Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через семейные чтения



Скачать 30,78 Kb.
Дата14.04.2019
Размер30,78 Kb.
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЧЕРЕЗ СЕМЕЙНЫЕ ЧТЕНИЯ

Одним из важных и значимых вопросов современного общества является приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе. В третьем тысячелетии человечество столкнулось с проблемой получения информации из разнообразных общедоступных средств массовой информации, чаще всего из телевидения и интернета. К сожалению, чтение художественной литературы становится не основным средством семейного воспитания. Постепенно уходят в прошлое организация совместного чтения детей и родителей. В связи с этим перед семейной педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы семейного воспитания детей дошкольного возраста. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе обусловлено рядом причин: родители в недостаточном объеме используют художественную литературу в воспитании своих детей, ссылаясь на отсутствие свободного времени для чтения; возникает потребность в сохранении и передачи семейных традиций, в том числе и традиции совместных семейных чтений; чтение художественной литературы не только вызывает разнообразие чувств и эмоции, но и развитие творческого воображения, поведение литературных героев может служить примером для подражания. Как справедливо утверждает И.И. Тихомирова, «у детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми - это сближает их, а также помогает ребенку лучше усвоить их содержание. Поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка со взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение-слушание художественных произведений является начальным этапом приобщения ребенка к чтению вообще» [8, с. 34-35].

По мнению многих исследователей, семья является той средой, которая с раннего детства формирует интерес и любовь к книге (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, С.А. Денисова, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, В.С. Сухомлинский, И.М. Тимофеева, Е.И. Тихеева,  И.И. Тихомирова, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, А.М. Шахнарович и др.). Хорошая книга в руках родителей и их ребенка будет добрым знаком, что в семье царит благоприятная атмосфера и духовное единство. Поэтому очень важно не растерять эту связь поколений, а укреплять ее, сделать так, чтобы чтение художественной литературы стало семейным делом. Уместно вспомнить слова В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Так пусть современный родитель «находит путь к сердцу ребенка» через приобщение его к художественной литературе в процессе организации семейных чтений. Старшие члены семьи должны быть авторитетом в выборе книг, в анализе и оценке прочитанного материала и руководителем семейных чтений. Но, к сожалению, молодые родители плохо информированы в вопросах детской литературы. Это приводит к тому, что они рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства, без учета социально-психологических особенностей современного ребенка. В результате чтение постепенно уходит из-под контроля родителей, утрачивая силу его положительного влияния на детей.

С.А. Денисова выявила прямую зависимость развития детского чтения от чтения родителей. Если взрослые выбирают любимым занятием чтение, то и ребенок, подражая им, становится активным читателем. Впечатления детей, полученные в семье в период дошкольного детства, остаются на всю оставшуюся жизнь и затем реализуются уже в их собственных семьях [2, с. 32].

Однако наличие в семье читающих родителей не всегда подразумевает автоматически неравнодушных к книге детей. Само влияние семьи можно определить как непосредственное и опосредованное. Непосредственное влияние активно: родители сознательно формируют позитивное или негативное отношение к книге. Опосредованное влияние подразумевает определенный стиль жизни семьи: с детьми никто не проводит бесе «о пользе чтения» и не отводит за руку к книжному шкафу, но присутствует «сакрализация образа книги и ее значений», для читающих членов семьи книга является своеобразным символом, кодом культуры. Если же родители не прикладывают специальных значимых усилий в этом направлении и жизнь семьи не вписывается в «формат» естественного книгопользования, как сон, еда, самообразование, то отношение ребенка к книге будет зависеть от стихийного случая или его неближайшего окружения, например, компании сверстников или более старших подростков - друзей брата, подруг сестры и т.п. (Л. Береснева, Н.И. Бочкарева, С.А. Денисова, Н.И. Лифинцева, Е. Кавелина, М. Мокина, Н.Н. Светловская, И.Н. Тимофеева, И.И. Тихомирова, Д. Чаликова, В.П. Чудинова и др.). Эти исследователи отмечают повышенное значение книги как средства воспитания, связи между культурами разных поколений. По их мнению, особую роль приобретает вопрос культивирования чтения в условиях семьи в процессе общения детей и родителей посредством книги. Именно в эти счастливые минуты у ребенка формируется мировосприятие общества, образ жизни и семьи, ценностные ориентиры. Освоение действительности как реальной, так и отраженной в книге, происходит у дошкольников главным образом через взрослого. Поэтому в этом возрасте важно приучать ребенка к чтению через семейный опыт или через семейные чтения.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения ребенка-дошкольника к миру книги, миру художественной литературы. Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по содержанию прочитанного, сближает членов семьи, объединяет их духовно. Сейчас, когда утрачены традиции семейного чтения, когда дети читают все меньше и меньше, когда книга перестает быть темой для разговора, необходимо искать новые методы привлечения детей к чтению. Самый простой из них – общение взрослых с ребенком, чтобы он с малых лет получал радость от этого процесса, а также положительные эмоции от общения с книгой дома, в детском саду. Одним из методов приобщения дошкольников к художественной литературе является собрание домашней библиотеки, ее содержание должно отражать вкус, род профессиональных занятий и интересов членов семьи. Это во многом определяет отношение всех членов семьи к книге и обозначает круг чтения ребенка.

Семейные чтения, как процесс приобщения современных детей дошкольного возраста к чтению должен решать следующие основные задачи: - формировать умение общаться с книгами, самостоятельное раскрытие смысла художественного произведения;

- обогащать активный словарь ребенка и знания в области литературы;

- переходить от привычки читать к потребности в чтении;

- создавать духовную близость с разными членами семьи (прародителями, родителями, сиблингами);

- формировать устойчивые взгляды и собственное мировоззрение.

В семейном чтении родительское чтение вслух обычно считается необходимым в тех случаях, когда ребенок еще не умеет самостоятельно читать. При подборе книг, при чтении художественных произведений родители должны учитывать возрастные особенности их ребенка. В младшем дошкольном возрасте ознакомление детей с художественной литературой осуществляется с помощью небольших литературных произведений разных жанров: малых форм фольклора - песенок, потешек, пестушек, закличек и т.д., стихотворений, рассказов, сказок, слушая которые приучать ребенка следить за развитием действия в произведении, сочувствовать положительным героям. В среднем дошкольном возрасте фиксируется внимание не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения), учат детей отвечать на вопросы по содержанию и художественной форме. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка 4-5 лет думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения, развивает способность замечать красоту и богатство родного языка. В старшем дошкольном возрасте учат детей при восприятии содержания художественного произведения замечать выразительные средства, они способны более глубоко осмысливать его содержание и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Дети 5-7 лет могут различать жанры литературных произведений и некоторые их специфические особенности. Анализ произведения должен быть таким, чтобы старший дошкольник смог понять и почувствовать его глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. Задаваемые детям вопросы должны выявлять понимание ими основного содержания и их умение оценивать действия и поступки героев. Родителям, читая художественные произведения, следует ставить задачи воспитания у дошкольников любви к книге, к художественной литературе, способности чувствовать и понимать образный язык малых форм фольклора, сказок, басен, рассказов, стихотворений и т.д.

Чтение литературных произведений в семье раскрывает перед детьми дошкольного возраста все неисчерпаемое богатство в обыденном речевом общее и в самостоятельном творчестве, воспитывает способность насладиться художественным словом, закладывает основу для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности. Приобщая дошкольников к художественной литературе, родители должны использовать разнообразные приемы формирования полноценного восприятия детьми произведения: выразительное чтение (рассказывание), беседа о прочитанном, повторное чтение (рассказывание), рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов и выражений, обыгрывание, выполнение творческих заданий, сочинительство и т.д.

С целью оказания помощи семье в МБДОУ № 21 «Сказка» г. Старый Оскол, Белгородской области по приобщению детей к художественной литературе была проведена следующая работа: родительские собрания на темы: «Волшебный мир книги», «Книга – твой друг, без нее как без рук», «О воспитании у детей дошкольного возраста любви к книге и интереса к чтению»; консультации – «Положи свое сердце у чтения», «Ребенок и книга», «Интернет книги не соперник»; мастер-классы: «Изготовим книжку-малышку своими руками», «Ремонтируем книги»; анкетирование родителей – «Традиции семейного чтения», «Книга в жизни вашего ребенка», «Приобщение детей к истокам художественной литературе», «Значение книги в вашей семье». Особое внимание было уделено созданию семейного клуба «Читай-ка», что способствовало организации нетрадиционной формы взаимодействия с семьей, которая дала возможность побудить интерес к деятельности ДОУ и активизировать участие родителей. Основными направлениями работы клуба было: оказание психолого-педагогической помощи семье, пропаганда положительного опыта семейного чтения, повышение компетентности родителей в вопросах приобщения детей к художественной литературе.

Таким образом, сегодня основным социальным институтом, занимающимся формированием ребенка-читателя дошкольного возраста, является семья. Если чтение является важной часть жизни взрослых, то и ребенок проявляет неподдельный интерес к этому виду деятельности. Детская книга в семье становится индикатором заботы старшего поколения о воспитании и обучении младших, показатель взаимопонимания, взаимодоверия, взаимоуважения между ними. В свою очередь семейные чтения – это главное средство приобщения дошкольников к миру книги в условиях семьи. Организовывая совместные семейные чтения, родители должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка.    И когда при чтении очередных пестушек, потешек, прибауток, сказок и других художественных произведений, видя лицо ребенка, наполненное восторгом и радостью, взрослые понимают, все это не зря, ведь проявление положительных эмоций детьми дорогого стоит.

Список цитированных источников:


1. Береснева, Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. – 2002. – № 6. – С.15–17.

2. Денисова, С.А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С.А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – С. 30–32.

3. Кавелина, Е. Интернет книги не соперник / Е. Кавелина // Этносфера. – 2008. – № 11. – С. 4–6.

4. Лифинцева, Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Н.И. Лифинцева // Начальное образование. – 2004. – № 3. – С.10–15.

5. Мокина, М. Чтение – основа грамотности / М. Мокина // Этносфера. – 2008. – № 12. – С. 21–22.

6. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18.

7. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева; ред. Н.Н. Мазняк. – СПб: Рос. нац. б-ка, 2000. – 512 с. (Режим доступа в сети: http://www. rnb. ru ).

8. Тихомирова, И.И. Детская книга в домашней библиотеке / И.И. Тихомирова // Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – С. 32 – 37.



9. Чаликова, Д. Что и как мы читаем / Д. Чаликова // Встреча. – 2007. – № 2. – С. 6–9.

10. Чудинова, В.П. Чтение в контексте развития информационного общества / В.П. Чудинова // Социологические исследования. – 1999. – № 5. – С. 30–36.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница