Принято: На Совете детского разновозрастного общественного объединения «Союз мальчишек и девчонок»



Скачать 164.45 Kb.
Дата20.04.2016
Размер164.45 Kb.


Принято:

На Совете детского разновозрастного

общественного объединения

«Союз мальчишек и девчонок»

Протокол № 1

« 13 » сентября 2013



Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ с УИОП № 183

Имени Р.Алексеева

_________________В.Н.Соколов

« 16 » сентября 2013

Согласовано:


На педагогическом совете

МБОУ СОШ с УИОП № 183

города Н.Новгорода

Протокол № 1

« 1 » ноября 2013

Программа

разновозрастного детского

общественного объединения

«Союз мальчишек и девчонок»

(СМиД)


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Полное название программы

Программа разновозрастного детского объединения «Союз мальчишек и девчонок» (СМиД)

Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников)

- учащиеся МБОУ СОШ № 183 име6ни Р.Алексеева от 10 до 17 лет;

- дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;




Сроки реализации программы

2013-2017 год

Цель программы

Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ребенка, через организацию коллективных творческих дел.

Задачи

  • Создание условий для саморазвития подростков и повыше­ния их социальной активности.

  • Организация досуговой деятельности учащихся с целью предупреждения правонарушений и безнадзорности.

  • Развитие организаторских качеств подростков через КТД




Краткое содержание программы

В основе программы лежит установка на изменение отношения к жизни в социуме, на формирование активной жизненной позиции через самопознание и раскрытие своих возможностей, способно­стей. Изменяя отношение к себе и к окружающему тебя миру, че­ловеку предоставляется возможность осознанно формировать си­туации и организовывать собственное жизненное пространство, являясь в этом процессе активным субъектом.

Основные направления деятельности:

«ПОЗИЦИЯ» - принцип «Нам до всего есть дело». Формирова­ние активной социальной позиции посредством просвещения школьного сообщества. Познание самого себя через, опреде­ление своего места в коллективе и социуме.


«ПОМОЩЬ» - принцип «Если не мы, то кто же». В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Оказание по­мощи тем, кто в ней нуждается, тем, кто оказался в трудной жиз­ненной ситуации. Организация и проведение социальных акций.
«ТВОРЧЕСТВО» - принцип «Каждое дело творческое, иначе - зачем?». Проведение мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся, на сплочение коллектива. Вы­явление лидеров и подготовка их для дальнейшей работы со свер­стниками и в социуме.

Ожидаемый результат

Основной результат работы - формирование в ходе деятельности ответственной, адаптированной, здоровой личности.

  • увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в коллективные творческие дела;

  • привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на разных видах учёта;

  • приобретение навыков организации концерта, конкурса, игрового мероприятия;

  • овладение подростками основами общения со сверстниками, младшими ребятами, взрослыми.




Почтовый адрес учреждения

603094. Г.Н.Новгород, ул. Энгельса, 27

ФИО руководителя учреждения

Соколов Виктор Николаевич

ФИО автора программы

Козловцева Наталия Викторовна, Александрова Елизавета Борисовна


Пояснительная записка

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В Общенационациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

«Стратегия модернизации содержания общего образования» определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. Сегодня общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования. О каких же ключевых компетенциях идёт речь? Первую группу составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности.

Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся.

Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Основанием для разработки программы послужили результаты мониторинга состояния воспитательной деятельности в МБОУ СОШ с УИОП №м 183 имени Р.Алексеева, анкетирование по разным направлениям воспитательной деятельности. Среди учащихся школы проведено анкетирование, которое позволило выяснить занятость детей в свободное от уроков время. Исследования показали, что растет количество детей с устойчивыми интересами только к развлекательной деятельности и бессодержательному отдыху. При этом более половины опрошенных хотели бы заниматься интересной и, самое главное, полезной деятельностью.

Наблюдения за детьми во время подготовки и проведения различных мероприятий выявили такую особенность, как несформированность у многих учащихся ответственности за себя и своего товарища, отсутствие чувства коллективизма, а также неумение детей организоваться для проведения какого – либо дела. Уровень самоуправления в школе можно определить как средний, но вместе с тем невысок уровень включенности учащихся в самоуправление. Это подтвердили и данные диагностики «Определение уровня развития коллектива» по методике А.Н. Лутошкина (5–8 класс) и исследования  уровня самоуправления по 6 направлениям с использованием пакета стандартизированных методик М.И.Рожкова.

Полученные результаты диагностик и наблюдения позволили выявить  затруднения  в организации воспитательного процесса, актуальные для нашей школы и детского объединения:


  • неумение ребят правильно организовать и рационально использовать внеурочное время;

  • формирование единого дружного коллектива, его сплочение;

  • недостаточность информации о возможностях реализовать свой творческий потенциал;

  • необходимость формирования лидерского потенциала и дальнейшего личностного роста учащихся;

  • дефицит социально-значимых дел, однообразие  школьных дел.

Для решения этой проблемы разработана данная программа. В основе программы лежит установка на изменение отношения к жизни в социуме, на формирование активной жизненной позиции через самопознание и раскрытие своих возможностей, способно­стей. Изменяя отношение к себе и к окружающему тебя миру, че­ловеку предоставляется возможность осознанно формировать си­туации и организовывать собственное жизненное пространство, являясь в этом процессе активным субъектом.

Цель программы:

Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ребенка, через организацию коллективных творческих дел.



Задачи:

  • Создание условий для саморазвития подростков и повыше­ния их социальной активности;

  • Организация досуговой деятельности учащихся с целью предупреждения правонарушений и безнадзорности;

  • Развитие организаторских качеств подростков через КТД.

Необходимо создать «ситуацию успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. В.С.Маршак сказал: «Без самоуважения нет уважения».

Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих  и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

При составлении программы учитывались возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем и среднем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. К  10–11 годам у них, как правило, формируется чувство социальной и психологической компетентности, особое значение приобретает мнение сверстников, развивается стремление завоевать признание товарищей. Дети наиболее восприимчивы к  тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. В это время они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки. С другой стороны, 11 – 13 лет – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии. Дети характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Поэтому в этот период особое внимание уделяется формированию органов детского самоуправления, коллективному планированию, организации различных школьных дел. Задача педагога в этот период состоит в том, чтобы создать условия для успешного развития подростков. Решение этой задачи облегчается тем, что многое из того нового, что появилось в психике подростков, служит благоприятной основой для формирования ориентированной на общество и общественную деятельность личности. К тому же ребёнок уже имеет представление о детском объединении, определённые навыки коллективной деятельности, осознаёт ответственность за свои поступки, имеет опыт активного сопереживания за результат в общем деле.


Основные направления деятельности:

«ПОЗИЦИЯ» - принцип «Нам до всего есть дело». Формирова­ние активной социальной позиции посредством просвещения школьного сообщества. Познание самого себя через, опреде­ление своего места в коллективе и социуме.


«ПОМОЩЬ» - принцип «Если не мы, то кто же». В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Оказание по­мощи тем, кто в ней нуждается, тем, кто оказался в трудной жиз­ненной ситуации. Организация и проведение социальных акций.
«ТВОРЧЕСТВО» - принцип «Каждое дело творческое, иначе - зачем?». Проведение мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся, на сплочение коллектива. Вы­явление лидеров и подготовка их для дальнейшей работы со свер­стниками и в социуме.
Базовые принципы функционирования объединения:

  1. Принцип открытости - участником движения может стать
    любой подросток и взрослый, независимо от социального статуса,
    опыта, способностей и интересов.

  2. Принцип активной позиции участников (личный, собствен­ный вклад в поддержку и развитие движения).

  3. Ориентация на желания и потребности подростка.

  4. Принцип прав и ответственности участников движения; и подростки, и взрослые участники движения обладают равными правами: проявлять инициативу, высказывать свое мнение, в рав­ной степени нести ответственность за результаты работы.

Деятельность объединения будет осуществляться по 2 направлениям:



  • Просвещение школьного сообщества по проектным линиям: Здоровый образ жизни

Традиционные культурные ценности

  • Социальные акции

Заповеди членов РДОО:

  1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

  2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

  3. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.

  4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Этапы реализации программы

Подготовительный этап – 1 этап (сентябрь-декабрь 2012 года)


  • подбор методического материала и оформление выставки методической литературы в библиотеке

  • собрание актива объединения

  • установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры

  • оформление информационных стендов для обучающихся, родителей

  • утверждение программы руководителем ОУ, рассмотрение на педагогическом совете, согласование на заседании совета детского объединения

  • размещение информации о РДОО «СМиД» на школьном сайте



Основной этап – 2 этап – непосредственная реализация программы (2013-2016 год)


  • реализация основной идеи программы

  • организация деятельности РДОО «СМиД»

  • проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий, бесед, акций и бесед по направлениям работы



Заключительный этап- 3 этап - подведение итогов деятельности объединения (2017 год)




Условия реализации программы:

  1. Наличие материально-технической базы: актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.

  2. Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.

  3. Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, библиотекарь, учителя физической культуры и музыки, старшая вожатая, члены детского общественного объединения.

Детское разновозрастное общественное объединение «СМиД» занимает свою определённую нишу в воспитательном пространстве школы, имеет отлаженные партнерские связи как с внешним, так и внутренним социумом. Взаимодействие объединения с администрацией школы строятся на основе договора, где прописываются полномочия каждой из сторон. Детское объединение взаимодействует со всеми учащимися, Советом старшеклассников, педагогическим коллективом и родительской общественностью через совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу деятельности, подготовку и реализацию совместных акций, проектов и мероприятий, соцопросы и КТД. Партнерами РДОО являются: Центр детского творчества, к\т «Буревестник» и «Сормович», библиотека им. А.М.Горького и им. 1 Мая, Сормовский парк, реабилитационный центр Сормовского района «Дом», дом престарелых Сормовского района.

Календарный – тематический план работы

разновозрастного детского объединения «СМиД»





1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Понедельник

Работа с документами

Вторник

Сбор совета РДОО «СМиД»

Среда

Методическая работа

Четверг

Работа с объединением

Работа по направлениям деятельности

Работа с объединением

Работа по направлениям деятельности

Пятница

Методический день

ЦДТ

День самостоятельной подготовки

ЦДТ

День самостоятельной подготовки

Суббота

День массовых мероприятий


Мероприятия

разновозрастного детского общественного объединения «СМиД»




Мероприятия

Сроки

1.

Организационное заседание объединения. Составление плана работы, выбор актива.

1-7 сентября

2.

Теоретические и практические занятия с членами объединения, заседания Совета дела

1 раз в неделю

3.

День мудрости и опыта (ко Дню пожилого человека)

Октябрь

4.

Акция «Матери- хранительницы домашнего очага»

Ноябрь

5.

Декада толерантности

Ноябрь

6.

Акция «Чистая книга»

Декабрь

7.

Декада «На крыльях мечты»

Декабрь

8.

Акция милосердия «Рождественский подарок»

Январь

9.

Месячник «Служу Отечеству»

Февраль

10.

Акция «Верить. Жить. Творить»

Март

11.

Акция «Пасха Красная»

Апрель

12.

Акция «Никто не забыт, ничто не забыто»

Май

13.

Акция «Школьный лагерь»

Май-Июнь

14.

Подведение итогов работы

Май


Формы подведения итогов:

1. Проведение мониторинга



Аспекты изучения

Используемая методика

1

Сформированность познавательной и творческой активности.

Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся».

2

Уровень развития самоуправления в детском коллективе.

Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе».

3

Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива.

А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив».

4

Сформированность нравственного потенциала личности ребенка.

Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте».

5

Выявление мотивов детей в деятельности.

Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности».

2. Реализация социально-значимых проектов, творческие отчёты – концерты, КТД, акции, праздники.

3. Итоговый Сбор в конце года.

Ожидаемые результаты

Основной результат работы - формирование в ходе деятельности ответственной, адаптированной, здоровой личности.



  • увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в коллективные творческие дела;

  • привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на разных видах учёта;

  • приобретение навыков организации концерта, конкурса, игрового мероприятия;

  • овладение подростками основами общения со сверстниками, младшими ребятами, взрослыми.





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница