Природа творческого мышления



Скачать 160.15 Kb.
Дата25.04.2016
Размер160.15 Kb.


ПРИРОДА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Ставшие традицией, классические представления о природе творчества на­чиная с детского возраста раскрывают его сущность в процессах творческого воображения, одинаково действенных как у детей, так и у взрослых, но лишь опирающихся на различный опыт, придавая основное значение комбинирующей функции мозга, исходящей из уже имеющегося опыта. Это: "выделение отдельных элементов предмета, их изменение (например, преувеличение, преуменьшение), соединение измененных элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их "кристаллизацию" в предметном воплощении"[1].

Современные исследования, базирующиеся на положениях гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин, Ф. Перлз) о первичной це­лостности в восприятии и мышлении и зависимости по отношению к ним процес­сов разделения в различных сенсорных и мыслительных актах, предполагают из­начальную и ключевую роль целостности в психических процессах и мыслитель­ной активности личности.

Необходимость нового в жизни, является законом самой жизни. Живет всегда Но­вое, затем оно взрослеет, а потом стареет и становясь старым естественно уходит, снова уступая дорогу Новому. Сама интенсивность психологического пере­живания жизни единой в восприятии, чувствах и сознании личности - вкус и запах, прикосновения и движения, музыка и свет, чувства и красота, вся внутрен­няя значимость и осознанность происходящего, обусловлены степенью ее све­жести и новизны. Вопрос творчества, таким образом, есть вопрос самой жизни. То, что не может меняться, проявляясь всякий раз в Новом, не может творить и неизбежно умирает состарившись, постепенно утрачивая природу своей жизни.

Постараемся вновь хоть на мгновение вспомнить и ощутить себя ребенком... Ребенок жив полностью, каж­дою клеточкой, каждым чувством, в нем еще нет отжившего, он только растет. Он аромат и цвет, он сама красота и очарование непрерывного движения жизни. Рас­тут его тело, его чувства, его ум, его душа. Творчество это чистая энергия рождения, проявляющая себя в движениях тела, чувств и ума ребенка. Потом, когда появляются привычки, складывается характер, формируются общепризнан­ные стереотипы, энергия уже не бьет ключом переполненной радости, а постепенно и размеренно направляется на колесики сложившихся сложных меха­низмов личности.

Наше мышление имеет двойственный характер - это логическое, словесное мышление и образное, невербальное. Множество исследований в области нейропсихологии подтверждают разделение функций и в работе самих полушарий мозга. Так ле­вое полушарие ответственно преимущественно за словесно-логический, а пра­вое за образный способ мышления, если же человек является левшой, функции полушарий меняются местами [2: с. 5-20].

Двузначная логика с непреложным законом отрицания третьего возникла, как можно думать, не случайно. Мир в своих основных проявлениях всегда па­рен: день и ночь, правое и левое, мужское и женское, верх и низ, плюс и ми­нус, и т.д. Древнекитай­ская философия называет этот принцип разделения жизни "ИНЬ" и "ЯН", которые следуют друг за другом, переходят друг в друга и чередуются, подобно дню и ночи, лету и зиме, и непрерывно продолжаясь, образуют связующую нить любого развития и эволюции жизни в целом. Неизбежно впитав этот принцип, человек закономер­но приобрел и развил логический ум. "Либо это, либо то" - хорошее или пло­хое, вперед или назад, направо или налево, сделал или не сделал, причина или следствие и подобное другое, причем существенным всегда является утвер­ждение или отрицание того или иного в определенный фиксируемый момент вре­мени. Это позволяет людям, быть конкретными и действовать в пределах ус­тановленных ими логические законов.

Благодаря расцвету европейской науки в 19-м и 20-м столетии, двузнач­ная логика прочно утвердилась в человеческом мышлении и даже стала отожде­ствляться с интеллектом. Но ядерная и квантовая физика показала полную не­применимость обычной логики для своих неоспоримо научных выводов. А диалектическая логика, в свое время поставленная краеугольным камнем марксисткой теории, опрометчиво посягнувшей на всеобъемлемость, стыдливо забыта ныне вместе с грузом печальных заблуждений марксизма-лени­низма. Можно сказать, что ни в дошкольной, ни в школьной педагогике ее сей­час нет.* Тем не менее, именно диалектическое мышление может являться при­мером динамичной целостности, объединяющей различные стороны жизни, на всякий раз новом уровне их постижения, имеющего самое непосредственное отно­шение к творчеству. В мыслительном акте открытия нового диалектические за­коны помогают обрести абстрактную форму прежде совершенно неосознаваемым, непознаваемым и не сводимым к какому бы то ни было осмыслению и упорядочиванию вещам и процессам. Но эта поначалу максимально возможная, почти эфе­мерная абстрактная форма и создает возможность для дальнейшей формализации, вновь познанного, чтобы сделать это достоянием других. Иными словами, ре­зультаты внутреннего творчества должны быть в той или иной, доступной вос­приятию форме выражены, и тогда они смогут обрести свою внешнюю осуществи­мость и материализоваться в уже не разделенной умом условно на внутреннюю и внешнюю, а в единой действительности.


* Исключением здесь, пожалуй, является авторская методика ТРИЗ (Нестеренко А.А. Методика преподавания элементов ТРИЗ в начальной школе. Центр ТРИЗ, С.-Петербург).
Не смотря на свою несомненную значимость, полезность и даже необходи­мость в процессе формализации еще неосязаемых новых идей и открытий, диалектическая логика, тем не менее, не может являться ключевым фактором творческого мышления в силу очень важной и обычно скрытой причины, причины одинаково действен­ной в любом из воззрений на первичную природу человеческой психики и меха­низмы мышления. Речь идет о фундаментальных принципах, лежащих в осно­вании самой научной парадигмы, основанной сегодня как и сто-двести лет назад на ньютоно-картезианской модели мира и соответствующих ей законах самого его постижения и описания. Прежде всего, это представление мира, как бесконечного множества отдельных и особым образом взаимодействующих друг с другом частиц, взаимодействующих в зависимости от своей массы и расстояния между ними и по вполне конкретным законам причинности. К примеру, если существуют объ­екты А и В, то все возможные между ними отношения могут быть выражены так: +A+ В или +A-В или -A+B или -А-В и никак иначе.

Следствием такой парадигмы является субъектно-объектный способ осмысления и описания мира, исключающий всякую иную возможность его исследования и по­стижения как не научную и именно потому не соответствующую действительности. Однако, как отмечалось ранее, уже постулаты квантовой механики показали не­применимость такого способа для описания многих физических процессов. Даль­нейшие открытия и сравнительно новые научные направления, такие как синер­гетика, теория самоорганизующихся систем, биоэнергетика, голография, фрак­тальные множества, не только подтвердили и раскрыли волновую природу и континуальность, совершенную непрерывность мира, но также определили и сформулировали основание новой научной парадигмы. Волновое единство и структурная голографичность, самоподобие целого в любой из его выделившихся частей и ее развивающейся структуре, "целое - в малом", в полном смысле органическое единство еще раз доказывающее древний принцип тождественности микрокосмоса и макрокосмоса, человека и всей вселенной. Таким образом, в процессе познания и творческого взаимодействия с окружающим миром, человек не просто должен в соответствии с физическим принципом дополнительности учитывать и вносить поправку в свое несомненное "субъективное" влияние на реальность и невозможность никакими стараниями соблюсти условия "чистого эксперимента", но всегда четко и ясно осозна­вать свое актуальное волновое и органическое единство с миром, а также идеалисти­ческую субъективность, придуманную условность самого разделения на внутрен­нее и внешнее, субъективное и объективное, которые существуют только благодаря психическим процессам личности, ключевая роль в которых принадлежит именно мышлению.

В силу вышеуказанных законов, отличительным свойством мышления способно­го открывать и созидать новое, сохраняя при этом неразрывную целостность внешне воспринимаемого мира и внутренней психической реальности, является его структурная голографичность. Это качество может быть наглядно продемон­стрировано образным, ассоциативным мышлением, когда любой мыслимый образ представляется одновременно сопряженным и с любым другим, благодаря множес­тву возможных между ними ассоциативных цепочек и связей. Именно образное, целостное по своему характеру мышление, более всего соответствует искомому свойству голографичности, когда в каждой локальной части временного пережи­вания может быть отображена вся неразрывная с нею целостность единой реаль­ности.

Нельзя также думать, что логика в привычном понимании здесь произвольно нарушается или же совсем отсутствует. Логика формирует структурность и оп­ределяет вариабельность последовательных цепочек, что хорошо видно на примере фрактальных множеств и описываемых ими природных эволюционных процес­сов и образующихся в результате их биологических структур. Этот принцип структурной голографичности раскрывается и иллюстрируется далее в разделе "Золотое сечение. Фрактальность."

Говоря об образном мышлении, следует затронуть различные стороны его проявления. Образы берут свое начало в органах чувств или каналах восприятия, и по­этому, соответственно могут подразделяться на зрительные, тактильные, звуко­вые, вкусовые и обонятельные, но в силу особенностей современной цивилизации и сложившегося образа жизни большинства людей, в общепринятое значение слова "образ", "образ восприятия" или "мысленный образ" вкладывается сейчас только узкий смысл "зрительного образа".

По причине, вот уже несколько веков как господствующей ньютоно-картезианской парадигмы, вызвавшей научно- технический прогресс и его глобальные последствия, в том числе и происходящую сегодня благодаря нему информационную революцию, ранее целостный характер человеческого мышления стал резко сдвинут в лево-полушарную сторону. Кроме того, что чисто логическое, словесное мышление гипертрофированно развилось у подавляющего большинства взрослых лю­дей, но также, становящееся с каждым разом все реже востребованным, образное мышление уже превратилось в однобокую, только зрительную и плоскую, подобно журнальным иллюстрациям и картинкам на телеэкранах форму. Целостное, полимодальное по своей исконной природе мышление почти утрачено для современно­го человека и описывается как феномен, получивший название эйдетизма.

Первоначальная часть предлагаемой автором методики развития творческого мыш­ления основывается именно на этом, существующем в традиционной психологии с начала нашего века направлении и практических методах эйдетического развития, разработанных в Москов­ском центре "Эйдос". Особенностью эйдетического мышления является его фак­тически неотличимый от восприятия процесс протекания, но в отличии от гал­люцинаций он имеет осознанный, управляемый характер и полностью соответ­ствует реальности, причем как прошлой, что может в традиционном психологи­ческом описании рассматриваться как феноменальная память, так и настоящей и будущей, которые сегодня могут быть объяснимы феноменами дальновидения и ясновидения с точки зрения биоэнергетики и парапсихологии.

В контексте настоящей работы ясновидение больше понимается, как проявле­ние активной творческой интуиции, а не как чудесным образом спустившееся виденье. Надо сказать, что загадочная и почти неизведанная для большинства людей область озарения и интуиции, является таковой только по причине фе­номенальной редкости гармонии и цельности в психических процессах зрелой и способной к взрослому творчеству личности, когда убирается самый сильный, узаконенный и закостенелый в общественном сознании барьер - преграда между мыслью и чувством. Творческое целостное и интуитивное мышление по своей психической природе является чувствознанием, и в нем проявляется совершен­ное единство мысли и чувства, которое является возможным и естественным как раз в случае эйдетизма. Феномен эйдетизма представляет собой опытное подтверждение основного принципа новой научной парадигмы, заменяющего столь привычный нашему сегодняшнему мышлению и сознанию корпускулярно-причинный, субъектно-объектный навык восприятия и описания реальности - на целостный и голографический, когда бытие и сознание едины, а существование любой отдельности действительно только, как "Единое в малом". Ведь именно тогда, неотличимое от восприятия эйдетическое мышление может быть проявлением одного, психически интегрированного во времени и пространстве единого бытия, процесса.

Генезис мышления можно проследить как на примере развития личности любого человека, начиная с его самого раннего детства, так и, аналогичным образом - рассматривая эволюцию и историю человеческой культуры и цивилизации в целом. Первые три года жизни мышление ребенка является, в основном, наглядно-действенным отображением всей суммы движений, ощущений и чувств, подобно воску запечатляемым его сознанием. Этому возрасту соответствует стадия первобытного мышления, когда в целостности еще неразрывно связанных с природой людей, только начинается процесс собственного разотождествления с окружающим миром, благодаря уже воспринятому и накопленному сознанием опыту. Причем это первичное, первобытное мышление имеет аффективный и архетипический, согласно Юнгу характер, что определяется его глубинной, основывающейся на самой непосредственной связи с реальностью природой. Более того: "Юнг был даже убежден в том, что бессознательное каким-то образом связано со структурой неорганической материи... Идея унитарной реальности получила у Юнга название unus mundus - единый мир, в котором материя и психика еще не дифференцировались или не разделились" [3; с. 446]. Таким образом, это еще первичное детское и первобытное мышление является в Юнговском понимании архетипическим поскольку несет в себе изначальные организующие принципы психики и единого космоса.

Следующая фаза становления мышления разворачивается по мере формирования в индивидуальном опыте наглядно-образного способа отражения действительности. Причем образы, претерпевая все большую дифференциацию, тем не менее, сохраняют изначальную целостность восприятия и обладают полимодальным, эйдетическим качеством. Этот процесс происходит вместе с появлением и развитием словесно-логического мышления и, как правило, к пяти-шести годам переходит в фазу сложившейся организации самого сложного из психических механизмов личности - словесного или семантического ума.

Фаза умственного развития, в основе которого лежит именно словесно-логическое мышление, является самой длительной, и индивидуальный процесс познания совпадающий для большинства людей сейчас со временем обучения в школе и продолжающийся далее в средних и высших образовательных учреждениях, или же в форме личного самообразования, соответствует всей сознательной истории развития человеческой цивилизации и ее сегодняшнем воплощении в современной культуре, науке и образовании. Ясно, что сама природа и возможность этого преемственного процесса была обусловлена возникшими языком и письменностью, благодаря которым сложился надприродный слой человеческой цивилизации в своем непрерывном и разумном качестве - ноосфере.

Следующим значительным следствием, все растущего разотождествления сознания с реальностью, и дальнейшей знаковой дифференциации взрослеющего ума, является рождение как личностного, так и общечеловеческого самосознания, которые составляют основное качество личности и культурной общности всего человечества. Появление самосознания личности и дальнейший его рост будет признаком созревания и вполне четкого оформления личностного ума или "эго". Эти процессы примерно соответствуют подростковому периоду, когда проявившееся самосознание венчает болезненный процесс физиологического созревания и продолжает в дальнейшем все более осознанное развитие и саморазвитие личности. К сожалению, в реальной жизни последующий рост осознанности становится уделом только немногих цельных и психологически зрелых личностей, у большинства же людей, он в силу разных и в основном неблаговидных причин рано приостанавливается.


Иллюстрацией всех вышеописанных процессов служит модель "Древа жизни" или "Древа познания", которая может в нашем случае также рассматриваться как "Древо сознания" или "Древо мышления", для удобства назовем ее просто "Древо" (см. рис. 1).

Процесс личного самоосознания образно подобен фазе формирования целостной кроны Древа - "эго" личности и в своей зрелой стадии должен охватывать все ветви и ответвления, соответствующие ее субличностям. Мышление здесь закономерно выходит на следующий уровень, где максимальная дифференциация логических ответвлений смысловых структур все более охватывается объединяющими принципами абстрактного видения. Причем речь идет не о внешних абстрактных схемах и основных алгоритмах присутствующих в любом учебном знании, которые могут быть вполне усвоены и в менее психологически зрелом возрасте, а о глубинных психических процессах на уровне самосознания личности, где высшее абстрактное мышление может уже актуально и значимо консолидировать предельно разрозненные семантические структуры "эго".

Остановимся подробнее на понятиях абстрактно-логического и абстрактно-образного мышления, с точки зрения рассматриваемых нами механизмов творчества. Этимологически абстрактный - значит отвлеченный, удаленный и по смыслу, это способность ума воспринимать и мыслить вещи, как бы отдалившись на расстояние, отвлекшись от их отдельности, что позволяет увидеть панораму целого и сделать необходимые обобщения и выводы. Воспользуемся далее образной аналогией. К примеру, если имеется снимок с видом конкретного дома, а нам потребуется быстро найти этот дом в большом городе, то поднявшись на высоту птичьего полета (представив себя летящим на вертолете, или птицей - насколько позволит воображение), можно обозреть месторасположение домов в целом и почти сразу же разыскать нужный дом, не путаясь в многочисленных образах из различных видов. Затем, если понадобится, можно также мысленно опуститься и войти в этот дом, совершая тем самым переход от абстрактно-образного к конкретно образному мышлению. И другой случай, когда известны названия улиц и номера всех домов в городе и мы можем описать искомое место словами, но не можем воспользоваться его конкретным образом, тогда чтобы быстро найти дом в путанице из многих названий и номеров, нам поможет туристическая карта или подробный план города, и благодаря на этот раз абстрактно-логическому мышлению, мы сможем также безошибочно разыскать нужную улицу и дом.






Рис. 2.
Рассмотрим схему, условно названную пирамидой творчества на рис. 2. Под творческим мышлением будет далее пониматься та вершина человеческого интеллекта и фантазии, которая становится достижимой при максимальном проявлении основных качеств абстрактного мышления и необходимо заключает в себе гармонию психических функций в работе обеих полушарий. Это точка динамического равновесия в наиболее высоком устремлении как со стороны образного, подвластного сердцу, так и логического, подвластного рассудку мышления, где процесс творчества начинается на высшей степени абстрагирования одновременно двумя путями.

Возвращаясь к модели Древа, можно метафорично изобразить процесс творческого мышления, как момент распускания цветов, венчающих целостную, опоясанную листвою и зрелую в уже сформировавшейся кроне, психически интегрированную личность - подлинную человеческую индивидуальность. И если собственным качеством уже внесловесного, интуитивного уровня творческого сознания, проникшего в реальное единство окружающего мира, будет аромат рожденный этими цветами, аромат непрерывно разливающийся в воздухе единой планетарной реальности, пронизанной солнечными лучами, то словесная и образная форма его выражения на уровне вершины пирамиды творчества предстанет прекрасными соцветиями - перлами из поэтических образов и созвучий.

Венчающаяся цветками творчества целостность мыслительных процессов, их энергоинформационная связность, может быть представлена подобно органическим процессам во всей структуре дерева, начиная с его корней (первичная природная, согласно Юнгу - архетипическая индивидуализация, представляющая сознательные основы живого вещества на уровне первоначальных генетических структур и биомолекулярных соединений) и далее по ходу сокодвижения в стволе и кроне, соответствующим этногенетическим и общекультурным стадиям роста человеческого сознания и мышления. Эта рассмотренная на примере цветущего Древа, несомненная органическая целостность токов жизни, аналогичным образом проявляется в психической жизни отдельной личности, сформировавшейся в результате эволюции человечества и вобравшей в свою как сознательную, так и бессознательную структуру обобщенный опыт предшествующих поколений.

Весь ход разумного культурно-исторического развития человеческой цивилизации видится сегодня уже единым ноосферным процессом метакультурного порядка. Наступивший период максимально обусловленного семантической культурой современной цивилизации как личностного, так и общественного сознания и самосознания может рассматриваться с позиций нейрофизиологии, как процесс формирования третьей сигнальной системы мозга. Эта предполагаемая сигнальная система, в отличии от второй - языковой, имеет качественно новый уровень организации семантического пространства мыслительных процессов и по их характеру может быть названа метафорической [4].

Таким образом, далее метафорическое мышление будет рассматриваться нами как закономерная и значимая стадия в развитии индивидуального разума и единых ноосферных процессов. Метафора представляет собой крылатый поэтический образ, который несет в себе предельно абстрагированное сущностное содержание и красивую, гармоничную форму, наполняющую людей внутренними созвучиями и энергетическим резонансом сопереживаемых чувств. По своей форме и внутренней структуре метафора является выражением квинтэссенции общечеловеческой культуры, и можно осознать ее значительную метакультурную роль в связи с происходящей в наше время, по своей сути революционной - информационной интеграцией человечества.

В соответствии с приведенной аналогией расцветающей творческой мыслью кроны Древа индивидуальной жизни и познания (а она, по самой сущности творческого мышления, должна принести вскоре и плоды, явленные в материи Планетарной реальности), метафорическое мышление образует собой структуру поэтических соцветий. Именно метафора являет пример гармоничного соотнесения мысли и чувства, союз которых может быть уподоблен качеству органической целостности всех процессов рассмотренных на модели Древа. Причем, в силу своей общекультурной природы, метафорическое мышление имеет надличностный характер и может являться семантической структурой выражения важнейшего процесса обретения индивидуумом психической целостности сознания, который Юнг называл индивидуацией.

Возвращаясь к указанным на модели Древа приблизительным временным периода индивидуального и общечеловеческого развития, будет интересным отметить, что современный период - рубеж 2-го тысячелетия во многом подобен подростковому переломному возрасту, где уже свойственная ему физиологическая зрелость, но также психологическая незрелость и неуравновешенность соответствуют сегодняшнему пределу освоения цивилизацией Земных ресурсов и глубочайшему нравственному и духовному кризису современного человечества. В этой явно неустойчивой и опасной разрушительными проявлениями позиции, тем не менее, отчетливо прослеживается тенденция к дальнейшей информационной и научной интеграции человеческого сообщества, чтобы закономерно и сравнительно быстро перейти в следующий период уже зрелого осознанного роста на уровне сформировавшегося единого самосознания, которое, освободившись от подростковых комплексов и экзальтаций аффективной животной природы, перешло в область гармонически структурированного опытом разума.

В соответствии с рассмотренной выше моделью психических механизмов творчества и раскрытых особенностей творческого мышления строится, предлагаемая автором, методика развития творческого мышления у детей и взрослых. Основные принципы методики могут быть сведены к следующему:



1. Специальное развитие образного полимодального мышления совместно с тренировкой и совершенствованием словесно-логического интеллекта.

2. Синхронное развитие абстрактно-образного и абстрактно-логического способа мышления методами эйдетизма и диалектической логики.

3. Специальное развитие внимания и тренировка навыков саморегуляции. Обучение методам культуры психической деятельности в восточной и западной духовных традициях.

4. Развитие целостного, полисистемного (единосущностного в отличии от субъектно-объектного) способа познания мира и себя на основе новой научной парадигмы. Усвоение принципов фрактальности и голографичности на уровне мышления и восприятия.

Актуализация поэтической гармонии в личностном сознании и самосознании, развитие метафорической системы мышления.


Литература




1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. З-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

  1. Невская А.А., Леушина Л.И. Асимметрия полуша­рий и опознавание зрительных образов. Ленинград: Наука, 1990.

  2. Человек и его символы. / Под ред. К.Г. Юнга, пер. на рус. яз. под ред.
    В. Зеленского. - С.-Петербург: Б.С.К., 1996.

  3. Методы психологической диагностики. Вып. 1. - М.: Институт психологии РАН, 1993.






Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница