Природосообразность в «Великой дидактике»



Скачать 27,11 Kb.
страница1/2
Дата25.04.2021
Размер27,11 Kb.
  1   2

  1. Природосообразность в «Великой дидактике»

Новое время в историко-педагогическом развитии открывается удивительным феноменом: рождением педагогической системы, необычайно смелой по замыслу, постановке педагогических вопросов и предложенным решениям, отличающейся сложной архитектоникой. Этой системой педагогика «отпочковывалась» от философии как новая отрасль научного знания с собственным предметом исследования, научной аргументацией, исследовательской проблематикой, собственным «языком» – понятийно-терминологическим аппаратом.

Эта система плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого философа-гуманиста Я.А.Каменского, трансформировавшего в своей мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижения человеческого духа предшествующих веков культурного развития. Его «Великая дидактика» (1632г) – начала всех начал в педагогике нового времени. Духовный мир Каменского, человека энциклопедически образованного, - сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного.

Коменский – создатель новой дидактики, которая до сих пор сохранила свое значение и которая вытекала из определенных им же сформулированных принципов.

Прежде всего, необходимо сказать о том, что именно образование делает человека личностью. Это положение не содержит в себе конкретного материала для учителя, которым бы он вооружился, но зачастую учитель, погрузившись в свой предмет, забывает о том, что школа должна воспитать целостную личность, не взирая также на то богатый это человек или бедный. Это положение еще важно учитывать потому, что обычно из принципов дидактики часто выпадает человек, его призвание и назначение.

Каковы же принципы дидактики по Коменскому? Первый принцип может быть сформулирован следующим образом:

1) Основой обучения должен быть порядок, заимствованный из природы.

В этом принципе содержится два основных положения:

· необходимо соблюдать в обучении строгий порядок во всем;

· следует заимствовать этот порядок из природы.

Принцип природосообразности направлен на то, чтобы сделать процесс обучения более жизненным и естественным, легким и плодотворным. Этот принцип имел большое прогрессивное значение в борьбе со старыми методами преподавания, которые требовали неимоверных усилий для усвоения материала. Обучение должно вестись на основе перехода от более легкого к более трудному, от близкого и знакомого к отдаленному и незнакомому, от общего к частному, от простого к сложному. Очень важно соблюдать в процессе обучения строгую постепенность, последовательность и преемственность в изложении предмета, "чтобы предыдущее пролагало путь последующему".

Для Коменского обучение – процесс органического развития внутренних сил природы, глубокого понимания, осмысления явлений, тщательного их объяснения, а потом уже закрепления, выражения в речи и применения на практике.

2) Обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое. Этот принцип тесно связан с предыдущим. В нем получила дальнейшее развитие мысль о том, что процесс обучения – это процесс внутреннего органического роста. Он составляет нечто цельное. В нем все выходит из общего корня, и все стоит на своем месте.

3) Содержание и форма должны находиться в определенном соотношении между собой. Природа раньше "приготовляет материал, а потом уже придает ему форму…". Отсюда вытекает ряд правил обучения: необходимо раньше изучать предметы (материал), а потом – языки (форма), раньше изучать примеры, а затем грамматические правила.


  • Образование должно начинаться своевременно.

  • Один и тот же ученик должен учиться одному и тому же предмету только у одного учителя (иначе ему придется преодолевать разные формы).

  • Учить без разнобоя в методах.

4) Обучение должно быть всесторонним. Нужно учить так, чтобы в будущем человек не встречался в жизни с такими явлениями, предметами, о которых не мог бы "скромно рассуждать и без вредной ошибки применять с несомненной для себя пользой". Обучение, следовательно, должно быть связано с жизнью. Знания, которые человек получает в школе, помогают ему ориентироваться в обычных, наиболее распространенных жизненных явлениях.

Обучение должно быть развивающим, чтобы "изощрялись природные дарования, совершенствовались языки, облагораживались нравы". Коменский особенно ценил связь умственного и нравственного воспитания, "кто преуспевает в науках, а в нравственности отстает, тот скорее отстает, чем преуспевает".

5) Все должно быть преподаваемо путем непосредственных чувственных восприятий и из жизни. Коменский утверждал, что учить надо не только «из жизни», но и  для жизни ("Мы вступаем в жизнь не только созерцателями, но и исполнителями"). Первоисточник знаний – сама жизнь, сами предметы. Коменский выводит принцип наглядности, это "золотое правило" для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.

Если учащимся каждый раз показывать, какое применение имеет ежедневно то, чему их учат, для чего служит каждая вещь, то они получат полную возможность убедиться в своих знаниях и у них возникнет желание действовать.

Однако наблюдений и чувственных доказательств недостаточно для того, чтобы обеспечить полноценные, вполне доброкачественные знания. Для этого требуется еще "приведение в действие разума". Вот почему следующий принцип Коменского гласит:

6) Ничему не учить на основании авторитета, а все обосновывать на свидетельстве чувств и разума. При обучении необходимо все подкреплять разумными доводами, объяснять причины, чтобы не оставалось места ни сомнению, ни возможности забыть. Оно должно сопровождаться развитием мышления, раскрыванием способностей, а также выработкой самостоятельного подхода учащихся к усваиваемым ими знаниями, чтобы они "не смотрели чужими глазами, не мыслить чужим умом". Учащиеся должны уметь выражать свои знания в правильной речи, свободно ими пользоваться в жизни.

Конечная цель воспитания, по Коменскому, внешне совпадала с религиозно-христианской – подготовка человека к вечному существованию после смерти. Эта мысль развивалась им во II, III, IV главах «Великой дидактики», где в полном соответствии с христианским вероучением он писал о первородном грехе человека.

Коменский не отвергал христианского догмата о первородном грехе, но в противоположность ортодоксальному христианству утверждал, что уже в процессе своей земной жизни человек может быть исправлен с помощью воспитания и способен достигнуть высокого совершенства. Но Коменский высказал еще одну исключительно важную и новую мысль: воспитание имеет целью не только совершенствование человека само по себе, но и подготовку его к усовершенствованию окружающей жизни. Вот почему Коменский неустанно и в разных формах повторял требование одновременно развивать у формирующегося человека интеллект, руку, сердце, волю.

Главный педагогический труд Коменского назван «Великая дидактика». Термином «дидактика» Коменский часто пользуется и в других своих сочинениях. Однако следует учитывать, что Коменский и его современники трактовали этот термин значительно шире, чем это делается в наши дни: в содержание этого понятия включались не только вопросы образования и обучения, но и деятельность учителя, организации школы, различные аспекты воспитания – нравственного, трудового, религиозного и т.д.  В целом дидактика Коменского охватывает практически все проблемы, которые являются предметом рассмотрения современной педагогики.

Наряду с обучением Коменский ставит вопрос о системе нравственного воспитания, которая строится на определенных основополагающих принципах, придающих определенную связь, целостность всему воспитанию.

В своих дидактических трудах Коменский постоянно обращается к причинам пороков человеческого общества и путям их устранения, главным из которых он считал  правильно организованное воспитание, как в широком смысле слова, так и в более узком значении нравственного воспитания. Поэтому многие его дидактические высказывания имеют самое непосредственное отношение к воспитанию, а само воспитание и образование, по Коменскому, является фундаментом человеческой нравственности. Поэтому безнравственными, порочными людьми становятся те, кто или лишен образования, или же получил образование неправильное, извращенное.

Коменский призывал внедрять в сознание и поведение детей все человеческие добродетели – мудрость, умеренность, мужество, выносливость в труде, справедливость, честность и т.п. Все эти добродетели должны развиваться в детях с раннего возраста путем соответствующих наставлений, постоянного подкрепляемых конкретными делами и поступками.

Важное значение в процессе нравственного воспитания Коменский придавал примеру нравственного воспитания самого педагога, а также примерам, заимствованным из истории и классической литературе.

Необходимым условием эффективного нравственного воспитания детей Коменский считал ограждение их от вредного влияния безнравственных людей и от всяких поводов, могущих повлиять отрицательно на нравственность ребенка. Особенно он предостерегал педагогов не допускать детского безделья, чтобы дети «не научились делать дурное или не отупели умственно».

В системе школьной работы, особенно в деле нравственного воспитания, Коменский придавал огромное значение дисциплине – исполнительности, выполнению установленных порядков. Общеизвестна крылатая фраза Коменского: «Школа без дисциплины, что мельница без воды».

В школах дисциплина должна быть не столько ради наук, которые так не нуждаются в дисциплине, сколько ради нравственности.

Поэтому нужно изучить источник недисциплинированности. Одно дело, если недисциплинированность вызывается постановкой учебных занятий, другое – если характером поведения, нравственными поступками. "Если учебные занятия поставлены правильно, то они уже сами по себе заманчивы для ума и собственной прелестью притягивают всех (исключая выродков)". Учитель не должен привлекать внимание учащихся на уроках способами насилия и принуждения. Они могут скорее вызвать отвращение, ненависть к ним.

Меры насилия, принуждения, побои должны быть заменены другими средствами, а именно: суровым словом, выговором, иногда насмешкой. Что касается мер поощрения, то Коменский рекомендует похвалу, ежедневные и ежемесячные состязания на получения одобрения, занятие определенного места и т.д.

Во всяком случае, с недисциплинированными детьми должна вестись постоянная напряженная воспитательная работа. Нужно все испробовать до конца, прежде чем признать ребенка неисправимым, безнадежным. Очень важна выдержка, спокойствие, такт воспитателя. Самый правильный путь воспитания это строгость, требовательность, внушение воспитанникам чувства страха и полного послушания в сочетании с ласковым обращением. Все это возвысит юношество "до любви и радостной бодрости".

Нравственное воспитание протекает не только в процессе обучения, но и в условиях внеклассных занятий. Особенное значение Коменский придавал внеклассному чтению. К внешкольным занятиям он относит также игры и драматические представления. Он рекомендует телесные, гигиенические упражнения (беганье, прыганье, борьба, игра в мяч и т.д.), прогулки, сидячие игры, театральные представления. Последние развивают остроту человеческого ума, содействуют лучшему заучиванию и запоминанию в живой форме стихов, изречений, текстов; радуют учителей, родителей, публику, выявляют таланты, развивают мимику, речь, произношение, владение голосом, устраняют застенчивость и т.д.

В школе дети не только учатся, но и воспитываются как будущие граждане. В школе должно быть организованно нечто вроде "самоуправления", в котором Коменский хочет видеть отражение общества, государственного строя взрослых. Он считал необходимым, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности "представлял собой государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором". Иначе говоря, Коменский стремился к тому, чтобы каждый класс и школа в целом представлял собой какое-то сообщество, которое обсуждает совместные дела. Это средство подготовки юношей к "жизни путем навыка к такого рода деятельности".

Итак, Коменский преодолевает односторонность и узость подхода к воспитанию, борясь против его сведения только к интеллектуализму, отдавая себе отчет в важности воспитания чувств. Воспитание в его понимании направлено на развитие самых разнообразных способностей, охватывает различные виды деятельности, творчества детей и подростков.

Такова система воспитательных средств, которые должны формировать у учащихся нравственные представления, понятия, обеспечить их правильное поведение.

Перейдем к следующей составляющей нравственного воспитания. Для того чтобы оно развивалось в стране, необходимо, чтобы уровень образованности был соответствующим. В своем труде "О культуре природных дарований" Коменский связывает уровень образования в стране с развитием в ней социальных отношений, что является предпосылкой для распространения свободы в обществе. У необразованных народов или ложнообразованных место свободы занимает своеволие.

Распространение образования влечет за собой рост социальности, который неизбежно присущ людям образованным.

Теория обучения Коменского представляет собой величайшее достижение человеческой мысли, не потерявшего своего значения до сих пор. Исходя из передовых взглядов гуманистов на природу, на человеческую личность, а также из требований строить наши знания на наблюдениях, опыте, индукции, Коменский положил начало материалистическому обоснованию педагогики как науки. Серьезной опорой педагогической теории Коменского был передовой взгляд на природу и на человека как ее часть, объективные закономерности которой должны быть научно изучены. Именно изучение законов природы дало Коменскому твердую возможность для построения "науки о преподавании".

Наравне с системой обучения Коменский предложил свою систему нравственного воспитания. Ян Амос Коменский считал, что люди получившие неправильное образование или вовсе не получившие его, становятся безнравственными и порочными. Он настаивал на том, чтобы нравственное воспитание начиналось с самых ранних лет, пока порок не овладел душами детей. По мнению Коменского в деле нравственного воспитания огромное значение имеет дисциплина. Без дисциплины невозможно воспитать ребенка и сделать из него полноценную личность.


Каталог: catalog -> free -> load.php?path= -> upload -> iblock
iblock -> Предмет методики преподавания информатики 5
iblock -> Теоретические основы явления интерференции 4
iblock -> Теоретические основы психических состояний спортсменов 5
iblock -> Воспитание у Восточных славян 3 Воспитание и образование в Византии 10
iblock -> 1. «первичные» жертвы это непосредственные пострадавшие в террористических актах
iblock -> Я-концепция и индивидуальное развитие
iblock -> Просвещенный абсолютизм
iblock -> Сущность идеального в философии 4 Проблема идеального в философии 8


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница