«Принципы управления»



Дата22.02.2016
Размер34.8 Kb.
Изучить темы:

Методы управления

Принципы управления

Выполнить практическую работу на тему «Принципы управления»

Методы управления.

Реализация рассмотренных ранее функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Метод – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

В системе методов управления существует 3 группы методов:



  • Экономические;

  • Административные (организационно-распорядительного, дисциплинарного и правого воздействия).

  • Социально-психологические.

Каждый из этих методов управления направлен на удовлетворение потребностей человека. Экономические методы удовлетворяют фундаментальные (материальные) потребности. Административные – потребности безопасности, защищенности. Социально-психологические – потребности общения, признания, уважения, самовыражения (духовная потребность). Поскольку у человека существуют все эти потребности, то и все методы воздействия должны использоваться комплексно. Приоритет в выборе того или иного метода, зависит от конкретной политической, экономической ситуации, в которой находится страна и конкретная организация.
Экономические методы управления – это методы, основанные на экономических интересах организации и материальной заинтересованности работников.

Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства. Экономические методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, основаны на использовании экономического механизма управления. Экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. При рыночных отношениях существует возможность поставить каждого работника и каждый коллектив в такие экономические условия, при которых появляется возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными.

Один из экономических методов управления – хозрасчет. Что это такое?

В слове «хозрасчет» две составляющие: «хозяйственный» и «расчет». Главный смысл здесь заключен в первой части слова – «хоз», а «расчет» играет второстепенную, хотя и важную роль. Слово «хозяйственный» в наши дни приобрело совершенно новый смысл, связанный с понятием «хозяин». Ибо полный хозрасчет – это, прежде всего механизм относительной экономической и управленческой самостоятельности предприятия. Независимость, чувство полного хозяина – вот, что рождает глубокую, кровную заинтересованность работника в конечном результате труда.

Полный хозрасчет в сочетании с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляется за счет средств, заработанных трудовым коллективом. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной при реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием. В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности становится прибыль или доход. После того как часть прибыли или дохода будет выплачена по обязательствам предприятия в бюджет страны, банкам и вышестоящим органам управления, все что останется, поступает в полное распоряжение собственника и расходуется на развитие производства, оплату труда и социальные нужды.

Финансирование и кредитование. Ну, прежде всего, нужно сказать о финансах. Финансы нужны предприятию для его производственного и социального развития. Деньги дают предприятию возможность заработать еще большие деньги, т.е. получить прибыль (доход). Именно получение прибыли позволяет судить о том, нужную ли для общества работу делает данный завод или фабрика, эффективно и экономно ли его производство.

Важным новшеством, рожденным перестройкой, является постановка финансовых отношений между предприятием и государством на твердую, долговременную нормативную базу. Появление стабильных нормативов дает предприятию гарантию, что получаемый им за счет собственного хорошего труда дополнительный доход не будет изыматься или передаваться другим предприятиям. Вместе с тем, финансовая самостоятельность означает и то, что возмещение убытков, причиненных предприятием государству и другим организациям, придется теперь делать исключительно за собственный счет.

Для того чтобы строить финансовые отношения нужно, прежде всего, эти деньги иметь. Источником денежных средств является доход предприятия от реализации товаров и услуг. Однако этого дохода, особенно на первых порах, в начале деятельности, может оказаться недостаточно для того, чтобы развивать производство, ускорять научно-технический прогресс, строить жилье для работающих. В этом случае приходится деньги брать взаймы – получать кредит. До недавнего времени кредитные отношения в нашей стране не были развиты. Действовала своеобразная карточная система: важно было не столько заработать деньги, сколько «выбить» фонды – карточки на получение необходимых материальных и трудовых ресурсов. Наличие денег в банке на счету еще не означало, что на них можно приобрести нужное предприятию дефицитное оборудование, материалы, сырье, рабочую силу.

В условиях полного хозрасчета и самофинансирования кредит начинает реализовывать свои возможности: на кредитные деньги можно многое сделать, не ожидая появления своих средств. Но для того, чтобы кредит стал действенным рычагом экономического управления, он должен обрести свои главные качества: обеспеченность (выдача ссуды под залог имущества предприятия или его гаранта), целевой характер (кредит должен работать на конкретную цель), срочность (давать не навсегда, а на срок), возвратность (использовал – верни), платность (процент под ссуду).

Регулируя выдачу ссуд под различный процент, государство получает возможность оказывать помощь предприятиям, помогая им становиться на ноги, экономическим путем направлять их деятельность в нужное русло, стимулировать выпуск тех видов продукции, оказания тех услуг, которые сегодня нужны стране и ее населению.



Административные методы. Эти методы сегодня утратили роль главного рычага управления производством и заняли подчиненное, обеспечивающее положение по отношению к вышедшим на передний план методам экономическим. Однако использование только экономических методов не является достаточным. Целый ряд управленческих задач требует организационно-распорядительных действий руководителя, т.е. может быть решен только административным путем.

Административные методы опираются в основном на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект, через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. Административные методы ориентированы на такие мотивы, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности.

Административные методы управления включают следующие методы:


  1. Методы организационного воздействия;

  2. Методы распорядительного воздействия;

  3. Методы дисциплинарного воздействия;

  4. Методы правового воздействия.

Методы организационного воздействия имеют целью создание организационной основы совместной работы и включают:

организационное регламентирование – это наиболее жесткая форма административного воздействия. Она выражается в разработке и реализации организационных документов, определяющих порядок управления предприятием: Положение о данном предприятии, структура управления предприятием, штатное расписание и должностные инструкции, положения определяющие внутренний порядок работы и т.д.

организационное нормирование. Оно заключается в разработке и реализации норм (т.е. правил) и нормативов (количественного выражения этих норм), устанавливающих границы деятельности предприятия. На промышленных предприятиях действует большое количество нормативов, включающие качественно-технические нормативы, трудовые нормативы, нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (тарифные ставки, % премий, нормы расхода сырья, нормы времени, нормы выработки и т.д.). Особое значение имеют нормирование информации, т. к. ее поток, объемы постоянно возрастают.

организационно-методическое инструктирование. Оно сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациями по их преодолению. Кроме того, оно выражается в разработке инструкций, методических рекомендаций, инструкционных карт. Это наиболее мягкая форма административного воздействия.

организационное стимулирование – продвижение по служебной лестнице.

Методы распорядительного воздействия, их цель повседневное оперативное обеспечение слаженной работы. Они включают:

Отдача приказов и распоряжений. Приказы отдаются первыми руководителями и как правило в письменной форме. Распоряжения отдаются вторыми руководителями (заместителями), могут быть в письменном или устном виде. Оно может быть обжаловано у первого руководителя;

Постановка задачи;

Инструктаж подчиненных;

Координация работы и контроль за их исполнением.

Методы дисциплинарного воздействия, они устанавливают ответственность и ее практическую реализацию.

Административная (выговор, понижение в должности, увольнение);

Моральная ответственность – ответственность перед коллективом;

Материальная ответственность. Материально-ответственные лица заключают договор о материальной ответственности с администрацией, на основании которой возмещают ущерб;

Уголовная ответственность.

Методы правового воздействия. Они обеспечивают применение средств правового воздействия на общественные отношения. Они имеют целью соблюдение законности в отношениях. К ним относятся:

Законы государства (трудовой кодекс, гражданский кодекс);

Хозяйственные договора;

Решения, положения, инструкции, разработанные внутри организации.


Социально-психологические методы.

Для того чтобы заработали экономические методы, нужно, во-первых, знать, при каких условиях человек станет работать хорошо, и, во-вторых, нужно создать эти условия. Изучением мотивов поведения людей, в том числе в процессе труда, занимается социальная психология. Социально-психологические методы основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказании воздействия на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.



Социально-психологические методы – это система воздействия на людей, через их социальные потребности и интересы, и психологические особенности личности.

Социальные методы – это конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, возникающие внутри него.

Психологические методы – это методы, основанные на изучении психологических особенностей людей и использовании этих результатов в управлении.

Социально-психологическим, воспитательным методам управления во многом обязана своими успехами в 70-80-х годах прошлого века японская промышленность, они составляют, по сути, основу так называемого «японского опыта». Исходным моментом системы управления на современных японских предприятиях является тщательное изучение мотивов трудовой деятельности всех работающих, создание таких условий, при которых каждый из них на всем протяжении этой деятельности, был бы кровно заинтересован в конечном результате работы предприятия, т.е. в первую очередь – в качестве продукции. Отсюда – практика «пожизненного найма» рабочих на ряде заводов и участие персонала в прибылях предприятия, и личная ответственность за качество продукции, и продуманная система материального и морального стимулирования, включающая не только зарплату, но и получение жилья, пенсий и т.д.

Быстрое совершенствование методов управления характерно сегодня не только для Японии.

Среди социально-психологических, воспитательных методов управления исходным является выявление и учет психологических особенностей каждого члена трудового коллектива, а также поведение всего коллектива в целом. Эта работа должна проводиться каждым руководителем как самостоятельно, так и с привлечением специалистов – социологов и психологов. Здесь должны широко использоваться такие способы анализа, как анкетирование, тестирование, наблюдения, опросы.

Целый ряд социально-психологических методов прямо или косвенно направлен на повышение творческой активности и инициативы всех, работающих на предприятии. Это развертывание и всемерное поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие традиций и обычаев данного предприятия. Интересные примеры широкого и результативного использования таких методов дает японская промышленность. Иностранные наблюдатели отмечают, что для любого работника там характерны чрезвычайная привязанность к своему предприятию, заинтересованность в его делах, гордость за получаемые конечные результаты деятельности. Японский рабочий или инженер, представляясь (даже в неслужебной обстановке), прежде чем назвать свое имя и фамилию, называет предприятие, на котором работает.

К этой же группе социально-психологических, воспитательных методов относится установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы и рациональное использование различных форм коллективного и индивидуального морального стимулирования. Здесь тоже не следует пренебрегать интересным зарубежным опытом. Например, одна крупная американская фирма, производящая компьютеры, в своем главном здании на огромном стенде поместила… фотографии всего многотысячного персонала предприятия. Смысл этой своеобразной «Доски почета» ясен: сам факт работы на нашем предприятии – почетен.

В последние годы в нашей стране все большее значение приобретает такая интересная и весьма результативная форма социально-психологического управления, как планирование социального развития трудового коллектива. К сожалению, увлекшись масштабами, мы отошли от главного объекта социального планирования – отдельного человека.

Очень приятно, конечно, узнать о планах ввода миллионов квадратных метров жилья в стране. Но для каждого из нас, согласитесь, значительно важнее не эти миллионы, а те немногие метры, которые мы мечтаем получить для нормальной жизни. Необходимо опустить социальное планирование до уровня каждого отдельного человека, связав его с трудовым вкладом работающего. Целью такого планирования должно стать предоставление работнику четкой перспективной программы его личного материального и культурного развития, улучшения условий жизни. В идеале трудящийся должен знать, когда он (конечно, при условии хорошей работы) получит (купит) жилье (какое и где), повысит свою квалификацию, будет переведен на высшую, лучше оплачиваемую должность, получит (купит) путевку в туристическую поездку и в санаторий и т.д. Социальное планирование, помимо большей определенности, должно быть демократичным, открытым, гласным.



1. Социальные методы:

  • Социальное регулирование – это создание благоприятных отношений в коллективе, повышение социально-производственной активности через обмен опытом новаторства, наставничества, чествования ветеранов, смотры конкурсы.

  • Социальное нормирование – установление правил внутреннего распорядка, кодекса рабочей чести, установление в коллективе наиболее прогрессивных социально-моральных и этических норм.

  • Социальное планирование – это планирование социальной сферы, т.е. обеспечение детскими учреждениями, жильем, базами отдыха, путевками, повышение квалификации работников, повышение уровня жизни.

  • Моральное стимулирование – стимулирование коллективной и личной инициативы, стимулирование интереса к труду.


2. Психологические методы:

  • Формирование и развитие межличностных отношений – направлены на поддержание на оптимальном уровне состояния межличностных отношений в коллективе с учетом психологической совместимости и предотвращения конфликтных ситуаций в коллективе.

  • Гуманизация труда – к этим методам относятся: стиль руководства, культура управления, этика руководителя.

  • Профотбор и обучение – направлены на то, чтобы психологические характеристики личности соответствовали выполняемой работы.

  • Изучение психологических особенностей – изучение с помощью анкетирования, тестирования, интервью, с помощью наблюдения, эксперимента.

  • Тонизирующие методы – к ним относится метод медитации. Медитация – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности.


ТЕМА: ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ.
Принципы управления – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Принципы управления Анри Файоля.


  1. Разделение труда – специализация работ для эффективного использования труда работающего.

  2. Полномочия и ответственность – делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы.

  3. Дисциплина – Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины.

  4. Единоначалие – получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником.

  5. Единство действий – объединение действий с одинаковой целью группы и работа по единому плану.

  6. Подчиненность личных интересов – преимущество интересов организации перед личными интересами.

  7. Вознаграждение – получение работниками справедливого вознаграждения за работу.

  8. Централизация – достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией.

  9. Скалярная цепь – передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд («цепь начальников»).

  10. Порядок – рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.

  11. Справедливость – справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи.

  12. Стабильность персонала – установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу.

  13. Инициатива – поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ.

  14. Корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации («в единении – сила»)



Принципы управления нашего времени.


  1. Лояльность к работающим.

  2. Ответственность, как обязательное условие успешного менеджмента.

  3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

  4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.

  5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

  6. Своевременная реакция на изменение в окружающей среде.

  7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

  8. Непосредственное участие менеджера в работе групп на всех этапах, как условие согласованной работы.

  9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.д.

  10. Этика бизнеса.

  11. Честность и доверие к людям.

  12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведение, контроль ресурсов, персонал.

  13. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.

  14. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Тема: «Принципы управления»

Цель: Научиться использовать принципы управления в различных ситуациях.

Материалы и пособия к работе:

  • методические указания к работе

Ход работы:

  1. Повторить теоретический материал

  2. На основе исходных данных выполнить группировку принципов управления.

  3. Определить требования, каких принципов не соблюдаются в определенных ситуациях

  4. Определить каким принципам соответствуют перечисленные ниже пословицы (за основу взять системы принципов Эмерсона и Файоля).

  5. Сделать вывод по проделанной работе


Приницы Гарингтон Эмерсона
1. Четко поставленные цели производства и четко обозначенные задачи персонала.
2. Здравый смысл.

3. Компетентная консультация.


4. Дисциплина.
5. Справедливое отношение к персоналу, выражающееся в идее «лучше работаешь — лучше живешь

6. Обратная связь.


7. Порядок и планирование работы.
8. Нормы и расписания.
9. Нормализация условий.
10. Нормирование операций.
11. Письменные стандартные инструкции.
12. Вознаграждение за производительность.
Задание 1. Группировка принципов управления

Исходя из принятой классификации принципов управления, необходимо сгруппировать их в следующие группы:



  1. государственно-политические и хозяйственные;

  2. организационные;

  3. экономические;

  4. социально-психологические;

  5. технические;

  6. психофизиологические.


Исходные данные

Перечень принципов управления:



  1. способность руководить;

  2. принцип иерархичности;

  3. единство личной и коллективной заинтересованности;

  4. умение обучать и развивать подчиненных;

  5. полномочия и ответственность;

  6. единство действий;

  7. широта использования технических средств;

  8. психологическая совместимость;

  9. материальное и моральное стимулирование труда;

  10. сочетание политического и хозяйственного руководства;

  11. способность выдерживать продолжительные умственные нагрузки;

  12. хозрасчетные отношения между структурными подразделениями управления;

  13. единоначалие и коллегиальность;

  14. демократический централизм;

  15. отраслевой и территориальный подход;

  16. способность управлять собой;

  17. подбор и расстановка персонала;

  18. комплексный и системный подход;

  19. терпимость и гуманное отношение;

  20. контроль и проверка исполнения;

  21. обязательность планирования принимаемых решений;

  22. научность и широкое использование передового опыта;

  23. критика и самокритика;

  24. разделение, и специализация труда;

  25. единство действий;

  26. дисциплина;

  27. ведущая роль государства в решении отдельных задач;

  28. физическое и умственное состояние;

  29. стабильность персонала;

  30. экономичность и эффективность;

  31. точность;

  32. порядочность;

  33. справедливость;

  34. коммуникабельность;

  35. народнохозяйственный подход при построении систем управления;

  36. согласованность действий;

  37. лояльность;

  38. инициативность.


Задание 2. Требования, каких принципов не соблюдаются в следующих ситуациях

  1. Подчиненный получает указания от двух руководителей

  2. На предприятии плохо поставлена работа по развитию творческой инициативы работников

  3. Отличившихся работников премируют за результаты труда с большим опозданием

  4. Работники, получившие премию, не знают, за что они были премированы

  5. На предприятие на должности руководителей иногда назначают специалистов без должной проверки их деловых и личных качеств

  6. Контроль исполнения принятых решений осуществляется руководителями эпизодически

  7. Виновные в нарушении сроков исполнения решений не несут никакой ответственности


Задание 3

Каким принципам соответствуют следующие пословицы (за основу взять системы принципов Эмерсона и Файоля):

  • Всем сестрам по серьгам.

  • Всему свое время.

  • Всяк сверчок знай свой шесток.

  • Дорога ложка к обеду.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

  • Не зная броду, не суйся в воду.

  • Не подмажешь — не поедешь.

  • Один в поле не воин.

  • Поперек батьки в пекло не суйся.

  • Под лежачий камень вода не течет.

  • Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Старый друг лучше новых двух.

  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

  • Дурная голова ногам покоя не дает.

  • Один за всех, все за одного.

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  • Семеро одного не ждут.

  • Сказано — сделано.

  • Соловья баснями не кормят.

  • Час упустишь, годом не наверстаешь,

  • Уговор дороже денег.

Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница