Принята утверждена



Скачать 121.06 Kb.
Дата21.04.2016
Размер121.06 Kb.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

МБДОУ №4 «Ляйсан» на 2012 – 2018гг.

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

решением педагогического совета Заведующая МБДОУ № 4

протокол № 5 от 31.05.2012г. __________Н.А. Казакова

Приказ № 106 от 01.06.2012г.
Реализация национально - регионального компонента

в условиях дошкольного учреждения
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

Среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (коррекционно-образовательная деятельность, физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.



Основные

функции

дошкольного образовательного учреждения

по реализации

регионального

компонента

Обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры



Достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность



Включение в образовательную деятельность



Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщенный опыт человечества, но и опыт конкретной общности (национальности) людей, т.е. национально-социальный опыт. В этой связи национально-региональный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности. Таким образом, национально-региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:



  • обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;

  • позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;

  • создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;

  • способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона.

ЦЕЛЬ данного раздела:

Использование специфики национально-культурных, демографических условий, в которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс для формирования у детей духовно-нравственных основ и ценностей.
Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательное и коррекционно-развивающее обучение позволяет решать педагогам следующие задачи:

  • Воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в полинациональном обществе.

  • Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.

  • Способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства.

  • Активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи, занятия.

  • Сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс позволяет также решать задачи коррекционного обучения: развитие высших психических функций, стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативных навыков, формирование навыков понимания и построения развернутых речевых высказываний, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем компонентов содержания образования.





Условия

для успешного

решения

поставленных задач:

Компетентность педагога по данной проблеме.



Наличие необходимого методического комплекта

по данной проблеме.

Соответствующая предметно-развивающая среда.



Сотрудничество с семьей, с учреждениями окружения.




В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов Поволжья, народном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.

Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др.

Пути реализации национально-регионального компонента в учреждении:


  • Интегрирование национально-регионального компонента в образовательных областях (познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка);

  • Изучение татарского языка;

  • Кружковая работа, в программе которой могут быть обозначены различные узкие направления (сказки, театр, музей и т.д.).

СХЕМА

сотрудничества

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада комбинированного вида №4 «Ляйсан»

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

с учреждениями культуры города Бугульма.




МБДОУ №4

«Ляйсан»

Бугульминский Бугульминский

Государственный литературно-

Русский драма- мемориальный

тический театр музей Ярослава

им. А.В.Баталова Гашека

Бугульминский

Краеведческий

музей

Программно-методический материал регионального компонента



выстраивается по разделам:


Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.


Цель: Развивать культуру ребёнка, как основу любви к Родине, в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству и народным промыслам родного края.

Задачи: - Познакомить с символикой Республики, с историей, с орнаментом, особенностями народных промыслов Татарстана и других Республик.

- Формировать навыки самостоятельного изобразительного творчества на основе познания региональных особенностей декоративно-прикладного искусства.



Архитектура

Цель: Формировать знания об архитектуре, её особенностях.

Задачи: - Рассказать о достопримечательностях родного города.

- Научить определять своеобразие конструкции зданий и архитектурных содержаний, называть их детали.

- Повышать познавательную активность и эмоциональную отзывчивость.

- Учить отражать знания и впечатления в художественно - продуктивной, конструктивной, игровой деятельности.



Театр

Цель: Повышать культуру средствами театрального искусства.

Задачи: - Познакомить с театральной деятельностью родного города.

- Формировать и обогащать представления о театре и жанрах театрального искусства.

- Обучать технике инсценировки и творческой импровизации.

- Создавать условия для детской театрализованной деятельности.



Музей

Цель: Приобщать к музейной культуре.

Задачи: - Познакомить с музеями нашего города.

- Учить бережно относиться к культурным ценностям и соблюдать правила поведения в музее.

- Создать условия для отражения впечатлений от посещения музея в разных видах деятельности

- Стимулировать к повторным посещениям музеев и выставок.



Музыка

Цель: Развивать эмоциональный отклик в процессе ознакомления с музыкальной культурой Татарстана.

Задачи: - Воспитывать любовь к родному краю на основе музыкального фольклора.

- Знакомить с разными жанрами народного творчества (сказки, песенки, хороводы, пословицы, игры), с творчеством композиторов Татарстана.



Живопись

Цель: Приобщать к живописи на основе произведений региональных мастеров.

Задачи: - Развивать интерес к искусству художников Бугульмы и Татарстана.

- Учить понимать содержание картин.

- Воспитывать умение эстетически переживать и наслаждаться красотой авторских произведений.

- Активизировать интерес к профессии художника.



Литература

Цель: Формировать интерес к творчеству писателей Поволжья.

Задачи: - Знакомить с жизнью и творчеством татарских писателей и писателей Поволжья

- Развивать устную речь и активизировать речь через чтение книг, прослушивание магнитофонных записей, сбор иллюстрированного материала.


Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.



При повышении качества дошкольного образования особая роль принадлежит законам Республики Татарстан «О языках народов РТ», «Об образовании», в которых подчеркивается необходимость обучения родному языку в дошкольных учреждениях, акцентируется внимание на его образовательный и воспитательный потенциал, на создание необходимых условий для дальнейшего развития национального языка и культуры. Кроме того, расширение сферы функционирования татарского языка сопровождается повышением интереса к его истории, национальной культуре, традициям и обычаям татарского народа.
Методические пособия, используемые в педагогическом процессе детского сада.



автор,

Название программы, год издания,

1

Ф.Ф.Харисов, Ч.М.Харисова

Учимся говорить по-татарски, 1992г.

2

К.В.Закирова, С.М.Гаффарова

Татарский язык в детском саду (методическое пособие), 1997г.

3

К.В.Закирова, Р.А.Бурганова

Программа воспитания и обучения в детском саду (на татарском языке), 2000г.

4

К.В.Закирова

«Золотой ключик» Хрестоматия, 2000г.

5

Р.К.Шаехова

Раз-словечко, два-словечко, 2002г.

6

К.В.Закирова

Встаньте, дети, встаньте в круг!, 2003г.

7

Г.З.Гарафиева

Детские праздники. Методическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей (на татарском языке), 2003г.

8

К.В.Закирова, Р.А.Кадырова

Нравственное воспитание в детском саду и семье, 2004г.

9

К.В.Закирова, Р.А.Кадырова

Воспитание нравственности у детей в семье и детском саду (методическое пособие), 2004г.

10

Р.А.Бурганова

Системный подход к управлению качеством дошкольного образования, 2004г.

11

Р.А.Бурганова, Ф.М.Хисамова

Малыши изучают татарский язык, Пособие для воспитателей детских садов (на татарском языке), 2005г.

12

К.В.Закирова

Игры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре детских садов (на татарском языке), 2005г.

13

К.В.Закирова, Р.А.Низамов

Программа по воспитанию нравственности в семье и детских садах. Для родителей и воспитателей детских садов, 2005г.

14

К.В. Закирова, Р.А. Бурганова,

Галиева Г.З.



Воспитание и обучение в детском саду (национально-региональный компонент программы), 2009г.

15

Ф.М.Зиннурова

Говорю на родном языке. Методическое пособие для логопедов, воспитателей и учителей (на татарском языке), 2009г.

16

К.В.Закирова

На поляне детства. Хрестоматия, 2011г.

17

Н.Р.Мирхазова

Моя семья-мое счастье. Методическое пособие по моральному воспитанию в дошкольных детских учреждениях (на татарском языке), 2011г.

Национальное образование – это важнейший институт сохранения языка, традиций, культуры, обычаев татарского народа. Воспитательно-образовательная работа ведётся в соответствии с Законом «О языках народов Республики Татарстан». Татарский язык в учреждении изучается в объеме, предусмотренном базисным планом общеобразовательных учреждений РТ. Учебные занятия проводятся в кабинетах татарского языка, которые оснащены дидактическим материалом, наглядными и интерактивными средствами обучения.

Сотрудничество с родителями по данному направлению имеет существенное значение. Отношения с родителями строятся на основе партнерства, развивается тесное взаимодействие с семьей, включающее в себя следующее: установление с родителями деловых контактов, общей позиции по отношению воспитания ребенка, создание условий для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада; обеспечение родителей психолого-педагогической информацией об особенностях развития, воспитания детей дошкольного возраста, совместное наблюдение за динамикой развития ребенка.




Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница