеспечения жизнестойкости, поддержания финансового состояния на достаточном уровне и поиска источников устойчивого развития. Конкурентоспособность вуза во многом определяется его способностью оказывать современные образовательные услуги. Для решения проблем необходима разработка и реализация стратегии повышения конкурентоспособности вуза и производимых им услуг.

Качество – необходимое условие конкурентоспособности высшего учебного заведения, именно оно дает возможность абитуриентам выбирать соответствующий вуз, а выпускникам строить в дальнейшем успешную карьеру.

Проблема качества образования, особенно высшего профессионального, всегда актуальна. Качеству образования уделялось достаточное внимание еще в советский период развития высшей школы. В те годы широко обсуждались проблемы адаптивности специалистов, их способности к самосовершенствованию и преобразованиям по мере развития профессиональной карьеры. Серьезно обсуждался вопрос о том, какой специалист востребован: «узкий», то есть подготовленный к решению конкретных профессиональных задач, или «широкий», владеющий не только профессиональными знаниями, но и способный осваивать более широкие области деятельности, имеющий определенную гуманитарную подготовку.

В последние годы проблема оценки качества образования в России и за рубежом, стала развиваться в несколько иных контекстах, в том числе, она приобрела большую социальную значимость в связи с изменением взглядов правительств на управление образованием.

В настоящее время повышение качества образования – это не только задача государственного уровня. Это в первую очередь задача самих вузов, которые по мере развития рынка образовательных услуг и обострения конкуренции вынуждены искать дополнительные конкурентные преимущества.

Перечень показателей государственной аккредитации высшего учебного заведения в настоящее время включает в себя наличие внутривузовской системы контроля качества. Для стран - участниц Болонского процесса, к числу которых принадлежит и Россия, внедрение эффективных систем обеспечения качества образования является обязательным требованием. В этих условиях каждому вузу придется конкурировать с университетами европейского уровня, и только качество образования даст возможность сохранить Российскую высшую школу.

Для решения задачи управления качеством образования необходимы:



  • система управления качеством образования, которая предоставляет определенные гарантии того, что в ходе планирования, создания и использования образовательных процессов и услуг будут обеспечены требуемые цели качества;

  • система показателей качества в виде согласованной иерархии показателей, объединяющей и систематизирующей взгляд производителя, т.е. самого вуза, и мнение всех групп потребителей образовательных услуг: учащихся, государства в лице Федерального агентства по образованию, работодателей;

  • методика оценки качества, метрик и критериев, по которым измеряют результаты действий образовательных процессов в контрольных точках жизненного цикла и оценивают, были ли цели качества достигнуты;

  • свидетельства международного участия в оценке, международном сотрудничестве и включенности в международные научно-образовательные сети.

Качество высшего образования, как отмечается в Коммюнике Конференции министров высшего образования (Берлин, 19 сентября 2003 г.), - является краеугольным камнем в создании общеевропейского пространства высшего образования.

Названные требования по существу отражают необходимость формирования многоуровневых национальных систем управления качеством образования.

Качество образования является одним из шести основных принципов Болонской декларации, сформулированных для формирования европейской системы высшего образования:


  • введение двухуровневого высшего образования;

  • введение системы кредитов (зачетных единиц);

  • обеспечение качества образования;

  • расширение мобильности студентов и преподавателей;

  • содействие трудоустройству студентов и увеличение конкурентоспособности европейского образования (выдача единых приложений к диплому);

  • формирование европейского подхода к развитию высшего образования.

Болонская декларация, с одной стороны, подвела черту под усилиями, предпринимаемыми на протяжении 50-ти лет и направленными на консолидацию европейской сферы образования, а с другой стороны послужила началом энергичных действий по строительству единого европейского образовательного пространства.

Главной задачей Болонского процесса является создание в Европе самой конкурентоспособной и динамичной экономики в мире, основанной на знаниях и способной обеспечить устойчивый экономический рост, большое количество и лучшее качество рабочих мест и большую социальную сплоченность.

Решение такой задачи не может быть достигнуто без улучшения качества образования, повышения мобильности и конкурентоспособности выпускников. Это, в свою очередь, потребует целый ряд институциональных (внутрисистемных) преобразований, к которым, по мнению участников Болонского процесса относится:


  • формирование двухуровневой системы образовательных программ высшего образования таким образом, чтобы степени как первого, так и второго уровня (ступени) могли обеспечивать не только разнообразные индивидуальные и академические нужды, но и потребности трудового рынка;

  • совершенствование системы совместимости национальных образовательных систем путем усовершенствования процедур признания степеней и периодов обучения, выработки единого определения квалификаций, учитывающего показатели объема академической нагрузки, уровня и результатов учебного процесса, компетенций и профиля образовательных программ;

  • обеспечение качества высшего образования путем развития эффективных систем качества на уровне вузов, на национальном и общеевропейском уровнях, рационального сочетания академического качества и прикладного характера образовательных программ;

  • развитие системы переводных и накопительных кредитов и ее последовательное применение в рамках растущего общеевропейского пространства высшего образования.

ECTS (European Credit Transfer System) – европейская система зачетного перевода (система кредитов ECTS) была разработана Европейской комиссией в 1997 г.

ECTS должна помогать решению следующих задач:



  • организация помощи студентам в обучении в других вузах, в том числе зарубежных;

  • обеспечение сравнения и измерения результатов обучения студентов при переходе из одного высшего учебного заведения в другое;

  • предоставление доступа к учебным планам и программам курсов, облегчающего сотрудничество вузов;

  • обеспечение академического признания периода обучения как в зарубежном вузе, так и в любом вузе в своей стране.

ECTS включает в себя методы измерения и сравнения достижений и успехов в обучении, с последующим их переносом из одного высшего учебного заведения в другое. При этом ECTS не заменяет национальных систем измерения трудоемкости и оценки знаний, а является только инструментом в процессе интернационализации высшего образования.

Среди целей ECTS можно выделить следующие:



  • увеличение возможности для студенческой мобильности, тем самым способствование академическому признанию;

  • совершенствование имеющихся и создание новых образовательных программ в национальном масштабе;

  • способствование взаимному признанию квалификаций;

  • достижение прозрачности и совместимости учебных программ и квалификаций;

  • обеспечение доступа на рынок труда.

Введение ECTS в учебный процесс российских университетов полезно как для иностранных студентов, обучающихся в вузах государств–участников СНГ (облегчается вопрос академического признания дипломов и квалификаций, делаются прозрачными образовательные программы и учебные планы), так и для российских студентов, имеющих финансовые возможности продолжить образование в зарубежных университетах или в рамках академической мобильности возвратиться в родной вуз после освоения части образовательной программы в принимающем учебном заведении. Система ECTS может быть применена и для организации обменов студентами между российскими вузами. Овладение и использование такой системы, в свою очередь повышает и конкурентоспособность вуза.

Определение стратегии повышения конкурентоспособности вуза предполагает и ее оценку. Важность проведения такой оценки обусловлена целым рядом причин. Среди главных можно назвать необходимость разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности, составление программ выхода на новые рынки, формирование ассортиментной и ценовой политики, привлечение средств инвесторов и другие. Цель проведения оценки состоит в определении конкурентного положения вуза на рынке. Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности, на базе которой возможно было бы не только оценивать деятельность вуза, но и предлагать конкретные мероприятия по повышению его конкурентоспособности.


Разработка методики оценки, которая включала бы в себя конкретные мероприятия по оценке конкурентоспособности вуза, разработке на этой основе стратегии повышения конкурентоспособности вуза и программы ее реализации позволили бы вузу укрепить свое положение на рынке. Органам, осуществляющим управление системой высшего образования, такой подход позволил бы повысить эффективность управления и наладить индивидуальный поход к каждому вузу.

Необходимость исследования современных подходов к формированию конкурентных стратегий образовательных учреждений и совершенствованию организации образовательного процесса в вузах обусловили актуальность выявления и систематизации маркетинговых механизмов управления конкурентоспособностью высших учебных заведений. Эффективная и конкурентоспособная стратегия деятельности вуза должна строиться на сочетании методов научно-обоснованного прогнозирования, гибкого планирования и адаптированных к реальной рыночной ситуации маркетинговых механизмов, которые базируются на следующих принципах: инноваций, диверсификации образовательных программ, непрерывности образования, продвижения образовательных услуг, управления качеством.
Каталог: new -> all -> konferenc -> konferenc -> 2009
2009 -> Система менеджмента качества высшего образования в контексте болонской декларации
2009 -> Универсальный курс "business english"
konferenc -> Система дистанционного образования с использованием Интернет-технологий
konferenc -> Аксиологический подход в образовании важнейший фактор воспитания личности
konferenc -> Дистанционное обучение иностранным языкам посредством компьютерных сетей internet
konferenc -> Образование как социокультурный феномен
2009 -> Бизнес этика и этикет
konferenc -> Экскурсионный метод обучения английскому языку
konferenc -> О преподавании иностранного языка с использованием современных информационных технологий


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница